пятница, 30 апреля 2021 г.

Об источнике Благодатного Огня и тех, кто отзывается о нём с пренебрежением.


Анастасий Полихрониадис

Доктор богословия,

Фессалоникийский университет им. Аристотеля


Введение

Благодатный Огонь или Священный Свет (греч. το Άγιο Φως), который принимает Патриарх Иерусалимский в Великую Субботу от Гроба Господня, является одним из многообразных проявлений тайнодействующей животворящей благодати Святаго Духа в жизни нашей Церкви [1].

Это знамение Божественного Нетварного Света Воскресения Христова, которое может увидеть любой человек, независимо от своего духовного состояния, дарует нам невыразимый на словах опыт живого общения с Богом.

Нетварный Свет, который со времени Воскресения Богочеловека Христа осиявает Гроб Господень [2], становится доступным для человеческого взора в виде огня. Патриарх в одиночестве входит в кувуклию Гроба Господня, на коленях читает соответствующую молитву перед пустым Гробом [3], и несколько «минут спустя [...] под высокими сводами храма неожиданно раздается сильный шум; небесный и божественный глас; звук, потрясающий до глубины души и по сущности своей способный разорвать завесу храма от верха до низа». Таково схождение Благодатного Огня [4].

Затем из кувуклии выходит Патриарх с двумя зажженными связками из 33 свечей, по числу лет земной жизни Спасителя, чтобы передать верующим Свет Воскресения Христова.

После этого Благодатный Огонь специальными чартерными рейсами отправляют во многих направлениях, включая и Грецию. В нашей стране встреча Благодатного Огня сопровождается высочайшими почестями: его встречает глава государства. Это свидетельствует о благодарности греческого народа Воскресшему Господу, Который незадолго до Своих Страданий, а именно в день Своего триумфального входа в Иерусалим, услышал от апостолов Филиппа и Андрея, что Его желают видеть некоторые эллины. В ответ на это Он им сказал: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» [5].

Первенство чести на принятие Благодатного Огня от Гроба Господня

Иерусалимский Благодатный Огонь имеет свое первенство чести. Это проявляется в стихире воскресения: «Радуйся, Сионе Святый, мати церквей, Божие жилище, Ты бо приял еси первый, оставление грехов, Воскресением» [6]. То есть Сион (так называют Иерусалимскую Церковь) был первым, кто получил весть о Воскресении, прощении грехов.

А значит та, которая именуется «Матерью Церквей», имеет честь сообщать всем благую весть о Воскресении Христовом. Эту её особенность почитает всякий православный христианин, ожидающий пришествия Благодатного Огня из Иерусалима каждую Пасху.

Некоторые задают вопрос: «Тождественны ли друг другу Благодатный Огонь со Святого Гроба Господня и неугасимая лампада на престоле каждого православного храма?». Чтобы дать ответ на этот вопрос, можно использовать в качестве примера образ Святой Троицы, Которая остаётся Единосущной, несмотря на то, что каждая Её Ипостась обладает своими собственными свойствами.

Или можно рассмотреть почитание святых икон и отношение образа к первообразу, с которого он был написан. Можно без сомнения сказать, что каждый верующий, который прикладывается к иконе святого, получает от него такое же благословение, как если бы этот святой предстал перед ним лично, во плоти.

Но если бы нам задали вопрос: «Желаешь ли ты приложиться к иконе или увидеть святого воочию, своими глазами?», то, несомненно, большинство верующих предпочли бы второй вариант. То же самое можно сказать о Благодатном Огне из Гроба Господня.

Или можно применить другое сравнение — из церковной иерархии, а точнее, пример Вселенского Патриарха. Он является «первым среди равных», то есть имеет первенство чести административного характера, но при этом с точки зрения Таинства священства он равен всем остальным епископам. Высокая честь, которой он пользуется, не поставляет его на более высокую степень священства по сравнению с другими епископами. Эта аналогия применима и к Благодатному Огню, который привозят из Иерусалима на Пасху.

Критические высказывания о Благодатном Огне

Отвечая в своём интервью на вопрос о доставке Благодатного Огня из Иерусалима, Блаженнейший архиепископ Иероним сказал: «Благодатный Огонь находится в Церкви всегда!». Далее он отметил: «До того, как затеяли всю эту суматоху с его получением, Благодатный Огонь брали из лампады на Святом Престоле».

Он также подчеркнул, что «не существует Благодатного Огня «первой» или «второй» категории» и отметил следующее: «Мы уважаем обычаи, которые возобладали в Церкви в последнее время, но, используя метод икономии, мы разберёмся и с этим вопросом» [7].

Митрополит Александрупольский Анфим также высказался по этому поводу: «Благодатный Огонь это тот же самый огонь, который возжигает каждый рядовой священник со Святого Престола каждую пасхальную ночь, произнося те же слова, что звучат в Храме Гроба Господня в Иерусалиме» [8].

Однако здесь следует подчеркнуть, что возгорание Благодатного Огня на Гробе Господнем происходит чудесным образом. Благодатный Огонь единственный и неповторимый, он исходит от Гроба Господня [9]. А затем его доставляют по разным местам, и он продолжает днём и ночью гореть в неусыпаемой лампаде на Престоле каждого православного храма, который является символическим изображением Гроба Воскресшего Христа.

Как без Тайной вечери нет Таинства Божественной Евхаристии, поскольку это не просто «воспоминание», но та самая Тайная вечеря в Сионской горнице в Иерусалиме, так же без Благодатного Огня от Гроба Господня не было бы раздаяния Священного Света на Пасху.

Вот почему ежегодная доставка Благодатного Огня из Иерусалима в разные страны — это не церемониальный вопрос, а важнейшее проявление Таинства Воскресения Христова.

О богодухновенности Евангелия

В связи с позицией митрополита Александрупольского относительно Благодатного Огня, вспоминается ещё одно из его высказываний о Святом Евангелии, которое он произнёс с телевизионного экрана.

«Я, — подчеркнул митрополит, — скажу то же самое, что говорит и вся Церковь, то есть полнота верных». «Я буду слушать то, что говорят христиане и то, что они считают правильным. Даже если то, что христиане считают правильным, противоречит Евангелию, я поддержу то, что говорят христиане, потому что христиане создали Евангелие, а не Евангелие создало Церковь» [10].

Что можно сказать об этом комментарии митрополита, который ставит под сомнение богодухновенность Евангелия и тем самым полностью опровергает православную сотериологию?

Чтобы ответить на его слова, достаточно процитировать отрывок из Послания апостола Павла к Галатам: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (Гал. 1, 11), а также отрывок из его 2-го Послания к Тимофею: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3, 16). И, конечно, слова Господни: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» [11].

О Божественном Причащении

В другом контексте митрополит Александрупольский сказал: «Святое Причастие — это не какая-то магия». «Причинит оно вред или нет это зависит от нашей веры». «Но кто может измерить веру?» спрашивает он.

Далее владыка отмечает: «Если у тебя есть великая вера, ты сможешь пройти по волнам от Александруполиса до Самофракии. А если нет? Мы должны приступать ко Святому Причащению с верой, а не с намерением получить доказательство. Освящение касается нашей души. А что, если Бог захочет, чтобы мы прошли через искушения?» [12].

Здесь мы хотели бы подчеркнуть, что, согласно вероучению Православной Церкви, Святое Причастие освящает всего человека: и душу, и тело (а не только душу, упомянутую этим священнослужителем).

Так, например, в Благодарственных молитвах по Святом Причащении мы читаем: «И даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших» [13].

А если бы мы говорили об освящении Святыми Тайнами только души, то мы могли бы считаться монофизитами. Что касается искушений, которые, по словам митрополита Анфима, могут быть попущены после Причастия Богом, наш ответ таков: благодаря Лекарству Бессмертия любой человеческий крест становится значительно легче.

О Царствии Божием

В другом своем интервью, посвященном проблеме коронавируса, митрополит Анфим отмечает: «Мы все являемся гражданами своего государства. Церковь не находится за его пределами. Мы живём в уповании и ожидании Царствия Небесного, но это будет позже... А пока мы граждане своей страны. Нигде не сказано, что Церковь не должна принимать меры по охране здоровья. Если мы заболеем, то тоже пойдём к врачу» [14].

При прочтении этого нового высказывания митрополита приходят на ум слова Господни, когда фарисеи спросили Его о времени пришествия Царствия Божия и Он ответил, что оно внутри нас: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» [15]. А значит рассуждения этого священнослужителя о Царствии Небесном как «отстоящем от нас по времени» не основываются на слове Господнем.

Церковь и государство. От отношений взаимодействия к отношениям подчинения?

Интервью митрополита Александрупольского показывает, что он принимает новую модель церковно-государственных отношений. Это уже не модель взаимодействия, то есть взаимного уважения и равноправия, которая действовала вплоть до сегодняшнего дня, а модель подчинения Церкви государству.

Вот почему он говорит по поводу решений о коронавирусе, что «до созыва внеочередного заседания Синода, которое продлилось четыре с половиной часа, епископы, находившиеся в Афинах, должны были определиться с тем, как объяснить происходящее людям, которые были категорически против закрытия церквей и изменения способа Причащения».

В ответ на комментарий журналиста, что заявление Священного Синода после этого «марафонского» заседания многие охарактеризовали как «несмелое», владыка ответил, что «Синод был ограничен в своих решениях. Потому что Церковь это вам не правительство». Далее он отметил: «Здесь снова возникает вопрос о разных сферах воздействия. Синод мог принимать решения, предлагать, побуждать к действию, интерпретировать и объяснять только в определённой степени. Он не мог переступить определённую грань. А премьер-министр имел на это право, и очень правильно, что он поступил таким образом» [16].

В ответ на замечание журналиста, что «существуют определённые границы, и некоторые люди считают, что политическое руководство не имеет права вмешиваться во внутренние дела Церкви», вышеупомянутый священнослужитель ответил: «Почему не имеет права? Во-первых, премьер-министр является христианином, и он не отрицает этого. Во-вторых, это ответственность всех нас, потому что все мы — граждане одного государства. Церковь не находится за его пределами» [17].

Митрополит соглашается на закрытие церквей (начавшееся после сообщения в Твиттере с правительственного аккаунта), которое не только является огромной экклезиологической проблемой, но ещё и является незаконным из-за своего антиконституционного характера, как полагают некоторые авторитетные юристы [18].

Таким образом становится ясно, что этот священнослужитель с удивительной лёгкостью принимает новую правовую форму государственно-церковных отношений в Греции, которая, конечно же, никак не связана с недавним внесением поправок в конституцию нашей страны.

Эпилог

В приведенных выше высказываниях митрополита, которые мы критически проанализировали в качестве примера, совершенно явно наблюдается нехватка богословского дискурса. Такие слова это пустая демагогия, разрушительная для онтологии Церкви, потому что она непрестанно оспаривает таинственный характер нашей церковной жизни.

Опасность подобных высказываний заключается в том, что они могут подчинить духовную жизнь дипломатии тех, кто находится у власти и желает нанести удар по величайшим святыням Православия, освещающим его шествие в веках.

Вопрос о первостепенной роли Благодатного Огня не может рассматриваться в горизонтальной плоскости [19], потому что Бог есть Свет Нисходящий.

А поскольку Благодатный Огонь сходит в Иерусалиме — том месте, где произошло историческое событие Воскресения Христова, обесценивание этого свидетельства о Воскресении и статуса того города, который имеет с ним неразрывную связь (в истории и в настоящее время), принижает богословие Нетварного Света.

 

1)  Νίκος Ματσούκας, Δογματική και Συμβολική Θεολογία Γ΄, Πουρναράς, Θεσσαλονίκη 1997, с. 268: «Если мы освободимся от схоластической концепции, которая ограничивает количество Таинств только семью (при этом схоластика доходит до того, что изолирует Таинства друг от друга и наделяет их самодостаточностью, автономией), то тогда члены церковного тела смогут пережить опыт божественного общения во многих таинственных событиях Церкви».

2) Лк. 24, 4. 

3) Σάββας Αχιλλέως, Αρχιμ., Είδα το Άγιο Φως, Ο Άγιος Νικόλαος, Αθήνα, χ.χ., σ. 129-130.

4) Βενιαμίν Ιωαννίδου, Αρχιμανδρίτου, Προσκυνητάριον της Αγίας Γης, Μυγδονία, Θεσσαλονίκη 22004, σ. 238. 

5) Ин. 12, 20–23.

6) Στιχηρό Αναστάσιμο της Οκτωήχου, πλ. δ΄, (www.imkorinthou.org)

7) Αιμίλιος Πολυγένης, Αρχιεπίσκοπος Ιερώνυμος: «Δεν υπάρχει Άγιο Φως 1ης και 2ης κατηγορίας».

8) Αιμίλιος Πολυγένης, «Αλεξανδρουπόλεως Άνθιμος: ''Το Άγιο Φως είναι το ίδιο που βγάζει ο κάθε ιερέας το Μεγάλο Σάββατο''».

9) Σάββας Αχιλλέως, Αρχιμ., Είδα το Άγιο Φως, σ. 81. 

10) «Από τόπο σε τόπο – Αλεξανδρούπολη 20/1/2019», Βουλή-Τηλεόραση, 

https://www.youtube.com/watch?v=h40rdarVfvo, дата обращения: 5/4/2020 (1:33:30-1:34:00).

11) Мф. 5, 19.

12) «Κορωνοϊός: ‘Δεν είναι μαγική η Θεία Κοινωνία’ λέει ο Μητροπολίτης Άνθιμος Αλεξανδρουπόλεως», (Συνέντευξη Εφημ. Πρώτο Θέμα)

13) Μέγας Ιερός Συνέκδημος, Φως, Αθήναι χ.χ., σ. 108.

14) См. интервью митрополита Анфима в iefimerida.gr: «Премьер-министр очень правильно сделал, что закрыл церкви» (интервьюер Катерина Анести).

15) Лк. 17, 20–21. 

16) См. интервью митрополита Анфима в iefimerida.gr: «Премьер-министр очень правильно сделал, что закрыл церкви».

17) Там же.

18) См., например: Κυριάκος Κυριαζόπουλος, Καθηγητής (επ) Εκκλησιαστικού Δικαίου, Δικηγόρος, Θεολόγος, «Για ποιο σκοπό απαγορεύθηκε αντισυνταγματικά και αντίθετα προς τις διεθνείς συμβάσεις ανθρωπίνων δικαιωμάτων η Θεία Λατρεία;», 20/3/2020, https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/36009-gia-poio-skopo-apagoreuthike-antisuntagmatika-kai-antitheta-pros-tis-diethneis-sumbaseis-anthropinon-dikaiomaton-i-theia-latreia, ανάκτηση 5/4/2020. Также см. Δήμος Θανάσουλας, Δικηγόρος παρ’ Αρείω Πάγω, «Γιατί η καθολική και αδιάκριτη απαγόρευση της Θείας Λατρείας ειναι παράνομη και καταχρηστική», 28/3/2020, https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/36152-giati-i-katholiki-kai-adiakriti-apagoreusi-tis-theias-latreias-einai-paranomi-kai-kataxristiki, дата обращения: 5/4/2020. Также см. Κωνσταντίνα Κακογιάννη, Ελένη Καρνιάτη, Δικηγόροι, «Η Υπουργική απόφαση για απαγόρευση λειτουργιών είναι άκυρη, ανυπόστατη και αντισυνταγματική», 23/3/2020, https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/36056-i-upourgiki-apofasi-gia-apagoreusi-leitourgion-einai-akuri-anupostati-kai-antisuntagmatiki, дата обращения: 5/4/2020. Также «Αντισυνταγματική χαρακτηρίζουν 4 δικηγόροι την απαγόρευση των λειτουργιών στις Εκκλησίες», 26/3/2020, https://www.parapolitika.gr/ellada/article/1042891/adisudagmatiki-haraktirizoun-4-dikigoroi-tin-apagoreusi-ton-leitourgion-stis-ekklisies/,ανάκτηση5/4/2020. 

19) Надеемся, что Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним хотел в своем интервью выразить именно это: https://www.romfea.gr/ekklisia-ellados/36281-arxiepiskopos-ieronumos-den-uparxei-agio-fos-1is-i-2is-katigorias.

 

Источник: Η πηγή Φωτός και περί φωτολόγου τινός, Αναστάσιος Ομ. Πολυχρονιάδης, Δρ. Θεολογίας ΑΠΘ.

https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/36376-i-pigi-fotos-kai-peri-fotologou-tinos?fbclid=IwAR1OVK5bF-wa5t4ciyaaZEISI1ih9UO5vtIGfqvTsj1M_6LS_U63X6rRmZw

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!