Старого монаха
спросили:
– Что ты делаешь здесь, в полном одиночестве, в своем скиту столько лет?
– Я готовлю ответ, — тихо молвил монах.
– Какой ответ?
— с удивлением переспросил вопрошавший.
– Ответ,
который я представлю Христу на суде перед Ним, во время Его Второго пришествия.
Какое объяснение! Какие слова! «Готовлю ответ»! Целая жизнь подготовки, приготовления к этому дню. Жизнь, полная аскезы, поста, воздержания, борьбы с диаволом, непрестанной молитвы, преданности Богу. Деятельное ожидание, приуготовление к тому дню, о сроках наступления которого сказал Сам Христос: «О дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един» (Мф. 24, 36). Когда сбудется и станет реальностью то, о чем мы воссылаем прошение в церкви: «И добраго ответа на страшнем судищи Христове просим».
В седьмом
члене Символа веры говорится о том, что Господь наш Иисус Христос, снова пришедший
со славой, сотворит суд над живыми и мертвыми: «И паки грядущаго со славою
судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».
В этой
части Символа веры мы исповедуем нашу веру во Второе пришествие Христово, во
время которого Христос будет судить живых и мертвых как Праведный Судия, назначенный
Богом-Отцом, и каждый из людей будет давать ответ за свои деяния. Господь
возвещает: «Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы,
воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36). Ведь мир конечен. Однажды
положено начало, когда-нибудь придет и конец. И тогда настанет загробная история
міра, другое состояние, вечность. Во время Своего
Второго пришествия Христос придет не как в первый раз — смиренным и незаметным,
как Младенец в яслях, но как всеславный и сиятельнейший, как Царь Царей и как Неумытный
(неподкупный) Судия всей Вселенной, всего человеческого рода.
В частности, в Святом Евангелии говорится: «Егда же приидет Сын
Человеческий в славе своей и вси святии ангели с ним, тогда сядет на престоле
славы своея, и соберутся пред Ним вси языцы» (Мф. 25, 31-32). А святой песнописец,
составивший службу в Неделю о Страшном Суде, пишет следующие, очень показательные
слова: «Возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все
естество трепещущее» (подобен вечерни).
А за сим Святое
Евангелие возвещает: «И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы
от козлищ: и поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь
сущым одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное
вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25, 32-34). Далее же говорится о тех, кто
будет стоять слева, ошуюю: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный,
уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41). Перед нами Рай и ад, оба они
действительны и реальны. Священный евангельский текст содержит еще и слова Неумытного
и Безгрешного Судии Христа на оном ужасном Судилище Его.
Совершенно
ясным является учение Христа о Его славном Пришествии и Страшном Суде, которое
мы слышим в Его Нагорной проповеди, где Христос говорит: «Не всяк глаголяй Ми:
Господи, Господи, внидет в Царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже
есть на небесех. Мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя
пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи
сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отидите от Мене,
делающии беззаконие» (Мф. 7, 21-23).
Здесь
Христос ведет речь о Царстве Небесном, о вхождении в него, о воле Отца, о дне
оном, о праведном суде.
Об этом уникальном Дне, Судном дне Он также говорит в Своих притчах: в
притче о сеятеле (Мф. 13, 24-30), в притче о неводе (Мф. 13, 47-50), в притче о
десяти девах (Мф. 25, 1-13), в притче о талантах (Мф. 18, 23-35), в притче о
работниках в винограднике (Мф. 20, 1-16) и в притче о брачном пире (Мф. 22,
1-14).
*
Следовательно,
«готовить ответ» означает иметь память смертную. Эта память, а точнее напоминание,
оказывается очень созидательным для духовной жизни верующего. В Книге Премудрости
Иисуса, сына Сираха есть удивительная фраза: «Поминай последняя твоя, и во веки
не согрешиши» (Сир. 7, 39). Но и в «Лествице» преподобный Иоанн Синаит пишет: «Как
хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других
деланий» (Слово 6). Когда человек осознает, что он смертен и что «яко трава
дние его, яко цвет сельный (полевой) тако отцветет» (Пс. 102, 15), разве может он
не иметь воздержания и усмирения плоти, да и вообще отвращения к греху? Память смертная
несет в себе постоянную подготовку не только к часу смерти, но и к жизни после
смерти на небесах. Святой Косма Этолийский говорит, что «нет лучшего учителя,
чем смерть». Размышление о конце времен и ориентация на них также являются
частью жизни христианина, поскольку уже здесь, в нынешней жизни, мы способны
переживать и испытывать некое духовно предвкушение того, что ожидает нас в будущем
— не как плод воображения, а на самом деле.
*
«Готовить ответ»
также означает пребывать в духовном бодрствовании и трезвении, применяя
в своей жизни повеление Господне «бдите и молитеся» (Мк. 14, 38), а также и увещевание
Ап. Павла своему ученику Тимофею: «Ты же трезвися о всем» (2 Тим. 4, 5). Верующий
не спит духовно, не ленится, но он и своими мыслями, и всем своим поведением
находится в «подготовке ответа»; его помыслы занимает «оный день» и то место,
которое он займет перед Праведным Судией, Словоположником Христом, ответ за все
совершенные им деяния, когда «книги открываются» и «тайны объявляются».
Воистину, как гаснут лампады, когда иссякает масло, так и у нерадивых и ленящихся в исполнении долга наступает духовная смерть. Поэтому мы должны с бдительностью, трезвостью и готовностью поддерживать пламя своей духовной жизни в надежде на грядущий век. Потому что все мы движемся, мы перемещаемся из тени этой жизни в другую, в загробную жизнь. И бесспорным фактом по учению Ап. Павла является то, что тело человеческое погребается в земле, сеется в тлении, но восстает нетленным, то есть сеется в бесчестии, чтобы восстать в славе, погребается в болезни и вновь прозябает в силе. Ап. Павел пишет: «Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие» (1 Кор. 15, 53).
*
«Готовить ответ»
означает подготовку к вечной жизни через познание своей души. Ежедневное
жительство по принципу «познай самого себя», исследование внутреннего мира в
глубине, в «тайнах сердца». Так произойдет отречение от «ума, пребывающего во
грехе» и всего греховного содержания сердца, а заодно утвердится божественное
знание и ясность души. Тогда верующий, ежедневно готовящийся ко Второму
пришествию Господа, будет иметь «иной ум» и «очи, которые внутреннее сих очей»,
поскольку теперь «он будет причащаться духа Божия» в своей душе.
*
«Готовить ответ»
означает постоянное покаяние. Принося исповедание помыслов с сокрушением
в Таинстве исповеди и покаяния, тот, кто «готовит ответ», «совлекается ветхаго
человека… и облекается в новаго» (ср. Кол. 3, 9-10). Он умирает со Христом для греховного
міра, распинается и спогребается
с Ним, но также и созерцает Воскресшего. Подвизаясь день и ночь, он становится вместилищем и «плектроном»[1] Духа.
Ведь покаяние — это бесконечный путь, которая открыт для нас до тех пор, пока
мы не закроем эти бренные очи. И только через покаяние, когда очистится душа,
верующий станет прозорливцем, «видящим», как видел ветхозаветный пророк, «самовидец
величествия Божия» (2 Пет. 1, 16), потому что «чистые сердцем
Бога узрят» (Мф. 5, 8).
*
«Готовить ответ»
означает соблюдение заповедей. Речь идет о сочетании созерцательной и деятельной
жизни. Недостаточно только лишь знать божественные заповеди, есть еще и
следующий, подвижнический этап их хранения и соблюдения. «Умозритель и
посвящающий себя духовному деланию повстречались друг с другом, ибо посередине
их стоял Господь», — скажет нам отец-подвижник Евагрий Понтийский, а святой
Максим подчеркнет, что человек — это «с деянием соединяющий ведение, и с
ведением деяние».
Соблюдение
всех заповедей и стояние в вере при нашествии искушений — именно так происходит
испытание совести, качества веры. На этом зиждется сила души и ценность
истинного христианина, ибо «кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать
заповеди Христовы» (сщмч. Климент Римский).
*
«Готовить ответ»
означает живое поклонение Богу. С молитвой, посещением церкви, участием
в Таинстве Божественной Евхаристии. Этот ответ готовится в непрестанной молитве,
когда верующий произносит «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного»; в храме
Божием, куда он приходит помолиться, возжигает кадильницу сердца своего и обретает
умиротворение; в евхаристическом собрании, где он причащается Святых Христовых
Таин и становится сопричастным Христу, в предвкушении Царства Небесного восклицая:
«Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
*
Из всего
вышесказанного можно сделать вывод о том, какой вес имеет фраза, которую мы многократно
встречаем почти во всей церковной гимнографии. Речь идет о словах «спасение
души». Именно ради него мы сражаемся с супротивным и подвизаемся «добрым
подвигом веры» (1 Тим. 6, 12). «Увидьте душу свою»[2] — это
добрый совет, ибо давший его знал, что Рай отныне открыт и он ждет нас.
«Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей»[3], что я ныне «готовлю ответ».
Митрополит Манийский Хризостом III
Источник:
https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/57420-etoimazo-ton-logon
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!