Сегодня, дорогие мои, у нас праздник. День
грамоты, день христианского образования, праздник Трех Святителей.
Нелегко по достоинству восхвалить этих «трех
величайших светочей Трисолнечного Божества». Рядом с ними мы
— как карлики перед великанами.
Что нам в первую очередь рассмотреть из их
жизни и деятельности? Их семьи и воспитание в благочестии, которое они получили
от своих матерей? Их ученость и мудрость? Их ораторские и писательские
способности? Объединившую их дружбу? Их аскетические подвиги в «пещерах и ущельях
земли» (Евр. 11, 38)? Или их дела милосердия? Мы могли бы произнести проповедь на
тему: три святителя в детские годы, в студенческие годы, в монашестве; три
святителя как епископы, как интеллектуалы, как ученые или как учителя. Но я откладываю
эти вопросы в сторону и выбираю вот что: «Три Святителя как борцы за веру».
Они сражались! Вся их жизнь была борьбой:
против страстей и греха, против заблуждения и ереси, против иудаизма и
идолопоклонства, против ариан и духоборцев, против неправедных императоров и
цариц, против несправедливых судей и безжалостных богачей, против всякого рода
зла и порока. И перечисленное мною — это только малая часть.
Самую тяжелую борьбу, на которую они положили
все свои силы (все они умерли в относительно молодом возрасте), они вели против
разложения Церкви изнутри, против своих собратьев-лжепастырей, которые проникли
внутрь ограды церковной, чтобы «убить и погубить» (Ин. 10, 10). Их стремление
увидеть Церковь свободной от недостойных и порочных волчищ, подорвало их
здоровье и истощило их силы.
Давайте теперь рассмотрим их жизненное поприще
подробнее.
* * *
- Сначала поговорим о св.
Василии Великом (330–387).
Его избрание епископом Кесарии происходило непросто.
Когда епископская кафедра стала свободной, недостойные епископы попытались при
помощи денег, политических деятелей и влиятельных женщин поставить на это место
своего человека. Но простой народ, видя это, не оставался равнодушно ждать в
стороне. Целая толпа людей отправилась в город Назианз, где они нашли 90-летнего
старца, епископа Григория (отца св. Григория Богослова), и 30 километров
несли его на руках, возложив на носилки, через горы. Его голос заставил чашу
весов склониться в пользу св. Василия Великого, и таким образом святой, не
просивший об этом, был избран епископом Кесарийским с разницей всего в
несколько голосов.
Став епископом Кесарии, св. Василий
Великий сделал глубокую «чистку» в церковной организации. В первом же своем
послании-правиле «О служителях Церкви», которое он издал и разослал местным епископам,
поскольку овчарня Господня наполнилась волками, а алтари — недостойными
священниками, он написал: «Очистите Церковь, удаляя от ея служения недостойных»[1].
Он боролся за то, чтобы в его епархии служили
чистые и непорочные люди. Св. Василий Великий рукополагал не каждого; кандидатура
будущего священнослужителя подвергалась тщательному рассмотрению, чтобы священник
с достоинством нес дарованную ему благодать. Он не смотрел на такие формальные характеристики,
как образование и дипломы. Однажды его пригласили для рукоположения в один монастырь,
и там повторился эпизод из Ветхого Завета (1 Цар. 16, 1–13). Как пророк
Самуил выбрал и помазал на царство не кого-то из старших восьми сыновей Иессея,
а младшего — Давида, пасшего овец, так и св. Василий Великий рукоположил
не одного из предлагаемых ему кандидатов, а смиренного монаха, который был поваром.
Один из собратьев св. Василия Великого, епископ Тианский
Анфим, отличавшийся сребролюбием и алчностью, захватил при помощи политических
связей и самого императора озеро в митрополии Кесарийской, от которого
кормилось множество бедняков. Св. Василий Великий объявил ему войну и запретил
ему даже приближаться к своей митрополии. Затем он создал новую кафедру в городе
Сасимы, неподалеку от Тианы, и рукоположил во епископа Сасимского своего друга св. Григория
Богослова, чтобы он там своим присутствием сдерживал злобу и жадность Анфима.
Труд св. Василия Великого «О Духе Святом» неизменно
является оружием тех, кто борется за Православную веру против еретиков, например
хилиастов[2]. В
нем слышится боль за стадо Христово, а в его последней главе — скорбь о плачевном
состоянии церковных дел.
Памятником святоотеческой переписки являются шесть посланий
святителя Василия Великого к св. Афанасию Великому[3]. Когда св. Василий
Великий вступил в борьбу за Православную веру, святитель Афанасий удалился от дел, видя в нем
достойную смену. Святой Василий Великий с горячностью обращается к нему: «Геронда,
мы в опасности, приди к нам на помощь скорей!».
- А сейчас, дорогие мои, давайте перейдем к св. Григорию
Богослову (328–391).
Из трех Вселенских Учителей святитель Григорий Богослов был
наиболее склонен к монашеской созерцательной жизни. «Пеликан в пустыне» (Пс. 101,
7), любитель исихии и любомудрия, он проводил в молитве многие часы. «Помнить
Бога важнее, чем дышать»[4], —
говорил святитель Григорий, имея в виду, что молитва должна сродниться со всем
нашим существом и быть для нас более необходимой, чем даже дыхание. Тем не
менее, он не был равнодушен к церковным делам и не оставался непричастным происходящему:
он переживал о судьбе Церкви и боролся за нее.
Он очень почитал священство и называл его «искусством искусств и
наукой наук»[5]. Только очищенные и
просвещенные люди должны приближаться к святыне: сначала человек должен стяжать
просвещение сам, а уже потом просвещать других; сначала — освятиться сам, а уже потом освящать других; сначала — приблизиться к Богу сам, а уже потом приводить
к Нему и других[6]. Так он учил и так он верил,
поэтому этот «великан духа» избегал становиться священником. Он был рукоположен
в пресвитеры не по своей воле, а по настоянию жителей города Назианза; он
принял сан епископа Сасимского не по своей воле, а по настоянию св. Василия
Великого, и, наконец, он был избран архиепископом Константинопольским не по своей
воле, а по настоянию жителей Царственного Града.
Но один эпизод из его жизни получил неверное толкование. Некоторые
люди, ошибочно мнящие себя благочестивыми, говорят, что те, кто обличает
беззаконнующих клириков, попадают в ад. Так вот, когда святитель Григорий был
архиепископом Константинопольским, появился один «негодяй» — так называл его он
сам — Максим Киник. Окруженный продажными льстецами, он захотел занять кафедру
архиепископа. Подкупив семь александрийских епископов, он вместе с ними переправился
через Дарданеллы, и они тайно высадились в Босфорском проливе, чтобы на
следующий день рукоположить Максима в арианской церкви. Никто об этом не знал:
ни император, ни Григорий. О готовящемся беззаконии стало известно одному верующему;
он предупредил и собрал православных. Они ворвались в храм, где находились подкупленные
египетские архиереи, которые уже собирались рукополагать Максима. Народ
возвысил свой глас и стал кричать: «Недостоин!». Несмотря на то, что
рукоположение должно было быть остановлено, кощунники собирались продолжить это
нечестивое действо. Тогда православные набросились на них и стали преследовать их
по улицам города. Заговорщики, гонимые верующими, среди которых были и мужчины,
и женщины с прялками, кричавшие во весь голос «недостоин», укрылись в прачечной
(вы только представьте!), чтобы завершить рукоположение там.
Если бы кто-нибудь из сегодняшних лже-благочестивцев
жил в те годы, он назвал бы этих людей фанатиками. Но они переживали за Церковь
больше, чем за свой дом, и их голос был гласом Самого Господа, Который сказал:
«И дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2, 16).
Так поступали жившие в ту эпоху. И мне все
равно, как некоторые нынешние богословы оценивают их действия; мне интересно, как
оценивает их Константинопольский патриарх Василий III (1846–1929). До своего
избрания на патриаршую кафедру он служил епископом Анхиальским (1889–1906). Произнося
проповедь в Анхиалосе на праздник Трех Святителей, как и сегодня, он рассказывает
о святителе Григории Богослове и упоминает этот инцидент. «Если бы, — говорит
он, — народ в Константинополе не восстал, то архиепископом Константинопольским
был бы не святитель Григорий, а Максим».
Какой народ, такие и епископы! Хорошие
священнослужители не появляются случайно. Если ты не станешь борцом, как
они, не жалуйся на священников и архиереев. Становись на защиту веры, тогда и
пастыри будут хороши.
Так подвизался святитель Григорий, а самая
важная его борьба проходила на Втором Вселенском Соборе (Константинополь, 381 г.),
председателем которого он был. Он защищал богословие Православной Церкви, страдая
от болезней телесных и обременённый многими трудностями. Большинство епископов
на Соборе были, конечно же, за
него, но были и те, кто пытались устроить вокруг его имени смуту. Святитель Григорий,
обладавший чуткой душой и никогда не отвечавший на личные оскорбления, видя,
что речь идет о благосостоянии Церкви, сказал: «Братья, если я виновник этого
нестроения, то лучше бросьте меня в море, как Иону, чтобы успокоилась Церковь».
После этого он распрощался с императором и вельможами, друзьями и врагами. «Устал
я бороться и с словом, и с завистью»[7].
И улетел в пустыню этот соловей, «горлица
пустыннолюбивая»[8], чтобы провести там
остаток жизни в подвиге и молитвах, чтобы писать там письма и стихи. Находясь
вдали, он с грустью говорит, что остался один, немощен телом, приближается
старость, в друзьях нет верности, церковные дела остаются без попечения… «Надобно плыть
ночью, нигде не светят путеводные огни, Христос спит»[9].·Что остаётся? «Одно
лишь избавит меня от зол — смерть, — пишет
святитель Григорий, — я освобожусь от этих бедствий и пойду на Небо».
«О, превышающий всё,
Господи![10] Тот,
Который превыше третьего неба[11]», — взывает святитель Григорий к Богу.
Его стихотворения и послания многое говорят о душе, о Страшном Суде, о вечных
муках… Так жили Отцы — помышляя не о деньгах и почестях земных, а стремясь к
вечной жизни ещё с детских лет.
-
И, наконец, давайте рассмотрим борьбу св. Иоанна Златоуста (354–407).
Будучи сыном выдающегося воина — наследственность тоже играет свою роль —
Иоанн обладал боевым духом. В течение двенадцати лет он служил в Антиохии. Но в
один прекрасный день возле него остановилась царская колесница, его схватили и
насильно увезли в Константинополь. Патриарший престол опустел, и все очень
просили поставить патриархом Иоанна, а в то время народ имел право голоса при
избрании епископов. Таким образом, император Аркадий возвел на патриаршую
кафедру св. Иоанна Златоуста. Но Иоанн не был из тех вежливых лицемеров,
которые с одинаковой любезностью приветствуют и ангела, и беса; он был не из
тех, с кем можно легко найти компромисс. Он видел, что церковный организм
болен, наполнен гноем и раковыми опухолями, поэтому он взял нож и, как врач,
провел хирургическую операцию против злонравия и разврата.
В то время монастыри опустели. Молодые монахи вместо того, чтобы молиться,
уходили в город, где общались с богачами и вельможами, и, что самое ужасное,
сожительствовали с монахинями (речь идет о небезызвестном скандале с
«сожительствующими»). Св. Иоанн Златоуст, чистый и непорочный аскет,
приказал им всем покинуть город. Однако это было непросто, они прочно осели в столице. Св. Иоанн Златоуст боролся с распущенностью и развращенностью монахов;
он выступал против жадности и роскоши богачей и против клириков, надевающих
дорогие шёлковые облачения. Он запретил подобные облачения всем лицам в
священном сане, а сам в епархии избавился от дорогой мебели, ковров и портьер,
остававшихся там после его предшественников. Он довольствовался простым ложем и тарелкой скромной
еды. Он приказал продать все роскошные
предметы и утварь, а деньги раздать нуждающимся.
Златоуст всегда был защитником бедных. Однажды в
Константинополе случилось землетрясение и все дрожали от страха, а императрица
Евдоксия пала на землю и молила Бога о спасении. На следующий день св. Иоанн
Златоуст вышел на амвон и сказал: «Хотите знать правду? Вчера все содрогалось.
Если вы спросите меня, в чем причина, я вам скажу: виновны те, кто живет во
дворцах, несправедливые богачи, безжалостные стяжатели! Это из-за них Господь
сотрясает Босфор. И опять же, если вы спросите меня, кто нас спас, я отвечу: мы
спаслись по молитвам бедных и малых мира сего. Ведь если бы Тот, Кто «призирает на
землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся» (Пс. 103, 32), ещё
немного сотрясал бы землю, от нее не осталось бы ничего; своей жизнью мы обязаны им. Он устроил нам встряску из-за жестокосердия богачей и
спас нас благодаря добродетели бедных».
Однако я не сказал еще самого главного.
Свою основную борьбу Златоуст вел за очищение Церкви от
порочного духовенства. Он узнал, что в Эфесе, в Малой Азии, происходило
христопродавство: там торговали священной церковной утварью; мрамор из церкви
использовали для собственных бытовых нужд; совершали хиротонии за деньги и
брали плату за Божественное Причастие. Он потребовал, чтобы была составлена
письменная жалоба. Получив ее, он без промедления сел на корабль и отправился в
путь с опасностью для своей жизни, поскольку стояла суровая зима, и прибыл в
Эфес в декабре месяце.
По прибытии он высаживается на берег и начинает решать
свою трудную задачу. Устраивает суды, проводит допросы и после того, как
обвинения подтверждаются, в течение одного дня извергает из сана 13 епископов
за симонию! Народ просит его назначить другого архиепископа в Эфесе. Св. Иоанн
Златоуст находит одного подвижника благочестия, проводящего все свое время в постах
и молитве, силой ведет его с собой и представляет верующим, и во время его
рукоположения казалось, что даже камни возопиют: «Достоен!». Именно
благодаря такой борьбе Церковь движется вперед.
На обратном пути он проезжает через Никомидию. Там один
епископ по имени Геронтий (390–400) занимался магией и колдовством! С помощью
магии и астрологии он вводил простой народ в заблуждение. После надлежащего дознания, следуя канонической процедуре, Златоуст извергает из сана и его.
В итоге, после всей этой долгой и трудной миссии, измученный и уставший, он
возвращается в Константинополь. Однако за время его семимесячного отсутствия интриганы взяли реванш. Когда
он вернулся, то увидел, что ситуация изменилась. Люди, которые его уважали,
отвернулись от него, а царь поддался наветам придворных льстецов. Все, кто
считали себя обиженными (изверженные из сана, их родные и близкие), устроили
смуту: размахивали палками и лезли в драку. Но на стороне святителя были
верующие, готовые его защитить. Поэтому его тайным образом арестовали военные,
вывели его на берег Босфора и на лодке переправили на противоположную сторону.
В ту ночь христиане не сомкнули глаз; они требовали вернуть своего пастыря,
возмущенно кричали, устраивали поджоги… Когда он был уже далеко, в городе
случилось землетрясение, содрогнулись дворцы, и испуганные правители,
раскаявшись в содеянном, немедленно вернули его назад на престол. Это был
настоящий триумф.
Но и он не продлился долго. Св. Иоанн Златоуст не отступил, он
продолжил борьбу, и в скором времени снова послышались громогласные возмущения
епископов-интриганов. Златоуст должен уйти! И в конце концов они одержали верх.
Его не победили влиятельные придворные и царица Евдоксия,
его победили злые епископы. Семьдесят человек в облачениях и с архиерейскими панагиями
во главе с Феофилом Александрийским собрались на разбойничьем «Соборе под Дубом»
(403 г.), составили обвинительный акт из 29 обвинений (!) и решили извергнуть
его из сана. Воины окружили архиепископию и, чтобы не было кровопролития,
Златоуст сдался и вышел через черный ход. За первой ссылкой последовала вторая,
где святитель и принял мученическую кончину. Вот почему он написал эти тяжелые
слова: «Никого я так не боюсь, как епископов, — исключая немногих»[12].
Что мне добавить к этому описанию? Слезы и горе людей? Изгнание,
продолжавшееся два года (406–407)? Страдания 52-летнего святителя, измученного
болезнью? Прибыв в Команы, глухую деревню близ Арарата на границе с Арменией,
героический святитель заснул, позабытый и покинутый всеми, неподалёку от могилы
мученика Василиска, епископа Команского. Во сне ему явился святой Василиск и сказал:
«Мужайся, брат Иоанн, ибо завтра мы будем вместе». На следующий день, не в
силах продолжать свой путь, он вошел в храм святого, в последний раз причастился
Святых Таин и предал свой дух Богу со словами: «Слава Богу за всё».
* * *
Если бы, мои дорогие, народ не боролся за веру, то
епископом в Кесарии был бы не св. Василий Великий, а Анфим Тианский, в
Константинополе — не св. Григорий Богослов, а Максим Киник, а на престоле св. Иоанна
Златоуста восседал бы Феофил Александрийский.
Напоследок, я поделюсь с вами ещё одной своей мыслью. Представьте
себе, что делали бы Три Святителя, если бы они были живы сегодня? Разве стали
бы эти подвижники, отличавшиеся крайним нестяжанием, поддерживать богатых и
сильных мира сего? Как же мы согрешили, удалившись от отеческой веры!
Св. Василий Великий бы говорил: «Очистите Церковь».
Св. Григорий Богослов составил бы самые скорбные
стихи о сегодняшнем упадке. А св. Иоанн Златоуст изверг бы из сана
огромное количество лиц, ещё больше чем в те времена. В данном случае жалость
неуместна. Наша Церковь тяжело больна; чтобы вылечить её, недостаточно простой
терапии: ей нужна серьёзная операция и ампутация членов, поражённых гангреной.
К сожалению, в наше время больше нет таких Златоустов, Григориев и Василиев.
Послушайте меня внимательно, матери: вы должны воспитывать своих детей так,
чтобы возрастить новых Златоустов, новых Василиев и новых Григориев. Те
немногие хорошие епископы, которые остались сегодня, к сожалению, слишком робки. У них нет достаточно мужества, чтобы выступить против
нечестивых; они боятся быть низложенными. Они забывают, что низложение такого
рода — это великая честь. Святой Иоанн Златоуст умер, будучи извержен из сана, но
слава его пребывает вовеки. Лучше тысячу раз быть низложенным такими епископами
и уйти в пустыню оплакивать свои грехи, чем мириться с их злыми нравами и развратом.
Божественные Отцы подвизались за веру. Сегодня клирики даже
не помышляют об этом. Так что же нам делать? Борьба за Святую Церковь
ложится на народ. Дорогие братья и сестры! До сих пор мы сражались за веру и
должны продолжать нашу брань до конца, с упорством и настойчивостью. Пусть нашим
девизом будут слова из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Подвизайся за
истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя» (Сир. 4, 32).
Не знаю, что ждет меня в будущем (пустыня, изгнание или
смерть), но я не сдаю оружия и буду сражаться до конца, чтобы мы увидели нашу Церковь
превознесённую и святую. И меня вдохновляет то, что на эту честнýю борьбу за
очищение святых алтарей нас благословляют Три Святителя — св. Василий Великий,
св. Григорий Богослов и св. Иоанн Златоуст, которые боролись за живую
и свободную Церковь. Аминь.
† Митрополит
Флоринский Августин (Кантиотис)
Афины, 31
января 1966 года.
Источник: https://orthopraxia.gr/οι-τρείς-ιεράρχες-ως-αγωνιστές/
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
[1] См. Святого
Василия Великого к хорепископам послание.
[2] См. P. G. 32, 67–218.
[3] P.G. 32, [ξα
́]416,[ξς ́]422, [ξζ ́]425, [ξθ
́]429, [π ́]456, [πβ ́]457.
[4] P.G. 36,16.
[5] P.G. 35,425a.
[6] PG 35,480b.
[7] Григорий
Богослов. Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь
ста пятидесяти епископов // λόγ. Μβ Συντακτήριος ενντακτήριος ειν την των ρν επισκόπων παρουσίαν p.g.
36 481B-C.
[8] Μην. Σεπτ. κγ ́ ορθρ.
κάθ.
[9] К Евдоксию
ритору // επιστ. Π ́ [80ή], Ευδοξίῳ ρήτορι· P.G.
37,153c. Ε.Π.Ε. 7,152.
[10] Гимн 29.
Песнопение к Богу // έπη ΚΘ ́ [29], Υμνος
εις Θεόν·P.G.37,507a
[11] 2 Кор. 12, 2.
[12] Письмо к
Олимпиаде 14 // επιστ.
πρός Ολυμ
π. ΙΔ ́, δ
́·P.G. 52,617.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!