Ученик: Дай точное и подробное понятие о прелести. Что такое прелесть?
Старец. Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть
состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев
наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от
прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы
обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в
освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос (Ин. 8:32, 14:6). Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопием молитвою
к этой Истине — и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения
демонами…
Ученик. Исчисли виды бесовской прелести, происходящей от неправильного упражнения молитвою.
Старец. Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы,
возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние
не сделалось источником, душою, целью молитвы. “Если кто, — говорит преподобный
Григорий Синаит, — с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает
достигнуть в высокие молитвенные состояния, и стяжал ревность не истинную, а
сатанинскую, того диавол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя”…
“Как бы ни возвышенны были наши подвиги, — сказал святой Иоанн Лествичник, — но
если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны”.
Покаяние, сокрушение духа, плач — суть признаки, суть свидетельство
правильности молитвенного подвига; отсутствие их — признак уклонения в ложное
направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. То или другое, то
есть прелесть или бесплодие, составляют неизбежное последствие неправильного
упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с
самообольщением.
Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в
том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины,
заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного
состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, —
этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию,
своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все, сочиняемое мечтательностью
нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом
деле, — есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему
ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном, исходит из области
истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно
влиянию сатаны. Святой Симеон, Новый Богослов, описывает молитву мечтателя и
плоды ее так: “Он возводит к небу руки, глаза и ум, воображает в уме своем —
подобно Клопштоку и Мильтону — Божественные совещания, небесные блага, чины
святых Ангелов, селения святых, короче — собирает в воображении своем все, что
слышал в Божественном Писании, рассматривает это во время молитвы, взирает на
небо, всем этим возбуждает душу свою к Божественному желанию и любви, иногда
проливает слезы и плачет. Таким образом мало-помалу кичится сердце его, не
понимая того умом; он мнит, что совершаемое им есть плод Божественной благодати
к его утешению, и молит Бога, чтоб сподобил его всегда пребывать в этом
делании. Это признак прелести. Такой человек, если и будет безмолвствовать
совершенным безмолвием, не может не подвергнуться умоисступлению и
сумасшествию. Если же не случится с ним этого — однако ему невозможно никогда
достигнуть духовного разума и добродетели или бесстрастия. Таким образом
прельстились видевшие свет и сияние этими телесными очами, обонявшие благовония
обонянием своим, слышавшие гласы ушами своими. Одни из них возбесновались, и
переходили умоповрежденными с места на место; другие приняли беса,
преобразившегося в Ангела светлого, прельстились и пребыли неисправленными,
даже до конца, не принимая совета ни от кого из братий; иные из них, подучаемые
диаволом, убили сами себя: иные низверглись в пропасти, иные удавились. И кто
может исчислить различные прельщения диавола, которыми он прельщает, и которые
неисповедимы?..”.
Все Святые Отцы, описавшие подвиг умной молитвы, воспрещают не только составлять произвольные мечты,
но и преклоняться произволением и сочувствием к мечтам и привидениям, которые
могут представиться нам неожиданно, независимо от нашего произволения. И
это случается при молитвенном подвиге, особливо в безмолвии.
“Никак не прими, – говорит
преподобный Григорий Синаит, – если увидишь что-либо, чувственными очами или умом, вне или внутри тебя,
будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится
тебе свет... Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе доверить чему-либо,
не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было
истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постоянно сохраняя ум твой
безвидным, не составляющим из себя никакого изображения и не запечатленным
никаким изображением. Увидевший что-либо в мысли или чувственно, хотя бы то
было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней
мере обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий
явления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать все внимание на
одно сердечное действие, одно это действие признавать непрелестным, — прочего
же не принимать до времени вступления в бесстрастие. Бог не прогневляется на
того, кто опасаясь прелести, с крайней осмотрительностью наблюдает за собою,
если он и не примет чего посланного от Бога, не рассмотрев посланное со всею
тщательностью; напротив того, Бог похваляет такого за его благоразумие”.
Святой Амфилохий, с юности вступивший в монашество,
удостоился в зрелых летах и в старости проводить жизнь отшельническую в
пустыне. Заключась в пещеру, он упражнялся в безмолвии, и достиг великого
преуспеяния. Когда совершилось «сорок» лет его отшельнической жизни, — явился ему ночью
Ангел, и сказал: Амфилохий! Иди в город и паси духовных овец. Амфилохий пребыл
во внимании себе, и не обратил внимания на повеление Ангела. На другую ночь
снова явился Ангел и повторил повеление, присовокупив, что оно от Бога. И опять
Амфилохий не оказал повиновения Ангелу, опасаясь быть обольщенным и вспоминая
слова Апостола, что и сатана преобразуется в Ангела светлого (2Кор.11:14). На третью ночь снова явился Ангел и, удостоверив о
себе Амфилохия славословием Бога, нетерпимым духами отверженными, взял старца
за руку, вывел из келии, привел к церкви, находившейся вблизи. Двери церковные
отворились сами собою. Церковь освещалась небесным светом; в ней присутствовало
множество святых мужей в белых ризах с солнцеобразными лицами. Они рукоположили
Амфилохия в епископа города Иконии.
При противоположном поведении, преподобные Исаакий и
Никита Печерские, новые и неопытные в отшельнической жизни, подверглись
ужаснейшему бедствию, опрометчиво вверившись представившемуся им привидению.
Первому явилось множество демонов в сиянии; один из демонов принял вид Христа,
прочие — вид святых Ангелов. Второго обольстил демон сперва благоуханием и
гласом, как бы Божиим, потом представ ему очевидно в виде Ангела.
Опытные в
монашеской жизни иноки, истинно святые иноки гораздо более опасаются прелести,
гораздо более не доверяют себе, нежели новоначальные, особливо те из
новоначальных, которые объяты разгорячением к подвигу.
Ученик. Не случилось ли тебе видеть кого-либо пришедшего в бесовскую прелесть
от развития мечтательности при упражнении молитвою?
Старец. Случалось. Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным
молитвенным подвигом, и пришел от него в необычайное состояние. О подвиге своем
и о последствиях его он открывал тогдашнему протоиерею церкви Покрова Божией
Матери, что в Коломне. Протоиерей, посетив некоторый монастырь
Санкт-Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря
побеседовать с чиновником. “Странное положение, в которое чиновник пришел от
подвига, — говорил справедливо протоиерей, — удобнее может быть объяснено
жителями монастыря, как более знакомыми с подробностями и случайностями
аскетического подвига”. Монах согласился. Через несколько времени чиновник
прибыл в монастырь. При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал
тотчас рассказывать о своих видениях, — что он постоянно видит при молитве свет
от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так
далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: “Не приходила ли вам
мысль убить себя?” — “Как же! — Отвечал чиновник, — я уже был кинувшись в Фонтанку, да
меня вытащили”. Оказалось, что чиновник употреблял образ молитвы, описанный
святым Симеоном, разгорячил воображение и кровь, при чем человек делается очень
способным к усиленному посту и бдению. К состоянию самообольщения, избранному
произвольно, диавол присоединил свое, сродное этому состоянию действие, — и
человеческое самообольщение перешло в явную бесовскую прелесть. Чиновник видел
свет телесными очами; благоухание и сладость, которые он ощущал, были так же
чувственные. В противоположность этому, видения Святых и их сверхъестественные
состояния вполне духовны: подвижник соделывается способным к ним не
прежде, как по отверзении очей души Божественною благодатию, причем оживают и
прочие чувства души, дотоле пребывающие в бездействии;
принимают участие в благодатном видении и телесные чувства Святых, но тогда,
когда тело перейдет из состояния страстного в состояние бесстрастное. Монах
начал уговаривать чиновника, чтоб он оставил употребляемый им способ молитвы,
объясняя и неправильность способа и неправильность состояния, доставляемого
способом. С ожесточением воспротивился чиновник совету. “Как отказаться мне от
явной благодати!” — возражал он.
Вслушиваясь в поведания чиновника о себе, я
почувствовал к нему неизъяснимую жалость, и вместе представлялся он мне
каким-то смешным. Например, он сделал монаху следующий вопрос: “Когда от
обильной сладости умножится у меня во рту слюна, то она начинает капать на пол:
не грешно ли это?” Точно: находящиеся в бесовской прелести возбуждают к себе
сожаление, как не принадлежащие себе и находящиеся, по уму и сердцу, в плену у
лукавого, отверженного духа. Представляют они собой и смешное зрелище:
посмеянию предаются они овладевшим ими лукавым духом, который привел их в
состояние уничижения, обольстив тщеславием и высокоумием. Ни плена своего, ни
странности поведения прельщенные не понимают, сколько бы ни были очевидными этот
плен, эта странность поведения…
Когда чиновник ушел, я спросил монаха: “С чего пришло
ему на мысль спросить чиновника о покушении на самоубийство?” Монах отвечал:
“Как среди плача по Богу приходят минуты необыкновенного успокоения совести, в
чем заключается утешение плачущих, так и среди ложного наслаждения,
доставляемого бесовской прелестью, приходят минуты, в которые прелесть как бы
разоблачается, и дает вкусить себя так, как она есть. Эти минуты — ужасны!
Горечь их и производимое этою горечью отчаяние — невыносимы. По этому
состоянию, в которое приводит прелесть, всего бы легче узнать ее прельщенному,
и принять меры к исцелению себя. Увы! Начало прелести — гордость, и плод ее —
преизобильная гордость. Прельщенный, признающий себя сосудом Божественной
благодати, презирает спасительные предостережения ближних, как это заметил
святой Симеон. Между тем припадки отчаяния становятся сильнее и сильнее;
наконец отчаяние обращается в умоисступление, и увенчавается самоубийством…
Внимательная молитва требует самоотвержения, а на
самоотвержение решаются редкие. Заключенный в себя вниманием, находящийся в
состоянии недоумения от зрения своей греховности, неспособный к многословию и
вообще к эффекту и актерству, представляется для незнающих таинственного
подвига его каким-то странным, загадочным, недостаточным во всех отношениях.
Легко ли расстаться с мнением мира! И миру — как познать подвижника истинной
молитвы, когда самый подвиг вовсе неизвестен миру? То ли дело — находящийся в
самообольщении! Не ест, не пьет, не спит, зимою ходит в одной рясе, носит
вериги, видит видения, всех учит и обличает с дерзкою наглостью, без всякой
правильности, без толку и смысла, с кровяным, вещественным, страстным
разгорячением, и по причине этого горестного, гибельного разгорячения. Святой,
да и только! Издавна замечены вкус и влечение к таким в обществе человеческом: «Приемлете, — пишет Апостол Павел к Коринфянам, — аще кто вас порабощает, аще кто
поядает, аще кто не в лепоту проторит, аще кто по лицу биет
вы, аще кто величается» (2Кор.11:20). Далее святой Апостол говорит, что он, бывши в
Коринфе, не мог вести себя дерзко и нагло: поведение его было запечатлено
скромностью, «кротостию, и тихостию
Христовою» (2Кор.10:1).
Большая часть подвижников Западной Церкви,
провозглашаемых ею за величайших святых — по отпадении ее от Восточной Церкви и
по отступлении Святаго Духа от нее — молились и достигали видений, разумеется,
ложных, упомянутым мною способом. Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской
прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства,
которым у еретиков извращена догматическая вера. Поведение подвижников
латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное, по причине
необыкновенного вещественного, страстного разгорячения. В таком состоянии
находился Игнатий Лойола, учредитель Иезуитского ордена. У него воображение
было так разгорячено и изощрено, что, как сам он утверждал, ему стоило только
захотеть и употребить некоторое напряжение, как являлись пред его взорами, по
его желанию, ад или рай. Явление рая и ада совершалось не одним действием
воображения человеческого; одно действие воображения человеческого недостаточно
для этого: явление совершалось действием демонов, присоединявших свое обильное
действие к недостаточному действию человеческому, совокуплявших действие с
действием, пополнявших действие действием, на основании свободного произволения
человеческого, избравшего и усвоившего себе ложное направление. Известно, что
истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и
действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию, —
даруются неожиданно, весьма редко, при случаях особенной нужды, по дивному
смотрению Божию, а не как бы случилось. Усиленный подвиг находящихся в прелести
обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того
пламени, которым разжжены прельщенные. Подтверждается это и сказаниями истории
и свидетельством Отцов. “Видящий духа прелести в явлениях представляемых им, —
сказал преподобный Максим Капсокаливи, — очень часто подвергается ярости и
гневу; благовоние смирения или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем
места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродетелями,
тщеславствует, и предается завсегда лукавым страстям бесстрашно”.
Ученик. Неправильность этого способа молитвы и связь его с самообольщением и
прелестью – ясны; предостереги меня и от прочих видов неправильной молитвы и
сопряженного с ними ложного состояния.
Старец. Как неправильное действие умом вводит в самообольщение и прелесть, так
точно вводит в них неправильное действие сердцем. Исполнены безрассудной
гордости желание и стремление видеть духовные видения умом, не очищенным от
страстей, не обновленным и не воссозданным десницею Святого Духа; исполнены
такой же гордости и безрассудства желание и стремление сердца насладиться
ощущениями святыми, духовными, Божественными, когда оно еще вовсе неспособно
для таких наслаждений. Как ум нечистый, желая видеть Божественные видения и не
имея возможности видеть их, сочиняет для себя видения из себя, ими обманывает
себя и обольщает, так и сердце, усиливаясь вкусить Божественную сладость и
другие Божественные ощущения, и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими
льстит себе, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение
с бесами, подчиняясь их влиянию, порабощаясь их власти.
Одно ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии
падения, может быть употреблено в невидимом Богослужении: печаль о грехах, о
греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием,
сокрушением духа… Позаботимся очиститься покаянием! «Тогда благоволиши жертву правды, возношение и
всесожигаемая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы» (Пс.50:21): новорожденные ощущения обновленного Святым Духом человека…
Ужасная жестокость к себе — отвержение покаяния!
Ужасная холодность, нелюбовь к себе — небрежение о покаянии. Жестокий к себе не
может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния,
вместе делается милостивым и к ближним…
Всем известно, какое душевное бедствие возникло для
иудейских книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они
сделались не только чуждыми Бога, но и исступленными врагами Его, богоубийцами.
Подобному бедствию подвергаются подвижники молитвы, извергшие из своего подвига
покаяние, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся
ощущать наслаждение, восторг; они развивают свое падение, соделывают себя
чуждыми Бога, вступают в общение с сатаною, заражаются ненавистью к Святому Духу.
Этот род прелести — ужасен; он одинаково душепагубен как и первый, но менее
явен, он редко оканчивается сумасшествием и самоубийством, но растлевает
решительно и ум и сердце. По производимому им состоянию ума Отцы назвали его
«мнением». На этот род прелести указывает святой апостол Павел, когда
говорит: «Никтоже вас да прельщает
изволенным ему смиренномудрием и службою ангелов, яже не уведе уча, без ума
дмяся от ума плоти своея» (Кол.2:18). Одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе
“мнение”, что он имеет многие добродетели и достоинства, — даже, что обилует
дарами Святаго Духа…
“Мнение не допускает быть мнимому[29]”, – сказал святой Симеон, Новый Богослов.
Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о
себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе,
что он свят, никогда не достигнет святости. Просто сказать: приписывающий себе
духовные делания, добродетели, достоинства, благодатные дары, льстящий себе и
потешающий себя “мнением”, заграждает этим “мнением” вход в себя и духовным
деланиям, и христианским добродетелям и Божественной благодати, — открывает
широко вход греховной заразе и демонам. Уже нет никакой способности к духовному
преуспеянию в зараженных “мнением”: они уничтожили эту способность, принесши на
алтарь лжи самые начала деятельности человека и его спасения – понятия о
истине. Необыкновенная напыщенность является в недугующих этой прелестью: они
как бы упоены собою, своим состоянием самообольщения, видя в нем состояние
благодатное. Они пропитаны, преисполнены высокоумием и гордостью,
представляясь, впрочем, смиренными для многих, судящих по лицу, не могущих
оценивать по плодам, как заповедал Спаситель (Мф.7:16, 12:33), тем менее по духовному чувству, о котором упоминает
Апостол (Евр.5:14)…
Ученик. Существуют же и состояния духовные, производимые Божественной
благодатью, как то состояние, в котором вкушается духовная сладость и радость,
состояние, в котором открываются тайны христианства, состояние, в котором
ощущается в сердце присутствие Святого Духа, состояние, в котором подвижник
Христов сподобляется духовных видений?
Старец. Несомненно существуют, но существуют только в христианах, достигших
христианского совершенства, предварительно очищенных и приуготовленных
покаянием. Постепенное действие покаяния вообще, выражаемого всеми видами
смирения, в особенности молитвою, приносимою из нищеты духа, из плача,
постепенно ослабляет в человеке действие греха… Духовные дарования раздаются с
Божественною премудростью, которая наблюдает, чтоб словесный сосуд,
долженствующий принять в себя дар, мог вынести без вреда для себя силу дара.
Вино новое разрывает мехи ветхие! (Мф.9:17) Замечается, что, в настоящее время, духовные
дарования раздаются с величайшей умеренностью, сообразно тому расслаблению,
которым объято вообще христианство. Дары эти удовлетворяют почти единственно
потребности спасения. Напротив того, “мнение” расточает свои дары в безмерном
обилии и с величайшей поспешностью.
Общий признак состояний духовных — глубокое смирение и
смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением,
евангельскою любовью ко всем ближним, со стремлением к неизвестности, к
удалению от мира. “Мнению” тут мало места, потому что смирение состоит в
отречении от всех собственных достоинств, в существенном исповедании
Искупителя, в совокуплении в Нем всей надежды и опоры, а “мнение” состоит в
присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя достоинств
несуществующих. Оно соединено с надеждою на себя, с холодным, поверхностным
исповеданием Искупителя. Бог прославляется для прославления себя, как был
прославлен фарисеем (Лк.18:11). Одержимые “мнением” по большей части преданы сладострастию, несмотря
на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в
правильном православном подвижничестве; немногие из них воздерживаются от
грубого порабощения сладострастию — воздерживаются единственно по преобладанию
в них греха из грехов — гордости…
Признак вкравшегося “мнения” вынаруживается в
подвижниках тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь,
часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя
достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их,
уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам. Устное и гласное
моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается
очень редко, потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении
молитвою Иисусовою.
Полный текст см. по ссылке: http://bryanchaninov.ru/tom1/27.shtml
Святитель Иоанн Златоуст моли Сына Божиего Иисуса Христа об овцах безправных на земле . Но как улики деяний беззакония на земле .
ОтветитьУдалитьСобраные на Небесах.
Души тех кто был в моральной эксплуатации у других. И физической тоже.
Приидите ко Мне вси обремененые и утружденые.И они прийдут каждый в свое время. И кому стоять по правую или левую сторну - Он рассудит сам. Пользуйтесь пока дано вам. Смотрите о своих действиях в отношении других. Каждый будет отвечать за себя сам. И прикрыться будет нечим.