Сегодня, дорогие мои, великий праздник — Благовещение Пресвятой
Богородицы.
На утрени, в девятой песни канона звучат
замечательные слова:
«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса,
Божию славу».
Какое величие заключают в себе эти строки!
Небо и земля сегодня празднуют. «Благовествуй, земле»,
говорится в них, то есть прими благую весть. Что это значит?
Если я сразу же дам богословское толкование,
некоторые будут зевать, поскольку сейчас настало время тьмы и «светильники
погасли». Если я буду говорить с вами, как Василий Великий и Иоанн Златоуст, мне
потребуется множество часов для разъяснения. Поэтому, в сей прозаический век, я
вынужден склонить голову и начать объяснение с простейших земных примеров — с того, что
вам известно и близко.
Итак, сначала приземление, а потом взлет, чтобы мы потихоньку смогли вознестись умом на высоту — туда, где совершается великое таинство.
Сейчас приземление. Представьте, что один человек задолжал
большую сумму денег, целый миллион, и банк, судебные приставы — все гоняются за
ним; а он прячется тут или там. Наконец, его схватили и готовы бросить в тюрьму.
Жена плачет, дети плачут — он не в состоянии выплатить такую сумму. Но вдруг какой-то
его родственник за границей — такое иногда бывает — узнает, что он попал в беду,
посылает чек в банк и выплачивает его долг. Новость о том, что издалека пришел
чек и его долг погашен, стала для него радостным известием или, скажем так,
благой вестью.
Другой пример. Представьте, что один человек — и он не
один, к сожалению, таких очень много — страдает от рака. И вдруг сегодня вечером
он включает радио и слышит: «Внимание! Открыли лекарство от рака!». Или ещё. Рядом с Критом
расположен остров Спиналонга, где в изоляции находились тысячи прокаженных, —
настоящий ад. И вот однажды причалила лодка, и лодочник, выходя, закричал: «Радуйтесь!»
— «Почему мы должны радоваться?» — «Найдено лекарство от проказы». Услышав это,
они прыгали от радости, рвали на себе одежду, и даже не ели в тот день... Вести
о лекарствах от проказы или от туберкулеза уже пришли. Даст Бог, будет найдено и
лекарство от рака. Возможно, вы услышите об этом, а если не вы, ваши дети и внуки.
К сожалению, пока еще не скоро, нет озарения от Бога; это бич нашего времени.
Все новости о спасении называются благой вестью. То же самое означает и слово «Евангелие».
Я вижу, что вы слушаете внимательно — вам это
интересно.
А теперь представьте другое. Кто-то совершил преступление,
его поймали, привели связанного в суд и приговорили к смертной казни. И когда он
ждет, что его вот-вот поведут на расстрел, вдруг подписывается указ о помиловании,
и он избавляется от смерти. Вы можете себе представить его радость? Радостная новость,
которую он слышит, является для него благой вестью.
Может быть, перейдем к событиям более крупного масштаба?
Пусть старшие вспомнят. В 1940 году все мы — солдаты, офицеры, военные священники
— тревожились за страну. Я тогда был священником в Мессолонге. Помню, что все ждали
новостей о войне на албанском фронте. Радиоприемников тогда было мало. И вдруг на
площади включается радио. Все затихли, затаили дыхание. Раздается радостное сообщение
покойного премьер-министра страны: «Наши войска вошли в Корчу!»... То, что произошло
потом, не поддается описанию: колокола звонили до самого утра. Это была новость,
от которой в то время ликовала душа.
Может быть стоит спуститься ниже, на уровень каждой конкретной
семьи? Один благословенный отец рассказал мне несколько дней назад: «В тот час,
когда я получил телеграмму о том, что моя жена родила мальчика, если бы мне предложили
в дар миллионы, всю территорию США или даже всего мира, я был бы менее рад, чем
когда стал отцом». Радость родителя невозможно описать на словах. Он радуется, потому что «человек
родился в мир» (Ин. 16:21).
- Почему, — скажете вы, — ты рассказываешь об этом сегодня?
Я хочу сказать, дорогие мои, что все эти новости очень
и очень малы. А великой новостью является та, которую передала нам «небесная радиостанция».
И ее возвестил не человек, а архангел Гавриил, который «с небесе послан бысть рещи
Богородице: радуйся» (Акаф. 1).
Эта новость ни с чем не сравнима. Если вы этого не чувствуете, я плачу о вас,
потому что вы еще не приобщились таинства искупления Христова. Я желаю, чтобы Дух
Святой, осенивший Пресвятую Богородицу, осенил и нас с вами. Потому что без Его
просвещения мы ничего не понимаем, какими бы грамотными и мудрыми мы ни были.
– Почему, — скажешь ты, — это была величайшая новость?
Потому что, братья мои, — возвращаясь к примерам, — мы
с вами находимся в долгу. Как говорится в Евангелии от Матфея: «должен был ему десять
тысяч талантов» (Мф. 18:24). А кто нам может дать отпущение грехов? Только Распятый
— через покаяние.
Мы тяжело больны. Наши души недугуют грехом как
раковой опухолью. Давайте скажем Христу: «Я болен. Господи, «исцели душу мою, яко
согреших Тебе» (Вел. славословие).
Кем мы были? Обреченными на смерть. Над нашими головами
висел дамоклов меч с угрозой «Смерть грешникам!». И кто же остановил все это? Иисус
Назарянин, Избавитель міра (Деян. 7:35). «Избавление послал
Господь народу Своему» (см. Пс. 110:9). Эта весть была самой важной и радостной
в міре. Именно поэтому она называется «благой», а сегодняшний праздник — Благовещением.
Чувствуем ли мы это? Мы говорим, что Христос — Спаситель.
Однако в этой фразе чего-то не хватает. Чтобы сделать ее полной, пожалуйста, добавьте
местоимение. Скажите: Христос — Спаситель мой. Однажды мне пришлось
побывать в клинике известного хирурга в Афинах. Там я встретил пастуха, который,
как только увидел врача, обнял его со словами: «Доктор, спаситель вы мой!» — «Почему
ты называешь его своим спасителем?» — спросил я. — «Не знаю, что это значит для
вас, но мне он спас жизнь, а потому я называю его своим спасителем!
Так и вы, братья мои и сестры — такие же грешники,
как и я сам, — которые удостоились встретить этот праздник сегодня, давайте добавим
еще местоимение, и Христос будет Спасителем не только мира и веков, но станет и
нашим Спасителем тоже; давайте говорить «мой Христос» и «моя Богородица»!
Закончу одной историей. В Англии жил врач-атеист, но великий
учёный по фамилии Симпсон (1811-1870), который открыл хлороформ как обезболивающее средство
при хирургических операциях и принес большую пользу человечеству. Сначала он
был неверующим, но постепенно уверовал во Христа. Перед смертью он сказал: «Они
восхищаются мной за это открытие, но я благодарю Бога, потому что мое величайшее
открытие состоит в другом: в том, что я нашел своего Спасителя, я верю в Христа».
Этими простыми словами, при помощи «посадок и взлетов»,
я попытался, дорогие мои, смиренно возвысить ваш ум к великой тайне Божественного
вочеловечения.
Я не прибегал к высокому богословию. Мне хотелось на примерах
из повседневной жизни передать вам ту радость, которую принес с небес Архангел Гавриил,
— радость спасения, которое даруется всему миру, в том числе и нашей любимой Родине.
Я не знаю, что произойдет на Балканах. Молитесь Богу сегодня,
в этот святой день. Война, для тех, кто пережил ее и видел ее ужасы, — это страшная
вещь...
Проси́те сегодня Бога и Богородицу, — женщины, матери с малышами на руках. Молитесь, чтобы хотя бы здесь, на Балканах, не было войны; чтобы у нас был мир, — мир во Иисусе Христе, Которого, чада, хвалите и превозносите во веки веков. Аминь.
Источник: https://tasthyras.wordpress.com/2025/03/25/ὁ-σωτήρας-μου-επίσκοπος-αυγουστίνος/
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!