Сегодня, в 5-ю неделю по
Пасхе, мы рассмотрим некоторые очень важные смыслы, сокрытые в Евангельском повествовании
о беседе Спасителя с самарянкой — в дальнейшем прославленной нашей Святой
Церковью как равноапостольная великомученица Фотина.
Однажды преподобному Максиму Исповеднику задали вопрос, что означают пять мужей самарянки, а также шестой, который не был мужем её (Ин. 4, 16–18). На этот вопрос он ответил следующее:
«И самарянка, и та женщина,
которая, по словам саддукеев, вступила в брак с семью братьями (Мф. 22, 25–28),
и кровоточивая (Мф. 9, 20), и скорченная (Лк. 13, 11), и дочь Иаира (Мк. 5, 22
и далее) и сирофиникиянка (Мк. 7, 25 и далее) — все они являют собой и человеческое
естество в целом, и душу каждого отдельного человека. Каждая из них, соответственно
имеющемуся у нее страстному расположению, обозначает и естество, и душу.
Например, женщина, о
которой рассказывают саддукеи, есть естество или душа, бесплодно сожительствовавшая
со всеми божественными законами, данными от века, но не воспринимающая ожидание
будущих благ.
Подобным же образом
кровоточивая — это естество или душа, которая в страстной приверженности к
веществу напрасно теряет ту силу, которая была дарована ей для рождения
праведных слов или дел.
Сирофиникиянка есть то
же естество или душа отдельного человека, имеющая, словно дочь, такой разум, который,
страдая мучительной любовию к веществу, от отчаяния повергается наземь и бьется
в конвульсиях, подобных эпилептическому припадку.
Равным образом и дочь
Иаира есть естество или душа, пребывающие под законом, но полностью умершие вследствие
неисполнения заповедей и бездействия в осуществлении божественных предписаний.
А скорченная женщина
есть естество или душа, которые через прельщения диавола склоняют к материи всю
силу духовного делания.
Как и вышеперечисленные женщины,
самарянка представляет собой естество или душу каждого человека, без
пророческого дара сожительствующих, словно с мужьями, со всеми законами, дарованными
нашему естеству. Пять из них уже остались в прошлом, а шестой, находившийся
рядом, не был мужем естества или души, поскольку от него не рождается праведность, являющаяся залогом вечного спасения.
Первым законом, которым
обладало естество, был закон, данный в Раю; вторым — закон после Рая; третьим —
закон, данный Ною при потопе; четвертым — закон обрезания, данный Аврааму; пятым
— закон жертвоприношения Исаака.
Их всех приняло естество
и всех их отвергло по причине бесплодия в делах добродетели.
Имея шестой закон, данный
через Моисея, естество было как бы не имеющим его — либо потому, что не
исполняло праведных дел, предписанных им, либо потому, что ему предстояло
перейти, как к мужу, к другому закону — Евангелию, ибо ветхозаветный закон не
был дан человеческой природе вовеки, но, по Домостроительству Божию, он был дан
как путеводитель к лучшему и более таинственному.
Полагаю, что, говоря
самарянке: «И тот, которого ныне имеешь, не муж тебе», Господь вкладывает в
Свои слова и этот смысл тоже. Ибо Он знал, что человеческому естеству надлежало
перейти к Евангелию. Поэтому и около шестого часа, когда душа особенно озаряется
со всех сторон лучами ведения вследствие пришествия к ней Слова и когда тень
закона исчезает в этих лучах, Господь говорил с ней у колодца Иаковлева, где
она, встретившись со Словом, стояла у источника умозрений, относящихся ко
Священному Писанию.
Ограничимся по этому
вопросу пока вышесказанным.
Колодец Иаковлев есть
Писание; вода — содержащееся в Писании ведение; глубина колодца — труднодостижимая
глубина иносказаний Писания; ведро для зачерпывания воды есть изучение Слова
Божия по букве. Этого-то последнего и не имел Господь, Сам будучи Словом, Которое
подает верующим ведение не от обучения и упражнения, но посредством духовной
благодати дарует тем, кто достоин, вечную мудрость, не иссякающую вовек.
Ведь ведро, то есть
научение, черпает лишь малую толику ведения и не вмещает все остальное,
поскольку никакой разум не может его удержать. Ведение же по благодати содержит
и без изучения всю доступную человекам премудрость и источает её различными
способами в зависимости от потребности каждого».
Св. Максим Исповедник
Нетленные мощи (нога) св. Фотины Самаряныни, Св.-Иверский монастырь, Святая Гора Афон.
Самария – Колодец Иакова. Источник, у которого Спаситель беседовал с самарянкой.
Зачерпывание
воды из Колодца Иакова.
Устье
колодца Иакова (глубина 40 метров)
«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).
Источник: ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ Τόμος 14β, σελ. 263.
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!