пятница, 11 октября 2024 г.

Житие преподобного отца нашего Исаака Сирина

 

Иеродиакон и священноучитель Калинник Пантократорский в своих «сохранившихся аскетических писаниях»[1] приводит житие преподобного нашего отца Исаака Сирина так:

«Преподобный отец наш Исаак[2], великий и дивный в добродетели, небожительный сей человек и земной ангел, чудесного оного Авраама не [просто] сын, но истинный потомок, родом был Сириянин, родился же, согласно некоторым, в Ниневии Месопотамской, а согласно другим, родился, воспитался и вырос в неком селении недалеко от Эдессы, града Сирийского. Кто же были родители сего блаженного мужа, и какого они были устроения, и как нарекались — то неизвестно. Ведаем, однако, что божественный сей муж, в самом расцвете возраста своего, отрекшись от мiра и яже в мiре (ср. 1 Ин. 2: 15), пришёл с родным братом своим в некое общежитие края того, называемое именем святого мученика Матфея, в коем тогда и многие другие, быв в теле, подвизались ангельским житием; и там, облекшись в великую схиму, в нрав её и житие, и поупражнявшись в подвижнической борьбе и трудах, и насытившись млеком деятельных добродетелей, через которые довольно усыпил бесчинные плотские страсти и плоть подчинил духу, возжелал он твёрдой пищи глубокого духовного созерцания. И вот, отлучившись от упомянутой киновии и всей тамошней священной братии, бежав притёк он, словно жаждущий олень к источникам водным, в место пустынное, далёкое от мiра и сношений со многими, вселившись в уединённой келии, с единым Богом и с душой своей имея одно лишь попечение.

Родной же брат его, по прошествии немногого времени, восприяв игуменство оного общежития, многократно писал к нему, прося и моля его, дабы возвратился он к первому месту покаяния своего; но божественный Исаак, усладившись сладостью созерцания Духа, поучениями в божественных мыслях и умной молитвой, совсем не внимал просьбам брата своего, и никак не соглашался оставить безпопечительное и свободное от смятения безмолвническое житие. Однако ж, чего не смогли достичь уговоры и просьбы брата его, то возмогло позднее исполнить Божественное откровение, которое свыше призвало его на архиерейскую должность Церкви Ниневийской. И если прежде явился преслушником брату своему, то ныне со смирением преклонил он выю к божественному гласу. Так, нехотя и против воли своей оставляет Исаак пустыню и безмолвие, кои так возлюбил, и великого града Ниневии рукополагается епископом. Ибо не должно светильнику находиться под спудом пустыни затаённым, но поставленным быть на пастырском подсвечнике, дабы всех, далеко от пустыни находящихся, просвещал он светом учения и добродетели. Но и это лишь ненадолго продлилось, и настолько, что лишь взошёл и явился оный свет на горизонте Церкви, как вдруг снова зашёл и скрылся, поскольку преподобного сего отца постигло то же, что и божественного Григория Богослова, который, как только избран был епископом Сасимским, тотчас же удалился оттуда. Причина же такого немедленного оставления епископской кафедры отца Исаака была следующая.

В оный день рукоположения преподобного во епископы, находился он в епископском доме, когда представили пред ним двух христиан: один — заимодавец, другой — должник; и вот первый требовал долга, а другой, хотя и исповедововал обязательство своё, но не имея к настоящему времени возможности возвратить, просил некоторое число дней срока. Но немилосердный тот заимодавец говорил: «Если днесь не возвратит он мне долга, то непременно предам его в руки судьи». Преподобный же отец Исаак возразил ему: «Чадо, если ради заповеди евангельской не должно тебе требовать и того, что насильно отнимается от тебя, насколько более подобает тебе потерпеть несколько дней того, кто просит тебя». Но немилостивый тот заимодавец, дерзко сказав: «Оставь уж теперь Евангелие!», удалился оттуда. Услышав это, преподобный Исаак помыслил в себе: «Если они не слушаются повелений даже святого Евангелия, то что остаётся мне здесь сделать?». Сказав так, тотчас возвратился он назад в пустыню, и пришедши туда, водворился в прежней своей келии, где мужественно и терпеливо пребывал он до самой смерти.

Какие же подвиги подъял сей блаженный отец супротив демонов и плоти, каков он был в деятельной и созерцательной добродетели, к какому совершенству души возвысился, каких дарований сподобился от Бога, ещё живя на земле, всё сие излишне для повествования, ибо легко всякому уразумевается из собственных его слов, содержащихся в книге сей, из которой явным становится, что всё написанное божественным сим отцом сперва им лично было усвоено, как в двадцать шестом слове говорится: «Долгое время искушаемый в десных и шуих вещах, многократно испытав себя двумя этими способами, приняв на себя бесчисленные удары сопротивника и сподобившись великих сокровенных вспоможений, в продолжение многих лет обрёл я опытность и по благодати Божией опытно дознал…», а в пятнадцатом слове говорит: «Это к памятованию себе и всякому, читающему сочинение это, написал я, как постиг из разумения Писаний и из правдивых уст, а немногое из собственного опыта…»; но и какой благодати сподобился от Бога, о которой не возмог умолчать, что и во многих других словах прикровенно явствует, особенно же в слове тридцать восьмом, где открыто исповедует он, говоря: «Многократно, когда писал я это, персты мои оставались на хартии, и не мог я выносить наслаждения, западавшего в сердце моё и заставлявшего умолкать чувства». Но и ничуть не меньше подобает восхищаться добродетелью божественного отца ещё в том, что хотя находился он вдали от людей, разгорался он к ним любовию, как он и сам свидетельствует о себе в этом же слове, говоря: «Поскольку соделался я юродивым, то не терплю сохранить тайну в молчании, но делаюсь безумным для пользы братии моей. Ибо такова есть истинная любовь, что она не может утерпеть, держа что-либо в тайне от возлюбленных своих». Так, находясь и в пустыне, обильно напоял он живоносным источником поучений своих души братий.

Жил же сей святой в начале седьмого тысячелетия от сотворения мiра, что заключается из следующего места в тридцать третьем слове, где говорит он о демонах так: «Ибо ты вводишь себя [в брань] прекословить с теми (демонами), кому уже шесть тысяч лет», из чего явным становится, что когда писал он сие слово, завершилось уже от сотворения мiра шестое тысячелетие.


[1] Καλλίνικος 1871, σ. ιι’-ιδ’.

[2] Служба преподобного Исаака Сирина, память которого отмечается 28 сентября, была написана прп. Герасимом Микраяннанитом, а издана блаженным старцем Исааком Ливийским, совместно с его братией (Святая Гора Афон, Калива Воскресения, Капсала). Служба святого отца доступна по адресу: https://www.scribd.com/document/26099724/isaak-syrian


@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

пятница, 4 октября 2024 г.

Св. Николай Сербский: Каковы причины будущей войны? Пять идолов.

 

Среди причин как прошедших, так и грядущих войн главной и основной причиной является безбожие и отпадение от Единого Живого Бога. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 42, 22). Многие христиане Европы и Америки, спешившие во время войны в церковь, приходившие иногда даже до начала богослужения, чтобы занять место, стали после войны охладевать к религии и отпадать от веры в Бога. А если им об этом напомнить, то они иронически возразят, что религия стала несовременной. Как же это так? Разве можно говорить о современности или несовременности действительности? Ведь Бог является наивысшей Действительностью, возвышающейся над всем тем, что вообще именуется действительностью. Как же может быть, что вера в Бога, бывшая 10 лет тому назад живой и необходимой связью с действительностью, теперь вдруг становится несовременной? Неверие в Бога означает веру в недействительность, в химеру… А какая судьба ожидает народ с большим числом неверующих, ясно видно из Святого Откровения Божиего. «Нечестивым же нет мира» — вот судьба их, вот что написано им. И они никогда не смогут избежать войны, если не искоренят безбожия. Неверующий человек уже тем самым, что он не верит, делает неугодное пред очами Господа. Неверие есть оскорбление Творца Вседержителя; небрежение Господом Иисусом Христом и повторное распятие Того, во имя Которого крещены христианские народы, через крещение давшие Ему клятву в верности. Всякое оскорбление Бога — если в нем быстро не покаяться — вызывает бедствие, как, например, засуху, наводнение, болезнь, беспорядки, различные кризисы, общий регресс и, как венец всего, войну. И это не суеверие простого народа, а факт, установленный и Откровением, и самой жизнью. Пойдём дальше. За безбожием или неверием непременно следует поклонение идолам. Как только человек отречётся от Бога, он начинает восполнять пустоту души своей чем-то иным, чему поклоняется как высшей действительности, высшей ценности. Единство Бога богоотступник заменяет множественностью идолов. Никогда ни один идолопоклонник не поклонялся только одному идолу. Идолопоклонство вызывает хаос в человеческой душе, тогда как вера в Единого Бога вливает в душу гармонию простоты, ясности и определённости. В той мере, в какой возможно разобраться в теперешнем духовном хаосе огромного большинства образованных европейцев и американцев, и в той мере, в какой могут быть перечислены их самые тяжелые духовные недуги, можно определить пять главных идолов, которым они сейчас служат:

1) материя;

2) личное я (ego);

3) империализм;

4) нация;

5) культура.

Начнём по порядку.

вторник, 1 октября 2024 г.

Старец Феодор: «Когда евреи нанесут удар по ядерной программе Ирана...»

Републикация статьи 2020 года

Митрополит Морфский Неофит: «...Что заставило меня говорить об этом человеке Божием, об отце Феодоре, с особым волнением? Уже долгие годы я занимаюсь различными пророчествами, по благословению некоторых подвижников благочестия, наших современников, которые сказали, что мне, как епископу, необходимо изучать пророчества святых. И рассматривать со вниманием, какие из них истинные, а какие не заслуживают доверия. Потому что бывают и лжепророчества тоже. Сатана проникает повсюду, чтобы вызвать смятение и неверие… И ему это удается. Даже некоторые архиереи иронизируют по поводу пророческих высказываний св. Паисия Святогорца, одного из наиболее выдающихся святых в Православии! Да помилует всех нас Господь!

Лично меня обеспокоило, господин мэр, намерение евреев нанести авиаудар по одному из объектов ядерной программы Персии (совр. Иран). Об этом нам говорил один подвижник благочестия, с которым я встречался на Крите. Многим из вас его имя незнакомо. Это старец Феодор Агиофарангитис. Его уход ко Господу стал лишением для всего Крита (он преставился ко Господу три года назад, в 2016 году, на Страстной Седмице). Он говорил:

«Чада, вы будете пить кофе и услышите, что евреи нанесли удар по ядерной программе Персии. Вот тогда-то и начнутся события величайшего масштаба... И в то же самое время или немного раньше падёт Эрдоган. Таковы будут знамения грядущих великих событий, чтобы вы поняли, что они близ, при дверех».

И теперь, когда я вижу, как евреи совершенно ясно, без обиняков говорят о своих целях Трампу, а Трамп работает над тем, чтобы претворить их цели в жизнь, причем тоже совершенно открыто, то я осознаю, что ожидаемое нами в далеком будущем, судя по всему, уже совсем близко. Насколько близко — этого мы знать не можем. Потому что покаяние даже самого «маленького» человека может повернуть грядущее вспять и изменить ход истории. Чтобы Человеколюбец Христос дал время на покаяние большинству людей на земле».

 

Источник: https://www.pentapostagma.gr/ekklisia/6976873_geron-theodoros-otan-oi-ebraioi-htypisoyn-pyriniko-programma-toy-iran

@Расшифровка видеозаписи и перевод «Трость Скорописца», 2020 г. 

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.