
«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се Жертва
тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни
вечныя будем». Это песнопение исполняется во время Литургии
Преждеосвященных Даров вместо Херувимской песни. Оно очень умилительно, насыщено
глубокими смыслами и поется со сладкопением[1]
на шестой глас. Особенно во время этой Херувимской Небесные Силы вместе с нами поклоняются
и служат переносимому Телу Господню.
«Ныне Силы Небесныя», — говорит песнопевец, невидимо служат Богу вместе с нами, недоступные нашему взору, пока совершается Божественная Литургия. Но что это за Небесные Силы? Мы все понимаем, что это никто иные, как Ангелы Божии, Серафимы и Херувимы, многоочитые, пребывающие на Небесах, крылатые — все те духовные существа, которые окружают Престол Божий и поют, непрестанно взывая друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея...»[2]. Бесчисленное множество Ангелов пребывают там в алтаре и окружают Тело Владыки с великим страхом Божиим.
«С нами невидимо служат». О, если бы у нас были духовные
очи, очи святителя Спиридона, которому сослужили Ангелы, то, находясь в святом
храме, мы бы видели, как вокруг нас тысячи Ангелов, Херувимов и Серафимов
окружают Святой Престол и возносят ангельскую хвалу Всевышнему! О, как мы были
бы поражены, если бы Бог позволил нам всего один раз увидеть нашими телесными
очами все множества Ангелов, присутствующих и благоговейно преклоняющихся на
Божественной Литургии, чтобы созерцать совершающееся таинство! Мы бы увидели
тогда, как ангелы со страхом и трепетом наблюдают за таинством, в то время как
люди совсем без благоговения и страха Божия входят и выходят из алтаря,
совершенно не ощущая святости места и происходящего в нем.
Отвечая на вопрос самарянки, где и как следует
поклоняться Богу, Господь сказал: в духе и истине (Ин. 4:23). Так Ему служат истинные
верующие. Они служат Ему не только устами или воздеянием рук, или преклонением
колен, или другими внешними проявлениями, потому что тогда служение становится
лишь формой, лицемерием: в поклонении должен участвовать и весь внутренний
человек. Внутренний человек — это ум, воля и чувства человека. Мало верующих, у
которых получается хранить свой ум нерассеянным во время Божественной Литургии.
Но еще меньше тех, у которых не только ум, но и чувства, и воля сосредоточены
на Богослужении. Так пусть же Ангелы, поклоняющиеся Богу вместе с нами, будут
для нас примером истинного и настоящего служения во время Божественной Литургии,
поскольку и мы должны предстоять в храме, таинственно изображая собой
Херувимов: «Иже Херувимы тайно образующе...».
Почему Ангелы вместе с нами служат Богу? Потому
что, как дальше говорится в песнопении, «входит Царь Славы». Прямо перед нами
проходит Всеславный Царь! В тот момент, когда служащий священник, держа над
головой Святые Дары, совершает Великий Вход и заходит молча в алтарь, певчие
ненадолго прерывают пение Херувимской песни, выражая этим страх и благоговение,
а все верующие в полной тишине опускаются на колени и кланяются до пола, потому
что перед ними проходит Сам Христос, как воскресший, всесильный и преславный
Царь.
Переносится не хлеб и вино, которым надлежит
вскоре преложиться в Тело и Кровь Христовы, как это происходит на других
Литургиях, но Сам Христос, Которого песнописец за Его величие называет Царем.
Жертва, которая дориносится сонмом и воинством
ангелов, является «совершенной»,
то есть она уже завершена, принесена, и она является «тайной», потому
что все видят ее, но не все могут постичь ее умом. Все присутствуют, но не все постигают
славу Великого Царя, сокрытую под видом Хлеба и Вина. Только те, кто посвящен в
это Таинство; те, кто обладает таинственными очами сердца или, лучше сказать,
очами веры, только они видят славу Царя, Который входит в сопровождении ангельских
чинов.
«Верою и любовию приступим». Мы должны с верой и любовью
приближаться к Святым Дарам. С верой, а не с неверием или суеверием. Какой
печалью исполняется наше сердце, когда мы видим, как в Великий Четверг или в
другие воскресенья и праздники наши христиане без исповеди и без надлежащей
подготовки приступают ко Святому Причастию, к Всесвятому Телу и Крови Господа нашего
Иисуса Христа!
Дорогой мой христианин, подходя к Причастию, веруй
всем своим сердцем, всем помышлением своим и всею душою, что Тот, Которого ты
причащаешься, есть Иисус Христос, Царь Славы, Единородный Сын Божий, Который преклонил
Небеса и сошел, и пришел на землю, вочеловечился «от Духа Свята и Марии Девы»
ради твоего спасения. Это Тот, Кто был распят, воскрес, вознесся, послал Всесвятаго
Духа и основал Церковь и Таинства, одним из которых является Таинство
Божественной Евхаристии, которому ты приобщаешься в этот момент. Только когда
ты приступаешь к Божественному Причастию с такой верой, ты можешь обрести мир с
Богом и у тебя есть надежда на спасение.
Но это песнопение призывает нас быть не только в мире с
Богом, но и в мире с людьми. Вот
почему
оно говорит нам приступать не только с верой, но и с любовью. Мы должны
приступать с такой горячей и непобедимой любовью и жаждой соединения с Ним,
чтобы в тепле этой любви растаяли все ледяные горы
зла и страстей, ненависти, вражды и несправедливости, как тает свеча в летний
зной (ср. Пс. 67:3). Ради этой горячей любви к Божественному Причащению мы
должны простить тех, кто нас огорчил, причинил неприятность, обидел, и возлюбить
их всем сердцем. Если узник, заключенный в темнице и скованный цепями, с
нетерпением ждет того времени, когда спадут оковы и распахнутся двери темницы,
чтобы он мог вдохнуть воздух свободы, то насколько же больше должен жаждать
христианин Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, Который
освобождает от намного худших оков — уз греха, тления и смерти — и делает его
причастником вечной жизни!
Как важны, велики и какое имеют жизненное значение те смыслы, которые открывает нам Херувимская песнь Литургии Преждеосвященных Даров. Давайте подведем краткий итог. Дорогие мои христиане, когда мы присутствуем на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров и небесные ангелы вместе с нами невидимо служат Богу, необходимо внимание, внимание и молитва! Перед нами проходит Царь Славы Иисус Христос, Который принес Себя в жертву тайную, совершенную и совершившуюся. Приступим же с верой и любовью, чтобы стать причастниками вечной жизни. Аминь. Буди.
[1] Примечание в Типиконе:
«После возгласа архиерейского: «по дару Христа Твоего», певцы косно и со
сладкопением поют: “Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат”».
[2] Из последования
Божественной Литургии.
Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т. II. - Святая Гора Афон: 2024. - с. 151-154.
Теперь никакого благоговения почти нет, некоторые даже "умудряются" в это время сидя тыкаться в телефоне.И хоть кол на голове теши.Такие вот "плоды" экуменизма и модернизма.
ОтветитьУдалить