вторник, 14 мая 2024 г.

Митрополит Китирский Серафим: «Продвигается совместное празднование Пасхи, а затем и «общая Чаша» для православных, папистов и инославных»

 

Китира, 25 апреля 2024 года

Номер прот.: 183

ПАСХАЛЬНОЕ ПАСТЫРСКОЕ ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ

( 237/2024)

Священнослужителям и христолюбивому народу нашей Святой Митрополии Китиры и Андикитиры

 

«Мы же, празднуя ПАСХУ НЕБЕСНУЮ, оставили земную... Совершающаяся же у нас Пасха есть причина спасения всех людей» (Св. Иоанн Златоуст, Слово на Пасху 1-е[1])

 Дорогие братья и сослужители,

Братья мои христиане, чада мои о Господе возлюбленные,

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Божественный, нетварный и невечерний свет Воскресения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да озарит и да просветит «ум, душу и сердце» всех нас и всех благочестивых и православных христиан от края и до края земли, по всему міру.

В начале нашего нынешнего пасхального окружного послания к пастве «медоточивая река мудрости», святитель Иоанн Златоуст, говорит нам, что мы, православные христиане, празднуя Небесную Пасху, оставили земную. И богоносный отец поясняет это так: иудеи празднуют Пасху земную, но отрицают Пасху небесную, так как не верят в Божество Иисуса Христа и отвергают Его Воскресение что Он воскрес из мертвых как Всемогущий Бог. «Она (еврейская Пасха) праздновалась раз в году, в то время как наша, христианская Пасха, празднуется на каждом литургическом собрании»[2]. Сравнивая две Пасхи, иудейскую и христианскую, святитель Иоанн Златоуст указывает, что иудейская Пасха была напоминанием о спасении первенцев иудейских. Тогда, благодаря крови пасхальной жертвы-агнца в Египте, которой были помазаны двери иудеев, их первенцы не были преданы смерти вместе с первенцами египтян. Христианская же Пасха, продолжает божественный Златоуст, совершаемая нами, есть причина спасения всех людей во Христе.

«Пасха — это не пост, но Приношение и Жертва, бываемая на каждом литургическом собрании. Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью к Божественному Причащению, ты совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а когда ты всем своим существом причащаешься этой Жертвы... Мы в проповеди весь год настойчиво проповедуем пост, говорит священный Златоуст, но христиане, в большинстве своем, не внимают нашим словам, чтобы следовать посту. Но как только наступает время Святой Четыредесятницы, тогда, без чьего-либо побуждения или совета, даже самый вялый пробуждается и следует увещеваниям и советам, которые налагает время поста»[3].

«Пост наш совершается не ради Пасхи, не ради Креста, указывает священный Златоуст, но ради наших грехов, потому что мы собираемся приступить к Святым Тайнам. Ведь Пасха это повод не для поста и не для печали, но для веселия и радости»[4].

«Пасха это праздник неба и земли, когда радуются Ангелы и Архангелы, и Владыка всех Небесных Сил празднует вместе с нами»[5].

«Сегодня (в день Пасхи) во всей вселенной царит радость и божественное веселие. Ныне ликуют Ангелы и веселятся все Небесные Силы, сорадуясь спасению людей»[6].

Дорогие братья и сестры!

Православная христианская Пасха означает переход верующих христиан «от смерти к жизни и от земли к небесе» с идущим впереди всех Воскресшим Господом и Богом нашим. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало...», торжественно воспеваем мы. «Воскресе Христос, и жизнь жительствует». «Пасха непорочная. Пасха великая, Пасха верным, Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных».

Эту святую, священную, новую, таинственную, всепочитаемую, непорочную, избавляющую от печали, великую Пасху, Пасху верных, эту великую и святую Пасху мы празднуем велерадостно, вселиковствующе, всесиятельно и в то же самое время так, как подобает воистину священному и божественному событию.

Это главный праздник нашего церковного календаря: «праздников праздник и торжество из торжеств». «Яко воистину священная и всепразднственная, сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия», провозглашает великий догматический богослов нашей Святой Церкви преподобный Иоанн Дамаскин в своем изумительном «Каноне Воскресению Христову».

Благодатный огонь или, как его еще называют, Святой Свет, исходящий из Гроба Господня, не похож на естественный и солнечный свет, как заявляют неверующие, но, как уже было сказано выше, он является Божественным, нетварным, истинным, невечерним, как и Фаворский Божественный Свет.

«Свет, явившийся во гробе Богочеловека в час Его Воскресения, был Нетварным Светом Бога-Троицы. Этот же Свет стал виден апостолам Петру, Иакову и Иоанну в день Преображения Христа на горе Фавор. Нетварный Свет был явлен и в день Пятидесятницы, когда на двенадцать апостолов сошли огненные языки. Тот же Свет явился и ослепил апостола Павла во время его шествия в Дамаск. «Огненная колесница», на которой пророк Илия был вознесен «как бы на небо» (1 Тим. 3, 16), символизирует вознесение пророка внутри Нетварного Света. Этот же Свет стал видимым для Моисея на горе Синай, когда он узрел неопалимую купину. Куст, хотя и горел, но оставался необожженным и неповрежденным. Для пламени Благодатного огня, сходящего на Гробе Господнем, тоже характерна неспособность вызывать горение и разрушение: в первые несколько секунд он не обжигает и не поджигает. Эти свойства сохраняются в течение 15-20 минут...

Свет Воскресения Христова, который является в храме Гроба Господня каждую Страстную Субботу, является Нетварным Светом… «По словам приснопамятного протопресвитера Георгия Металлиноса, профессора богословского факультета Афинского университета, Нетварный Свет это искрящиеся вспышки, исходящие из Гроба Христова. Этот свет невидимо присутствует там всегда и имеет несотворенную (нетварную) природу. После того, как зажигаются пучки свечей у Патриарха, этот свет становится тварным. То есть причиной возгорания огня, причиной зажигания свечей у Патриарха (Иерусалимского) является Нетварный Свет. Но пламя, которое зажигает свечи и к которому мы можем прикоснуться, является тварным светом. И поскольку это пламя имеет причиной благодать Нетварного Света, оно на первых порах не обжигает»[7].

Божественный и Нетварный Свет чудесным образом исходит из Всесвятого Гроба Господня после краткой церемонии Благодатного Огня, совершаемой только православным Патриархом Иерусалимским или заменяющим его православным Архиереем. Ни разу за 20 веков христианства Благодатный Огонь из Гроба Господня не был взят инославным и злославным священнослужителем, и тем более ни один еретик и нечестивец никогда не принимал Святой и Нетварный Свет из Всесвятого Гроба Господня, ибо это является исключительной божественной прерогативой православного Патриарха Иерусалимского, а также доказательством подлинности нашей святой и непорочной православной веры и каноничности нашей Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви, Главой которой является Господь наш Иисус Христос. Инославные, злославные и еретические конфессии не являются Церквами, как бы им этого не хотелось, и не имеют никакого онтологического родства и единства с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Члены нашей Православной Кафолической Церкви есть «едино Тело и един Дух» (ср. Еф. 4, 4), по словам апостола Павла, то есть мы составляем одно Тело, нашу Святую Церковь, и один Дух, который это Тело животворит. «Един Господь, едина вера, едино крещение» (там же, стих 5). Есть один и только один Господь (Глава Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви). Мы, православные христиане, получили только одну Веру (непорочную и незапятнанную еретиками и еретическими учениями) и одно-единственное Крещение (православное христианское).

Дорогие мои братья и сестры!

В последнее время с Востока и Запада раздается в связи с празднованием в следующем году 1700-летия созыва Первого Вселенского Собора в Никее (Вифинии) в 325 году по Р.Х. — повторюсь еще раз, раздается «трубный глас», предвещающий совместное празднование Пасхи православными и папистами, а также остальными инославными конфессиями с целью установления «общей Чаши».

Было бы счастьем и благословением Божиим, если бы молитва нашей Святой Церкви «о соединении всех» и слово Господа нашего «...и будет едино стадо, един Пастырь»[8] исполнились богоугодно и согласно Священным Канонам, при соблюдении необходимых условий. Но, к сожалению, мы очень далеко отстоим от этих желаемых и ожидаемых вещей. Повсеместный экуменизм, нововведения, ереси и злоучения, совместные молитвы и смешение с отлученными от Церкви, что запрещено Священными Канонами и является соблазном для христоименитой полноты, отсутствие решительного противодействия со стороны священноначалия, когда принимаются явно антихристианские законы, и другие печальные события не позволяют в нынешних условиях взять на себя смелость и совместно отпраздновать величайший праздник Воскресения Спасителя нашего Христа, а тем более приступить к «общей Чаше».

Давайте учтем еще и тот факт, что 100 лет назад календарно-эортологический вопрос был решен посредством вмешательства государства, без нормальной процедуры изучения этого вопроса Всеправославным Собором, и что этот вопрос породил волнения и раскол за расколом. Это искушение до сих пор не завершилось и наносит ущерб нашему греческому православному Отечеству. Давайте также помнить о том, что 5 лет назад, опять же после давления и вмешательства политических факторов, на Украине возникла проблема с автокефалией, которая была предоставлена раскольникам, изверженным из сана, нерукоположенным и отлученным от Церкви. При вмешательстве политической власти там ежедневно разворачиваются сцены раннехристианских гонений, направленных на каноническую Украинскую Православную Церковь под омофором митрополита Онуфрия, которую признают 2/3 Автокефальных Православных Церквей. Вместо мира мы видим как палачи обрушиваются на жертв, гонители на гонимых, клирик восстает на клирика, а христианин на христианина.

Если мы внимательно изучим предложенный нашему вниманию вопрос празднования міроспасительного события Воскресения Спасителя нашего Иисуса Христа вместе с осужденными Святыми Вселенскими Соборами еретиками, раскольниками, злославными и отлученными от Церкви, и последующий за этим и весьма ожидаемый дерзкий переход к соучастию всех вышеперечисленных в «общей Чаше», без соблюдения необходимых условий, то уже можно предвидеть, что трагические события в нашем Отечестве и во всем Православии в целом будут еще более масштабными и острыми, чем в течение двух предыдущих веков. Ныне пропагандируется совместное празднование Пасхи, а затем и «общая Чаша» для православных, папистов и инославных, со всем тем, что из этого следует: нарушение Священных Канонов, упразднение тысячелетней традиции Церкви, предполагающей разрыв евхаристического общения по вероучительным и богословским причинам. Для восстановления такого общения следует на деле разрешить вероучительные и экклезиологические разногласия и рассмотреть этот серьезнейший богословский вопрос на всеправославном уровне, не ограничивая его диалогом между Константинополем и Ватиканом. В противном же случае, мы будем по-прежнему иметь разрыв [евхаристического общения] между Поместными Автокефальными Церквами и оплакивать дальнейшее углубление этого разрыва, который грозит перейти в неизлечимые расколы, что стало бы настоящим бедствием.

Празднование 1700-летия созыва Первого Вселенского Собора будет иметь особую ценность и значение, если вся Православная Церковь и инославные, если они того пожелают, отнесутся к нему благочестиво и изучат догматическое учение и Божественные и Святые Правила Первого Вселенского (Никейского) Собора, а особенно те, которые содержат предписания по празднику Пасхи, которые мы должны в точности соблюдать.

Если паписты и прочие инославные и еретики хотят праздновать Пасху тогда, когда празднуем ее мы, православные, — это они должны озаботиться этим вопросом. Мы же, православные, никогда не должны праздновать ее вместе с ними до тех пор, пока у них будут сохраняться догматические отклонения, злославные учения и ересь. Мы не должны молиться совместно и, тем более, не должны допускать «общей Чаши» при таком положении дел.

Первый Вселенский (Никейский) Собор постановил, что христианская Пасха не должна отмечаться вместе с иудейской пасхой (фаской), по причинам, которые, к сожалению, актуальны и сегодня: чтобы избежать совместного празднования и последующей «общей Чаши» между православными, папистами и другими еретиками, пребывающими в нечестии, ересях и чуждых нашей вере учениях.

Мы горячо и со смирением просим Святейшего Вселенского Патриарха и Блаженнейших предстоятелей Автокефальных Православных Церквей рассмотреть этот серьезнейший вопрос на Святом Всеправославном Соборе в соответствии с решением и учением о праздновании Святой Пасхи, принятым Первым и Шестым Вселенским Собором, подтвердившим его, и Православным Преданием.

От всего сердца желаю всем вам и нашим дорогим морякам благословенной, мирной и радостной Пасхи,

С пасхальными пожеланиями и любовью.

Митрополит

† Китирский и Антикитирский Серафим

Источник:

http://www.orthodoxia-ellhnismos.gr/2024/05/blog-post_31.html

 


[2] Ε.Π.Ε. 34, 168.

[3] Ε.Π.Ε. 34, 176-178.

[4] Ε.Π.Ε. 34, 178.

[5] Ε.Π.Ε. 36, 152.

[6] Ε.Π.Ε. 36, 76.

[7] Χ. Σκαρλακίδη, «ΑΓΙΟΝ ΦΩΣ, ΤΟ ΘΑΥΜΑ ΤΗΣ ΚΑΘΟΔΟΥ ΤΟΥ ΦΩΤΟΣ ΤΗΣ ΑΝΑΣΤΑΣΕΩΣ ΣΤΟΝ ΤΑΦΟ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ», θήνα 2021, σελ. 24.

[8] Ин. 10, 16.

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!