Тропарь
святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́
тя ста́ду твоему́ я́же веще́й и́стина; сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием
высо́кая, нището́ю бога́тая. О́тче священнонача́льниче Нико́лае, моли́ Христа́
Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Желаю вам всем многая
лета: отцы, матери, братья и сестры. Желаю вам всем многая лета в вере.
В тропаре святителю
Николаю Чудотворцу самая первая характеристика и первое качество святителя, на
которое обращает внимание наша Церковь, — это его вера. Не его чудеса, которых
он совершил превеликое множество. В нашей Церкви лишь немногие святые отцы
удостоились называться «чудотворцами», например, святой Спиридон и святой Николай
в древней Церкви, и святой Нектарий Пентапольский в 20-м веке, в новейшее время.
В далекой древности «чудотворцем» называли и святого Григория, который был
духовником св. Макрины, бабушки св. Василия Великого. В тропаре святителю
Николаю прежде всего подчёркивается не его великий дар совершать чудеса, а его вера,
потому что если бы у него не было этой горячей, ревностной веры, он, конечно, и
не совершил бы столько чудес…
Какое чудо святителя Спиридона стало известно по всей Вселенной? Это чудо с черепицей. На Первом Вселенском Соборе присутствовал и св. Николай, и св. Константин Великий, и св. Афанасий — великие святые нашей Церкви. Здесь надо сказать, что еретик Арий обладал выдающимся красноречием и благообразной, внушающей доверие внешностью. Он сумел расположить к себе некоторых архиереев, поэтому существовала опасность, что Собор примет неправославные догматы. Бывает и так, что заблуждаются целые соборы. Некоторые говорят, что превыше всего собор. Но на самом деле превыше всего — богоносные Святые Отцы. Как звучит отпуст, который мы говорим в конце богослужения? «Молитвами святых соборов наших»? Нет. «Молитвами святых отец наших». Богослужение подтверждает догматы. И выражает явным образом сокровенную премудрость нашей веры.
I
Вселенский собор. Св. Спиридон Тримифунтский с черепицей (слева) и св. Николай,
заносящий десницу, чтобы дать пощечину Арию (справа).
Чтобы посрамить дерзкого
еретика Ария, святитель Спиридон, по особому Промыслу Божию, совершил чудо с черепицей.
Когда он взял её в руку и помолился, то из черепицы вверх вырвалось пламя, вниз
побежала вода, а в руках чудотворца осталась глина. И тогда святитель сказал:
«Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Святитель Николай на Первом
Вселенском Соборе тоже проявил себя как горячий защитник и поборник
Православной веры. Что говорится о святом Николае в тропаре после «правило
веры»? Он был «образом кротости». Святой Дух почивает на тех, кто кроток и
смирен сердцем. Святой Николай был одним из самых кротких и смиренных людей. Но
когда он услышал богохульные слова Ария, который проповедовал, что Христос не
есть Бог, но является творением Божиим, как и мы, т. е. «тварью», он исполнился
священного гнева. Если речь идет о защите веры, о защите Родины и, — как
говорил преподобный Паисий Святогорец, — о непорочности нашего тела, в этом
случае мы должны проявлять гнев. Если кто-то приближается к нам с намерением
опорочить нашу веру или совершить растление тела, мы должны дать жесткий отпор. Как говорится в народе: «Каков
привет, таков и ответ».
Иногда резкий ответ
необходим для того, чтобы пришли к равновесию те, кто стремится перевернуть всё
с ног на голову, насадить злославие, ересь, которая ведет к вечной погибели, если
мы не покаемся. Прозревая беззаконие, сокрытое в сердце Ария, св. Николай
преисполнился гнева и дал ему пощечину.
Император Константин Великий,
по законам того времени, отдал распоряжение посадить святого в темницу. Но есть
закон, который стоит выше законов государства, это закон веры. Государства
приходят и уходят, а вера пребывает всегда. Наша вера ведет нас не во временное
государство, где мы будем жить 50, 70 или пусть даже 100 лет. Неповрежденная Православная
вера ведет нас к святости, как она привела к святости и пастуха Спиридона, и
рожденного у престарелых родителей Николая. Их стойкость в Православии и исповедание
веры сподобили их неувядаемой славы…
Святые безбоязненно
ставили еретиков на место и сопротивлялись им. Если кто-то хулил Господа, они
не были «вежливы» с таким человеком, как советует нам безбожная Европа. Вера
требует мужества и исповедания, а не лицемерной светской вежливости.
Несколько дней назад в
Афины после визита на Кипр приехал папа Римский. Встречать
его собралась целая толпа «вежливых» и любезных людей. Среди тех, кто ждал того
момента, когда папа Римский пройдет в Архиепископию, был отец Иоанн Диотис, священник
весьма преклонного возраста. Он имеет большие заслуги перед Церковью, поскольку
его стараниями была издана вся Патрология Миня в 150 томах и святоотеческие
творения распространились по всему миру. При виде папы Римского этот старец
возвысил свой голос и закричал: «Папа, ты — еретик!». Его мгновенно схватила полиция
и оттащила прочь. Полиция сделала свое дело. Но сделал свое дело и отец Иоанн. Думаю,
что в тот самый момент за отважное исповедание веры Христос простил и изгладил
из книги Жизни все совершенные им когда-то прегрешения. Отец Иоанн сказал чистую
правду, это не было оскорбление. Мы не сослужим с папой Римским и с разными
пасторами, потому что они имеют искажения в вере. И кто-то должен сказать им правду,
когда все остальные молчат. К чему это молчание? Страха ради иудейска? Или
из-за страха полиции? Где тот дух самопожертвования, которым обладали святые, например,
святой Николай, который был посажен в темницу Константином Великим? А
освободили его Сам Христос и Матерь Божия. Христос вручил ему Евангелие, а
Богородица — омофор. Утром стража вошла в его камеру и увидела его облаченным в
омофор и читающим Святое Евангелие. Они в изумлении спросили: «Откуда здесь
взялось всё это?». «Меня посетил Господь и Пресвятая Владычица наша Богородица.
Это принесли мне они». Стражники доложили обо всем Константину Великому, после
чего император испросил прощения у святителя Николая, преклонив перед ним
колена, и, в свою очередь, сподобился прославления в лике святых. Есть разные
пути к обретению святости: либо великие подвиги, либо исповедание веры, либо
мученичество за Христа. Но как бы там ни было, непременным условием является
чистота Православной веры. Только тогда мы становимся причастны святости Божией:
Отца и Сына и Святаго Духа.
Обратите внимание: на
каждой литургии обязательно звучит Символ веры. Его поет народ в храме, а
епископ или священник произносит его в алтаре. Если он не прочитает его
по-православному, правильно, то причащаться у него нельзя. Мы не получим
прощения и оставления грехов, и не наследуем жизни вечныя. Потому что у тех,
кто не исповедует веру по-православному, — другой «господин», не Владыка
Христос. Нам известно, Чей корабль может благополучно совершить плавание по морю
мира сего и достичь вечной жизни в Земле живых. Этим кораблем, этим Ковчегом
спасения является только Православная Церковь — Единая, Святая, Соборная и
Апостольская.
И дело здесь не в том, у
кого больше всего верующих, как говорят паписты, а в том, чтобы Церковь сохраняла
православную веру святых. И второе, о чем мы порой забываем: только в нашей Церкви
возможно исцеление сердца от страстей и грехов, наследственных и приобретенных,
посредством православной аскетики. Она единственная знакома с этим великим искусством.
Наши святые отцы и святые матери записали, как происходит очищение ума и сердца,
в своих творениях. Все это выражается одним словом: покаяние. Один католик[1]
считает, что достаточно попросить прощения на словах, и это можно назвать «покаянием».
Но он путает покаяние и раскаяние. Иуда тоже раскаялся в содеянном, но, в
конечном итоге, покончил жизнь самоубийством. Покаяние — это нечто иное. Это изменение
ориентации ума. Ум видит не то, что говорят другие, и не страсти и немощи
других, а свои собственные. Как прекрасно узреть свои недостатки, свои заблуждения!
На днях мне звонила одна знакомая из города
Пафос:
- Что делать, Владыка? Я
боюсь. Как будут дети учиться в школе, что будет с этими прививками, с войнами,
с пророчествами святых?.. Я спросила свою бабушку, а она говорит: «Девочка моя,
поменьше думай об этом. Чем больше думаешь, тем сильнее тебя охватывает страх».
Тогда я ответил:
- Твоя бабушка, конечно,
права. Самый верный способ исцелиться от страха — это меньше давать простор
своему воображению, но больше молиться. «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18).
А совершенная любовь проявляется тогда, когда ты молишься Возлюбленному Господу
нашему Иисусу Христу.
Сегодня на службе очень
хорошо пели. И в какой-то момент на литургии мне пришел помысел гордости:
«Какой хороший монастырь мы построили! Как мы прекрасно поем, какое у нас везде
благолепие!». Началось превозношение… Слава Богу, я сразу спохватился: «Неофит,
что ты делаешь? Превозносишься? Приписываешь дела Божии себе?». И тогда, обратившись
к Святому Престолу, где стояли Святые Дары, я сказал: «Господи Иисусе Христе,
прошу Тебя: научи меня желать только Твоей славы. Ты еси моя слава, я же —
ничто. Без Тебя мне ничто не под силу». Только такой образ мышления является
православным. А как только мы перестаем молиться, сразу начинаются помыслы
«слева». Едва лишь поняв это и осознав свою неправоту, я снова начал молиться
ко Господу нашему Иисусу Христу, Который, по Своей великой любви, простил меня,
грешного…
Поколения сменяются одно
за другим. Не будем стремиться к славе человеческой, которая преходяща и
временна. Будем желать славы Христовой, пребывающей в вечности.
Еще раз повторим
важнейшие условия для духовной жизни: неповрежденная Православная вера и
покаяние, исцеление ума и сердца. К чему заботы житейские, тревоги и страхи?
«Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам» (Мф. 6, 33).
Перечитывайте Евангелие, читайте жития святых. Читайте Псалтирь. И возлюбите Возлюбившего
нас Господа Иисуса Христа. И тогда Он наведет порядок и в ваших мыслях, и в
вашем сердце.
Знаете, о чем я
размышлял после того телефонного звонка?
Когда мы изучали философию в университете, то проходили философию Канта и бездумно впитали ее в себя. Cogito ergo sum. «Я мыслю, следовательно, я существую»[2]. Когда я рассказал об этом преподобному Порфирию Кавсокаливиту, он сказал: «Это ошибочное высказывание, чадо, в духе папизма. Еретическая вера порождает еретическую философию. Мы, православные, рассуждаем не так. «Я молюсь, следовательно, я существую».
Прп. Порфирий Кавсокаливит.
Некоторые перефразируют
это утверждение иначе: «Я люблю, следовательно, я существую». Но если ты не молишься,
не постишься, не подвизаешься в добродетелях, не причащаешься Святых Таин, не приносишь
покаяние в своих грехах, ты не сможешь достичь настоящей любви. Давайте не
будем обманывать ни себя, ни других. Любовь — это вершина всех добродетелей. А
начинается всё с молитвы и поста.
«Сей род, т. е.
демоны, изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 19–21). Не случайно в
тропаре святителю Николаю после того, как он именуется «правилом веры» и «образом
кротости», говорится, что он учил свою паству воздержанию на своем собственном
примере («воздержания учителя яви тя стаду твоему»). Воздержание касается не
только поста и не только пищи. Под этим следует понимать и удерживание себя от
скверных помыслов и греховных желаний.
Не надо углубляться во
множество помыслов, которые могут потопить нас в пучине страстей. Больше читайте
Псалтирь, больше молитесь. Обращайтесь ко Господу с такими словами: «Господи
Иисусе Христе, даруй мне кротость, смирение и простоту». Это то, о чем молил
Бога преподобный Евмений (Саридакис), и сподобился святости. А преподобный
Паисий Святогорец молился такими словами: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас»,
вознося молитву не только о самом себе, но и о спасении всего мира.
Отверзите двери Богу, откройте
свое сердце Христу. Молитесь, поститесь, просите у Него кротости, смирения,
простоты, и Господь ниспослет вам Свою благодать. Под словом «благодать»
следует понимать силу Божию. А затем, если сподобит Господь, вслед за ней придет
и слава Божия, т. е. нетварный свет Бога-Троицы. Этот свет, — как говорила
приснопамятная старица Галактия, — исполнен Божественного ведения. Те из вас,
кто помоложе, получает много информации при помощи своих компьютеров, но это
знания о вещественном и земном. Если же вы желаете познавать Божественные
истины, вам потребуется много молитвы. И тогда вам явится слава Христова.
Но это случится не тогда,
когда мы захотим, а когда будет угодно Богу. Мы же будем просить у Него только
кротости, смирения и простоты. Когда человек обрящет эти добродетели, за ними
последует и слава Божия, если будет на то воля Господня.
Не берите пример с
вашего убогого Владыки, который отвлекся от молитвы в алтаре. Берите пример со
святителя Николая. Для нас образцом подражания являются богоносные святые. Давайте
будем их слушать и следовать за ними во всем.
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже нас, помилуй и спаси нас! Аминь».
[1] Папа Римский, — прим.
переводчика.
[2] Первоначальное высказывание принадлежит Рене Декарту, но Кант тоже рассматривал его, — прим. переводчика.
Источник: https://immorfou.org.cy/μόρφου-νεόφυτος-δι᾿-εὐχῶν-τῶν-ἁγίω/
@Расшифровка и перевод «Трость Скорописца», 2021 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Спаси Господи Владыку Неофита и раба Божия, потрудившегося над переводом его проповеди!
ОтветитьУдалить