воскресенье, 16 мая 2021 г.

«И воскресшего во второй день по правительственным указаниям»!

Протопресвитер Анастасий Κ. Гоцопулос

Клирик храма Св. Николая, г. Патры

Великая Среда, 27.04.2021.


Каждый год в святые дни Великого Поста враг рода человеческого диавол выдумывает самые невероятные обвинения, чтобы оклеветать Воскресение Христово и поколебать сознание верующих, чтобы они не радовались духовной, покаянной и вместе с тем торжественной атмосфере дней Страстной седмицы и Воскресения Господня.

В прошлом году ему не пришлось прибегать ко лжи, как это обычно бывает, поскольку его дело взяло на себя правительство нашей страны, закрыв храмы для верующих... И в этом году он тоже не потрудился над тем, чтобы состряпать очередную клевету, которая потрясла бы сознание архиереев, иереев, монахов и мирян, потому что вместо него это сделало постановление Постоянного Священного Синода Элладской Церкви от 20.04.2021.

Безусловно, Страстная седмица это не время для написания трудов, но, ввиду происходящих событий, мы не можем не изложить надлежащим образом перед церковной полнотой нашей Церкви свою печаль, разочарование, протест, а также некоторые факты, которые мы смогли наскоро собрать для размышлений и обсуждения.

Синодальное решение от 24.04.2021 и соответствующее синодальное окружное послание № 3041 от 21.04.21 предписывает перенести празднование Воскресения Христова на Великую субботу в 21:00 и завершить Пасхальную мини-заутреню с Божественной литургией до 22:30!

Другими словами:

1. В этом году в поместной Элладской Церкви большее было подчинено меньшему; телесное здоровье было оценено выше, чем духовное; страх поборол надежду, а над Воскресением Господа всецело восторжествовала смерть! Возникает вопрос: как мы будем читать Слово огласительное св. Иоанна Златоуста: «Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый…  Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа; воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и жизнь жительствует»? Действительно ли эти слова имеют для нас значение, если мы соглашаемся перенести Воскресение Сына Божия на другое время именно из-за страха смерти от вируса? Мы ведем себя так, будто какой-то ничтожный человеческий вирус сильнее Победителя ада и смерти, Сына Божия!

2. Когда и при каких условиях мы будем праздновать Воскресение Христово источник всех благ, основу нашей веры, начало церковной жизни (годичный литургический цикл) — в этом году определяла политическая власть [1] и ее служители, так называемые «специалисты», большинство из которых многократно высказывались против Святых Таин и Церкви совершенно вызывающим и наглым образом. К сожалению, власть имущие не услышали громогласный возглас прп. Иоанна Дамаскина: «Не подобает царю быть законодателем в Церкви… Царское дело есть благоустроение государства, а состояние Церкви — это удел пастырей и учителей». Особенно актуально это тогда, когда «цари» — богохульники и нечестивцы...

Уже только этих двух причин было бы достаточно, чтобы убедить даже самых больших скептиков в том, что перенос Пасхальной заутрени и Божественной литургии немыслим и недопустим. К сожалению, есть и другие серьезные причины…

3. В этом году мы будем праздновать Воскресение Христово в субботу, а не в воскресенье!

Скажите, как можно игнорировать повеления святых апостолов, которые предписывают в Апостольских постановлениях: «Вы, братья, … должны праздновать дни Пасхи с точностью и со всем рачением… Да не будет того, что мы отпразднуем день Воскресения Господа нашего Иисуса в иной день, кроме воскресенья» [2]!

Было написано достаточно много работ, авторы которых пытались оправдать перенос этого великого праздника, используя иудео-византийский способ измерения суток [3]. При этом, они вопреки Священному Писанию, святоотеческому преданию и священным канонам пытались доказать, что Пасхальное воскресенье начинается в Великую субботу вечером в соответствии с византийским измерением суток! Однако нам, как пастырям и богословам, надлежит соблюдать хотя бы элементарную последовательность в использовании календарей и в измерении времени. Невозможно, чтобы в одних случаях, когда нам выгодно, мы апеллировали к иудейскому и византийскому способу исчисления суток, а в других случаях, когда нам удобно, — к гражданскому...

Если, как они утверждают, Пасхальное воскресенье начинается накануне, в Великую субботу вечером, согласно византийскому исчислению суток, возникают такие вопросы:

а) Может быть, тогда и пост среды или пятницы на протяжении всего года должен начинаться с вечера вторника или четверга?

б) В таком случае, справедливо будет предположить, что священнослужители, которые считают, что Пасхальное воскресенье начинается в 18:00 Великой субботы, ничего не едят по вечерам накануне всех дней, когда они служат Божественную литургию?

в) Иудейское и византийское исчисление суток действительно для празднования Пасхи только в этом году?

г) Почему бы тогда не утвердить перенос Пасхального богослужения на субботу и в другие годы, если нет никаких проблем?!

д) Поскольку нет никакой проблемы в переносе празднования Пасхи с воскресенья на субботу, почему приверженцы этого новшества апеллируют к церковной икономии, и даже пишут в своем документе о «крайней церковной икономии»? Для чего упоминать о церковной икономии, если все в порядке? Или, может быть, у нихне все в порядке?!

Им следовало бы соблюдать хотя бы элементарную последовательность в словах и в делах, потому что в противном случае они подрывают свою репутацию и теряют доверие народа…

Если, не приведи Господи, синодальное решение в конечном итоге будет применено, пусть его защитники спросят у простых верующих: «Когда в этом году праздновалось Воскресение Христово в субботу 1 мая или в воскресенье 2 мая?». Может быть, ответ простого народа поможет им прочувствовать, что слова из Акафиста Пресвятой Богородице «лютии взыскателе» и «баснотворцы» относятся также и к ним… Несомненно, простой народ ответит, что в этом году Воскресение Христово праздновалось в субботу, а не в воскресенье! Уже одно только это подтверждает неприемлемость синодального решения и его деструктивность с пастырской точки зрения, а также несостоятельность их аргументов.

Каноническое предание предельно ясно высказывается о том, когда произошло Воскресение Христово: после 6-го или 7-го часа (по византийскому времени), т. е. после полуночи с субботы на воскресенье [4].

I. Византийский канонист и Патриарх Антиохийский Вальсамон отмечает: «Мы должны сказать, что до шестого часа (12:00), до самой субботней полуночи, мы обязаны поститься. А с седьмого часа (1:00 воскресенья) начинается воскресный день, в каковой и воскресе Христос (Воскресение, очевидно, совершилось или в седьмом, или в восьмом часу)» [5].

II. Византийский канонист Властарь комментирует: «Наиболее благочестивые проводят весь день субботы до [шестого часа] ночи в церквах, … а в седьмом часу (1:00 воскресенья) после утреннего славословия возглашается песнь: «Христос Воскресе!»А что день Господень начинается с седьмого часа ночи перед воскресением, ясно из того, что восход солнца, то есть свет дня бывает с седьмого часа ночи, предшествующей сему дню. Это видно также и из толкования великого отца нашего святого Иоанна Златоустого» [6].

III. Византийский канонист Зонара объясняет: «А около середины субботней ночи, на рассвете дня Воскресения правило предписывает разговляться» [7].

IV. И наконец, св. Никодим Святогорец, подытоживая каноническое предание, пишет: «День… начинается с седьмого часа ночи (1:00) и заканчивается к шести часам следующей ночи, и то дело, которое совершено за двадцать четыре часа этих дня и ночи, является и признается совершенным за один день» [8].

4. В этом году мы будем праздновать Воскресение Господне в тот же день, в который по правилам празднуется и законная иудейская Пасха В Пасхальных таблицах Великого Часослова (изд-во «Апостолики диакония») о Пасхалии 2021 года написано следующее: «Законная Фаска: Великая суббота». То же самое и в Диптихах Элладской Церкви, и в Ежегоднике Вселенского Патриархата.

Некоторые утверждают, что евреи уже отпраздновали свою Пасху ранее. Однако тот факт, что они перенесли её на другое время по своим собственным расчётам и причинам (из-за календаря), нисколько не умаляет проблему пренебрежения к решениям Первого Вселенского Собора с нашей стороны. Если бы произошло обратное, не было бы никакой проблемы: если в какой-то год мы, православные, отпразднуем Воскресение Христово, как положено, а евреи по каким-то своим соображениям отметят свою Пасху после нашей, мы, безусловно, не будем виновны в нарушении и попрании нашей канонической и литургической практики. Но, к сожалению, в этом году в Элладской Церкви Воскресение Христово будет праздноваться не в воскресенье после (законной) иудейской Пасхи, а в один день вместе с ней, в нарушение 7-го Апостольского правила…

5. Это синодальное решение является прямым нарушением и попранием двух ключевых условий, установленных Первым Вселенским Собором для определения времени празднования Воскресения Господа: обязательно в воскресенье и обязательно после Законной Пасхи. Для нашего канонического предания эта проблема настолько серьезна, что если когда-то «законная фаска выпадет на день воскресный, мы должны праздновать Пасху не в этот день, но в следующее воскресенье», согласно прп. Никодиму Святогорцу [9]! Совершенно ясно, что великий канонист и выразитель нашего предания прп. Никодим отсчитывал воскресные дни на основании действовавшего тогда политического календаря, а не на основании иудейского или византийского.

Неужели мы не боимся подпасть под осуждение 1-го правила Поместного Антиохийского Собора, которое составили Святые Отцы относительно «дерзающих нарушать определение святого великого Собора, собранного в Никее (Первого Вселенского)… о святом празднике спасительной Пасхи» [10]? Они пишут такие страшные вещи: «Да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви… те, кто дерзнет обособляться от прочих и совершать Пасху с иудеями, что совращает людей и возмущает Церкви. Таковому Собор судил с этого времени быть чуждым Церкви как виновному не только в собственном грехе, но и в растлении и развращении многих»!

Разве это синодальное решение не ведет к «совращению людей и к возмущению Церквей»?

Докатились стали ложно учить о времени Воскресения Христова в ХХΙ веке, подобно еретикам-тетрадитам?! «Кто прельстил вас не покоряться истине»? (Гал. 3, 1).

6. Величие Светлого Воскресения Христова в этом году будет выражаться только богато накрытым столом и запеченным ягненком, а не «тайной и бессмертной Трапезой» Агнца Божия. Если принять во внимание, что не будет служиться и Великая Вечерня в 1-й день Пасхи (греч. σπερινς τς γάπης — Вечерня Любви), нынешнее Пасхальное воскресенье полностью лишается какого-либо богослужебного собрания верующих!

Будем праздновать «яко иудеи», полагая сущность Пасхального воскресенья не в богослужении, а в еде!

7. Чтобы богослужение хотя бы в общих чертах соответствовало словесному выражению нашей веры (в соответствии с принципом Lex credendi est lex orandi закон веры есть закон молитвы), нашей поместной Элладской Церкви следует изменить 5-й член Символа веры следующим образом: «И воскресшего во второй день по правительственным указаниям»! Следовательно, перенос Пасхального богослужения на Великую субботу — это не вопрос нескольких часов, как недальновидно, поверхностно и безответственно говорили некоторые, многократно пытаясь преуменьшить его значение, но это существенный вопрос, который затрагивает фундаментальные положения нашей веры: Христос оставался во Гробе в течение трех дней (часть пятницы, всю субботу и часть воскресенья), а никак не двух дней (часть пятницы и часть субботы)! Поскольку точное время Воскресения неизвестно, мы не можем точно определить, сколько часов Богочеловек был умершим, оставаясь при этом Живым яко Бог (1-е правило св. Дионисия Александрийского).

Безусловно, во Вселенской Православной Церкви нет полного совпадения во времени, когда впервые звучит «Христос Воскресе!». В Греции это пасхальное приветствие поют в полночь, на Афоне около 2:30 ночи, в некоторых славянских странах позже. Но все православные во всем мире на протяжении последних 20 веков совершают Пасхальную заутреню и Божественную литургию ни в коем случае не раньше, а всегда позже полуночи с субботы на воскресенье, независимо от того, называется ли этот час 12-м (в наше время), или же 6-м и 7-м (в Византии). Конечно, бывало и такое, что Пасхальная служба переносилась на более позднее время и совершалась во время «петелоглашения», «крика петела» (= кукареканье петуха), то есть на рассвете в воскресенье, но все равно это никогда не было в субботу раньше полуночи! К сожалению, те, кто говорит о другом времени Пасхального богослужения, чтобы оправдать не подлежащее оправданию, скрывают этот важнейший критерий и сознательно обманывают народ Божий...

8. Архиереи и священники отслужат Божественную литургию дважды в течение одних и тех же суток, пренебрегая устоявшимся церковным и литургическим преданием нашей Церкви, следуя за папистами. Тем, кто призывает к византийскому исчислению суток, напомним, что прп. Никодим Святогорец, осуждая некоторых священнослужителей, которые служат литургию два раза за один и тот же день, имеет в виду гражданские сутки, а не византийские. Прп. Никодим Святогорец выражается совершенно ясно, делая вывод из канонического предания Церкви: «День… начинается с седьмого часа ночи (1:00) и заканчивается к шести часам следующей ночи, и то дело, которое совершено за двадцать четыре часа этих дня и ночи, является и признается совершенным за один день» [11]. Следовательно, совершение двух Божественных литургий в Великую субботу непозволительно. Те, кто не согласен, считают себя более сведущими и мудрыми, чем прп. Никодим?

9. Архиереи и священники будут служить литургию и причащать после того, как они поели, потому что, к сожалению, они не смогут полностью воздержаться от пищи и от питья до 22:30 Великой субботы. Имеет ли право церковная власть, пусть даже верховная, обязать клириков служить литургию и причащаться, когда они уже поели, игнорируя столько священных канонов?

Священные каноны не предусматривают икономии в этом вопросе и не позволяют священнику служить литургию после того, как он поел:

I. Согласно 47-му правилу Карфагенского Собора (по Пидалиону — 50-е) «Святые Дары» приносятся только теми (священниками), «кто ничего не вкушал». Четко и категорично: священник, который совершает богослужение, должен быть непременно не евшим! Также в этом правиле упоминается соответствующее решение Первого Вселенского Собора, текст которого не дошёл до наших дней [12].

II. Чрезвычайно интересна последняя фраза 41-го правила Карфагенского Собора (по Пидалиону — 48-е), которая отражает древний обычай Церкви поминать умершего на Божественной литургии, в рамках которой совершалось и его отпевание. Но иногда бывало так, что человек умирал во второй половине дня и последование погребальных песнопений следовало совершить вечером, когда священники, которые должны были служить, уже поели. Как поступали в таких случаях? Церковь, безусловно, применяла икономию. Но она никогда не отменяла евхаристический пост (воздержание от пищи) до Божественного Причащения, а позволяла в таких случаях совершать только чин отпевания без Божественной литургии («да будет совершено последование погребальных песнопений с одними лишь положенными молитвами»)! Такой строгой и бескомпромиссной была древняя Церковь в вопросе евхаристического поста (воздержания от пищи) перед Божественным Причащением для священнослужителя, совершающего богослужение. Прекращение евхаристического поста по икономии не применялось даже в случае отпевания!

И, конечно же, Церковь не говорила, чтобы чин отпевания совершался вместе с Божественной литургией после вечерни. А сторонники синодального решения, говоря о переносе Пасхальной литургии на вечер субботы, не видят в этом «никаких проблем»…

10. Архиереи и священники, которые будут совершать богослужение вечером Великой субботы, будут причащать верующих, которые в этот день вкушали пищу (поскольку они не смогут до вечера быть не евшими), игнорируя  41-е правило Карфагенского Собора (по Пидалиону — 48) [13].

Когда-то 41-е правило Карфагенского Собора предусматривало одно исключение, согласно которому в Великий четверг, «в который совершается вечеря Господня», к Божественному Причащению могли приступать и без воздержания от пищи. Однако это исключение больше не имеет силы после поправки, внесенной 29-м правилом Шестого Вселенского Собора. Шестой (Трулльский) Вселенский Собор рассмотрел это положение как временную икономию отцов Карфагенского Собора и отменил его словами: «Поэтому, когда ничто не побуждает нас оставить акривию, мы, следуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, что не должно в Четыредесятницу, в четверг последней седмицы, разрешать пост и бесчестить всю Четыредесятницу». Для святых отцов Шестого Вселенского Собора соблюдение евхаристического поста-воздержания от пищи основывается на «апостольских и отеческих преданиях», а пренебрежение ими, даже в Великий четверг, ведет к «бесчестию» (осквернению) всей Четыредесятницы!

Церковная икономия применяется только в случае угрозы неминуемой смерти, согласно каноническому положению св. Никифора Исповедника (ΙХ в.) «Больному, которому угрожает смерть, надлежит давать св. Причастие и после вкушения им пищи» (правило 9) [14], которым видоизменяется соответствующий запрет прп. Анастасия Синаита (VII в.) [15].

Согласно блаженному Августину, строгое соблюдение евхаристического поста заповедано Духом Святым [16], а историк Сократ (Схоластик) (IV в.) называет Божественное Причащение без предшествовавшего ему на протяжении целого дня поста «не согласным с обычаем христиан» [17].

Собирая воедино церковное предание, прп. Никодим Святогорец отмечает: «Поэтому намеревающимся причаститься позволительно пить воду до полуночи, а после этого времени им не следует ничего брать в рот, пока не причастятся» [18]. Следовательно, и для прп. Никодима Святогорца новый день наступает в полночь, а не вечером, и верующие, которые приняли пищу в Великую субботу, конечно же, не могут причаститься на Пасхальном богослужении в 22:30!

Почему некоторые столь сильно презирают наших святых?

11. Архиереи и священники, которые будут причащать в 22:30 в Великую субботу верующих, которые уже приняли пищу, проявят, согласно св. Иоанну Златоусту, величайшее нечестие. Святой, отрицая клеветническое обвинение, что он «приобщил несколько человек после того, как они ели», говорит: «Многое выставили против меня, говоря, будто я приобщил несколько человек после того, как они ели. Если я это сделал, то пусть изгладится мое имя из списка епископов и пусть не напишется в книге православной веры. Если я сделал что-нибудь такое, то пусть изгонит меня Христос из Своего Царства»! [19]

Читая столь строгие слова Великого Златоуста («пусть изгладится мое имя из списка епископов, … не напишется в книге православной веры, ...  изгонит меня Христос из Своего Царства»), как смеем мы, архиереи и священники, причащать верующих в Великую субботу «после того, как они ели», отказываясь следовать «апостольским и отеческим преданиям» (29 правило Шестого Вселенского Собора)?

12. В этом году в Элладской Церкви произошла отмена строгого поста Великой субботы и, как следствие, полное изменение его характера. По сути, верующих побуждают покинуть Церковь в 22:30 Великой субботы, чтобы сесть за пасхальный стол, потому что... Христос уже воскрес! Но если мы скажем им подождать и разговеться после полуночи — такое тоже говорилось! — мы окажемся, как минимум, непоследовательными и беспечными, потому что тогда мы отменяем и Пасхальную заутреню, и Божественную литургию, которую совершили совсем недавно...

Отметим, что празднование Воскресения Господня напрямую связано с тем, когда заканчивается пост Великой субботы. Таким образом, «разговение», как мы увидим в следующих священных канонах и святоотеческих текстах, означает, что празднование Воскресения Христова завершено и, таким образом, завершается пост.

а) О том, что пост Великой субботы длится до рассвета Пасхального воскресенья и никак иначе (до петелоглашения = пения петухов, поскольку тогда не было часов), т. е. до 2:30 ночи) упоминают Апостольские постановления, которые отображают литургическую и каноническую практику древней Церкви, остающуюся неизменной до сегодняшнего дня: «Во дни Страстной седмицы поститесь, начиная с Великого понедельника до Великой пятницы и субботы шесть дней, … ибо это дни сетования, а не празднества. В пятницу же и в субботу совершенно воздержитесь от пищи, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов (до 2:30 ночи!), а если кто не может поститься два дня сряду, тот пусть соблюдает, по крайней мере, субботу. Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «Когда отнимется у них Жених, тогда будут поститься в те дни» [20]. И продолжают Апостольские постановления: «Поэтому убеждаем вас поститься... В субботу же поститесь до пения петухов, а на рассвете первого дня после субботы, который есть день Господень (греч. Κυριακή), оставляйте пост [21]. С вечера до пения петухов, бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте во время всенощной в бдении, молитвах и прошениях к Богу... до петушиного пения... Поскольку же Он распят был в пятницу и воскрес на рассвете дня Господня, то исполнилось Писание... Поэтому и вы, поскольку воскресе Господь, приносите жертву свою, ... а затем разговляйтесь, веселясь и ликуя» [22].

Это значит, что древняя Церковь постилась до пения петухов. Служили Пасхальную всенощную, «с вечера до пения петухов бодрствуя и собравшись вместе в церкви», т. е. с вечера Великой субботы до рассвета воскресенья «до петушиного пения» верующие оставались в храме, а уже после Воскресения Христова на рассвете дня Господня» т.е. на рассвете воскресенья), приносили «жертву» (совершали Божественную литургию), а потом шли поесть «оставляя пост в первый день после субботы, который есть день Господень».

Таковы канонический порядок, богослужебная практика и предание нашей Церкви. Они не имеют никакого отношения к мудрованиям, которые только порочат доброе имя мудрователей, даже если в остальном они — «витии многовещанные»… Ситуацию с нашим церковным святоотеческим и каноническим преданием можно описать словами из Акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая... Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе: радуйся, яко увядоша баснотворцы. Радуйся, афинейская плетения растерзающая»…

б) Свидетельство Апостольских постановлений подтверждает и знаменитое «Путешествие Эгерии» (IV в.), согласно которому временем начала службы на Страстной седмице (как и во все воскресенья года) в Храме Гроба Господня было «пение первых петухов», когда петух пел в первый раз (после 2:30 ночи) [23].

Св. Епифаний Кипрский тоже подтверждает, что Пасхальное богослужение заканчивалось на рассвете воскресенья: «Около времени пения петухов; так бывает в день воскресный и в торжественный великий день Пасхи» [24].

Св. Василий Великий, говоря об обычном всенощном бдении, подтверждает, что «народ с ночи у нас бодрствует в молитвенном доме, … проводя ночь в разнообразном псалмопении, чередующемся с молитвами, до самого рассвета» [25]. Если на простом празднике люди остаются на службе до рассвета, то неужели на величайший праздник Пасхи они не останутся в храме до рассвета воскресения? Он также подтверждает, что этот обычай преобладает во всех Церквах: «Утвердившиеся ныне обычаи во всех Церквах Божиих однообразны и согласны»!

в) Вышеупомянутые примеры свидетельствуют о богослужебной практике и опыте Церкви, поэтому некоторые могут утверждать конечно, ошибочно — что они не обязательны для всех, поскольку не имеют канонической силы. Даже если бы это было и так, существует 1-е правило св. Дионисия Александрийского (265 г. от Р. Х.), утвержденное Шестым и Седьмым Вселенскими Соборами, имеющее вселенский авторитет и являющееся обязательным для всех нас! Св. Дионисий отвечает на вопрос епископа Пентапольского Василида о точном времени Воскресения Христова и, соответственно, о том, когда начинается празднование Воскресения и заканчивается пост: «Ты вопрошаешь, в который час должно прекращать пост Пасхи. По твоим словам, одни из братьев считают, что это должно делать при пении петухов, а другие — с наступлением вечера». В своем ответе он отмечает, что «установить точную границу и вполне определённый час… затруднительно и неправильно», поскольку в Евангелиях не сохранилось точное время Воскресения Господа, и по этой причине наблюдается различие в Поместных Церквах. В 1-м правиле Дионисия сохранилась информация, что Римская Церковь праздновала Пасху в воскресенье утром, а Александрийская до рассвета: «Братья в Риме, как говорят, дожидаются пения петуха, а ο находящихся здесь ты сказал, что они заканчивают пост раньше».

Но, как бы там ни было, ни одна из Церквей никогда и нигде не праздновала Воскресение Христово в Великую субботу вечером!

Так, св. Дионисий в своем 1-м правиле четко предписывает, что «после времени Воскресения Господа нашего надлежит начинать празднество и веселие, а до этого смирять души постом», поскольку это «всеми признается одинаково». И в конце св. Дионисий Александрийский пишет: «Чрезмерно поспешных и прежде полуночи прекращающих пост, хотя и не задолго, порицаем как малодушных и невоздержных, поскольку они прекращают шествие, когда до конца остается немного. Ведь, по изречению мудреца, даже малое имеет большое значение в жизни» [26]!

Аналогично говорится и в 89-м правиле Шестого Вселенского Собора: «Верные должны оканчивать пост около средних часов ночи после Великой субботы», т. е. празднование Пасхи и окончание поста совершаются после полуночи Великой субботы, потому что божественные евангелисты изречениями «в вечер субботний» или «зело рано» «изображают нам глубокую нощь»! Очевидно, что положения священных канонов полностью противоречат синодальному решению о службе в 21:00 Великой субботы и отметают любые попытки его обоснования!

В нашем церковном предании (литургическом и каноническом) нет места таким уловкам, когда некоторые лица произвольно используют другое измерение времени (иудейское, византийское, гражданские сутки и т. п.), чтобы ввести в заблуждение несведующих. 89-е правило Шестого Вселенского Собора постановляет, чтобы празднование и завершение поста совершалось после полуночи Великой субботы. Шестой и Седьмой Вселенские Соборы, утверждая 1-е правило св. Дионисия как правило со вселенским авторитетом, предписывают: «После времени Воскресения Господа нашего надлежит начинать празднество и веселие, а до этого смирять души постом», поскольку это «все согласно признают». А «чрезмерно поспешных и прежде полуночи, хотя и не задолго, прекращающих пост порицаем как малодушных и невоздержных, поскольку они прекращают шествие, когда до конца остается немного. Ведь, по изречению мудреца, даже малое имеет большое значение в жизни»!

Может быть, к тем, кого священное правило «не одобряет» как «чрезмерно поспешных и еще прежде полуночи прекращающих пост» следует отнести и духовенство Элладской Церкви после принятия синодального решения о переносе празднования Пасхи, «прежде полуночи, хотя и не задолго»?

13. Что можно сказать по поводу немыслимого «устава» совершения якобы Пасхального богослужения, предложенного синодальным окружным посланием № 3041 от 21.04.2021: без Воскресного Евангелия (в послании упоминается только 10 раз «Христос Воскресе!», а потом славник на хвалитех...), без Мирной ектении, без дивного Пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина, без чтения Синаксаря этого дня, без «Воскресение Христово видевше...», без Ексапостилария, без хвалитных стихир, без поклонения Воскресшему Христу слышанием Святого Евангелия... В итоге, что остается от Пасхального богослужения?

Некоторые, чтобы оправдать решение Синода, ссылаются на такие случаи, когда один священник окормляет несколько деревень и по икономии служит в некоторых из них до полуночи. Безусловно, такая практика существует, но она возникла из-за крайней необходимости и не может служить оправданием для синодального решения, потому что она очень проблематична. Ее также нельзя использовать в качестве примера и образца для подражания для всей поместной Элладской Церкви! Мы не должны забывать каноническую аксиому: «Совершаемое в нарушение канонов не может использоваться в качестве примера» (Св. Григорий Богослов, Слово на Богоявление, см. 17-е правило Двукратного Собора)! Тем более, что Священный Синод имел возможность и соблюсти санитарные меры, и отпраздновать Пасху «зело рано» в воскресенье утром, как это, в итоге, произойдет в Китирской митрополии и в других местах!

Это постановление имело бы и ещё одно благотворное последствие — оно позволило бы избежать пагубного обычая, которого придерживаются многие в народе: получив Благодатный огонь, они после первого же возгласа «Христос Воскресе!» немедленно уходят домой и не участвуют в Божественной литургии, чем выказывают свое неуважение к Воскресшему Христу.

Между тем, стоит упомянуть и практику правильного применения икономии, свидетельствующую о почитании литургического и канонического предания Церкви. Когда в 1967 году мой покойный отец Константин Гоцопулос, бывший в ту пору молодым священником, получил приход в деревне Сантамерио, в Ахайе, он окормлял ещё две деревни и исторический монастырь Марицис. В первую Пасху своего священства он начал служить пасхальные заутрени днем (потому что передвижения совершались на животных…) и отслужил последнюю из них в своей деревне в полночь, с пением «Христос Воскресе!», после чего совершил и Божественную литургию. Когда он позже рассказал об этом своему духовнику, приснопамятному о. Феофанию (Терзису), одному из близких учеников верного блюстителя священных канонов, старца святой жизни о. Гервасия (Параскевопулоса), тот упрекнул его и сказал, что такая практика непозволительна. Вот почему в последующие годы он, по примеру о. Феофана, в полночь совершал в центральной деревне Пасхальную заутреню и Божественную литургию, как это предписывают каноны, а затем брал с собой Святое Причастие для других деревень, где пел только Пасхальный канон и стихиры Святой Пасхи, причащал верующих и заканчивал свое служение в монастыре Марицис. Он причащал монахинь, потреблял Святые Дары из Потира и разговлялся за монастырской пасхальной трапезой около полудня! Домой он прибывал уже ближе к вечеру... Особенно впечатляющим было то, что большинство деревенских жителей ждали приезда священника до рассвета и разговлялись только по окончании пасхального богослужения, подтверждая слова св. Дионисия Александрийского: «Тех, которые ждут более позднего часа, медлят как можно дольше… воздерживаются… одобряем, как мужественных и трудолюбивых» (1-е правило св. Дионисия)!

 

Синодальное решение от 20.04.2021 является кульминацией (дай Бог, чтобы последней!) в серии серьезных и, как по мне, неудачных действий Священного Синода: Критский Собор (2016), признание украинских нерукоположенных и раскольников (2019), распоряжения в связи с пандемией (2020), Пасха в Великую Субботу (2021), которые возмущают бóльшую часть верующих, умаляют их доверие к пастырям Церкви и унижают в сознании верующих соборно-синодальный строй с непредсказуемыми и разрушительными последствиями для истинного единства Церкви.

Несомненно, что даже те, кто отчаянно пытается поддержать решение о субботнем праздновании Пасхи, и те, кто будут его выполнять, косвенно признают, что не следовало принимать это постановление, поскольку оно завело Элладскую Церковь в тупик (последнее уже совершенно ясно).

Как можно разрешить эту проблему?

«Смирение выводит даже из самого безвыходного положения!», говорил приснопамятный профессор Константин Папапетру.

По-сыновнему просим Священный Синод не настаивать на выполнении своего решения, но, напротив, настоять на праздновании Воскресения Господня в установленном порядке. Для греческого государства позор и унижение — извратить Пасхальное воскресенье и следующий день, Светлый понедельник, чтобы освободить время для пиршества! Наше церковное сознание ни в коем случае не должно терпеть этого…

В крайнем случае, если не удастся настоять на соблюдении передающегося из поколения в поколение порядка празднования Пасхи, просим Священный Синод пересмотреть свое решение и назначить празднование Воскресения Христова на рассвете Пасхального воскресенья: «светающи во едину от суббот», «зело заутра во едину от суббот», «в вечер субботы светающу дню», «на рассвете уже дня», согласно Евангелиям, а также святоотеческим и каноническим источникам.

Если Священный Синод смиренно внесет поправку в свое постановление, то тем самым он возвысит себя в сознании духовенства и мирян. И, напротив, если Священный Синод будет насильственно навязывать выполнение своего ошибочного решения, то во многих местах на деле оно выполняться не будет, что подорвёт авторитет, в первую очередь, самого Священного Синода.

«Смирение выводит из безвыходного положения»! Всегда и всех нас!

С наступающим Воскресением Христовым!

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос

Великая Среда, 27.04.2021.

 

[1] Μητροπολίτης Ιλίου Αθηναγόρας: Περιμένουμε την ΚΥΑ που θα αποτυπώσει το πλαίσιο λειτουργίας των Ναών, см. https://www.romfea.gr/diafora/43067-iliou-perimenoume-tin-kya-pou-tha-apotyposei-to-plaisio-leitourgias-ton-naon

[2] ποστολικές Διαταγές, βιβλ. ε, κεφ. ιζ, PG 1, 888.

[3] Πειραιώς Σεραφείμ: Διευκρινίσεις περί της ώρας της Αναστάσεως, 25.04.2021, см. https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/43169-peiraios-serafeim-diefkriniseis-peri-tis-oras-tis-anastaseos,  Ι.Μ. Εδέσσης: Για τον χρόνο εορτασμού της Αναστάσεως, 26.04.2021, см. https://www.romfea.gr/ieres-mitropoleis/43231-i-m-edessis-gia-ton-xrono-eortasmoy-tis-anastaseos π. Εφραίμ Γκιβίσης Είναι πρόβλημα η αλλαγή της ώρας της Ανάστασης; (рассмотрение этого вопроса с точки зрения археологии), 22.04.2021, στό http://anastasiosk.blogspot.com/2021/04/blog-post_122.html , π. Νικόδημος Σκλέπας, Περί των υποτιθέμενων δύο λειτουργιών του Μ. Σαββάτου και της Ανάστασης στις 9.00, 22.4.21, см. http://anastasiosk.blogspot.com/2021/04/900.html, Δ. νατολικιώτου, «Πάσχα 2021: Τ ψευδοδίλημμα τν δύο λειτουργιν μέσα στν «δια μέρα», 22.04.2021, см. http://www.symbole.gr/typikon/thty/1550-pseudodilemma

[4] Особенно уместно соответствующее обращение Πρωτ. Ν. Μοναστηριώτη, Περί της ώρας της Αναστάσιμης Θείας Λειτουργίας, 26.04.2021, см. https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/43232-peri-tis-oras-tis-anastasimis-theias-leitourgias

[5] Γ. Ράλλη-Μ. Ποτλή, Σύνταγμα των θείων και ιερών κανόνων, εκδ. Β. Ρηγόπουλου, Θεσσαλονίκη 2002, т. 4, с. 6.

[6] Там же, т. 2, с. 514–515.

[7] Там же, с. 513.

[8] Комментарий на 89 правило Шестого Вселенского Собора, Πηδάλιον, κδ. Ρηγοπούλου, Θεσσαλονίκη 1991, с. 297–298.

[9] Прп. Никодим Святогорец, толкование на 7-е Апостольское правило, Πηδάλιον, κδ. Ρηγοπούλου 1991, с. 10.

[10] 1-е правило Антиохийского Собора: «Все дерзающие нарушать определение святого великого Собора, собранного в Никее в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего императора Константина, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, если продолжат с еще большим упорством противиться добрым установлениям. И это пусть будет сказано о мирянах. Если же кто-либо из предстоятелей Церкви — епископ, или пресвитер, или диакон — после настоящего определения дерзнет обособляться от прочих и совершать Пасху с иудеями, что совращает людей и возмущает Церкви, такому святой Собор с этого времени быть чуждым Церкви как виновному не только в собственном грехе, но и в растлении и развращении многих. И Собор отрешает от служения не только таких, но и дерзающих находиться в общении с ними после их извержения. Изверженные же лишаются и внешней чести, которой пользуется святое звание и Божие священство».

[11] Комментарий на 89-е правило Шестого Вселенского Собора, Πηδάλιον, κδ. Ρηγοπούλου, Θεσσαλονίκη 1991, с. 297–298.

[12] «Мы слышали о Никейском исследовании веры: о священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие». См. комментарии византийских канонистов Зонары, Вальсамона, Аристина в Ράλλη-Ποτλή, Σύνταγμα, τ. Γ΄, с. 417418.

[13] 41-е правило Карфагенского собора (по «Пидалиону» — 48): «Таинство алтаря да совершается не иначе как теми, кто ничего не вкушал, за исключением одного дня в году, в который совершается Господня вечеря. Если же будет совершаться поминовение кого-либо, епископов ли, или прочих, скончавшихся в вечернее время, то пусть оно совершится с одними молитвами, если окажется, что совершающие его уже вкусили пищи». См. также Ι. Φουντούλη, Λειτουργία Προηγιασμένων Δώρων [Κείμενα Λειτουργικής, 8], Θεσσαλονίκη  19782, с. 6, и его же, «Ευχαριστιακή νηστεία», в сборнике Λειτουργικά Θέματα, τ. Γ΄, Θεσσαλονίκη 1977, с. 78, Π. Σκαλτσή, «Αρχαϊκά στοιχεία στη Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων», в сборнике Λειτουργικές Μελέτες ΙΙ, εκδ. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 2006, с. 230.

[14] К этому же относится и 13-е правило Первого Вселенского собора: «Пусть соблюдается и ныне древний канонический закон о тех, кто находится при исходе из жизни: если кто-то отходит, не лишать его последнего и необходимейшего напутствия», γ. ναστασίου Σιναΐτου, см. J.B.Pitra, Juris Ecclesiastici Graecorum Historia et Monumenta II, Romae, 1868, с. 278.

[16] S. Augustini Episcopi, Epistula 54, VI, 8,   PL 33, 203.

[17] Σωκράτους, κκλησιαστική στορία, βιβλ. E΄, κεφ. κβ΄,  PG 67, 636AB.

[18] Πηδάλιον, с. 245.

[19] γ. ω. Χρυσοστόμου, Πρς Κυριακν πσκοπον ν ξορίᾳ ντα κα ατν,  PG 52, 683.

[20] ποστολικές Διαταγές, βιβλ. ε, κεφ. ιη, PG 1, 889.

[21] Согласно Апостольским постановлениям, «в вечер субботы светающу дню» означает после пения петухов, т. е. после 2:30 на рассвете воскресенья. Следовательно, является неточным основное утверждение текста Едесского монастыря, что: «начало пасхального воскресенья приходится на время после захода солнца (Великая суббота). То есть по современной системе часов примерно в 20:00 в Великую субботу. Простыми словами, как только зайдет солнце, начинается Пасхальное воскресенье. Это имеет в виду евангелист Матфей, когда пишет: «в вечер субботы светающу дню…». Вся статья Едесского монастыря основана на этом ошибочном утверждении...

[22] ποστολικές Διαταγές, βιβλ. ε, κεφ. ιζ, PG 1, 892–893.

[23] Αθερίας, δοιπορικό τν γίων Τόπων καί Σιν, μετφ. ερομον. Νικοδήμου Μπαρούση, κδ. Τνος, Αθήνα 1989, с. 80, см. также 62, 73, 75.

[24] PG 42, 828.

[25] Св. Василий Великий, письмо 27 (199), «τος κατά Νεοκαισαρεία κληρικος», PG 32, 764.

[26] Вальсамон комментирует: «Мы должны сказать, что до шестого часа (12:00), до самой субботней полуночи, мы обязаны поститься. А с седьмого часа (1:00 утра воскресенья), начинается воскресный день, в каковой и воскресе Христос. Воскресение, очевидно, совершилось или в седьмом или в восьмом часу» (Ράλλη-Ποτλή, Σύνταγμα, τΔ΄ с. 6).

 

Источник: https://orthodoxostypos.gr/κα-ναστάντα-τ-δευτέρ-μέρ-κα/

 @Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!