воскресенье, 16 февраля 2025 г.

«Расчетливые праведники» (о. Димитрий Боку)

Когда блудный сын вернулся в отчий дом и был принят отцом с распростертыми объятиями, старший брат был недоволен. Более того, он горячо протестовал и выражал свое недовольство перед отцом, жалуясь и не соглашаясь с тем, как был принят его брат (Лк. 15, 11-32).

Похожую жалобу выражают работники в винограднике в другой притче Спасителя. Здесь Христос говорит о работниках, которые трудились весь день, от рассвета до заката, и о тех, кто трудился всего один час. Но в итоге все они получили одинаковое вознаграждение. Тогда первые работники, которые весь день терпели труды и изнурительный зной, пожаловались хозяину на несправедливость (Мф. 20, 1-16).

Старший сын из притчи и работники виноградника — это праведники. Дети Божии, которые всю жизнь преданно работают для Него. Тщательно исполняют Его заповеди. «Николиже заповеди твоя преступих», — с горечью говорит старший сын своему отцу. Христос никогда не утверждал того, что старший брат лжет. Ни того, что работники виноградника не трудились весь день. И что фарисей из другой притчи не обладал теми добродетелями, о которых заявлял. Но им всем чего-то не хватало. Чего же?

Они были наемными работниками. Заботились о себе. Хотели обеспечить свое спасение. Когда они видели, что другие претендуют на то же самое, не прилагая усилий, они протестовали. Ревновали. Завидовали. Считали себя обиженными. А Бога — несправедливым. Они не работали по любви. Были не в состоянии относиться к тем, кто стоял на более низкой ступени, как к равным. Действовали по долгу. Искали, что можно получить, заработать за свои труды. Им не хватало человечности. Умения делать добро по любви. К Богу и к человеку.

Это делало их сердца жесткими, каменными, не имеющими сочувствия к согрешающим. Они придерживались буквы закона. Требовали справедливости по человеческой логике. «Расчетливые» праведники были не в состоянии понять Бога, который одинаково любит и хороших, и плохих. Который возводит солнце и посылает дождь «на добрых и злых». И прощает раскаявшегося человека, не требуя дальнейшего наказания.

Имея такой образ мыслей, те, кого считают праведниками, становятся из первых последними. Бывшие блудники, движимые деятельным, спасительным покаянием, опережают их на пути ко спасению. Они, вслед за благоразумным разбойником, первыми войдут в рай. Слова Христовы ясны: «Мытари и блудники предварят вас в Царстве Небесном» (Мф. 21, 31), и они много раз подтверждались на деле.

К одной благочестивой девушке-сироте, впавшей в блуд, был послан авва Иоанн Колов, который сумел привести ее к осознанию своей греховности. «Есть ли для меня покаяние?» — спросила заблудшая. Получив от старца утвердительный ответ, она сказала: «Возьми меня и отведи, куда хочешь». И, ничего не взяв с собой, она тут же последовала за ним.

Когда они пришли в пустыню, наступил вечер. Им пришлось остановиться на ночлег среди песков. В полночь авва увидел столп света от земли до неба и Ангелов, возносящих душу бывшей блудницы. И слышит он глас Божий, говорящий: «Один час покаяния ее принят лучше, чем многолетнее, но лишенное горячности, покаяние многих» (из «Отечника»).

Так труженик одиннадцатого часа, бывший прежде блудным и грешным, может в покаянии опередить праведника.

 

Источник: https://aktines.blogspot.com/2025/02/blog-post_75.html

 @Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

2 комментария:

  1. Умом и знаниями понимал, что и одним истинным покаянием возможно спасение, но вопрос об исповеди, когда нет возможности исповедатся в церкви у истинного священника всегда был болезненным до уныния.
    Пытался сам в этом вопросе найти спасательное утешение для кающегося грешника что, и истинное покаяние без возможности исповеди избавляет от оков пороков и всякого вида греха.
    Но, не рискнул утвердиться в этом ведь тут основа, а все наши догадки лишь наши догадки.

    Пожалуй, в этой разъяснительной статье более доступно дано для каждого толкование.

    Возможно, я прочел то что хотел прочитать. Надеюсь, не обманусь.
    Ибо мы все и особенно в наше апоколипстическое время ходим в опасности:
    Блюди́те у́бо, ка́ко опа́сно хо́дите, не я́коже нему́дри, но я́коже прему́дри, Искупу́юще вре́мя, я́ко дни́е лука́ви суть (Еф.5:15-16).

    За текст благодарю он дает утешение и надежду на спасение души.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогой Аноним,

      Простите за то, что пишу, не будучи спрошенным. Это не поучение, а всего лишь желание поделиться, к тому же -- священнический долг.
      Слава Богу, покаяние открыто нам всегда и везде. И -- покаяние шире, чем исповедь, как и лечение шире, чем операция. Равно и исповедь невозможна без покаяния, равно как операция невозможна без подготовки к оной и последующей реабилитации, а иногда и пожизненной диеты и лечения. Но, пока мы имеем возможность приносить исповедь (пока в Церкви не проповедуется открыто ересь), нам необходимо это делать, не разбираясь, достоин священник или нет. Открывать помыслы можно не всякому -- это да, но отпущение грехов, разрешительную молитву мы можем получить от любого священника, пока он священник.
      Это в своё время мне настойчиво говорил покойный духовный отец, иг.Виссарион (Великий-Остапенко), хотя я его об этом не спрашивал. А он знал, о чём говорил.
      Господь да спасет и помилует нас!

      Удалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!