вторник, 28 ноября 2023 г.

Аргиро многострадальная. Часть 2.

 

Часть 1 жития блаженной Аргиро Стефанаки см. здесь.

 ***

Рассказывает Аргиро: «Мы ходили на вечерни, на утрени, на литургии, исповедовались, причащались. Мы постоянно были в церкви, все время посещали ее. На Страстной седмице мы белили пороги и оконные рамы, украшали Плащаницу, красили яйца, делали пасхальные куличи.

Мы страдали от мучительных приступов боли. Бежали тогда в одну из церквей (на острове было несколько храмов). И молитвенно обращались к святым: «Святой Георгий, мы знаем, какой ты мужественный, настоящий воин. Помоги мне, пожалуйста: я больше не могу терпеть эту боль, я умру, я сойду с ума».

Несмотря на все это, мы продолжали держать строгий пост. На протяжении всей Великой Четыредесятницы всю неделю мы ели без масла, и только по субботам и воскресеньям масло было разрешено. У нас были четки, и мы все каждый час тянули четку за весь мір и молились, чтобы нашлось лекарство от проказы.

Моей сестре Георгии, благочестивой, светлой душе, становилось все хуже. Температура у нее поднималась до 40°C. На Вербное Воскресенье она слегла.

В Страстную Пятницу под нашими окнами проносили Плащаницу. Со свечами шел отец Хрисанф и страждущие, едва сдерживающие боль, сопровождали Христа. Мы сказали нашей сестре Георгии:

– Давай-ка мы спустим тебя вниз, чтобы ты могла поклониться Плащанице.

В ответ она вымолвила:

– Нет, мои родные, сегодня я не могу. Я поклонюсь нашему Спасителю завтра.

В Великую Субботу около десяти часов вечера Георгии не стало; ее чистая душа отправилась на поклонение Христову Воскресению.

Мы одели ее, накрыли красивым покрывалом, закрыли в домике дверь и пошли в храм, где произнесли «Христос Воскресе», отстояли службу, причастились и никому ничего не сказали, чтобы не омрачать пасхальную радость наших братьев. Только на утро мы сообщили, что произошло. Похоронили мы ее в «Агапи». Пели «Христос Воскресе», оплакивали нашу 17-летнюю девочку и ждали своей очереди.

В понедельник Светлой седмицы мы совершали крестный ход по всему острову. Нам, больным, это трудно давалось. Мы шли вместе с нашим священником, с иконами, хоругвями, с иконой Воскресения Христова. Крестный ход направлялся  в церквушку Святого Георгия. Здесь мы служили вечерню, а затем возвращались в церковь Святого Пантелеимона, прикладывались к иконам, к деснице отца Хрисанфа, а затем шли в местную кофейню, где для нас был накрыт небольшой стол.

Вот тогда мне особенно остро вспомнился мой маленький сын. Я знала, что мой муж отдал его на воспитание своей тете, доброй женщине, которая жила в Ираклионе. Я очень хотела хоть одним глазком взглянуть на него. Мое желание росло с каждым днем. Я смотрела на море и как будто читала сквозь морскую гладь слова: «Кто пребывает на этом острове, пусть не ждет возвращения». И тогда я решила, что все равно убегу и увижу его!

О своих планах я не сказала ни единой душе. Я наблюдала за морем и за течением, но я не умела плавать и боялась, что утону. Однако же мысль о ребенке не покидала меня. Тогда я собралась духом и сказала: «Я пойду. Верю, что мне поможет Христос и Пресвятая Богородица — ведь Она Матерь всех нас». Я завязала вещи в узел и закрепила его на голове. Я внимательно изучила время прилива и отлива, а также знала мелководные места. Я обхватила руками пустой газовый баллон, полный воздуха, и подумала, что он поможет мне не погрузиться под воду. Перекрестилась и потихоньку доплыла до противоположного берега. Как мне это удалось, я и сама не знаю.

Вышла из воды, спряталась в зарослях, обсохла, надела те вещи, которые были в узле на голове, и потихоньку отправилась в путь. Я не выходила на большую дорогу, а шла безлюдными тропами, в основном в темное время суток. Таким образом я постепенно добралась до Ираклиона. В сумерках мне удалось проскользнуть через городские ворота незамеченной. Я направилась в дом тетушки своего мужа. Постучалась, никто не ответил. Села на ступеньки и стала ждать. Вижу: по дороге идет тетушка с двумя другими женщинами. Все они были одеты в черную, траурную одежду.

– Аргиро, — обратились она ко мне, — это ты?

– Да, — говорю я им. — Где ребенок?

– Ах, бедняжка… умер сердешный. Заболел воспалением легких и ушел в мир иной… Мы идем сейчас с кладбища, только что похоронили его.

И мы все вместе горько заплакали.

Пошли на кладбище, к свежей могиле. Я, упав на колени, сказала: «Боже мой, слава Тебе. Да будет на все воля Твоя», и рыдая, пошла в полицейский участок. Говорю им: «Я с трудом добралась сюда со Спиналонги, всю дорогу шла пешком, но у меня нет сил вернуться назад».

Люди посадили меня в машину и поехали вместе со мной — добрые, верующие — и повезли меня в порт. Посадили меня на лодку, и так я вернулась обратно к своим, в лепрозорий. Мы все плакали. Двое умерших за один год. Мы столько плакали, что проплакали все глаза. Пошли в нашу церковь. Отец Хрисанф служил Литургию сорок дней подряд, он хотел утешить меня, читал нам о страданиях Иова и книгу Корнароса «Жертвоприношение Авраама». Нам стало легче.

И тогда меня постигло новое горе. Пришла бумага от моего мужа с требованием развода. Он писал: «Аргиро, наши жизненные пути разошлись, наш ребенок умер. Ты уехала далеко, а я здесь один. Дай мне развод, чтобы я мог устроить свою жизнь».

Слава Тебе, Господи! Третья смерть. «Да, родной, я дам тебе свободу, и да поможет тебе Господь и Пресвятая Богородица. Ты найдешь себе другую жену, отдохнешь от своих страданий. Пришли мне тот документ, который следует подписать». И он получил развод.

Я узнала о дне его свадьбы. Не могла найти себе места. И вот я снова отправилась в путь. Снова вещи узлом на голове, снова баллон с воздухом, снова море и снова ночной пеший поход. Я дошла до деревни. Спряталась в зарослях. До меня доносились звуки свадьбы. В понедельник утром, около полудня, я пошла к своему дому — который теперь уже не был моим — и постучалась в дверь. Мне открыла красивая приятная женщина. Она спросила:

– Что вам угодно?

– Я Аргиро, — сказала я ей. Она застыла как вкопанная.

– Не бойся, я пришла тебе кое-что сказать. Тот, за кого ты вышла замуж, — хороший человек, люби его, и вот, возьми это. И прошу тебя, никому ничего не рассказывай.

Я протянула ей конверт со своими сбережениями в качестве моего свадебного подарка. Мы расцеловались. После я сходила на могилы родителей и вернулась в Спиналонгу».

Иоанна, сестра Аргиро, полюбила одного молодого парня, он тоже был болен проказой. Они поженились. У них родилось четверо детей: Венизелос, Димитрис, Георгия и Гавриила, которая в дальнейшем стала монахиней. Венизелоса крестили в Спиналонге, в церкви Святого Пантелеимона. Его покрестил отец Хрисанф в 1951 году.

 

Продолжение следует…

 

Источник: https://www.koinoniaorthodoxias.org/i-pisti-stin-epoxi-mas/argyro-stefanaki-i-polyathli_b/

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

2 комментария:

  1. Огромное спасибо за прекрасное и простое описание жизни. да Благословит нас всех Господь

    ОтветитьУдалить
  2. Слава Богу!

    Поздравляю с малой Пасхой и днем памяти преподобного Григория Декаполита.

    Имею небольшое затруднение с православным проектом... У кого есть свободное время, прошу посмотреть. Может сможете помочь советом или молитвой. Кроме того там есть материалы, которые могут быть интересны читателям этого сайта. Подробнее тут:
    https://t.me/synomil

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!