суббота, 14 сентября 2024 г.

Что означает «начало индикта»?

Церковь Христова празднует сегодня начало индикта — от латинского слова indictio, что означает «установление» — начало церковного года. Этот термин произошел от обычая римских императоров устанавливать на пятнадцать лет размер ежегодного налога, который они собирали в этот период на содержание армии. В дальнейшем был издан указ, чтобы эти пятнадцатилетние циклы, начавшиеся при кесаре Августе, за три года до Рождества Христова, также назывались индиктами.

Поскольку сентябрь — это время сбора плодов и подготовки к новому циклу выращивания, христианам подобало отметить начало земледельческого сезона, воздав благодарность Богу за Его благоволение к творению. Именно так поступали ветхозаветные иудеи по закону Моисея: в первый день седьмого еврейского месяца, в начале сентября, они отмечали праздник новомесячия или праздник труб, в который они прекращали всякую работу, чтобы принести жертвы всесожжения «в приятное благоухание Господу» (Лев. 23, 18).

Христос, Сын и Слово Божие, Творец времени и вселенной, главный Царь веков, пришедший во плоти, чтобы примирить все с Собой и собрать иудеев и язычников во единую Церковь, восхотел обновить в Себе чувственный мир и писаный Закон. Вот почему в этот день, когда природа готовится к началу нового годового цикла, мы вспоминаем, как Господь наш Иисус Христос вошел в синагогу и, открыв книгу пророка Исаии, прочитал отрывок, где пророк говорит от имени Спасителя: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4, 18-19).

Все Церкви, собравшиеся вкупе, воздают сегодня хвалу единому Богу в Троице, Который пребывает в вечном блаженстве, сохраняет все существующее и обильно посылает Свои благословения на Свои создания, во всякое время года. Сам Христос открывает двери нового церковного года и приглашает нас следовать за Ним, чтобы мы стали причастниками Его вечности. 

Источник: Новый Синаксарь Православной Церкви иеромонаха Макария Симонопетритского, изд-во «Индиктос», том первый (сентябрь) // Νέος Συναξαριστής της Ορθοδόξου Εκκλησίας, υπό Μακαρίου ιερομονάχου Σιμωνοπετρίτου, εκδ. Ίνδικτος, τόμος πρώτος (Σεπτέμβριος)

https://aktines.blogspot.com/2012/09/blog-post.html#more


@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

вторник, 10 сентября 2024 г.

Усекновение честной главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

«Ибо Иоанн говорил Ироду: не подобает тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18).

 ***

«Честной Предтеча, бесстрашный обличитель Ирода, обращается сегодня и к нам. Сколько «не подобает тебе» громогласно говорит он и сегодня каждому из нас по отдельности? Не одно, а несколько «не подобает тебе» должен сказать этот орел пустыни всем нам, потому что мы тоже сроднились с грехом и перестали слушать глас Божий. Мы должны сначала хорошо очистить свой слух, а потом услышать слова, обращенные к нам, и опомниться. Ибо, если мы будем совершать свой жизненный путь как сейчас — вдалеке от Церкви, вдалеке от путей Божиих — печальный голос этого великого пустынника будет звучать лишь как «глас вопиющего в пустыне», потому что нет более удручающей пустыни, чем толпы людей, которые отвращают свой слух, не желая услышать».

Преподобный Никодим Святогорец


@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 


пятница, 6 сентября 2024 г.

Заблуждение астрологии

Астрология не принадлежит к области науки, а является лженаукой, поскольку она не следует научным методам построения выводов. Ее истоки восходят к древней Месопотамии, но, похоже, что систематизирована она была еще в эллинистическую эпоху (I в. до Р. Х.).

Люди в то время очень мало знали о природе небесных тел и законах, управляющих ими. Они заблуждались, полагая, что положение Солнца и планет по отношению к определенным созвездиям в момент рождения человека определяет его будущее. Таким образом, была разработана целая методика построения индивидуального гороскопа. Они считали, что этот гороскоп отражает судьбу определенного человека.

Тот факт, что многие наши близкие полагаются на астрологические прогнозы, не означает, что астрология достоверна. Так, многие люди верят прогнозам по традиции, ведь, как мы видели, астрология имеет глубокое историческое прошлое. Верят они также и по незнанию, так как не принимают во внимание выводы астрономической науки. Наконец, они изучают прогнозы, чтобы удовлетворить врожденное любопытство, поскольку человек изо всех сил ищет различные способы узнать свое будущее. И это именно то, на чем «играют» астрологи.

И все-таки нет сомнения в том, что астрология — это совершенно устаревший и ненадежный источник «знаний». Это еще один пережиток языческого мышления, обожествлявшего даже звезды. С помощью астрологии диавол, родоначальник лжи, нашел еще один благовидный способ соблазнять и обманывать людей. При этом, астрология опровергается не только христианской верой, но и самой наукой. Давайте посмотрим на некоторые логические и научные аргументы, которые полностью разоблачают астрологию, эту лженауку.

Ежедневно в газетах и журналах публикуются различные гороскопы. Если собрать их все воедино, можно увидеть, что ни один гороскоп не совпадает с другим. Если астрология действительно говорит правду, почему астрологи расходятся между собой?

Каждое созвездие представляет собой не единую группу звезд, а отдельные звезды с огромными расстояниями между ними, которые только человеческое воображение объединило в одну фигуру. Поэтому в реальности созвездий не существует, они есть только на карте.

Нам следует знать, что кроме вращения вокруг своей оси и своей орбиты вокруг Солнца, Земля совершает и другие движения. Одно из них заключается в том, что ось Земли смещается, описывая в пространстве периметр основания конуса, на что уходит 26 000 лет. Это движение называется на языке астрономии «предварением равноденствий». В результате этого созвездия, которые мы видим на небе сегодня, сдвинуты по времени по сравнению с древностью. Например, 2000 лет назад начало весны совпадало с созвездием Овна, а сегодня оно приходится на созвездие Рыб. Это значит, что всякий человек, который удивляется сходству своего характера с характером своего знака зодиака, совершает большую ошибку по той простой причине, что он читает прогноз для чужого знака зодиака, а не для своего! (см. Кристаллия Халкиа, Солнечная система во Вселенной, Университетские публикации Крита, с. 492–493[1]).

По закону всемирного тяготения воздействие одного тела на другое зависит от массы этих тел и расстояния между ними. По мере увеличения расстояния между двумя телами влияние одного на другое уменьшается. По этой причине воздействие планет на человека практически равно нулю, поскольку расстояние, разделяющее их, огромно. Люди и предметы, которые находились вокруг нас в момент нашего рождения, оказывали на нас гораздо большее влияние, чем зодиакальное созвездие, находившееся от нас на расстоянии в несколько световых лет. Например, акушер, находящийся на расстоянии 0,5 метра от новорожденного ребенка и имеющий массу 75 кг, оказывает на новорожденного гравитационное воздействие в 24 раза больше, чем планета Марс.

Те, кто думают, что существует способ предсказать свое будущее, не только напрасно трудятся, но и глубоко заблуждаются. Очень жаль, что в то время, когда свет христианства рассеял тьму предрассудков и суеверий, а астрономическая наука ясно изложила свою позицию, некоторые люди до сих пор по наивности и неведению находятся в плену донаучных и языческих взглядов.

Андреас Кефаллиниадис

учитель школы «Арсакион–Тосицион»,

г. Экали.

Источник: https://aktines.blogspot.com/2023/07/blog-post_751.html?m=1



[1] Κρυσταλλία Χαλκιᾶ, Τὸ ἡλιακὸ σύστημα μέσα στὸ Σύμπαν, Πανεπιστημιακὲς ἐκδόσεις Κρήτης, σελ. 492-493.

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

вторник, 3 сентября 2024 г.

Современная Вавилонская башня (св. Николай Сербский)

 


«У современной Вавилонской башни четыре стены. Одна — наука, вторая — промышленность, третья — политика, четвертая — самолюбие»

***

Вавилонская башня! Вы читали в Священном Писании о Вавилонской башне? Язва на лице земли! Эта язва возникла на человечестве, уже пережившем потоп. Если до потопа люди были безнравственны, то после потопа стали безбожниками. Видано ли такое? Как такое могло случиться, что забыли Бога потомки Ноя?

Ной был единственным, которого Бог спас от потопа за его веру и благочестие. Неужели Божие наказание потопом не принесло потомкам Ноя никакой пользы? Некоторым принесло. Всегда найдутся праведники на Земле. Но большинству — нет. Именно это большинство и решило построить башню до небес, чтобы прославиться. «И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11, 4).

Вот что это значит. Слова: «Построим себе город» — значит то, что хотели они всю свою жизнь — и частную, и общественную  устроить без Бога и благословения Божия. Слова: «Башню высотою до небес» — значит то, что хотели сделать это наперекор Богу небесному, о Котором они знали, но в силу Которого верили меньше, чем в собственную. Слова: «Сделаем себе имя» — значит то, что хотели прославиться среди людей, чтобы люди удивлялись и поклонялись не Богу небесному, а им, как богам. Слова: «Прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» — значит то, что хотели устроить свою жизнь только по своей воле и по своим планам, невзирая на волю Божию и Промысел Его. Одним словом, все — во славу свою, и все — наперекор Богу.

Если хотите знать, как выглядели потомки праведного Ноя, которые так скоро сделались самолюбивыми богоотступниками, повернитесь с Востока на Запад и посмотрите на современную Вавилонскую башню. Она недалеко от вас. Как в побуждении к строительству, так и в цели его — сходство до полного совпадения возведения той, азиатской Вавилонской башни и современной, европейской. Отпадение от Бога — причина недуга и древних, и современных строителей. Побуждение и у тех, и у других — личная и национальная слава, вызов Богу и всем, кто верует в Бога. А цель — сделать себя богами и устроить всю человеческую жизнь по человеческим планам и расчетам, без помощи Творца неба и земли, и без исследования воли и Промысла Его.

У современной Вавилонской башни четыре стены. Одна — наука, вторая — промышленность, третья — политика, четвертая — самолюбие.

Все четыре не освящены и не благословенны. Все — богопротивны. Все — вопреки и наперекор Ему. Поэтому стены эти черны, как ночь, без луны и звезд, как будто живут в башне мракобесы, которым тьма милее света. С какой стороны ни зайдите — всюду вас встречает вражда и безумие.

Со стороны науки доносятся такие вымыслы и басни о мире и о человеке, такие перебранки и ссоры, что вы скорее спешите к другой стене.

Но если окажетесь вы перед стеной промышленности, и здесь встретят вас те же глупость и вражда. Глупость — в перепроизводстве никому не нужных вещей и вражда из-за работы и вознаграждения за нее. От услышанного у вас заболит голова.

Подойдете ли к стене политики — снова глупость и вражда. В злокозненных уловках политиков, старающихся выдвинуть свою партию за счет других и возвеличить свой народ, угнетая соседний, каждый стремится к собственному воскресению над чужим гробом, к собственному счастью на чужом горе. О вражде между политиками и говорить нечего. О ней свидетельствуют сотни вагонов бумаги, каждый день переводимой на газеты, наполненные самовосхвалением, лицемерием и перебранками политиков.

Наконец, если окажетесь у четвертой стены, самолюбия, найдете все то же — безумие и вражду. Ибо самолюбие само по себе и есть страшнейшее безумие и причина бесконечных ссор между людьми и народами. Здесь вас встретит самолюбие всех мастей — личное, общественное, промышленное и политическое, партийное и национальное. Тьма без проблеска света. Вражда без конца и края. Потому и вся жизнь в этой новой вавилонской башне — жизнь без просвета, без радости, без смысла, без любви. Невозможно удержать крик: «Бегите из этой, Богом оставленной, проклятой земли!».

Первую Вавилонскую башню строители достроить не смогли. Не попустил Господь. Смешал языки, и перестали понимать друг друга. Поэтому бросили они работу и рассеялись по всему миру. Так судил Господь. Так совершилась воля Божия, а не воля ограниченных умом и помраченных людей, потомков праведного Ноя.

Неужели не видите, братья, что Господь смешал языки строителей новой Вавилонской башни? Никто никого не понимает. Каждый только себя оправдывает, а другого осуждает. Каждый восстал на Христа и на ближнего. Устоит ли такой град? Может ли такая башня достичь небес?

Никогда! И башня рухнет! И град опустеет! Божия воля вершится, а не человеческая. И когда Бог попустит, поднимутся все народы мира, придут и разрушат ее до основания. И так же, как весь мир смеется, и, читая о строительстве первой Вавилонской башни, говорит: «Имели пример своего праотца Ноя праведного, но его путем не пошли!» — так же будут смеяться грядущие  поколения над народами, строителями нашей Вавилонской башни, и говорить: «Имели пример Христа и праотцев, Евангелие и Церковь, но отступили от них, повернулись к ним спиной и пошли по стопам строителей первой Вавилонской башни. И поразил их Господь. И истребил». Богу слава и хвала во веки веков! Аминь.

 

Источник: Св. Николай Сербский «Слова пробуждающие. Из окна темницы. Послание к народу», изд-во «Ортодоксос Кипсели».

https://katanixi.gr/o—sygchronos—pyrgos—tis—vavel—agios—nik/

среда, 28 августа 2024 г.

Честь, ответственность и боль Пресвятой Богородицы (митрополит Флоринский Августин Кантиотис)

 

«Она взошла на Елеонскую гору помолиться, и деревья чудесным образом опустили ветви и склонились перед Ней»


Сегодня, дорогие мои, великое торжество и ликование — праздник в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мы скажем несколько слов о Ее всечестном Успении, которое является венцом всех богородичных праздников года.

Богородица по двум своим великим добродетелям девству и смирению заслужила быть «престолом» «Царя»[1], «сосудом», принявшим «миро неистощимое»[2], Господа нашего Иисуса Христа, облагоухавшего вся.

Однако насколько велика была честь, которой Она удостоилась, настолько же велика была и ответственность, которую Она приняла на себя, и боль, которую Она испытала. С момента рождения Божественного Младенца Она не знала покоя: если любая жена, достойная высокого звания матери, лишает себя удобств и развлечений и идет на жертвы, движимая любовью к своему чаду, то насколько же больше это касается Пресвятой Богородицы!

Ни одна мать не страдала столько со своим ребенком, сколько Она. Она родила Его в пещере, в стойле для скота. Прошло не так много дней, и Ирод наточил свой нож, чтобы убить Ее Сына. Ночью она была вынуждена взять Новорожденного на руки и вместе с праведным Иосифом бежать в Египет (все матери, что приехали беженцами из Малой Азии с младенцами на руках, спасаясь от Кемаля, нового Ирода нашего племени, могут в какой-то степени прочувствовать боль Богородицы). Когда они вернулись из Египта, маленький Иисус не пошел в школу; Он работал плотником, и, наблюдая за тем, как Он рос, Богородица видела в Нем восходящую звезду: для матери нет ничего прекраснее, чем видеть свое дитя, цветущее весной жизни.

Иисус рос, и Богородица заботилась о Нем. Но как не все дни в году наполнены солнцем, так и в жизнь Божией Матери вновь пришли тучи и бури. Иисус вырос, занялся общественной деятельностью и начал проповедовать; но в то время как малые и смиренные слушали Его, великие мира сего — политическое и религиозное руководство — возвели на Него брань.

Что последовало за этим, общеизвестно. Иисус Христос был арестован как последний преступник; связан, отведен на синедрион первосвященников, в преторию к Пилату и во дворец к Ироду и приговорен к смертной казни. Когда Богородица увидела неблагодарную толпу, кричащую о Ее Сыне: «Распни, распни Его» (Лк. 23, 21; Ин. 19, 6), и услышала вынесенный Ему приговор, то исполнилось пророчество Симеона, говорившего, что «оружие» пройдет (пронзит) Ее душу (Лк. 2, 35). Потому что, когда больно ребенку, матери больнее вдвойне и втройне; и только те матери, которые видели, как в страшные годы преступники убивали детей у них на глазах, могут прочувствовать боль Богородицы, узревшей на кресте Своего Единородного Сына — на Голгофе, в Великую Пятницу. Она не оставила Его: Она оставалась там, у креста, и видела кровь, текущую из Его непорочного Тела.

И Христос не забыл Ту, что дала ему плоть и вскормила его своим молоком. Пребывая на кресте в страшных муках, будучи не в состоянии пошевелить рукой или ногой, Он глазами указал своей Матери на Иоанна и сказал: «Се, сын Твой», а Иоанну показал на Свою Мать и сказал: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19, 26-27). С этого момента ученик взял Богородицу в свой дом и заботился о Ней как о своей матери.

На этом заканчиваются свидетельства о житии Пресвятой Богородицы в Священном Писании; других агиографических сведений у нас нет. Об успении Богородицы мы узнаем из Священного Предания. Православные, в отличие от хилиастов и протестантов, признают Священное Предание наравне со Священным Писанием, согласно увещеванию апостола Павла «Держите предания» (2 Фес. 2, 15). Стало быть, из древнейших преданий сохранились следующие сведения о последних днях Богородицы.

После Вознесения и Пятидесятницы Она жила с горячим желанием покинуть сей мир. Итак, время пришло. И как прежде «Ангел предстатель с небесе послан бысть, рещи Богородице: радуйся!»[3], так и теперь тот же Архангел Гавриил сошел и сообщил Ей, что через три дня Она отойдет. Люди Божии часто предчувствуют свой конец, тем более Богородица! Она не расстроилась: Она была рада, как радуется мать, когда ее сын из Австралии или Канады шлет телеграмму: «Мама, приезжай ко мне». Синаксарь на этот день, помещенный в Минее, вкратце сообщает нам примерно следующее.

Она взошла на Елеонскую гору помолиться, и деревья чудесным образом опустили ветви и склонились перед Ней. Вернувшись, Она зажгла свет, возблагодарила Бога и позвала близких и соседей. Она убрала весь свой дом, приготовила Себе погребальное ложе и все необходимое для похорон. Она объявила всем присутствующим о полученном извещении и показала им пальмовую ветвь, которую дал Ей ангел. Все начали плакать и скорбеть, но Она утешила их. Двум бедным вдовам, с которыми Она была хорошо знакома, Она оставила два Свои платья.

В то время, как Она делала необходимые приготовления, раздался звук грома и появились облака, которые принесли святых апостолов со всех концов земли. С ними прибыли и святые иерархи Дионисий Ареопагит и Иерофей и, наконец, апостолы Тимофей и Павел. На скорбь и причитания всех собравшихся Богородица сказала: «О ученики и друзья Моего Сына и Бога! Не превращайте Мою радость в грусть, но похороните Мое тело в том же положении, в каком оно будет на смертном одре». Затем она легла на свою постель, помолилась о сохранении и умиротворении всего мира, благословила всех и предала Свою душу в руки Своего Сына и Бога.

С факелами и пением гимнов апостолы подняли Ее ложе и понесли Ее богоприимное тело к гробнице, а воздух наполнился ангельским пением. Тогда начальники иудеев стали подстрекать толпу опрокинуть гроб. Но Божественное правосудие ослепило их и отсекло руки тому, кто осмелился протянуть их и дерзко схватиться за священное ложе; они так и висели на нем. Но все те, кто уверовал и принес покаяние, получили исцеление. Так процессия прибыла в Гефсиманию, апостолы положили тело в гробницу и оставались там три дня, при этом непрестанно были слышны ангельские голоса.

По Божественному Промыслу один из апостолов (Фома) не успел на погребение. Когда настал третий день, все решили открыть ради него могилу. Однако, открыв ее, они с удивлением увидели, что гробница пуста: тела там не было, оно было перенесено на Небо; там осталась только плащаница, которую они сохранили как неоспоримое доказательство взятия Пресвятой Богородицы на небеса.

* * *

Такова, мои возлюбленные, история сегодняшнего праздника. Я хотел бы подчеркнуть два момента.

Во-первых, в этом мире страдают все, и Богородица — не исключение. Бедные матери, вдовы, страдающие и брошенные, утешьтесь! Посмотрите в зеркало, а зеркало для каждой женщины — это Богородица. Посмотрите на Богоматерь! Как жила Она, так должны жить и вы — со стойкостью, верой и терпением.

Второе. Вы видели, что случилось с евреем, который совершил нечестивое действие? Братья мои, когда я думаю о наших грехах, мне хочется заплакать, снять облачения, пойти в пещеру, в свой монастырь, куда я ходил еще будучи маленьким ребенком, и молиться по четкам в затворе. Есть много страшных грехов, но один из самых ужасных — это так называемая «матерная брань»: и мы в этом бьем все рекорды, тогда как турки до сих пор почитают Богородицу (говорят, что в 60-е годы, когда заболел президент Турции, его жена пошла босиком в Балыклы, в церковь Пресвятой Богородицы, чтобы помолиться за мужа).

Виноваты мы все, а не только те, кто сквернословят, потому что мы не возмущаемся и не противостоим этому. Я припадаю к вашим ногам и прошу вас не говорить матерных слов, если вы хотите, чтобы у нас было благословение Христово. Если продолжится матерщина, произойдет великое землетрясение. Да устрашимся мы гнева Божия! много несчастий приходит в нашу страну. Прошу вас, давайте мы все станем хранителями чести Пресвятой Богородицы. Пусть ни один язык не посмеет хулить Ее святое имя; пусть все языки станут единой кифарой, которая будет восхвалять Ее во веки веков.

Митрополит Августин (Кантиотис)

Запись проповеди, произнесенной в Свято-Успенском монастыре в селении Кладоррахи (Флорина) на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1967 году.

Источник:

https://katanixi.gr/mitropoliti-florinis-p-aygoystinoy-k/



[1] Акаф. 1, 4.

[2] См. кан. 1,1; 9,3.

[3] Акаф., икос 1.

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.