Преподобный Максим Грек, день памяти: 4 июля
Преподобный Максим Грек (1470-1556) последние пять
лет своей жизни провёл в обители Живоначальной Троицы, основанной преподобным
Сергием Радонежским.
Там его посетил царь Иоанн Грозный, который отправился
в паломничество к мощам преподобного Кирилла Белозерского вместе с царицей
Анастасией и маленьким царевичем Димитрием.
Преподобный Максим с большой настойчивостью и риском
для своей жизни пытался, но так и не смог убедить царя, чтобы вместо
паломничества он без промедления помог матерям, вдовам и сиротам бойцов, погибших
во время войны за освобождение Казани от татар.
Преподобный встретил царя со словами:
– Благодарю всемогущего Бога, царь Иоанн, что Он удостоил
меня увидеть тебя своими глазами, прежде чем я закрою их навсегда, когда
наступит мой смертный час. Да сохранит и да защитит тебя Господь, великий царь
православной державы! Если угодно душе твоей, прими и мое скромное
благословение.
– Для того-то я и пришел сюда, старец, чтобы получить твое благословение, — ответил царь. — И я, и царица, и маленький царевич, который еще в младенческих летах.

– Я узнал, что ты собираешься в
дальний путь. Правда ли это?
– Да, — ответил царь Иоанн. — Я
еду в Белозерск, чтобы поклониться святому Кириллу. Таков мой обет.
– Когда ты был тяжело болен, — обратился
к нему преподобный Максим, — я молился ко всем святым. Я молился и Ватопедской чудотворной
иконе Пресвятой Богородицы. Но я не ездил для этого в Ватопед! Я молился ей
отсюда, из своей кельи. И Богородица услышала меня...
Царь был удивлен. Не столько
слова, сколько сам тон, которым они были сказаны, внушили ему подозрения. Будучи
по природе очень наблюдательным, царь немедленно понял, что в услышанном
заключается какой-то тайный смысл и намек. Он спросил преподобного:
– А разве плохо, что я собираюсь
исполнить свой обет?
– Плохо, — без колебаний отвечал преподобный.
Иоанн еще больше удивился.
– Но я же еду поклониться святому
Кириллу в его монастырь!
– Царь Иоанн, когда ты должен
сделать большое доброе дело и не делаешь его, а вместо этого делаешь другое, значительно
меньшее, то считай, что ты делаешь не добро, а зло!.. Представь, что ты должен
пять золотых, а даешь один. Ты дал меньше, чем мог, и по-прежнему не
освободился от долга!
– Что я не отдаю? Какое великое
дело я прошел мимо?
– Благодарственная молитва к Богу имеет
большое значение, но есть и другой вид молитвы, когда ты благодаришь Бога
своими делами. И такая благодарность выше, чем первая. Сам Господь заповедовал
нам: «Не говорите мне: “Господи! Господи!”, но
делайте то, что Я вам говорю». А ты сейчас вместо дел едешь говорить слова. В
этом и состоит твое зло перед Богом...
Царь Иоанн замолчал. Он не знал,
что ответить, и чувствовал, как в душе его разгорается злость на слова преподобного.
– И что ты мне советуешь делать?…
– спросил он немного спустя.
– В прошлом году ты взял Казань у
неверных, и многие храбрые православные воины пали в бою… Их жены остались
вдовами, а дети — сиротами; их матери бедствуют и скорбят. Вот о ком ты должен сейчас
подумать. Вернись в Москву и сделай все возможное, чтобы облегчить их
страдания.
Приложив руку к сердцу, преподобный
добавил с невыразимой мольбой на лице:
– Сделай, как я говорю, и я буду
молиться о тебе денно и нощно, до самой смерти. Прояви милосердие к страждущим.
Это будет самая лучшая молитва Богу!… И будь уверен, мой царь, что Господь
услышит такую молитву и прославит твое имя во век!
– Старец, — сказал царь Иоанн, — хорошо,
я сделаю по слову твоему. Но не откажусь и от своего намерения. Одно не мешает
другому.
– Мешает! — горячо воскликнул
святой. — Мешает, царь, очень мешает. Умоляю тебя, послушай меня. Дело не
только в том, что ты утешишь вдов, бедняков и других страдающих. Еще важнее
пример! То, что я говорю тебе сейчас, я говорю не от своего скудного разумения.
Послушай меня внимательно. На своем собственном примере ты, как царь, должен научить
людей быстро помогать попавшим в беду, не на словах, а на деле. Этого хочет
Господь, ничего другого. Это именно то, что Он ждет от тебя прямо сейчас. Теперь,
когда твое царство укрепилось и стало непобедимым, настало время, чтобы жизнь
людей определялась их верой в Христа, которая будет выражаться делами.
– А если я продолжу путь, старец, то
что тогда?
– Если продолжишь, то совершишь
великое зло! И испытаешь великую боль в будущем веке… Но и в сей временной жизни
тебя ожидает великое горе! И оно постигнет тебя очень скоро…
– О каком горе ты говоришь? –
спросил разгневанный царь.
– По дороге ты потеряешь царевича,
— ответил святой, получивший Божественное откровение.
Иоанн побледнел от волнения. Он
испугался пророческих слов, но разгоревшийся в нем грев был сильнее страха.
– Что? Ты пугаешь меня?… — крикнул
он. — Да как ты смеешь, смерд, говорить мне о том, что находится только во
власти Божией? Возьми назад свои слова о царевиче.
Преподобный увидел в глазах царя страх,
что пророчество окажется истинным. Этот страх давал небольшую надежду.
– Помоги мне, Христе мой!… — сказал
преподобный и перекрестился.
И, подойдя к Иоанну, он заглянул ему
в глаза:
– Царь Иоанн…, — повторил он. — Если
ты не послушаешь моих слов, ты потеряешь ребенка!
В ярости Иоанн зарычал, словно зверь,
с силой топнул ногой и бросился к двери.
Путешествие состоялось. Царь пренебрег призывом святого о скорой помощи пострадавшим. Как и предупреждал преподобный, царевич Димитрий, первенец царя Иоанна Грозного, не выдержал тягот путешествия и умер в пути.
Источник: https://www.entaksis.gr/graikos_ivan/
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!