среда, 28 апреля 2021 г.

Архимандрит Павел Данас: Великая Пятница. «Жажду».

 


Эгриньо, 19.04.2021

Архимандрит Павел Данас, священнопроповедник.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

«Жажду»

 Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася, да сбудется Писание, глагола: «Жажду» (Ин. 19, 28).

Приближается конец ужасного и великого Таинства, совершившегося на Голгофе. Пречистый Сын Девы, пригвожденный ко Кресту, переживает последние минуты Своей земной жизни. Страшные мгновения душевной борьбы, невыносимой телесной боли и печали. Кажется, что все пророчества о Страданиях Христовых уже исполнились. Но остаётся ещё одно, о котором Божественный Страдалец не забыл, несмотря на всю тяжесть Своих предсмертных мук. Царь и псалмопевец Давид, среди прочего, предсказал, что Жаждущему Спасителю будут даны желчь и уксус: «И даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта» (Пс. 68, 22). И поэтому Иисус, Своими пересохшими устами, из которых изливались слова утешения для стольких страдающих душ, произносит слово «Жажду» — очень краткое, но потрясающее до глубины души. В нем скрывается необъятная скорбь и сильнейшая, пронизывающая боль, и одновременно — целый мир небесных желаний.

По какой причине жаждет Господь?

Эта жажда началась ещё в Гефсиманском саду. После Тайной вечери, за которой Спаситель преподал Своим ученикам Божественное Причастие и Свои драгоценные заветы, Он отправился в Гефсиманский сад, чтобы помолиться Своему Небесному Отцу. В Гефсиманском саду Он переживает мгновения глубочайшей душевной борьбы, силу которой обнаруживает сказанная Им фраза: «Прискорбна есть душа Моя до смерти: пождите зде и бдите со Мною» (Мф. 26, 38). Спаситель обращается к Богу Отцу: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26, 39). После этой молитвы Ему явился Ангел небесный, который укрепил Его физические силы, которые были крайне истощены. Между тем, Его внутренние борения усилились, и Он стал молиться с ещё большей настойчивостью и упорством, так что пот Его был как капли крови, падающие на землю (Лк. 22, 42–44).

Спаситель претерпевал жажду во время всех Своих великих страданий. Кто может описать Его боль, когда ночью Его схватили враги, которые пришли взять Его «с мечами и кольями» (Мф. 26, 47)? С Ним обращались словно с преступником, хотя Он и сдался добровольно. Его связали, как будто боялись, что Он может сбежать. Связали Того, Кто пришел, «чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8).

Его доводят до величайшего изнурения, когда влекут от Анны к Каиафе, от Каиафы к Пилату, от Пилата к Ироду и от Ирода к Пилату. Кого ведут, Кого тащат за собою? Того, Кто Своим словом удерживает, движет, созидает Вселенную и управляет всем существующим в ней. Родоначальник нашей веры предстает перед беззаконным судом. Его переводят с одного судилища на другое, и если прочесть Евангелие внимательно, то вы увидите, что Он нигде не садился на скамью подсудимых, чтобы доставить Себе хотя бы временное отдохновение, но везде стоял на ногах, в полный рост.

Сколь тягостны и мучительны были для Него последующие события, когда «плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф. 26, 67–68). Евангелисты Марк и Лука добавляют, что враги окружили Иисуса и насмехались над Ним, изрыгая на Него всяческие хуления, и поносили Его оскорбительными и грязными словами.

Перед Распятием Он подвергся бичеванию, которое представляло собой одно из самых варварских и садистских наказаний той эпохи. Удары наносились при помощи бича, сделанного из верёвок или ремней, на концах которых были привязаны острые костяные или свинцовые палочки. Господа Христа обнажили перед всеми! Его привязали к столбу и хлестали так долго и с такой силой, что Его Всесвятое Тело превратилось в кровавое месиво, а из ран ручьями текла кровь. Какими словами описать нам плевки (заплевания), удары и глубокие болезненные раны от тернового венца, которые заставили Его потерять столько крови?

Он изнемогает во время тягостного шествия на Голгофу, влача за Собой тяжелый Крест. Но Ему не предлагают ни единой капли воды. Он остается пригвожденным ко Кресту в течение трёх мучительных часов. Его Пречистые руки и ноги непрестанно кровоточат, а внутри всё горит от непрестанно возрастающей жажды. Жаркое весеннее солнце безжалостно опаляет Его, доставляя ещё больше мучений. Его губы настолько пересохли от изнурения и предсмертных мук, что Он мог бы вместе с псалмопевцем сказать: «Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани Моему…» (Пс. 21, 16). Словно глиняный сосуд, стоящий без воды, который пересыхает под палящим солнцем, так иссохла и истощилась сила Моя, и язык Мой от жажды и мучений присох к гортани Моей.

На Голгофе Ему дали выпить уксус, смешанный с желчью, и предложили вино со смирною (Мф. 27, 34 и Мк. 15, 23), чтобы затуманить Его чувства и разум и облегчить воинам совершение казни, однако Он отказался от них, потому что хотел сохранить совершенную ясность Своего духа до самого конца.

Но, произнося слово «жажду», Господь являет нам не только ту жажду, которую Он испытывает телесно, но и другую жажду, духовную, которой томится Его Всесвятая душа.

Эта жажда открывает нашему мысленному взору ту сильнейшую душевную боль, которую чувствует Распятый Господь из-за неблагодарности, жестокосердия, беззаконности, злобы, нечувствия и нераскаянности иудеев. А самое сильное внутреннее страдание и одиночество Спаситель переживает тогда, когда Его оставляет Небесный Отец, ибо Он вземлет на Себя грехи всего мира. В Его Лице наказывается грех [1]. После мучительной душевной борьбы и телесного изнеможения Распятый Господь испытывает сильное чувство жажды, которое обнаруживает Его возглас «жажду», произнесённый с Креста. Это слово исходит от человеческого естества нашего Господа, потому что Он испытывает на Себе все наши страдания и скорби.

Кто жаждет на Кресте?

ü Тот, Кто прежде призывал: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37).

ü Тот, Кто говорил: «Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» (Ин. 4, 14).

ü Тот, Кто дал новую заповедь: «Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся» (Мф. 5, 6).

ü Жаждет Тот, Кто создал озёра, источники и моря. Тот, Кто собирает воду в облаках и ветром относит её в море. Тот, Кто напояет водой горы и долы. Как говорится в одном из тропарей Великого Четверга: «Езера, и источники, и моря сотворивый». Тот, Кто создал все воды; Тот, Кто напоил в пустыне водой жаждущих израильтян: «Разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый» (молитва на Великое освящение воды).

ü Жаждет Тот, «Кто исчерпал воды горстью Своею», как говорит о Нем пророк Исаия (Ис. 40, 12). Тот, о Ком в книге «Премудрости Соломоновой» написано: «Ты, Господи, все расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11, 21). Тот, о Ком поют на утрени Великой Пятницы: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый» (тропарь 15-го антифона).

ü Христос уже испытывал жажду и ранее, мы читали об этом в Евангелии от Иоанна: это было тогда, когда он подошел к колодцу Иаковлеву и попросил воды у самарянки.

Но теперь Ему, жаждущему, вместо воды поливают губку уксусом. В ответ из Его уст слышится кроткое сетование: «Людие Мои, что сотворих вам, и что Ми воздасте? За манну желчь; за воду оцет; за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте» (антифон утрени Великой Пятницы).

Св. Николай Сербский объясняет: «У Него текла кровь, и поэтому Он испытывал жажду. Солнце уже склонялось к западу; оно светило прямо Ему в лицо, опаляя Его лучами и усугубляя и без того страшные Его мучения. Чувство жажды было вполне естественным в таком положении, но, Господи, Ты действительно жаждал воды или жаждал любви? Жаждал ли ты как человек или жаждал как Бог, или и то, и другое вместе? Римский легионер предложил тебе губку, смоченную уксусом. Капелька милости, которой Ты не дождался от других людей в течение трёх долгих часов, проведённых Тобой на Кресте. Этот римский солдат несколько смягчает грех Пилата, грех Римской империи перед Тобою, пусть даже это был всего лишь уксус. И всё же мера её беззаконий переполнилась, поэтому Ты стёр Римскую империю с лица земли, а на её месте построишь другую».

Блаженный Августин задаёт вопрос: «Какого рода жажду Ты чувствуешь, Господи Иисусе? Может быть, Ты хотел бы испить виноградного вина или воды?». И он сам отвечает на этот вопрос: «Ты жаждешь моего спасения, Господи».

А значит ко всем нам, православным клирикам и мирянам, которые благоговейно склонятся, чтобы приложиться к орошённому Божественной кровью Кресту, относится это слово, произнесённое пересохшими устами Спасителя:

«Жажду».

§ Жажду, чтобы на земле правил Закон Божий, полностью и в совершенстве выполнялась воля Божия.

§ Жажду спасения вашей бессмертной души.

§ Жажду, чтобы люди познали Евангельскую истину и она стала достоянием всех.

§ Жажду, чтобы все люди, не живущие по Евангелию, участвовали в Таинствах Церкви и делах добродетели.

§ Жажду мира в семьях и примирения враждующих супругов.

§ Жажду целомудрия и чистоты тех юношей и девушек, которые попали в пучину греха.

§ Жажду уважения и благодарности молодых людей к своим родителям.

§ Жажду возвращения в Православную Церковь еретиков хилиастов, протестантов, папистов, масонов, неверующих и безбожников, а также покаяния экуменистов.

§ Жажду строгого следования Православному Преданию, на котором зиждется Православная вера.

§ Жажду благоденствия человечества, торжества справедливости во всех народах.

§ Жажду истины: чтобы её не скрывали и не искажали.

§ Жажду мира во всем мире, прекращения локальных и глобальных войн.

§ Жажду, восклицает Божественный Страдалец, — чтобы все христиане покаялись и безбоязненно исповедовали Имя Мое.

§ Жажду, — говорит нам Христос, — чтобы церкви были открыты, да святится Имя Мое, и чтобы все люди причащались Моих Тела и Крови.

§ Жажду, чтобы христиане любили своих ближних, потому что эта святая любовь откроет пред ними врата Царствия Божия и они услышат сладчайший Божественный глас: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя…» (Мф. 25, 34–35).

Святой Никодим Святогорец говорит, что «в душе Христа есть еще одна таинственная жажда. Что это за жажда, непостижимая для нашего разума? Господь любит нас так сильно, что Он был готов претерпеть не только то, что Он пережил ради нас на Кресте, но и гораздо больше, если бы это потребовалось для спасения человеческого рода. Его любовь к нам столь велика, что нет таких слов, которые могли бы передать её в достаточной степени, и её не сравнить ни с чем существующим на этой земле».

Что может облегчить Его жажду?

· Наша искренняя вера — как у сотника, который сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).

· Наша беззаветная любовь как у евангелиста Иоанна Богослова, который вслед за Господом взошёл на Голгофу и оставался вместе с Богородицей у Креста.

· Наше желание быть причастниками Божественной Любви, напоить свою жаждущую душу из этого неиссякаемого источника блаженства и радости. Чтобы и мы были готовы сказать Ему как пророк Давид: «Возжада Тебе душа Моя, коль множицею Тебе плоть Моя, в земли пусте и непроходне и безводне» (Пс. 62, 2).

· Наша сердечная благодарность и покаяние как у Благоразумного разбойника на кресте.

· Наша молитва и участие в Таинствах, в эти священные дни и в другие. Пусть никто не предлагает Ему уксус безразличия, горечь пренебрежения, отступничества и желчь непрестанного греха.

· Наша решимость подвизаться за веру «даже до смерти» (Откр. 2, 10). Будем твёрдо и непоколебимо следовать Евангелию, преданию Святых Апостолов и Отцов Церкви, избегать лжепророков, «злых людей и обманщиков, прельщающих и прельщаемых», как называет их апостол Павел (2 Тим. 3, 13); будем готовы пожертвовать всем ради любви ко Христу. Будем бодрствовать и трезвиться, чтобы мы не сбились с пути и не приняли «другого Иисуса» и «иное благовестие», то есть неистинное и ненастоящее (2 Кор. 11, 4), как хотят прислужники Нового мирового порядка и, конечно, слуги антихриста.

· Наше почитание Честного Креста Христова, который является священнейшим символом нашей веры и доказательством Его Божественной любви.

· Наша преданность и любовь к богослужениям, чтобы мы «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42), причащались Тела и Крови Христовой, которая, согласно св. Иоанну Дамаскину, является «питием жизни вечныя», исходящим из Его пронзенного ребра; Божественное Причащение вводит в нас вечную жизнь и очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7).

· Наше свидетельство о Воскресении Христовом словами и делами — по обетованию Воскресшего Христа: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21, 6).

Когда одна монахиня спросила прп. Паисия Святогорца, как провести Страстную Пятницу, он ответил: «Молись и говори всею силою своей души: «Слава святому Распятию Твоему, Господи» и «Пресвятая Богородица, поклоняемся Страстям Сына Твоего». Одновременно делай поклонов сколько можешь. Этот день нужно пережить, прочувствовать. Я в Великую Пятницу для этого запираюсь в келье. Некоторые в этот день пьют уксус, потому что евреи дали Господу на Кресте пить уксус, смешанный с желчью» (Мф. 27, 34).

Монахиня задаёт вопрос:

– Геронда, а на Афоне в Великую Пятницу колокола звонят погребальным звоном?

– Звонят. Когда выносится Плащаница.

– А в течение дня тоже совершается погребальный звон?

– Разве это настолько важно, где и как звонят колокола? Главное, чтобы звон, возвещающий о погребении Христовом, звучал в моём сердце [2]. 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2021/04/blog-post_62.html?m=1

[1] Господь Своей силой и через [воспринятую] от нас святую Свою плоть, как Через некий «начаток» (Кол. 1, 18), освободил и всё естество человеческое от примешавшегося к нему по страстности зла, подчинив самой этой страстности естества царствовавшее некогда в ней, то есть в страстности, над естеством лукавое владычество (Прп. Максим Исповедник, отрывок из вопросоответов Фалласию, — прим. переводчика).

[2] Слова, том 6 «О молитве», с. 200–203.

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!