Митрополит Керкирский, Паксийский и Диапонтийских островов Нектарий
Мы живем в эпоху, которая характеризуется резким и быстрым переходом от диктатуры здравоохранения, установленной во время пандемии, к новой форме электронного тоталитаризма, где человек подвергается угрозе полного обезличивания. Этот феномен не является просто политическим или социальным. По сути, речь идет о глубокой богословской проблеме. Духовная жизнь, свобода личности и возможность человека жить в общении с Богом находятся под угрозой этого нового режима, который, несмотря на все технологические прикрытия, является ни чем иным, как новой формой порабощения.
В период пандемии был введен строгий режим контроля,
основанный на иллюзии, что государство может гарантировать здоровье и спасение
человека с помощью ограничений, запретов и массовой изоляции. Впервые в
новейшей истории был запрещен доступ в храмы, участие верующих в таинствах,
полноценная жизнь Церкви. Человек, как внутри, так и вне храма, рассматривался
как источник опасности, а общество превратилось в пространство тотального
контроля, подозрительности и изоляции.
Этот опыт не был случайным. Он стал прообразом новой
реальности: электронной диктатуры, где логика тотального контроля теперь
применяется ко всем аспектам жизни. Так называемое «цифровое государство» не
создано для того, чтобы служить гражданину; оно создано для того, чтобы
ограничивать его, контролировать, следить за ним и, в конечном итоге,
манипулировать им. Человек превращается в номер, в набор данных, в
статистику. Он теряет свое обличье. И это самое трагичное из всего.
Современные угрозы свободе больше не сводятся к
политическим режимам, основанным на насилии, но проникают более тонким и
всеобъемлющим образом в саму структуру человеческого бытия под маской комфорта,
технологий и информации; таким образом, человек становится предсказуемым и
контролируемым благодаря постоянному сбору биометрических и психологических
данных. Искусственный интеллект и алгоритмы берут на себя задачу познать
человека лучше, чем он сам знает себя. Речь идет о «внутреннем контроле», при
котором свобода воли отменяется не путем принуждения, а путем программирования
и подчинения.
Однако православное богословие воспринимает человека
не как биологическую или социальную единицу, а как неповторимое и уникальное
существо. Святитель Григорий Богослов пишет, что смысл человеческой жизни
состоит в соединении с Богом. Человеческая личность — это не просто набор
физических или психологических характеристик; она раскрывается в свободном и
осознанном взаимодействии с Божественным. Человек становится полноценной
личностью только тогда, когда он преодолевает свой эгоизм и вступает в общение
с Богом, основанное на любви и свободе.
Именно эту свободу призвана защищать Церковь сегодня.
Потому что, как подчеркивает святитель Афанасий Великий, «Бог не сотворил
человека рабом, но свободным»; а преподобный Максим Исповедник добавляет:
«Свобода человека есть действие Божественного закона в мире». Когда же человек
теряет возможность выбирать, исповедовать истину, жить по совести, тогда под
угрозой оказывается не только его политическая свобода, но и его спасение.
Свобода с точки зрения богословия — это не какое-то
отвлеченное понятие. Это условие, необходимое для участия человека в таинстве
обожения. Этому понятию чуждо безличное, массовое, цифровое управление людьми.
Потому что Бог спасает не «группы» или «совокупности» людей, а каждого отдельно
взятого человека; Он обращается к людям не по номерам, а по имени. Сам Христос
говорит: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10,
14). В этом знании присутствуют взаимоотношения, присутствует уважение и присутствует
личная любовь.
На другом полюсе находится тоталитаризм, будь то в медицинской или цифровой сфере, который
стремится уничтожить нашу связь с Богом. Превращение человека в бездушный
элемент системы ведет к угасанию его духовной жизни, подчинению сознания
внешнему контролю и полной потере свободы. Пророческий голос отцов
предупреждает: «Истина так же несовместима с ложью, как и свобода с
принуждением» (прп. Иустин Попович).
Современные социологические исследования власти и
контроля демонстрируют, что каждая социальная система формирует механизмы
власти, которые подчиняют себе тело и разум человека, часто незаметно для него
самого. В отличие от прошлых времен, когда контроль опирался на физическое
насилие, современное управление осуществляется через невидимые и
технологические механизмы. Эти средства делают граждан полностью прозрачными
для государства, но при этом стирают их индивидуальность. Главной целью
становится «управление населением», а не забота о благополучии каждого
человека.
Современный контроль переместился внутрь человека,
став частью его самого. Люди теперь сами учатся управлять собой, чтобы
соответствовать требованиям системы, без внешнего принуждения. Христианство же
предлагает совершенно иной подход: оно призывает не к самоцензуре или
ограничению, а к искреннему покаянию; не к пассивному подчинению, а к активному
внутреннему преображению; не к формальному, механическому послушанию, а к
осознанному и живому единению с волей Божией.
Церковь обязана отстаивать свободу верующих. Она не
может согласиться с тотальным внедрением цифрового учета, который объединяет
все личные данные в единую цифровую систему. Недопустимо, чтобы
государственные органы имели доступ к данным о банковских счетах, состоянии
здоровья, налоговом статусе и вероисповедании каждого человека, а также могли
управлять его жизнью на основе этой информации. Это не просто
технологический прогресс. Это уничтожение личной независимости, свободы выбора
и духовной идентичности.
Демократия, некогда основанная на свободе и
равенстве, постепенно уступает место тоталитарным тенденциям, как мягким, так и
жестким. Это происходит из-за отсутствия реального контроля и подотчетности
власти. Общество лишено возможности участвовать в принятии решений через диалог;
законы принимаются без учета моральных убеждений граждан, а Церковь рассматривают
не как тело Христово, но как инструмент государственного регулирования.
Церковь призвана противостоять обезличиванию
человека, превращению его в номер. Она не имеет права мириться с системой,
которая, прикрываясь прогрессом, посягает на свободу, подчиняет себе человека и
разрушает его духовную сущность. Церковь не может смириться с технократическим
подходом, который исключает Бога из сферы общественной жизни. Писание
предупреждает: «Наступят времена тяжкие» (2 Тим. 3, 1). Это время уже
наступило. Церковь должна стоять на страже истины и свободы, а не пассивно
наблюдать за ходом истории.
Святитель Иоанн Златоуст учит, что Церковь является «всеобщей
лечебницей» не только для душ, но и для обществ. Сегодня общество больно, и его
болезнь носит экзистенциальный и духовный характер. Оно движется к состоянию тотального
нигилизма, где технологии подменяют моральные принципы, а обилие информации
вытесняет мудрость и веру. В этих условиях Церковь должна напоминать, что
подлинное общество невозможно без Бога, и что любое насилие, разрывающее личную
связь человека с Творцом, разрушительно для души.
В то время как социология контроля стремится к «нормализации»
— формированию стандартизированного и предсказуемого
поведения, делающего индивидов легко заменяемыми, Церковь предлагает альтернативу.
Она провозглашает свободу Духа, аскетику — как сопротивление попранию
добродетелей; святость — как преодоление греховного влияния міра, навязываемого человеку извне. Это глубокое противостояние имеет ключевое
значение: речь идет не о формальных административных решениях, а о настоящей духовной
борьбе.
Как епископ Церкви, я полагаю, что мой долг — не
только наблюдать за происходящим, но и открыто заявлять о своей позиции. Мы не
можем допустить, чтобы человек превратился в безликий номер, чтобы его
повсеместно регистрировали в цифровом виде и подчиняли требованиям бездушной
тоталитарной системы, чуждой Богу и подавляющей человеческую личность. Из
Священного Писания мы знаем, что «наступят времена тяжкие» (2 Тим. 3, 1).
Мы не имеем права молчать перед лицом надвигающихся бедствий.
Церковь призвана быть Ковчегом свободы, выступая
против всякого посягательства на человеческое достоинство и, как следствие, на устои
общества. Ей надлежит вновь возвестить о бесценности человека, созданного по
образу Божию, оберегать святость его свободы и напомнить всем, что истинное
спасение обретается не через алгоритмы и машинное обучение, а исключительно в
единении со Христом.
Настало время пробуждения. Настало время исповедания веры.
Источник:
https://imcorfu.gr/apo-tin-diktatoria-tis-pandimias-stin-ilektroniki-diktatoria/
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!