суббота, 15 февраля 2025 г.

Два пророчества святого Симеона Богоприимца (протопресвитер Ангелос Ангелакопулос)

 

Согласно святому евангелисту Луке, после того, как праведный Симеон благословил Богородицу и Иосифа, он обратился к Богородице и произнес два чудесных пророчества. Первое относилось к лицу Богочеловека Христа: «Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лк. 2, 34). Второе пророчество относилось к личности Богородицы: «И Тебе Самой душу пройдет оружие, яко убо да открыются от мног сердец помышления» (Лк. 2, 35). Давайте рассмотрим толкование эти двух пророчеств.

Первое пророчество состоит из двух частей. Первая часть такова: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили».

Здесь сам св. Симеон Богоприимец сообщает нам о том, что Христос является падением и восстанием многих. Так, он говорит, что Бог Слово, Который стал Младенцем и теперь пребывает в объятиях праведного Симеона, по природе Своей является Жизнью, а потому станет для верующих воскресением, ибо отличительным свойством жизни является то, что она оживотворяет и воскрешает мертвых. Непокорных же Богу и неверующих, напротив, ожидает падение. Не потому что их поражает и повергает в падение Бог — упаси, Господи! Бог является причиной воскресения, а не падения. Но потому, что те люди, несмотря на имеющееся у них свободное произволение, преткнулись по причине их неверия в Таинство Христово и пали, либо постоянно подвергаются падению. Поэтому свт. Григорий Богослов говорит об иудеях, что для них Распятый служит соблазном; ибо они претыкаются о Нем, говоря: как может быть Богом Тот, Кто ел и пил и с мытарями и с грешниками и распят с разбойниками? А свт. Амфилохий возвещает о том, что Христос является падением для неверующих иудеев и воскрешением для уверовавших язычников. Богоносный же Максим Исповедник подчеркивает, что под этим падением и восстанием следует понимать падение всех страстей и лукавых помыслов в каждом верующем человеке и воскрешение добродетелей и всех боголюбивых помыслов.

Вторая часть пророчества: «И в знамение пререкаемо».

Воистину воплощение Бога Слова является поразительным событием, согласно блж. Феофилакту. Поскольку Христос имеет двойственную природу, то Он есть и Бог, и человек, и в Нем мы видим два действования, которые соответствуют двум Его природам. Как человек Он испытывает голод, жажду, просит избавить Его от чаши смерти, предается на распятие, страждет, умирает и погребается. Как Бог Он совершает чудеса, питает тысячи людей, исцеляет больных, изгоняет демонов, воскрешает из мертвых, Сам восходит превыше небес и восседает одесную Отца… Одно свойственно человечеству, а другое совершается Божественной властью. Посему тот, кто верит и принимает учение об этих двух действованиях во Христе, не имеет противоречий и сомнений, чем из этих двух является Христос, Богом или человеком, поскольку верует в то, что Христос один по ипостаси и по лицу, но имеет две природы, сообразно которым действует иногда как Бог, а иногда — как человек. Блж. Феофилакт Болгарский говорит, что предметом соблазна и спора является воплощение Христа, поскольку одни полагали, что Господь принес тело с неба (еретики апполинаристы), а другие утверждали, что Он воплотился лишь воображаемо (еретики манихеи).

Евфимий Зигабен[1] считает, что «знаменем пререкаемым» является распятие Христа. «Знамением» оно называется потому, что знаменует человеколюбие Господа, ибо Он претерпел крестные муки ради людей. «Пререкаемым» же называется потому, что над распятием глумились неверующие. Свт. Модест Иерусалимский говорит, что Христос распростерся на Кресте для падения греха и воздвижения праведности, и является предметом пререканий для богоубийц иудеев, которые сказали: «Если Ты — Сын Божий, то сойди с Креста, и мы уверуем в Тебя».

Второе пророчество следующее: «И Тебе Самой душу пройдет оружие, яко убо да открыются от мног сердец помышления».

Св. Симеон Богоприимец пророчествует о Богородице и говорит Ей: «О Пренепорочная Мария, знай же, что через Твое сердце пройдет оружие, некий нож, обоюдоострый меч». Имеется достаточное количество толкований относительно этого ножа. Это та скорбь, та печаль, то горе, которые Она пережила в Своем святейшем сердце во время крестных страданий Своего возлюбленного Сына. В этом согласны и блж. Феофилакт Болгарский, и Евфимий Зигабен, и свт. Модест Иерусалимский. Смысл слов праведного Симеона, обращенных к Богородице, состоит в следующем: «О Дева, Ты родила всеобщую радость для всего творения и всемирное ликование. Ты не испытала болей от рождения, предвозвещенного Тебе Архангелом Гавриилом, от которого Ты услышала чудесное «Радуйся!», принесшее радость всему миру. Но несмотря на все это, и Тебе Самой, Которая восприяла небесное приветствие и стала причиной спасения для других, пронзит, ранит сердце острое оружие. Когда же? Когда Ты увидишь Единородного и возлюбленного Сына Твоего и Бога повешенным на Кресте и претерпевающим по Своему человеческому естеству міроспасительные страдания за нас, грешных.

Однако же для чего эта столь тяжелая скорбь пройдет через Твое сердце? Для того, чтобы открылись помыслы и сомнения, которые многие питают в своем сердце о том, действительно ли Ты являешься истинной и родной Матерью Сына Божия. Видя, какую сильную печаль приносят Тебе страдания Твоего Сына, люди непременно поймут, что Ты есть истинная Его Матерь». Так вот, по причине того, что Госпожа Богородица переносила скорбь во время страданий Своего Сына, люди узнали, что Она является Его истинной Матерью. Подтверждение такому толкованию мы находим у свт. Григория Паламы в его слове на Сретение Господне.

Так давайте же будем подражать праведному и благоговейному святому Симеону Богоприимцу и целомудреннейшей пророчице Анне. Возблагодарим Господа нашего Иисуса Христа за великое и невыразимое благодеяние, которое Он нам оказал, воссоздав наше тленное естество Своим во плоти пришествием. Да прославим мы Приснодеву Богородицу, через Которую совершилось воссоздание и спасение человеческого рода, возвеличивая Ее прекрасными и возвышенными смыслами, боголепными словами и богоугодными делами, чтобы Ее молитвами сподобиться нам и Небесного Царства, во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава со Отцем и со Святым Духом во веки. Аминь.

 ***

Список использованной литературы

 

1.    ΟΣΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Εορτοδρόμιον ήτοι ερμηνεία εις τους ασματικούς κανόνας των Δεσποτικών και Θεομητορικών εορτών, τ. Α΄, εκδ. Ορθόδοξη Κυψέλη, Θεσ/κη 1987, σσ. 361-362, 366-367.

 

2.    ΣΕΒ. ΜΗΤΡ. ΝΑΥΠΑΚΤΟΥ ΚΑΙ ΑΓΙΟΥ ΒΛΑΣΙΟΥ κ. ΙΕΡΟΘΕΟΣ, Οι Δεσποτικές εορτές˙ εισαγωγή στο Δωδεκάορτο.

 

3.    Ορθόδοξη Χριστολογία, εκδ. Ι. Μ. Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας) 1995, σσ. 94-98.

 

Источник: https://aktines.blogspot.com/2013/02/blog-post_4842.html#more



[1] Евфимий Зигабен греческий экзегет и богослов. Известен своим сочинением «Паноплия догматика», в котором описаны все, существовавшие на тот момент, ереси. Также автор толкований на Четвероевангелие, Псалмы и Песнь Песней.


 @Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!