понедельник, 4 мая 2020 г.

Архимандрит Максим Кирицис, игумен монастыря Св. Дионисия Олимпийского. Позиция святого преподобного Никодима Святогорца в отношении еретиков и перекрещивание.



Святой Никодим, истинное чадо Православной Кафолической Церкви, во всём следует Православному вероучению, опираясь на святых и богоносных Отцов Церкви. Его учение является плодом аскетической жизни, непосредственной приближенности к Богу через таинства и молитвы, а также глубочайших познаний в богословии и других областях, которые он приобрел благодаря своему удивительному таланту и уму, редкой восприимчивости и способности к систематизации материала. Говорят, что 85% прочитанного он запоминал после первого прочтения.
Будучи от рождения одарен такими способностями, которые сочетались с высотой духовной жизни, св. Никодим Святогорец писал произведения, которые воспринимаются читателями с полнейшим доверием благодаря глубочайшему богословскому опыту автора и дают им возможность узнать все богатство Отцов и учителей Церкви. Св. Никодим Святогорец не только систематизирует материал, но и обогащает его комментариями, происходящими из своего личного опыта, которые отличаются невероятной точностью и редкой проницательностью. Позиции, которые занимает св. Никодим по всем вопросам, ни в чем не отклоняются от Православия, несмотря на враждебные условия, в которых он находился, и несмотря на различные антиправославные западные движения, которые были распространены в то время.
Его позиция по отношению к еретикам, отпавшим от Церкви, проникнута духом великих Отцов Церкви и является весьма показательной.
По вопросу о перекрещивании, который мне поручено осветить на данной конференции, св. Никодим дает подробнейшие комментарии, основываясь на следующих правилах: 1) 46-е Правило Святых Апостолов, 2) 7-е Правило Второго Вселенского Собора и 3) 95-е Правило Шестого Вселенского Собора.
1.        46-е Апостольское правило дословно говорит следующее: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?»
«Не может крещение еретиков и раскольников быть истинным, – отмечает пр. Никодим Святогорец, ссылаясь на Собор восьмидесяти четырех епископов при епископе Карфагенском Киприане, на котором были изданы правила, подобные вышеупомянутому апостольскому, – потому что не может быть несколько крещений». Согласно словам св. апостола Павла: «Един Господь, едина вера, едино крещение»[1], еретики, поскольку они не находятся в истинной вере Православной Кафолической Церкви, не могут иметь истинное Крещение. Если признать, что и у еретиков, и у раскольников «крещение» является истинным, и истинным является Крещение православных, то получится, будто у нас не одно Крещение, как говорит св. ап. Павел, а два, что «совершенно нелепо». Правило этого Собора подтвердил и Шестой Вселенский Собор своим 2-м Правилом, так что вышеупомянутое Правило, которое было правилом Поместного Собора, становится правилом Собора Вселенского.
Также и Фирмилиан, который был экзархом на Иконийском Соборе и которого свт. Василий Великий называет «одним из наших», как бывшего прежде него епископом Кесарийским, отрицает и отвергает «крещение» еретиков. «Невозможно, – говорит он, – чтобы кто-либо утверждал или верил, что одного лишь призывания трех имен Святой Троицы достаточно для оставления прегрешений и для освящения Крещения в том случае, если совершающий Крещение не является православным». Согласен с этим и свт. Василий Великий, правила которого утвердил Шестой Вселенский Собор. «Отступившие от Церкви [еретики и раскольники], – говорит он, – уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. […] Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали. Вот почему приходящих от них к Церкви, как крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищать истинным церковным Крещением». И хотя в своём 1-м Правиле он принимает точку зрения некоторых отцов Малой Азии, которые по икономии признают крещение раскольников, в 47-м Правиле он говорит, что в отличие от вышеуказанных отцов, он всех крестит: «Мы же, по одинакому винословию, таковых перекрещиваем».
Такого же мнения придерживается и свт. Афанасий Великий, слова которого также утвердил Шестой Вселенский Собор. В своем Третьем слове против ариан он говорит следующее: «Ариане создают опасность и для самого совершения таинства, разумею — Крещения. Даже если мы и согласимся с тем, что подлинным христианином человек становится через Крещение во имя Отца и Сына, то как может крещение, преподаваемое арианами, не быть абсолютно бесполезным и недействительным, когда они, в сущности, призывают имя не истинного Отца, раз отказываются признавать тождество Его естества с [рождаемым] от Него [Сыном], чем также отказываются и от истинного Сына, и вместо Него выдумывают в своем воображении кого-то иного, из небытия сотворенного, называя его Сыном? Хоть и кажется по внешнему виду, что это Крещение, но в действительности подобная имитация Крещения никак не может помочь человеку обрести чистую веру и быть подлинно благочестивым».
Также свт. Григорий Богослов, обращаясь к арианам и македонианам, считает их оглашенными. «Если ты еще хромаешь, – говорит он, – и не признаешь совершенства Божества Сына и Духа, попроси, чтобы другой окрестил тебя или, точнее, утопил тебя в водах крещения. Ибо я не имею права отделять Божество Сына и Духа от Божества Отца и соделать тебя мертвым […]. Так как если у Одной из Трех ипостасей возжелаешь отнять достоинство Божества, то тем самым ты принижаешь и всю Святую Троицу, и самого себя лишаешь освящения через крещение». То есть необходимым условием для совершения Крещения является правильная вера.
Свт. Иоанн Златоуст в своей проповеди «В начале было Слово» говорит, что еретики «имеют погружение, но не имеют просвещения: соответственно, они погружены, это правда, по отношению к телу, но душою они не просвещаются».
Подобным образом учат и другие Отцы, что «никакой еретик не даёт освящения через таинства» и «крещение нечестивых не освящает».
2.        Однако 7-е Правило Второго Вселенского Собора и 95-е Правило Шестого Вселенского Собора не налагали необходимость в крещении на всех еретиков согласно вышеуказанному Апостольскому правилу и правилам других Отцов, о которых говорилось выше, хотя сам Шестой Вселенский Собор своим 2-м Правилом эти правила принял. Одних еретиков крещение принималось, а других отвергалось.
Св. Никодим Святогорец, чтобы примирить эти различия и разрешить недоумение тех, кому непонятно, как определяется чиноприем в Православную Церковь, говорит следующее:
В Церкви Христовой действуют два вида управления и исправления ошибок. Один вид называется акривией, а другой именуется икономией или снисхождением. С помощью этих двух руководили души ко спасению домоправители благодати Божией, но никогда с помощью только одного или только другого. Святые апостолы и все прежде упомянутые святые применяли акривию и по этой причине совершенно отвергли крещение еретиков. Два же Вселенские Собора применили икономию. Одних крещение принимали (ариан и македониан), а других — нет (евномиан и т. п.). Это происходило в связи с тем, что в эпоху проведения Второго Вселенского Собора ариане и македониане находились на высоте своего влияния и были не только очень многочисленными, но и очень могущественными по причине близости к василевсу, высокопоставленным вельможам и синклиту. Они верили, что таким способом они смогли бы привлечь еретиков к Православию и исправить их с большею легкостию. А во-вторых, Отцы считали, что применение икономии позволило бы избежать их ожесточения и озлобления против Церкви, с тем чтобы не случилось ещё большего зла. Вот как он говорит об этом: «Божественные Отцы, с рассуждением управляя своими словами, снизошли до принятия их крещения». По причине существования и применения икономии Шестой Вселенский Собор вошел в некое [кажущееся] противоречие с самим собой и со Вторым Вселенским Собором. С самим собой вошёл в противоречие, поскольку своим 2-м Правилом он принял Апостольские правила, Правила Карфагенского Собора и других Отцов, в то время как 95-м Правилом он не отвергал крещения всех еретиков. Со Вторым же Вселенским Собором он вошёл в противоречие потому, что утвердил акривию Апостольских правил и остальных Отцов, в то время как они принимали крещение некоторых еретиков. Тем самым Святые Отцы дали нам возможность понять, что в Церкви действуют оба эти принципа: и акривия, и, в зависимости от обстоятельств, икономия.
Второй причиной того, что Святые Отцы проявляли снисхождение, когда принимали ариан и македониан без перекрещивания, а евномиан и савеллиан, которые в равной мере исповедовали ереси, — через перекрещивание, является тот факт, что первые «сохранили неизменным вид и вещество православного крещения» и крестились по образу Кафолической Церкви, по крайней мере, до созыва Второго Вселенского Собора. Вторые же, крещение которых не приняли, извратили совершение крещения и исказили либо образ его совершения, то есть призывание Святой Троицы, либо использование вещества, то есть количество погружений, крестя только одним погружением. Фактически эта вторая причина для применения икономии не имеет силы. Более весомой является первая причина, о которой говорилось выше.
3.        Делая это общее историко-экклезиологическое обозрение, св. Никодим Святогорец представляет его как в высшей степени необходимое для любой исторической эпохи, наипаче же для нашего времени, когда ведётся величайший спор по поводу крещения латинян. Словопрения по этому поводу ведутся не только между нами, православными, и латинянами, но и между нами и латиномудрствующими.
Без сомнения, сразу же следует отметить, что согласно всему, сказанному выше, крещение латинян только по названию является таковым.[2] И поэтому оно не может быть приемлемо не только по принципу акривии, но и по принципу икономии. Оно неприемлемо по принципу акривии, во-первых, потому, что латиняне являются еретиками. А тот факт, что латиняне – еретики, не нуждается ни в каких доказательствах. Св. Никодим Святогорец отсылает читателя к произведениям Патриарха Иерусалимского Досифея («Папомастикс» или опровержение папизма), который разоблачает еретические заблуждения латинян. А также к Марку Евгенику, митрополиту Ефесскому, который публично заявил следующее: «Мы отторгли от себя латинян ни по какой иной причине, кроме как той, что они не только раскольники, но и еретики». Это еще раз подтверждает тот факт, что православные питают глубочайшую ненависть к проповедуемой ими ереси и отвращаются от латинян точно так же, как от ариан, или савеллиан, или духоборцев-македониан. Итак, поскольку они являются еретиками, то мы не только не можем ни при каком условии объединиться с ними, но и считаем их, в сущности, некрещёными, по причине потери ими действующей благодати Святаго Духа. Во-вторых, это крещение не принимается по принципу икономии потому, что латиняне не сохранили в крещении трехкратное погружение крещаемого, которое Православная Церковь унаследовала от Апостолов и Святых Отцов. Вводя первыми новшество в апостольское Крещение, латиняне окропляют лоб младенца несколькими каплями воды с помощью кропила, сделанного из свиной щетины. «Великое же Таинство Крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями [Святой Троицы], чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения», – свидетельствует свт. Василий Великий.
Поскольку, в соответствии с вышеизложенным, латиняне как еретики и исказители веры не могут совершать единое и единственное Крещение, т. к. потеряли саму благодать Святаго Духа, посредством которой совершается Таинство, хотя они и произносят троекратное призывание Святой Троицы, св. Никодим Святогорец обращает внимание на тех, которые признают окропление латинян. Таковым следует задуматься о том, что они могут противопоставить авторитету настоящего Апостольского Правила и остальных Святых Отцов, которые учат иначе. Он говорит, что непрошенные защитники этого латинского лжекрещения утверждают, что наша Церковь привыкла принимать новообращенных из латинян [только] через миропомазание. Но хотя такая практика и существует, она еще раз подтверждает, что латиняне являются еретиками, т. к. в противном случае в ней не было бы никакой необходимости.
В наше время Церковью не может применяться икономия Второго и Шестого Вселенских соборов, поскольку богоносные Отцы, которые применяли икономию, отступая на время от Апостольских правил в надежде на обращение отпадших, достигли успеха в этой цели. Благодаря икономии еретики умирялись и обращались к благочестию, и немногое время спустя последователи этих ересей либо полностью исчезли, либо остались крайне малочисленными.
Св. Никодим Святогорец признаёт, что прежде наши Святые Отцы вполне правильно применяли икономию и принимали латинян через миропомазание, поскольку папизм в то время достиг расцвета и держал в своих руках все политические королевства Европы; наше же царство было на грани погибели. Применение икономии было вынужденной мерой, продиктованной тем, что, в противном случае, папа непременно поднял бы латинян против восточных православных христиан, чтобы их уводили в плен, убивали и причиняли им тысячи зол и несчастий. Однако теперь, когда ярость папизма не имеет такой силы и Промысел Божий «усмирил этих высокомерных латинян», зачем ещё нужна икономия? Икономия имеет меру и границы, она не является постоянной и неограниченной. Особенно тогда, когда папизм продолжает с неотступным и сатанинским упорством пребывать в ереси. Св. Феофилакт Болгарский сообщает следующее: «Итак, тот, который поступает по икономии, исполняет это не потому, что это хорошо, но потому что полезно в данное время». «Плохой является та икономия, – говорит св. Никодим Святогорец, – когда мы не можем обратить латинян, и сами становимся нарушителями священных канонов, принимая лжекрещение еретиков». «Икономия же там, где не совершается преступление закона», – утверждает свт. Иоанн Златоуст. До того времени, когда начала применяться икономия, восточные христиане всё же крестили западных, как свидетельствует об этом Латеранский Поместный Собор, который состоялся в Риме в 1215 г. Также в правилах этого собора говорится о том, что восточные христиане не служили в тех храмах, где ранее служили латиняне, если прежде не совершат водоосвящение и окропление храма святой водой.
Итак, когда время для применения икономии проходит, акривия и соблюдение церковных канонов начинают занимать своё законное место.
6 февраля 2017 г.




[1] Еф. 4, 5.
[2] В оригинале «εἶναι ψευδώνυμο Βάπτισμα» — это псевдоименитое крещение, — прим. переводчика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!