Герондисса Макрина (Вассопулу), слово к сестрам обители
Канун Вознесения Господня, 1980 г.
Когда наш ум пребывает не в Боге, а в праздных
вопросах, типа: «Почему это?», «почему то?», тогда перед нами все становятся
виноваты. Но виноваты только мы сами и никто другой. Наше духовное устроение не
в порядке, причина недовольства кроется именно в этом. Но кто ревностно говорит
Иисусову молитву, словно ищет некий клад с золотом, и использует для этого
каждую минуту, тот все преодолевает, со всем соглашается и все претерпевает. В
этом случае Бог и Богородица покрывают его. Такой человек блюдет себя от
осуждения, преслушания и самочинных действий. Нужно смирение. Когда человек
взирает только на себя, то все вокруг будет видеться ему хорошим. У кого в душе
Бог, тот не станет произносить дурных слов на ближнего, и когда видит
страдающего брата, то сочувствует и плачет вместе с ним, и молит Бога
помиловать его.
Молитвой залечивается рана нашего брата и разрешается любая трудная ситуация. Когда человек понимает, что он просто ничто, тогда он не может злиться, злословить, обсуждать других, но только молится за них. Когда монах находится в монастыре и подвизается, стараясь отсекать свои страсти, он зрит Бога в своей душе, и постоянно чувствует, что живет в некоем уголке рая.
Непрестанно произносите имя Божие и увидите, как
Бог будет покрывать вас. Оставим празднословие. Все, что не имеет отношения к
послушанию, вменяется в празднословие. Подобно искателям алмазов, будем и мы
всеми силами искать Иисусову молитву в сердце. Эта молитва научит нас любить
Христа. Если мы будем трезвиться и помышлять, что даже за одно праздное слово
дадим ответ Богу (см. Мф. 12:36), то перестанем празднословить. Тогда нам
откроются наши немощи, наши несовершенства, и мы будем говорить: «Все люди ―
как ангелы, а я ― ничто». Так приходит страх Божий. Произносите Иисусову
молитву вслух, чтобы получали пользу и те, кто посещает наш монастырь. Если мы
видим сестру в беседе с кем-либо, не станем стоять рядом и слушать ее разговор,
но, отдалившись немного, будем творить Иисусову молитву.
Кто не сосредотачивается на своем духовном
делании и на молитве, тот искушается духом нерадения и ропота. Когда ум в
праздности, тогда и руки остаются в безделии. Мы занимаемся рукоделием для
Бога, не для людской похвалы. Вся наша слава ― от Бога.
Заметили, что какая-то вещь в обители не на
месте? Приведем ее в порядок и не будем ждать, пока это сделает другая сестра.
Кто в течение дня хранит себя от празднословия, тот вечером усладится в молитве
своей. Кто имеет терпение и настойчивость в Иисусовой молитве, тот вкусит ее
сладкие плоды. Когда мы от всей души возлюбим Христа, тогда и Он преисполнит
наши сердца Своею любовью.
Молитвой изгоняются все наши немощи и страсти.
Если после падения мы сразу покаемся и восплачем о своих грехах, Христос
немедля приходит к нам, и тогда нам кажется, что монастырь стал неким
прекрасным садом. Когда у человека есть молитва, он уподобляется ангелу. В его
душе водворяется Христос и умиряет все страсти. Ропот, своеволие, и наше
«почему» отступают. Потрудимся, чтобы позже вкусить сладкие плоды делания.
Прискорбно, но наш день проходит в многословии и мы сходим с пути, а Того, Кто действительно
нам поможет, Кто нас утешит, мы забываем. И вот настает час, когда мы уходим из
жизни, а у нас ничего нет, чтобы представить Христу ― ничего!
Когда человек держит свой ум в Боге и в
небесном, а не в земном, и служит Владыке Христу, его искушения и помыслы
утрачивают силу, и он приемлет радость, веселие и терпение. Наша брань положена
вплоть до смертного часа, ибо в каждом из нас пребывают зародыши страстей и
нужно выкорчевать их дотла. Когда человек постоянно держит свой ум в Боге, он
говорит: «Зачем мне растрачивать время на обсуждение пустого, а не поучаться в
имени Божием? Зачем мне пускаться в пересуды, а не хранить свой ум в Боге?»
Тот, кто жаждет Бога и молитвы, не любит слов и разговоров. И тогда его
приосеняет благодать Божия и блаженство Духа. Он уже не слышит ни голосов, ни
шума вокруг себя; ему кажется, что он находится в месте ином.
Когда мы стремимся непрестанно говорить Иисусову
молитву, Сам Христос становится нашим руководителем и наставляет нас в том, как
нам чинно ходить, как вкушать пищу, как сидеть. Кто не доверяет своему помыслу
и смиряет себя, тот имеет в душе мир и покой. Страсти никогда не прекратят
воевать с нами, поэтому и нам не должно оставлять ратоборства против них. Все
святые и ангелы любят нас, они денно и нощно оберегают нас. Но мы не любим их
так, как подобает, и не молимся им так, как нам следовало бы.
Положим в сердце завет держать наш ум в Боге и оказывать
послушание Геронде.
Отрывок из книги «Старица Макрина (Вассопулу;
1921-1995), игуменья. Слова сердца. – Святая Гора Афон: 2025. - С. 102-104.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!