четверг, 27 июня 2024 г.

Богословие скорбей (архимандрит Афанасий Митилинеос)

 


Богословие скорбей

Беседа с паломниками из Трикалы, 27.05.1984

 

В связи с непростым вопросом брата о том, есть ли такое лекарство от скорбей, которое можно применять в любом случае, как некую панацею, стоит сначала рассмотреть, что такое скорби. Это все трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, в профессиональной деятельности, в болезни и где бы то ни было еще. Когда мы страдаем от холода зимой, мучимся от жары летом и т. п.

Дорогие мои, мы больше не будем мерзнуть, терпеть жару, плакать, испытывать боль, уставать, трудиться до седьмого пота или скорбеть только в одном случае… если мы достигнем Царствия Божия. Когда придет кончина міра, Христос скажет: «Се, нова вся творю» (Откр. 21, 5) и тогда «отымет Бог всяку слезу и всякое воздыхание» (то что мы произносим на заупокойной службе) и больше не будут жаждать те, кто находится в Царстве Божием, не падет на них зной или болезнь, или смерть, и не будет слышно ни вопля, ни чего-то подобного.

А теперь послушайте. Многие неправильно понимают то место, которое занимают скорби в нашей жизни. Вопрос, как избавиться от скорбей, может на первый взгляд показаться наивным и простым, но он очень важен. Вы убедитесь сейчас в этом сами.

Существует заблуждение, что христианство решает все проблемы человека и полностью избавляет его от страданий любого рода: всех бытовых неприятностей и проблем, болезней и даже смерти. Убеждение, что христианство устраняет все скорби, настолько широко распространено, что некоторые люди, оказавшись в какой-нибудь чрезвычайно трудной ситуации и видя, что они не получают в Церкви решения своих проблем, прибегают к беззаконному методу, который называется магия. Та единственная причина, по которой люди ходят пить воду из «сокрушенных колодцев» (Иер. 2, 13), как говорит пророк (или лучше сказать ― из болота или из источников с грязной водой, наподобие гадания или колдовства), состоит в том, что они не нашли в Церкви удовлетворения своих желаний. И когда в тех злачных местах они обнищают ― я не имею в виду материальные средства, хотя и это тоже, ― когда они расточат душу свою, тогда они возвращаются в Церковь и приходят на исповедь. Они говорят: «Знаете, Бог не дал мне того, о чем я просил, например, восстановления семьи или исцеления от болезни, вот я и пошел к колдунам. Но и там мне тоже не помогли, поэтому я раскаялся и возвращаюсь обратно». Нет никаких сомнений в том, что если с таким человеком снова случится что-то подобное, он опять обратится к магии. Я говорю так потому, что уже видел похожие случаи. Все это происходит из-за того, что у людей отсутствует правильное понимание ситуации… Как я уже говорил выше, у нашего народа есть ошибочное понятие, что скорби и горести — это те факторы, которые христианство должно устранить, что скорби должны исчезнуть, что Бог должен забрать их от нас.

Каким должно быть правильное отношение к скорбям?

Все как раз наоборот: с того момента, как я встаю на путь христианина, меня ожидают всякие скорби. Так, Сам Господь сказал: «Кто хочет быть Моим учеником, пусть следует за Мною, взяв свой крест» (ср. Мф. 16, 24), а в Евангелии от Луки Он говорит: «И да берет крест свой всякий день» (Лк. 9, 23). Пусть никто не думает, что требуется поднять какой-то деревянный предмет, называемый крестом, положить его на плечо и расхаживать с ним. Крест подразумевает в этом случае скорби...

На праздник святого апостола Павла вспоминаются его заслуги перед Церковью. Послушайте, чем отличился этот апостол: «Сколько раз я был в ранах, сколько раз был в кораблекрушениях, сколько раз был в темнице, сколько раз был в голоде; даже доныне мы терпим голод, жажду и наготу. Мы голодаем, мы изнемогаем от жажды, мы мерзнем, у нас нет одежды» (ср. 2 Кор, 11, 23-28). И при этом у него была ежедневная забота о всех Церквях. Разве это не скорби? Конечно же, да! Это очень серьезный и важный вопрос, потому что он затрагивает самую сердцевину нашей деятельной жизни, а точнее — нашей деятельной духовной жизни. Апостол Павел говорит, что «дано мне жало во плоть» (2 Кор. 12, 7). Слово «жало» означает какой-то острый предмет, который пронзает тело, уязвляет человека и не оставляет в покое. И «я умолял Господа освободить меня от того жала, которое вонзилось в меня», но Он ответил мне: «Нет, Я не освобожу тебя от него, ибо сила Моя совершается в немощи. Довольно для тебя благодати Моей» (ср. 2 Кор. 12, 8-9).

При толковании этого места многие задаются вопросом, какая немощь была у апостола Павла и что это было за «жало»? Святой Иоанн Златоуст в своем толковании говорит следующее: дан мне ангел сатаны заушать меня, т. е. куда бы я ни пошел, всегда рядом находится какой-нибудь мрачный бес, противодействующий мне (слово «сатана» переводится как «противник»). Слово «заушать» означает бить наотмашь рукой по щеке, так что слышится звук удара, хлопок. Такие выражения для нас непривычны. Если кто-то ударит меня по лицу, даст мне пощечину, я буду считать, что мне нанесли оскорбление. Именно это приходилось терпеть апостолу Павлу. Глагол κολαφίζω, который мы переводим, как «заушать» означает не просто боль от удара и мучение, но мучение такого рода, которое делает из человека посмешище. Филологи и те, кто хорошо знает древнегреческий язык, понимают это значение…

Когда во время своего первого путешествия апостол Павел пришел в Листру, где он и Варнава исцелили хромого, жители Листры хотели принести им в жертву животных, говоря на ликаонском языке, что их посетили боги Зевс и Гермес. Когда это поняли апостолы, они воскликнули: «Ради Бога, что вы делаете! Нет. Мы такие же люди, как и вы» (ср. Деян. 14, 8-15). Между тем, туда пришли евреи. Они сумели разжечь возмущение и так повлиять на собравшуюся толпу, что в том месте, где апостолам сначала хотели принести жертву, принимая их за богов, Павла теперь схватила толпа и начала побивать его камнями. Видите, как быстро изменилось настроение людей! Павла побили камнями так сильно, что все сочли его за мертвого. А после этого его поволокли за ногу по земле, как оттаскивают от дороги собаку, которую сбила машина. Думая, что он умер, его вытащили за город и бросили там. Ночью пришли ученики, чтобы похоронить Павла. А он внезапно пришел в себя и поднялся на ноги. Что при этом сказал им Павел? Он не сказал им «мне больно» или «как сильно я пострадал». Ничего подобного от него не услышали. Напротив, Павел сам утешал их, вместо того чтобы они утешали его. Он сказал остальным: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное» (Деян. 14, 22). То есть мы не войдем в Царство Божие без креста и без скорби.

Каковы они, эти скорби? Всевозможные горести жизни. Лишь бы эти скорби были не от собственной глупости: я был мот, пьяница, карточный игрок, и теперь мне стало нечего есть. Нет. Речь идет лишь о той скорби, которая приходит сама по себе: когда без какой-то видимой причины дела идут наперекосяк, когда нас настигают болезни, когда нас угнетают всякие трудности. Если я при этом проявляю терпение и говорю «Слава Богу», веря, что Бог мне поможет в этом испытании и что скорбями я войду в Царство Божие, то это мой ключ на Небеса. Существительное «скорбями» надо понимать «через скорби». И не просто через скорби, а через многие скорби, испытав много скорбей, мы войдем в Царство Божие.

Христиане первых веков ощущали, что только так они обрящут спасение. Они считали, что вершина скорбей — это мученичество, поэтому с радостью шли на мучения. В связи с этим на ум приходит пример страдания сорока святых мучеников. Один из них остался живым, выдержав ночной холод в ледяном озере. Он видел тот огонь, который разожгли мучители, чтобы сжечь тела остальных, а он все еще был жив, потому что был молод и имел крепкое телосложение. Его мать, которая наблюдала за мучениями своего сына, испугалась, что гонители прельстят его и он отречется от Христа. Тогда она взвалила его на плечи и сама отнесла его к огню, где его должны были сжечь! Какая мать поступила бы так же сегодня? Какая мать хотела бы быть похожей на эту женщину? Всякий из нас использовал бы все способы и средства, чтобы избавить любого из наших детей от мучения, однако здесь речь идет о действительно христианском отношении к подвигу мученичества.

Из этого жития мы видим, как среди верующих христиан воспринималось тогда понятие мученичества, понятие скорбей.

Сегодня, в связи с вышесказанным, мы коснемся темы «сватовства», потому что, к сожалению, на исповеди это встречается очень часто, это тема является «мучением» для некоторых людей. Девушка или парень не вступают в брак, годы идут, и их родители, не имея терпения, начинают роптать на своего ребенка и недоумевать, почему он никак не женится. Некоторые люди вообще остаются холостыми. Если ваш сын не женится или ваша дочь не выйдет замуж, разве это преступление? Что в этом плохого? Произойдет ли от этого конец света? Прекратится ли жизнь на земле? Разве это какой-то стыд или позор? Мир от этого не рухнет. Но нет, достаточно лишь одного такого повода (не говоря уже о других), чтобы их родители обращались к колдунам. Они оставляют Христа, оставляют Церковь, потому что не могут вынести ни малейшей скорби, искушения или трудности.

Все это происходит из-за того, что мы не постигли «богословия скорбей». И из-за этого мы стали очень плохими христианами.

Но вернемся к апостолу Павлу. Каковы были скорби апостола Павла? Это была какая-то болезнь? Нет. Как говорит в своем толковании святой Златоуст, его скорби не были телесной болезнью. Это были различные искушения со стороны противников Евангелия. Куда бы он ни пошел, он везде встречал затруднения. Мы читаем в книге Деяний апостолов, что как только он направлялся в какой-нибудь город, евреи шли за ним по пятам. Он уходил оттуда и шел дальше, они преследовали его и там. Давайте вкратце рассмотрим, к примеру, его первое путешествие в Элладе. Он проходит через Троаду и идет дальше в Филиппы. Там происходит один инцидент, в результате которого апостолов беспощадно били, сорвав с них одежду. На следующий день утром их выпустили из тюрьмы, однако перед этим ночью в тюрьме произошло чудо. В итоге они покинули Филиппы и пришли в Фессалоники. Фессалоникийцы прекрасно приняли апостолов и позаботились о них. Но Фессалоникийские евреи настроили против них толпу. От этого в Фессалониках произошло настоящее возмущение, так что они ушли оттуда в Верию. Однако евреи явились за ними и туда. Прежде чем верийцы толком смогли познакомиться с апостолами, они, боясь за жизнь Павла, отправляют его из Верии. Он приходит в Фермейский залив и садится на корабль. Он не мог добираться по суше, потому что его могли бы настичь и убить. На корабле Павел прибывает в Афины. Он говорит речь в Ареопаге, но на него не обращают внимания. «Мудрые» афиняне того времени проигнорировали его. Он приходит в город Коринф и что он там видит? Если в Афинах богов было больше, чем людей, то в Коринфе, где поклонялись богине Афродите, Павел увидел такую грязь, такую безнравственность, разливавшуюся по улицам, что ему стало противно и он хотел оттуда уйти. Но Христос сказал ему в видении: «Павел останься, у Меня здесь много людей» (ср. Деян. 18, 10). Далее он хочет плыть кораблем в Сирию из порта в Кенхреях. У него была с собой материальная помощь от христиан Коринфа для христиан Иерусалима. Но вдруг приходит сообщение, что против него замышляется заговор: когда корабль отплывет в открытое море, его собираются схватить и бросить за борт. Он вовремя узнает об этом, отменяет морское путешествие и отправляется по суше.

Это всего лишь небольшой эпизод из жизни апостола Павла. Такими были его искушения. И когда он просил Христа избавить его от них, Тот сказал ему: «Нет».

Здесь можно привести и другие примеры скорбей, происходящих, например, от недостатка природных качеств. Многие люди молятся Богу, так как испытывают чувство неполноценности из-за своего невысокого роста или наоборот, потому что они слишком высокие, или потому что они слишком толстые, или слишком худые, или потому, что у них слабый голос, или потому что они заикаются, или потому что у них есть те или иные природные недостатки. Пророк Моисей просил Бога избавить его от той миссии, к которой Он готовил его. Бог сказал Моисею (когда явился ему в неопалимой купине): «Ты пойдешь в Египет и поведешь Мой народ. Ты пойдешь к фараону и попросишь его отпустить народ из Египта». Моисей, услышав это, ответил:

– Господи, прошу Тебя, пошли кого-нибудь другого.

– Нет, — говорит Господь, — пойдешь ты.

Он снова слушает Бога. И через некоторое время опять:

– Господи, пожалуйста, пошли кого-то другого.

И теперь, во второй раз, Моисей — этот великий пророк Моисей! ― находит такой аргумент:

– Господи, — говорит он, — я муж тихогласный и косноязычный (т. е. «я человек со слабым голосом, я заика»). Как мне говорить с фараоном? Как мне говорить с народом Твоим?

А народу-то было два миллиона человек!

– Скажи Мне, — отвечает ему Бог, — кто создал глухого и слабослышащего? Не Я ли, Господь? Я, Господь, создал глухого и тебя сделал косноязычным и тихогласным (то есть с тишайшим и тонким голосом, так что ты и говорить толком не можешь). Ты пойдешь в Египет, и Аарон будет твоим голосом и твоими устами. Я не отменяю того, что определил.

Разве Бог, Который назначает вождя, ставшего корифеем не только в истории Израиля, но и во всемирной истории, пророка и боговидца Моисея, не мог ему дать в качестве инструмента громкий голос и красноречие? Без сомнения, мог. Но Он оставляет Моисея косноязычным и тихогласным. Нам не понять особый Промысел Божий по отношению к людям.

Дорогие мои, скорби и искушения имеют большое значение. Без них мы не войдем в Царствие Божие. Таинство Креста, нетварная энергия Креста действовала и в праведниках Ветхого Завета. То, о чем сказал Христос: «Если кто хочет, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8, 34), было действительно и до Его пришествия тоже. Свой крест нес и пророк Илия, а также все пророки, все праведные и благочестивые люди тоже подъяли свой жизненный крест.

Видите, насколько серьезна тема скорбей? Обобщая все, сказанное выше, у нас возникает вопрос: «Может быть, нам следует просить о скорбях, а не пытаться избавиться от них?». Мы научимся воспринимать скорби спокойно, если изменим свое восприятие и образ мышления в отношении веры, а также если мы приобретём правильные богословские понятия по этому вопросу. Мы должны воспринимать скорби в богословском измерении. И это очень важно, потому что Христос не забирает скорби из міра. Когда Он молится первосвященнической молитвой за своих учеников, Он говорит: «Отче, прошу Тебя, за моих учеников, но не молю чтобы Ты взял их от міра, но, чтобы сохранил их от лукавого» (Ин. 17, 15). Этого следует желать и нам всем. Не того, чтобы скорби ушли, но чтобы мы не потеряли Бога, плывя по океану скорбей.

Скорби похожи на наждачную бумагу. Они очищают и полируют поверхность до блеска. Или на резец, которым вырезают скульптуру из куска мрамора или камня. После резьбы бесформенный материал становится произведением искусства. Если бы у этого камня был голос, он бы сказал: «Зачем ты меня мучаешь, каменотёс?» «Помолчи, ― сказал бы каменотёс, ― я режу тебя, чтобы сделать из бесформенного камня шедевр».

В 15-й главе Евангелия от Иоанна Господь говорит: «Я ― лоза истинная, вы же ветви. Те ветви, которые приносят плод, Мой Отец подрезает, чтобы они приносили больше плода» (ср. Ин. 15, 1-2). Это картина взята из жизни садовника, когда он делает обрезку деревьев. Это значит, возлюбленные, что если я не позволю возделывать себя через скорби, то не обрету Духа, не обрету духовной жизни, не войду в Царство Божие.

Относится ли это к болезням? Вполне. К гонениям? Тоже. Что уж там говорить о гонениях против Церкви! Бог дарует Свою благодать, невзирая на лица. Есть люди с правильным устроением, о которых мы сейчас не знаем и которые явятся в свое время так, что мы удивимся их вере. Может случиться (не приведи, Господи!), что я, рассказывающий вам об этом, стану отступником! А вы ― те, кто слушает меня и жалуется на тяготы жизни, ― сподобитесь мученических венцов. Никто не знает и никто не может предвидеть, как человек проявит себя в искушении или в скорби. Нам следует помнить о том, что было сказано выше. Мы должны подготовиться и иметь верный настрой. С того момента, как мы вышли из купели крещения и стали чадами Божьими, мы вступаем в борьбу и битву с силами зла.

Чтобы раскрыть эту мысль, возьмем одну из традиций Элладской Церкви. Во время Крещения мы ставим бутылочку с оливковым маслом, над которым священник читает молитву. Затем священник выливает масло на сложенные лодочкой ладони крёстного отца или матери, берет оттуда масло и мажет им ребенка. Оставшимся маслом крёстный отец или мать сами обмазывают младенца с головы и до пят. Ребенок при этом становится очень скользким. Надо заметить, что данное действие не является Таинством Миропомазания. Это нечто другое. Помазание оливковым маслом весьма символично. Этот образ взят со стадионов, с места борьбы. На древних Олимпийских играх борцы перед соревнованиями специально натирали себя оливковым маслом, чтобы лучше уходить, ускользать от захватов противника. В случае с крещением происходит то же самое. Разве не говорит апостол Павел, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12)? Умащение освященным оливковым маслом символически означает ускользание от козней лукавого. Но при этом нужно вести и борьбу, духовную брань.

Давайте вспомним о том, как Христос подвизался в пустыне. Для чего Он отправился туда? В 4-й главе Евангелия от Матфея мы читаем: «Иисус возведен был Духом [Святым] в пустыню чтобы искуситься от дьявола». Эту небольшую фразу требуется изучить со вниманием. Евангелие говорит, что Он был водим Духом Святым. Когда это произошло? После Крещения. Точно так же и христианин после Крещения может терпеть духовную брань. Поскольку он освободился от дьявола, тот чувствует себя «плохо», ему не нравится, что он потерял добычу свою. Он заостряет, точит оружие лукавства, чтобы пойти на нас войной. Однако и верующий выходит навстречу ему, чтобы сразиться.

Нам следовало бы многое рассказать, дорогие мои, но время нашей проповеди ограничено и вам уже пора уходить. Давайте подведем краткий итог. Нам не стоит мыслить о том, чтобы совсем избавиться от скорбей. Давайте лучше подумаем о другом: как нам пройти через скорби и не изнемочь? Как нам преодолеть искушение и не пасть? Давайте день и ночь будем молиться Богу. Но не о том, чтобы Он полностью избавил нас от искушений, как мы порой по своей немощи понимаем слова «и не введи нас во искушение» из молитвы «Отче наш». Обратимся к Богу иначе: «Господи, дай нам терпение, даруй нам веру и любовь, чтобы мы могли побеждать искушения».

Вот ответ на вопрос, который задал наш брат. Этот вопрос очень важен, повторяю вам снова, ибо он является сердцевиной нашей деятельной духовной жизни. Тот, кто не понял, что такое скорби, это «больное место» в нашей жизни, и как следует относиться к ним христианину, тот не понял в духовной жизни ничего. В этом случае вся борьба будет впустую. И если такой человек будет думать, что он на пути ко спасению, то он ошибается. Ему еще далеко до спасения. Мы должны непременно понять, что нам предстоит борьба против плоти ― да, против нашей лукавой плоти.

Архимандрит Афанасий Митилинеос

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы

в Комнинио (г. Лариса)

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

1 комментарий:

  1. "Мы должны непременно понять, что нам предстоит борьба против плоти ― да, против нашей лукавой плоти."
    В этом вся суть!
    Аминь!!!

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!