Автор: Константин Нусис, богослов
Верующие пребывают в растерянности. Одни духовные отцы (епископы, священники и монахи) выступают за вакцинацию, а другие — против. Какая-то нестыковка происходит в этом вопросе. Каждый выражает свое собственное мнение и, похоже, никто не заботится о том, чтобы мыслить и действовать согласно Святому Духу — так, как угодно Самому Богу. Преподобный Силуан Афонский писал, что, если бы Адам вопросил Бога, вкусить ли ему запретный плод, не произошло бы его трагического грехопадения. А спросили ли Господа мы, какова Его святая воля и как следует бороться с пандемией нам, верным членам Его Тела?
Полагаю, что всё расставляет на свои места богословие и Священное Предание нашей Церкви. Прежде всего отметим, что
за две тысячи лет церковной истории во время всех пандемий никогда не
закрывались храмы и не ставился вопрос об изменении способа причащения. Совершались
крестные хода, после которых происходило исцеление страждущих и эпидемия
отступала прочь благодаря чудесному божественному вмешательству. Сегодня всё
это сочли «средневековьем» и покрыли презрением — причём, даже высшее церковное
руководство. Это знамения времён. Нынешнее положение дел совершенно ясно
показывает, что, несмотря на все санитарные меры и огромный прогресс в медицине
по сравнению с прошлым, пандемия по-прежнему царит и продолжает свое непобедимое
шествие. И это — несмотря на вакцины, которые были представлены людям как «единственный
способ спасения» со стороны некоторых врачей и… епископов.
Странная вещь. По какому
праву церковный муж может говорить о том, что не находится в пределах его компетенции?
Почему он путает свои духовные обязанности с обязанностями учёного и врача? Церковь,
конечно, может сказать, что благословляет классическую медицину, которая применяется
верующими на протяжении многих веков, но эта одержимость вакцинацией начинает переходить
все границы, доводя нас… до исступления! Необоснованное «вакцинословие»,
заменившее собой богословский и духовный дискурс, свидетельствует о недостатке
духовной рассудительности у тех, кто поставлен нашими духовными вождями...
Во всей этой нескончаемой болтовне,
раздающейся из уст церковного руководства, в качестве последнего и высочайшего
аргумента выступает обязательность послушания. Однако христианское
послушание — это не армейская дисциплина, не подчинение силой, а благодатный
путь, на который становятся добровольно, вдохновляемые примером наставника в
вере. В данном случае поведение православных епископов отличается невероятным и
вызывающим папизмом: они считают каждое свое решение непогрешимым и
проводят психологическую травлю против любого, кто боится или выступает против
их позиции. Речь идёт о «магической» концепции непогрешимости епископата и присущего
ему права на принуждение посредством епископальной и синодальной системы. А
ведь отпадение римо-католиков и вся наша церковная история ясно свидетельствуют
об обратном, включая и то, что подобные вещи представляют собой отклонение от
веры!
Если слепое послушание претит даже
бессловесным животным, то насколько же более — тем, кто освобожден во Христе от
мучительного подчинения греху и рабства диаволу. Например, животные в ответ на
грубые окрики и пинки хозяина часто упрямятся и не сходят со своего места. У
нас в Церкви старшие называются «отцы», но никак не «руководители» и тем паче
«хозяева». Никто не может навязывать людям медицинскую процедуру
экспериментального характера. Да еще и окрестить её «предательством веры»! Особенно
тогда, когда вскоре после этой процедуры развиваются явные побочные эффекты, в
том числе и смертельные. К сожалению, «медицинские» аргументы наших епископов
обычно не просто противоречат науке, но и упраздняют классическую
аристотелевскую логику. А неисчислимое использование примеров из святых старцев
нашего времени превзошло все мыслимые границы терпения. Станем добре, станем со
страхом… Когда и при каких обстоятельствах говорил эти слова упоминаемый ими святой
и старец? Можем ли мы напропалую применять пастырские советы, данные каким-то
отдельным людям, не принимая во внимание все стороны дела и различие
обстоятельств при другой ситуации?
Послушание во Христе имеет добровольный характер и предполагает диалог между духовным отцом и его чадом. Совершается под индивидуальным духовным
руководством и является прежде всего таинством. Ориентируется на Церковь, а не только
на одно лицо. Никогда не бывает безрассудным и тем более… слепым! Это показал
Сам Христос в Гефсиманском саду, когда косвенно попросил Бога Отца удалить от
Него горькую чашу мучительной смерти. «Слепое» послушание новоначальных монахов
имеет другое измерение, и мы не должны приспосабливать его ко всем случаям как универсальное
средство. Нам требуется хотя бы немного рассуждения…
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Как хорошо и метко сказано!
ОтветитьУдалитьЛюбящих насилие ненавидит душа Его.
ОтветитьУдалитьПослушание должно быть разумным иначе можно скатиться в крайности.
ОтветитьУдалить