четверг, 16 мая 2024 г.

Митр. Пирейский Серафим: «Правило празднования Пасхи не может быть изменено, потому что это является хулой на Духа Святого. Совместное празднование Пасхи с признанными еретиками, пребывающими в ереси, канонически невозможно»

Пирей, 15 апреля 2024 г.

З А Я В Л Е Н И Е

ПИРЕЙСКОЙ МИТРОПОЛИИ:

«ПО ПОВОДУ ПРАВИЛА ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ. ВОЗМОЖНО ЛИ ИЗМЕНЕНИЕ?»

«Все дерзающие нарушать определение святого и великого Собора, собранного в Никее в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего императора Константина, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, если продолжат с еще бо́льшим упорством противиться добрым установлениям. И это пусть будет сказано о мирянах.

Если же кто-либо из предстоятелей Церкви — епископ, или пресвитер, или диакон — после настоящего определения дерзнет обособляться от прочих и совершать Пасху с иудеями, что совращает людей и возмущает Церкви, такому святой Собор судил с этого времени быть чуждым Церкви как виновному не только в собственном грехе, но и в растлении и развращении многих. И Собор отрешает от служения не только таких, но и дерзающих находиться в общении с ними после их извержения. Изверженные же должны быть лишены и внешней чести, которой пользуется святое звание и Божие священство».

Первое Правило Антиохийского Поместного собора (341 г. по Р. Х.), утвержденное, среди прочих, Вторым Правилом VI Вселенского Собора (691 г. по Р. Х.).

Толкование

«Настоящее правило отлучает тех мирян, которые преступают установление и определение о празднике Пасхи, изданное Первым Вселенским Собором[1] в присутствии Константина Великого (а именно определение о том, что Пасха должна праздноваться после равноденствия и не одновременно с иудеями), и не просто преступают его, но и с упорством ему противятся. А епископов, пресвитеров и диаконов, которые преступят это определение, приводя в смятение Церковь, и дерзнут отпраздновать Пасху вместе с иудеями, правило извергает и отрешает как от всякого священнического священнодействия, совершаемого внутри алтаря, так и от всяких иных внешних почестей, подобающих священнослужителям[2], поскольку такие и самим себе повредили этим нарушением, и других побудили преступить определение. Правило извергает не только таких нарушителей из числа священнослужителей, но и священнослужителей, вступивших с ними в общение[3]».

Богопросвещенный святой Никодим Святогорец, который толкует приведенное выше правило, напоминает о 7-м Правиле Святых Апостолов, которое вместе с остальными 54 Апостольскими правилами утверждается 2-м Правилом VI Вселенского Собора, и устанавливает, что «Если какой-либо епископ, или пресвитер, или диакон отпразднует святой день Пасхи раньше весеннего равноденствия вместе с иудеями, да будет извержен». Он также приводит слова святого Иоанна Златоуста: «Церковь Христова не знает точности времен и соблюдения дней. Ибо сколько раз она вкушает сей животворящий Хлеб и пьет сию Чашу, столько раз смерть Господню возвещает и совершает Пасху. Но поскольку отцы собрались на Первый Собор и определили, когда совершать Пасху, то Церковь, дорожащая во всем согласием и единством, приняла определение, которое они составили».

«И латинянам тоже, по мнению Златоуста, следовало предпочесть согласие и единство Церкви соблюдению сроков … а не презирать тех 300 богоносных и духоносных отцов, которые законоположили это по Божественному просвещению, не считать их за каких-то неразумных и не оскорблять общую Матерь всех нас — Церковь [...]. И смотри, возлюбленный, как божественный Златоуст называет латинян раскольниками[4] за то, что они ввели новшество в своей пасхалии»[5].

Следовательно, главная проблема, которая возникает при возможном оспаривании правила о праздновании Пасхи, принятого Первым Вселенским Собором, это поругание богодухновенности и святости нашей Церкви и веры в то, что в ней пребывает Благий Утешитель, Всесвятый и животворящий Дух, наставляющий Ее на всякую истину, по неложному обещанию Ее Основателя Господа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16, 13). В случае изменения правила празднования Пасхи произойдет неизбежное разделение членов Церкви на обновленцев, хулящих Ее богодухновенность, и на тех, кто будет боголюбиво и ревностно отстаивать Ее.

Пресс-служба «Священного Синода Католической иерархии Греции» выпустила пресс-релиз по поводу разницы дат празднования Пасхи между Востоком и Западом, где, как написано в газете «Кафолики» (Καθολική) от 23 февраля 2024 года, среди прочего, говорится: «...Запад и бóльшая часть христианского мира по всей земле, применяя как дух, так и букву правила Никейского Собора, празднуют в этом году Пасху 31 марта, потому что первое весеннее полнолуние приходится на 25 марта, понедельник. Восток, следуя Юлианскому («старому») календарю празднования Пасхи с отличием от григорианского на 13 дней, считает полнолуние 25 марта последним полнолунием зимы... поэтому он должен найти «первое» полнолуние весны по своим собственным (неправильным) расчетам. Это полнолуние приходится на 24 апреля, среду. И все же Пасха не будет праздноваться 28 апреля, в воскресенье после полнолуния), потому что произошел еще один просчет... Восток празднует Пасху правильно, по букве и духу Первого Вселенского Никейского Собора, только тогда, когда празднует совместно с Западом».

«Папизм сознательно не называет решающий параметр для расчета: празднование Пасхи должно происходить после «законной фаски», т. е. иудейской Пасхи, в соответствии с расчетами Святых Отцов. В этом году «законная фаска» приходится на 28 апреля (в синагоге 22-30 апреля), Пасха у православных отмечается 5 мая, а у латинян — 31 марта. В 2025 году «законная фаска» будет 17 апреля (в синагоге 12-20 апреля), а православная и католическая Пасха — 20 апреля. В 2026 году «законная фаска» будет 6 апреля (в синагоге 1-9 апреля), у православных — 12 апреля, а у латинян — 5 апреля. Паписты не только нарушают постановление Первого Вселенского Собора, но и часто празднуют Пасху до или одновременно с еврейской Пасхой. Сейчас становится ясно как никогда, что Запад правильно празднует Пасху только тогда, когда следует за Востоком» (газета «Ортодоксос Типос», 5.04.2024).

После Святого I Вселенского Собора и того, что было установлено Богоносными Отцами под руководством Святого Духа, определение Пасхи больше не является вопросом астрономической точности, или применения неточной Метоновой епакты Ε или более точной астрономической епакты e, а вопросом послушания вечным установлениям Святого Духа.

Что касается возможности совместного празднования Пасхи с еретиками, осужденными на Святых Вселенских Соборах, это стало бы отвержением канонических рамок Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, а значит, и Святого Духа, живущего в ней. Вышеупомянутое 7-е Правило Святых Апостолов под угрозой извержения из сана запрещает совместное празднование Пасхи с иудеями и вообще с еретиками, богослужебное общение с которыми влечет за собой извержение из сана и отлучение от Церкви в соответствии с 45-м Правилом Святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, только помолившийся вместе с еретиками, да будет отлучен. Если же он позволил им совершить что-либо как клирикам, да будет извержен», а также с 46-м: «Повелеваем извергать епископа или пресвитера, признавшего правильным крещение еретиков или принявшего их жертву. Ибо какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?». Оба эти правила были потверждены 2-м правилом VI Вселенского Собора. Нет необходимости напоминать о том, что так называемые антихалкидониты были признаны еретиками на IV, V и VI Вселенских Соборах, римо-католики — на VIII и IX Вселенских Соборах[6], а сборище протестантов — на III и VII Вселенских Соборах.

Надо быть слишком самонадеянным, чтобы считать себя «правилом толкования» священных истин нашей веры и пренебрегать божественным апостолом Павлом, который по дороге в Дамаск был призван Самим Господом; который вознесся до третьего неба и стал устами Христовыми, увещевая: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11), а также Иоанном Богословом, названным «апостолом любви», который строго заповедует нам, как следует вести себя с убежденными еретиками: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 10-11).

Безусловно, ни один здравомыслящий человек не может назвать Святых Апостолов фанатиками, человеконенавистниками, фундаменталистами, потому что они, как богомудрые, знают, что обращение еретиков не может совершаться лестью, притворством и приспособленчеством, но только путем открытого исповедания истины. Яркий пример — святой славный новомученик Константин Идрийский. Будучи совсем юным, он был обращен в ислам и получил высокую должность от османов, после чего вернулся на свой остров, одетый в золото. Однако его мать, святая Марина Идрийская, не пустила его на порог отчего дома. Это стало для него потрясением и положило начало его спасению. Каким был бы христианский мир сегодня, если бы Православная Кафолическая Церковь прекратила участвовать в бесконечных безблагодатных — как говаривал приснопамятный архиепископ Австралийский Стилиан, бывший в течение двадцати лет сопредседателем диалога с римо-католиками, — и бессмысленных диалогах, в международных и лишь по названию «христианских» организациях, по сути, предлагая алиби ереси и признавая ее как некое «мнимое разнообразие»? Если бы мы, православные, придерживались заповедей Святых Апостолов и богоносных Отцов и неустанно провозглашали, что есть только одна-единственная Святая Церковь – Тело Христово; обличали злославие и ересь, неустанно доказывали их отрыв от Истины-Христа и призывали бы к покаянию?

Согласно сказанному, правило празднования Пасхи никогда не может быть изменено, ибо это есть хула на Духа Святого, приведшего Богоносных Отцов к установлению вечного порядка в этом вопросе, и поругание богодухновенности Церкви, которая учит, что Всесвятой Дух жительствует в ней и что совместное празднование Пасхи с еретиками, такими как современные антихалкидониты, римо-католики и протестанты, канонически невозможно, влечет за собой трагические канонические последствия, разъедает православное самосознание и искажает неизменное откровение Вечного Бога, данное через святых апостолов, богоносных отцов и Вселенские Соборы. Величайший долг всех — и клириков, и мирян — хранить нерушимый залог веры, чтобы на вопрос Господа: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8), мы могли бы ответить, стоя в истине.

МИТРОПОЛИТ

+ Пирейский СЕРАФИМ

 

Источник:

https://aktines.blogspot.com/2024/04/blog-post_35.html



[1] О том, что определение о Пасхе вынес I Вселенский Собор, свидетельствует и само послание Никейского собора александрийцам, которое находится в кн. 1, гл. 9 «Истории» Сократа. Оно гласит: «Благовествуем вам о согласии в вопросе о праздновании святейшей Пасхи: вашими молитвами устроено и это дело...» [...] Свидетельствуют также Епифаний в главе о 69-й ереси; Евсевий в «Житии Константина» (кн. 3, гл. 18) и в «Церковной истории» (кн. 1, гл. 9 или, по другим источникам, 8; Созомен (кн. 1, гл. 21); Сократ (кн. б, гл. 16 и 18). Епифаний в главе о 70-й ереси говорит, что еретики авдиане совершали Пасху вместе с иудеями на том основании, «будто так поступала Церковь» с древних времен».

[2] Т. е. права именоваться священнослужителями, сидеть вместе с иереями и, кратко сказать, от права совершать действия вне алтаря, по Вальсамону, о чем см. Анкир. 1, 2 и Неокесар. 9.

[3] См. также Апост. 7.

[4] Прим. авт.: сегодня они стали еретиками.

[5] Πηδάλιον, σελ. 9, Ἐκδ. Β. Ρηγοπούλου, Θεσσαλονίκη 1998.

[6] Эти соборы не имеют официального статуса Вселенских и считаются поместными, но в литературе встречается именование их Вселенскими. В грекоязычных Поместных Церквах Восьмым Вселенским Собором называют IV Константинопольский Собор 879-880 гг. (восстановление святителя  Фотия на Константинопольском престоле, осуждение филиокве и анафематствование любых изменений Никео-Константинопольского Символа веры). Девятым Вселенским Собором считают V Константинопольский Собор 1341-1351 гг. (подтвердил богословие исихазма святителя Григория Паламы и осудил противостоявших ему философа Варлаама и других антипаламитов). – прим. ред.

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

2 комментария:

  1. https://t.me/orthodoxvoice_ua/4370

    ОтветитьУдалить
  2. https://www.orthodoxianewsagency.gr/gnomes/peiraios-serafeim-dieykriniseis-peri-tis-oras-tis-anastaseos/

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!