воскресенье, 23 июня 2024 г.

Богатство божественных дарований (митрополит Августин Кантиотис)

 

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из

чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38)

* * *

«Блаженны», возлюбленные мои, «блаженны слышащие» (Лк. 11, 28)блаженны те, кто имеет уши, чтобы слышать голос Святого Духа сегодня. Ибо все, что читается и поется в этот святой день в нашей Церкви (тропари, кондаки, каноны, Апостол, Евангелие, но прежде всего коленопреклоненные молитвы), повествует о Духе Святом.

Сегодня исполнилось обещание, данное Господом ученикам: «Не печальтесь, Не оставлю вас сиротами; пошлю Духа Святого» (ср. Ин 14, 18; 16, 7). Сегодня Сошествие Святого Духа, сегодня происходят великие вещи, чудесные и удивительные. Сегодня и завтра мы празднуем день Святого Духа. Посему мы обязаны говорить о Нем.

Поговорим о Духе Святом? Но здесь я должен остановиться. Если я осмелюсь говорить на языке святого Афанасия, Василия Великого, Григория Богослова и других великих Отцов Церкви, если я захочу возвысить свой голос, богословствовать и порицать еретиков и, прежде всего, ошибочное учение папистов, которые добавили к Символу веры ересь, что Святой Дух исходит не только от Отца, но также «и от Сына», боюсь, что не найдется ни одного уха, готового слушать меня.

Наш век чрезвычайно прагматичен; он ценит только то, что видит, слышит и взвешивает на весах, вообще то, что является материей; он говорит только о материальных, видимых и осязаемых вещах. Если бы существовал прибор для подсчета слов, которые мы произносим, словомер, вы бы увидели, что среди миллионов наших слов нет ни одного слова о Духе Святом. Наша эпоха противится всякой духовности. Как мы сможем говорить о Духе Святом в столь неблагоприятное для этого время? Но мы осмелимся, дорогие мои. Я не буду философствовать и богословствовать, но, опустившись до уровня современного мира, приведу лишь один пример.

Я открою книгу пророка Иезекииля (глава 47) и приведу оттуда одно видение. Не из тех фальшивых видений, о которых нам рассказывают «провидцы» нашего времени, а видение, которое видел пророк и которое дает нам четкую картину тех плодов, которые приносит действие Святого Духа в мире.

* * *

Дорогие мои, находясь во граде Господнем, пророк видит, как из-под порога храма течет вода на восток, образуя маленький ручеек. Вначале ручеек течет тихо, и вода доходит ему до щиколоток. Через некоторое время поток начинает расти и доходит ему до колена. Некоторое время спустя он поднимается еще выше и доходит пророку до пояса. Наконец, продолжая расти, он превращается в непроходимую реку.

Пророк изумляется, и его восхищение еще больше возрастает, когда он видит, что на берегах реки, справа и слева, выросла богатая вечнозеленая растительность. Множество деревьев, изобильно покрытых плодами. А когда река достигает своего устья, там ее живительное течение наполняет море рыбой. Рыбы кругом видимо-невидимо; рыболовецкие артели забрасывают сети и ловят ее (см. Иез. 47, 1-12).

Странные вещи видел пророк Иезекииль. Чем объясняется это видение? Этот образ представляет излияние Святого Духа и богатство божественных дарований «сокровище благих» (греч. θησαυρὸς τῶν ἀγαθῶν), которое Он приносит людям.

Объяснение этого видения мы получили сегодня. Что увидел вначале пророк? Малый ручей. И я задаю вам вопрос чем было христианство, наша святая вера, в самом начале? Из Голгофской скалы вышла освященная река, орошающая весь мир. Чем была вначале наша Церковь? Очень маленьким ручейком, глубиною по щиколотку. Сколько было в ней членов? В день Пятидесятницы верующих во Христа было всего лишь 120 душ двенадцать апостолов, Богородица Матерь Христова, мироносицы, апостолы от семидесяти и еще несколько человек. Но в этот святой день 120 превращаются в 3000! Ручей становится более полноводным.

Как они превратились в три тысячи? Кто-то им рассказал о Христе. Кто был этот человек? Может быть, Демосфен, Цицерон или другой философ? Нет. И Демосфена, и Цицерона, и всех философов победил кто? язык одного рыбака, Петра. Он встал перед этими людьми, раскинул свою духовную сеть, призвал людей к покаянию, и они уверовали, и в тот день крестились 3000 человек. Через несколько дней, после новой проповеди, эти 3000 превратились в 5000. И вскоре вера Христова выходит за пределы Палестины, распространяется в Сирии и Месопотамии, в Галлии и Малой Азии, пересекает Геллеспонт, достигает Македонии и Эпира, охватывает старую Грецию, достигает островов Эгейского моря, продвигается к Риму, доходит до Геркулесовых столбов и дальше до Британских островов. Теперь ручей превращается в реку.

Наша Церковь сегодня не маленькая река, которую можно сдержать. Может ли кто-нибудь встать перед Дунаем или Альякмоном и сказать: «Останови свои воды»? Это выглядело бы глупо. Но гораздо глупей будет тот, кто попытается остановить поток, порожденный сегодня.

Где бы ни протекала эта река, там царят счастье и благоденствие. Деревья становятся плодоносными, а их листья целебными. Учение Иисуса Христа, как свидетельствует история, способно сделать горькое сладким. И, напротив, там, где эта река не течет, там засуха, голод и мрак.

Взгляните на Европу. До Рождества Христова в Альпах, в дубравах Германии и в степях России жили дикие племена, варвары, которые ели желуди; когда они уверовали в Христа и приняли крещение, у них развилась цивилизация. Но в последние годы Европа отказалась от Христа, начала гонения на Него, она совершила величайшие преступления. Иногда через рационализм, иногда через ересь, иногда через атеизм, иногда через современную жизнь, наполненную безнравственностью и развратом, гордость христианства Европа, принимавшая апостолов и видевшая чудеса, распяла Христа, и Христос покинул Европу.

Если вы хотите увидеть сегодня силу Святого Духа, животворящий поток Пятидесятницы, не ездите в Европу, а поезжайте в Африку, где местные жители верят в Христа. Здесь у нас трудно найти человека, которого трогает вера, но если вы поедете туда, то увидите, как бывшие дикари крестятся и со слезами поклоняются Господу. Они верят в Христа. Говорят, что по реке Нил жило племя дикарей, и горе тебе, если ты забредешь в их джунгли; как ты режешь капусту, так они резали белого человека и съедали его ритуальным способом. У этих людоедов была скала, которую они считали священной, и на ее острых вершинах они размалывали головы (черепа) и ели мозги людей. И вот в это место, где жили людоеды, пришли миссионеры и стали проповедовать, и они уверовали во Христа. И тогда в этой скале, на которой проливалась кровь и мученически погибли столь многие люди, бывшие людоеды, ставшие христианами, высекли крестильную купель, чтобы крестить там своих детей!

Поэтому, если вы хотите увидеть силу нашей веры, не оставайтесь в Европе, поезжайте в Африку, поезжайте в Азию, до самой Индии и Японии, и там вы увидите тех людей, которые дорожат Православной верой. У нас, к сожалению, нет слез покаяния, наш ум не сосредоточен в молитве. Давайте признаем, братья и сестры, горькую правду: в церкви присутствуют только наши тела, но наш дух, наша душа далеко: одни думают о работе, другие о торговле, третьи о гнусных любодеяниях... Нам не хватает Духа.

* * *

О Спасителю наш Иисусе Христе, о Пресвятая Дева Богородица! Душе Святый, прииди к нам! Душе Святый, прииди к нашим архиереям, к нашему духовенству, к нашим богословам. Пусть веяние Святого Духа распространится повсюду, от дворцов до хижин, чтобы наша страна снова стала проповедовать Евангелие. Давайте попросим Святого Духа снова прийти в нашу страну, чтобы сделать нас духовным и священным народом во славу Святой Троицы. Аминь.

† Митрополит Августин (Кантиотис)

29 мая 1966 г.

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

  1. Европа 1000 лет назад от Христа отказалась выбрав папу и лютера.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!