среда, 31 января 2024 г.

Считал ли святой Марк Ефесский латинян церковью? (митрополит Иерофей Влахос)

 

Ниже приводится отрывок из очень важного «Выступления и доклада на Архиерейском Соборе Элладской Церкви (ноябрь 2016 г.)» митрополита Навпактского Иерофея, который можно найти здесь на греческом и здесь на английском языке.

~

К сожалению, во время «Критского собора» некоторые поддержали идею о том, что святой Марк Ефесский (а также Собор 1484 года, осудивший Ферраро-Флорентийский собор, и Окружное послание Восточных Патриархов 1848 года) использовали по отношению к западным христианам слово «Церковь». На самом деле, это не так, и я кратко продемонстрирую это ниже.

Святой Марк Ефесский

Святой Марк Евгеник (Ефесский) перед началом диалога написал письмо Папе, показывая свое искреннее расположение к диалогу, что показывает его добрые намерения, а также выражая волю всей делегации Константинопольской Церкви. Нельзя налаживать диалог и при этом выражать свои сомнения или ругать соперника. Однако, когда он понял весь образ мыслей представителей латинян, то выразил свои воззрения соответствующим образом. Святой Марк был благородным человеком и исповедником в то же самое время.

Было написано много важных работ, посвященных житию и богословию святого Марка Ефесского. Выделю две из них, а именно: диссертацию Иринея Буловича (ныне епископа Бачского) под названием «Таинство различия Божественной сущности и энергии в Святой Троице по Марку Евгенику, епископу Ефесскому» и о. Димитрия Кескиниса под названием «Пневматология святого Марка Евгеника, епископа Ефесского, и ее актуальность». Также есть работа Ираклия Реракиса о брате святого Марка, Иоанне Евгенике, под названием «Диалог Востока и Запада об объединении Церквей в XV в. по Иоанну Евгенику».

Читая внимательно эти три диссертации, можно проникнуться атмосферой, царившей в то время, и лучше понять православное святоотеческое богословие святого Марка Ефесского. Особенно я подчеркну некоторые моменты.

Во-первых, святой Марк Евгеник был великим богословом, носителем учения святого Григория Паламы, о котором он прекрасно отзывался.

Во-вторых, еще в миру, до того, как он стал священником, он был охвачен желанием объединить Восток и Запад и с большим желанием и ревностью готовился к этому делу. И хотя он начал рьяно работать над таким объединением, постепенно его охватило «разочарование и богословская безысходность».

В-третьих, соответствующее послание, написанное святым Марком для передачи Папе Евгению IV, в котором есть некоторые фразы о разделенном Теле Церкви и т.д., было написано после уговоров кардинала Иулиана и при больших сомнениях святого, хотя и в целях благополучного исхода переговоров. Но Иулиан не был в восторге от содержания послания, потому что оно осуждало Папу как причину раскола и прибавления Филиокве, и вместо того, чтобы отдать его Папе, он передал его императору, который пришел в ярость и запретил впредь разговаривать архиереям с латинянами, и только благодаря вмешательству Митрополита Никейского избежал наказания святой Марк. Ни при каких обстоятельствах это послание не было зачитано перед Собором.

В-четвертых, святой Марк выражал все богословие Вселенского Собора, Οросы, которые были хорошо ему известны по всем этим Οросам он ограничил обсуждение с самого начала и привел в замешательство латинян, в результате чего богословский диалог, начавшийся в Ферраре, зашел в тупик, и Собор был перемещен во Флоренцию.

В-пятых, православные представители, включая и святого Марка, подверглись давлениям и угрозам и столкнулись с хитростями и обманом. Так, Иоанн Евгеник пишет о больших страданиях, не только о настоящих и предстоящих бедах, «но и об отнятии свободы, что как рабы они были заключены». Также он говорит о длительном лишении средств первой необходимости, о «нищете» и «голоде».

В-шестых, во время Собора святой Марк Евгеник боролся за объединение с любовью, вносил предложения, которые не были приняты, был борцом, но спокойным. Он искренне искал истину. После Собора его «полемика» «ограничивается в большей мере латинствующими соотечественниками, чем католиками-латинянами.

Профессор Иоанн Кармирис, используя свидетельства историков, присутствовавших на Ферраро-Флорентийском Соборе, пишет, что святой Марк и во время Собора считал латинян еретиками.

Марк Евгеник и во Флоренции говорил православной делегации, что «латиняне не только являются схизматиками, но и еретиками; и наша Церковь умалчивала об этом, поскольку они являются родом более сильным, чем мы» (J. Harduin, Acta Consiliorum, Parisiis 1715), и «мы не хотели (те, кто были до нас) торжествовать над латинянами как еретиками, приемля их обращение и творя дружбу к ним» (S.Syropuli, Vera historia unionis non verae, 9,5, p. 256)»[1].

Святой Марк Ефесский, согласно Протоколам и воспоминаниям о Ферраро-Флорентийском соборе, всегда считал латинян еретиками и говорил это православной делегации, но делегация Православной Церкви не хотела об этом публично заявить ввиду тяжелых обстоятельств той эпохи и вела себя по отношению к ним дружественно, надеясь на их возвращение.

Но, конечно, святой Марк Евгений и после того Собора, когда увидел истинное расположение латинян, высказался очень жестко. Известно его послание «всем, находящимся повсюду на земле и на островах православным христианам».

Это послание начинается фразой: «Пленившие нас злым пленением и пожелавшие отвести в Вавилон латинских обрядов и догматов, не смогли привести это в конечное исполнение…»[2]. Он считает, что пошел в Вавилон латинских обрядов и догматов и что во время Собора они находились в заложниках. В другом месте послания он пишет: «Они живут как еретики, мы их избегаем, а потому мы с ними разделились… они суть еретики, а, следовательно, как еретиков мы их отсекаем»[3]. Латиняне это еретики.

Тех, кто пытается находиться между Православной Церковью и латинянами, то есть «стоящих посредине», из которых одни латинские обряды и догматы хвалят, другие хвалят, но не признают («не могут с ними согласоваться»), а третьи даже и не хвалят вовсе, но ведут себя примерно так, как современные экуменисты, он называет «греколатинянами» и советует: «Бегайте их, как бегают от змеи, а они гораздо хуже змей, как христопродавцы и христоторговцы». И ниже пишет о них: «Итак, братие, бегите от общения с ними; ибо они лжеапостолы, делатели нечестивые, принимающие на себя личину Апостолов Христовых»[4].

Профессор Иоанн Кармирис замечает:

«Из-за вышеназванных догматических отличий и отклонений латинян от «правой веры…, и в отношении этого богословия о Святом Духе», Марк Ефесский характеризует их как еретиков; несомненно, что Православная Церковь в ту эпоху и, вероятно, начиная с эпохи крестоносцев считала латинян не только схизматиками, но и еретиками, принимая приходящих от них к Православию через помазание святым миром, отождествляя их также с арианами, македонянами, савватианами (четыредесятниками), новацианами и другими еретиками IV века, в соответствии с 7-м правилом Вселенского Собора, по сути, ссылаясь на 16 вопрос-ответ Феодора Вальсамона»[5].

Святой Марк Ефесский после Ферраро-Флорентийского Собора 1438-1439 гг. и после того, что он там увидел, говорит не о Западной церкви и даже не о инославной церкви, а о латинянах и еретиках. И странно, что некоторые приписывают святому Марку экуменическое мировоззрение и не понимают правильно, с одной стороны, его благородного отношения к Собору, когда он от имени всей делегации выражает надежду, что Собор пройдет во благо Церкви и будет способствовать столь ожидаемому единению, а, с другой стороны, православное противостояние еретикам-латинянам после этого лжесобора.

Следовательно, избирательная и искаженная интерпретация некоторыми современными богословами и священниками православной позиции, которой придерживался святой Марк Ефесский на Ферраро-Флорентийском Соборе, является во всех отношениях неприемлемой и антинаучной. О. Димитрий Кескинис пишет: «Фрагментарный подход, который, к сожалению, культивировался либо намеренно западными «учеными», либо по наивности православными невеждами, является несправедливым по отношению к этому великому богослову Церкви и, по сути, возмущает наше православное сознание»[6].

Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос)

2016 г.

 

[1] Кармирис Иоаннис. Догматические и символические памятники Православной Соборной Церкви, т. 1, Афины, 1960, с. 419.

[2] Кармирис Иоаннис, там же, т. 1, с. 421.

[3] Там же, с. 425.

[4] Там же, с. 427-428.

[5] Там же, с. 419

[6] О. Димитрий Кескинис, Пневматология святого Марка Евгеника, епископа Ефесского, и ее актуальность. Салоники, 2011, с. 66.


@Перевод 2017 года для интернет-портала «Православный Апологет».


1 комментарий:

  1. Не совсем ясен перевод этого абзаца:
    В-четвертых, святой Марк выражал все богословие Вселенского Собора, Οросы, которые были хорошо ему известны — по всем этим Οросам он ограничил обсуждение с самого начала и привел в замешательство латинян, в результате чего богословский диалог, начавшийся в Ферраре, зашел в тупик, и Собор был перемещен во Флоренцию.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!