пятница, 15 марта 2024 г.

«Готовлю ответ» (митрополит Манийский Хризостом)

 


Старого монаха спросили:

– Что ты делаешь здесь, в полном одиночестве, в своем скиту столько лет?

– Я готовлю ответ, — тихо молвил монах.

– Какой ответ? — с удивлением переспросил вопрошавший.

– Ответ, который я представлю Христу на суде перед Ним, во время Его Второго пришествия.

Какое объяснение! Какие слова! «Готовлю ответ»! Целая жизнь подготовки, приготовления к этому дню. Жизнь, полная аскезы, поста, воздержания, борьбы с диаволом, непрестанной молитвы, преданности Богу. Деятельное ожидание, приуготовление к тому дню, о сроках наступления которого сказал Сам Христос: «О дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един» (Мф. 24, 36). Когда сбудется и станет реальностью то, о чем мы воссылаем прошение в церкви: «И добраго ответа на страшнем судищи Христове просим».

В седьмом члене Символа веры говорится о том, что Господь наш Иисус Христос, снова пришедший со славой, сотворит суд над живыми и мертвыми: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».

В этой части Символа веры мы исповедуем нашу веру во Второе пришествие Христово, во время которого Христос будет судить живых и мертвых как Праведный Судия, назначенный Богом-Отцом, и каждый из людей будет давать ответ за свои деяния. Господь возвещает: «Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36). Ведь мир конечен. Однажды положено начало, когда-нибудь придет и конец. И тогда настанет загробная история міра, другое состояние, вечность. Во время Своего Второго пришествия Христос придет не как в первый раз — смиренным и незаметным, как Младенец в яслях, но как всеславный и сиятельнейший, как Царь Царей и как Неумытный (неподкупный) Судия всей Вселенной, всего человеческого рода.

В частности, в Святом Евангелии говорится: «Егда же приидет Сын Человеческий в славе своей и вси святии ангели с ним, тогда сядет на престоле славы своея, и соберутся пред Ним вси языцы» (Мф. 25, 31-32). А святой песнописец, составивший службу в Неделю о Страшном Суде, пишет следующие, очень показательные слова: «Возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество трепещущее» (подобен вечерни).

А за сим Святое Евангелие возвещает: «И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущым одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25, 32-34). Далее же говорится о тех, кто будет стоять слева, ошуюю: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41). Перед нами Рай и ад, оба они действительны и реальны. Священный евангельский текст содержит еще и слова Неумытного и Безгрешного Судии Христа на оном ужасном Судилище Его.

Совершенно ясным является учение Христа о Его славном Пришествии и Страшном Суде, которое мы слышим в Его Нагорной проповеди, где Христос говорит: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех. Мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отидите от Мене, делающии беззаконие» (Мф. 7, 21-23).

Здесь Христос ведет речь о Царстве Небесном, о вхождении в него, о воле Отца, о дне оном, о праведном суде.

Об этом уникальном Дне, Судном дне Он также говорит в Своих притчах: в притче о сеятеле (Мф. 13, 24-30), в притче о неводе (Мф. 13, 47-50), в притче о десяти девах (Мф. 25, 1-13), в притче о талантах (Мф. 18, 23-35), в притче о работниках в винограднике (Мф. 20, 1-16) и в притче о брачном пире (Мф. 22, 1-14).

*

Следовательно, «готовить ответ» означает иметь память смертную. Эта память, а точнее напоминание, оказывается очень созидательным для духовной жизни верующего. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сираха есть удивительная фраза: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39). Но и в «Лествице» преподобный Иоанн Синаит пишет: «Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий» (Слово 6). Когда человек осознает, что он смертен и что «яко трава дние его, яко цвет сельный (полевой) тако отцветет» (Пс. 102, 15), разве может он не иметь воздержания и усмирения плоти, да и вообще отвращения к греху? Память смертная несет в себе постоянную подготовку не только к часу смерти, но и к жизни после смерти на небесах. Святой Косма Этолийский говорит, что «нет лучшего учителя, чем смерть». Размышление о конце времен и ориентация на них также являются частью жизни христианина, поскольку уже здесь, в нынешней жизни, мы способны переживать и испытывать некое духовно предвкушение того, что ожидает нас в будущем — не как плод воображения, а на самом деле.

*

«Готовить ответ» также означает пребывать в духовном бодрствовании и трезвении, применяя в своей жизни повеление Господне «бдите и молитеся» (Мк. 14, 38), а также и увещевание Ап. Павла своему ученику Тимофею: «Ты же трезвися о всем» (2 Тим. 4, 5). Верующий не спит духовно, не ленится, но он и своими мыслями, и всем своим поведением находится в «подготовке ответа»; его помыслы занимает «оный день» и то место, которое он займет перед Праведным Судией, Словоположником Христом, ответ за все совершенные им деяния, когда «книги открываются» и «тайны объявляются».

Воистину, как гаснут лампады, когда иссякает масло, так и у нерадивых и ленящихся в исполнении долга наступает духовная смерть. Поэтому мы должны с бдительностью, трезвостью и готовностью поддерживать пламя своей духовной жизни в надежде на грядущий век. Потому что все мы движемся, мы перемещаемся из тени этой жизни в другую, в загробную жизнь. И бесспорным фактом по учению Ап. Павла является то, что тело человеческое погребается в земле, сеется в тлении, но восстает нетленным, то есть сеется в бесчестии, чтобы восстать в славе, погребается в болезни и вновь прозябает в силе. Ап. Павел пишет: «Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие» (1 Кор. 15, 53).

*

«Готовить ответ» означает подготовку к вечной жизни через познание своей души. Ежедневное жительство по принципу «познай самого себя», исследование внутреннего мира в глубине, в «тайнах сердца». Так произойдет отречение от «ума, пребывающего во грехе» и всего греховного содержания сердца, а заодно утвердится божественное знание и ясность души. Тогда верующий, ежедневно готовящийся ко Второму пришествию Господа, будет иметь «иной ум» и «очи, которые внутреннее сих очей», поскольку теперь «он будет причащаться духа Божия» в своей душе.

*

«Готовить ответ» означает постоянное покаяние. Принося исповедание помыслов с сокрушением в Таинстве исповеди и покаяния, тот, кто «готовит ответ», «совлекается ветхаго человека… и облекается в новаго» (ср. Кол. 3, 9-10). Он умирает со Христом для греховного міра, распинается и спогребается с Ним, но также и созерцает Воскресшего. Подвизаясь день и ночь, он становится вместилищем и «плектроном»[1] Духа. Ведь покаяние — это бесконечный путь, которая открыт для нас до тех пор, пока мы не закроем эти бренные очи. И только через покаяние, когда очистится душа, верующий станет прозорливцем, «видящим», как видел ветхозаветный пророк, «самовидец величествия Божия» (2 Пет. 1, 16), потому что «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8).

*

«Готовить ответ» означает соблюдение заповедей. Речь идет о сочетании созерцательной и деятельной жизни. Недостаточно только лишь знать божественные заповеди, есть еще и следующий, подвижнический этап их хранения и соблюдения. «Умозритель и посвящающий себя духовному деланию повстречались друг с другом, ибо посередине их стоял Господь», — скажет нам отец-подвижник Евагрий Понтийский, а святой Максим подчеркнет, что человек — это «с деянием соединяющий ведение, и с ведением деяние».

Соблюдение всех заповедей и стояние в вере при нашествии искушений — именно так происходит испытание совести, качества веры. На этом зиждется сила души и ценность истинного христианина, ибо «кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы» (сщмч. Климент Римский).

*

«Готовить ответ» означает живое поклонение Богу. С молитвой, посещением церкви, участием в Таинстве Божественной Евхаристии. Этот ответ готовится в непрестанной молитве, когда верующий произносит «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного»; в храме Божием, куда он приходит помолиться, возжигает кадильницу сердца своего и обретает умиротворение; в евхаристическом собрании, где он причащается Святых Христовых Таин и становится сопричастным Христу, в предвкушении Царства Небесного восклицая: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

*

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какой вес имеет фраза, которую мы многократно встречаем почти во всей церковной гимнографии. Речь идет о словах «спасение души». Именно ради него мы сражаемся с супротивным и подвизаемся «добрым подвигом веры» (1 Тим. 6, 12). «Увидьте душу свою»[2] — это добрый совет, ибо давший его знал, что Рай отныне открыт и он ждет нас.

«Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей»[3], что я ныне «готовлю ответ». 

Митрополит Манийский Хризостом III

Источник: https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/57420-etoimazo-ton-logon

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.



[1] Плектрон — пластинка из дерева, кости или металла, которой играющий на струнных греческих инструментах задевал за струны.

[2] Из книги «Трезвенное созерцание - Неизвестный афонский исихаст».

[3] Пс. 107, 1

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!