Память: 24 декабря / 6 января
В истории Православной Церкви известно множество случаев, когда Господь, желающий «всем спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4), осенял Своей благодатью людей, исповедующих другие религии, чтобы они узрели свет Истины и обрели спасение. Бывали среди них и мусульмане. Пример такого обращения ко Христу — святой новомученик Ахмет Калфа, которого также именуют святой Ахмет Каллиграф. С его удивительным житием вы можете ознакомиться ниже.
***
Ахмет
жил в Константинополе в 17-м веке и занимал значимый государственный
пост. Он служил вторым писарем (каллиграфом) в канцелярии султана. Будучи в
силу своей должности лицом, приближенным к султану, он обладал многочисленными
привилегиями и, по сути, был одним из самых именитых и влиятельных людей в
столице Османского государства. Он не только пользовался почтением и уважением
жителей города, но и был весьма богат. По происхождению Ахмет был турок-мусульманин.
Ахмет
не был женат, но у него в доме жили две рабыни, обе — православные христианки
из России. Одна из них была юной и красивой, она была наложницей Ахмета. А
вторая, пожилого возраста, убирала и готовила в доме. Они были из числа тех
многочисленных пленниц, которых мусульмане захватили во время Первой
русско-турецкой войны (1682-1725), а затем разделили между
высокопоставленными гражданами Османской империи. Все это разрешено по мусульманским
законам, ведь Коран позволяет брать в рабство жен и дочерей врагов, одних
помещая в гарем как наложниц, а других делая прислугой мусульман-победителей. Наложницы
и рабыни считаются «даром Аллаха» для тех, кто участвует в войне против
«неверных».
По
большим церковным праздникам верующая старушка, рабыня Ахмета, уходила в город
на службу. Ахмету было известно, что она ходит в церковь, но он смотрел на это
сквозь пальцы, видимо, в силу её почтенного возраста. Его молодая наложница
боялась попросить его выйти в город или отлучиться из гарема тайно, потому что
такая отлучка могла стоить ей жизни. Но в целом надо сказать, что Ахмет достаточно
хорошо относился и к пожилой рабыне, и к наложнице.
Старушка
тайно приносила из храма антидор и давала его своей юной соотечественнице, которая
вкушала его с большим благоговением. Также она часто приносила ей святую воду. Однажды
в день какого-то праздника Ахмет подошел к своей наложнице и почувствовал, что
из её уст исходит дивное благоухание. Он изумленно спросил: «Что ты ела? Что
это за прекрасный и неописуемый аромат?». Она сначала не поняла, что он имеет в
виду, но потом сказала ему, что не ела ничего, кроме антидора из церкви.
Ахмет был
весьма озадачен услышанным. В голове его роем кружились вопросы, на которые он
не мог найти ответ. Возможно ли, чтобы у тех, кого мусульмане называют
«идолопоклонниками» и «неверными», происходили такие удивительные и необъяснимые
вещи?
«Наша
вера — живая, — ответила
ему она. — Мы, христиане, веруем в Господа Иисуса Христа. Это Сын Божий,
Который сошёл с небес и стал человеком, чтобы спасти нас от греха. Во время Своей
жизни на земле Он сотворил множество чудес. А самое главное, что ты должен
запомнить — это то, что из любви к нам, грешным, Он был несправедливо распят
иудеями и на третий день воскрес. Его Воскресение —
это величайшее событие в истории человечества. Для нас, православных христиан,
силою Христовой чудеса продолжаются и сегодня. Всё возможно в нашем Господе
Иисусе!
Есть ещё
и другое чудо, которые ты можешь увидеть своими глазами. Вода, которую мы
приносим из церкви, — это освященная, святая вода. Она не меняется и не
портится в течение многих лет после освящения. Мы обычно храним ее в святом
углу и пьем, во очищение души и тела».
Ахмет
думал об услышанном и днем, и ночью, и в его душе родилось горячее желание
сходить в православный храм, чтобы посмотреть на службу своими глазами. Его
душу посетила Божественная благодать, ведущая его ко спасению… Однажды в
воскресенье он решил пойти в одну из константинопольских церквей. Он снял турецкую
одежду и переоделся в одежду, которую обыкновенно носили православные греки
(ромеи), после чего отправился в патриарший храм, чтобы тайно понаблюдать за
Божественной литургией.
Как
только он вошел в храм, то почувствовал неизъяснимую радость. Он внимательно
наблюдал за каждым моментом литургии. Во время Великого входа произошло
неожиданное и чудесное явление. Он увидел, что священник, несущий Святые Дары,
ступает не по земле, а по воздуху, и всё тело его сияет! Затем, когда Патриарх
благословлял народ, от его рук исходили лучи света, которые направлялись на
головы всех христиан, стоявших в церкви. Но ни один из этих лучей не попал на
Ахмета! Он неожиданно осознал, что этот свет был божественного происхождения и
что он был лишен этого света по причине другой веры.
Это открытие
глубоко взволновало его. Он готов был всё отдать, чтобы стать одним из христиан
и быть причастным такой же благодати! У него не было ни малейших сомнений, что
христианство — вера истинная, а сам он раньше пребывал в заблуждении. Домой он
вернулся другим человеком. Его лицо светилось от радости.
«Ты
была права! Христианская вера — истинная! Это вера живая! Я был поражен тем, что увидел сегодня в храме!».
Взволнованный,
он рассказал ей о том удивительном Свете, который увидел во время Божественной
литургии, и попросил её больше рассказать ему о Христе.
«Я не
хочу больше оставаться во тьме, — продолжил он. — Я увидел
свет истинный! Теперь-то я верю во все, что ты мне говорила! И я верую во
Христа! Помоги мне, Христе, быть всегда с Тобою! Помилуй меня за все мои многие
прегрешения! Благодарю Тебя, Господи, за явленное мне чудо от всей своей
души!».
Они
долго ещё беседовали о Христе, а потом Ахмет отправился в храм и попросил
священника покрестить его. Видя его искреннее покаяние и горячее желание стать
христианином, священник совершил Таинство Святого Крещения.
Вскоре
после этого Ахмет причастился Святых Христовых Таин! И теперь он тоже мог
вкушать антидор и святую воду, что доставляло ему несказанную радость.
Произошедшие
с ним изменения не могли укрыться от глаз его сослуживцев в Сарае. В один
благословенный день (который стал для Ахмета началом исповедничества и
мученичества) на одном собрании богатые константинопольские вельможи-мусульмане
стали спорить, что превыше всего. Когда же очередь дошла до Ахмета, и спросили
его мнения, он неожиданно для всех громко объявил:
-
Превыше всего вера христианская.
- Уж не
христианин ли ты? —
спросил с улыбкой один из сидящих.
- Да, я
христианин, —
медленно, спокойно и внятно ответил Ахмет и улыбка сползла с лица
вопрошавшего...
Это признание
поразило его бывших единоверцев. А Ахмет, нимало не испугавшись их разъяренного
вида, начал без всякого страха обличать ложь и заблуждения магометанства.
Третий
каллиграф, который давно метил на место Ахмета, немедленно доложил главному визирю, что Ахмет хулит ислам. Тот сообщил об этом страже. Ахмета арестовали
и доставили в суд. В суде Ахмет подтвердил, что он принял христианскую веру.
Надеясь привлечь ко Христу и судью, и других мусульман, находившихся в суде,
Ахмет рассказал им о тех чудесах, которые способствовали его обращению в веру
Христову.
Естественно,
эта смелая речь возмутила судью. Он приказал посадить Ахмета в темницу, где его
не кормили целую неделю. Ахмет принял свое заточение с радостью и мужественно
претерпевал мучения от голода и жажды. В тюрьме он днем и ночью молился Христу,
прося Господа укрепить его во время мучений.
Затем
его снова доставили в суд, где от него ожидали покаяния и возвращения в ислам. Но
Ахмет еще раз исповедовал свою веру во Христа. Когда судья спросил его, не
надоело ли ему терпеть голод и жажду, он ответил, что строгий пост в тюремной
камере был ему даже полезен: он помог ему в очищении от страстей и открыл ему прежде
неведомые таинства христианской веры. Это временное злострадание еще больше
укрепило его веру в Христа!
Разгневанный
судья отправил его на разговор к султану. Но и перед лицом грозного правителя
святой оставался непреклонен. Султан приказал его обезглавить. Мученик Христов выслушал
приговор без малейшего волнения. Весь его облик был проникнут спокойствием, а
лицо светилось от радости. Палачи доставили его к месту казни. Он был
обезглавлен 3 мая 1682 года в селении под названием Каямбане-Бахче под
дикие крики и проклятия мусульман, пришедших посмотреть на казнь «преступника».
Палачи выбросили его тело на берег моря и приказали не предавать его земле. В
том месте, где лежали святые мощи мученика Христова, много дней сиял
преестественный Божественный свет!
Исповедание и добровольное мученичество Ахмета имело величайшее значение для православных греков, живших в то страшное время турецкого рабства. Нет никаких сомнений в том, что пример его мужества укрепил в вере многих теплохладных христиан и отвратил их от перехода в ислам.
Источники: https://tasthyras.wordpress.com/2020/12/24/άγιος-αχμέτ-ο-εξ-αγαρηνών/
https://web.archive.org/web/20160304204345/http://www.pigizois.net/agiologio/axmet.htm
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!