среда, 14 декабря 2022 г.

Митрополит Керкирский Поликарп (Вагенас): Единственное решение

 



«Приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17)

 

Жизненно важные для человечества проблемы становятся хроническими. Они ежедневно требуют разрешения. Непрестанно проходит их обсуждение на философском или научном уровне. Конференции и встречи, местные и международные… организации по всему миру заняты поиском новых методов для выхода из затруднительных ситуаций. На разработку и публикацию разных теорий расходуются тонны типографской бумаги. Сторонники каждой теории считают её оригинальной и уникальной.

Но проблемы по-прежнему остаются и нередко наполняют тревогой, беспокойством и страхом мировое сообщество в целом или отдельные социальные группы, или отдельных людей, в зависимости от уровня этих проблем. В высшей степени острыми были всегда социальные вопросы. В том числе, равномерное распределение товаров народного потребления. Призрак голода бродит по всему миру. Расовое неравенство будоражит континенты. Демографическая проблема вызывает тревожные опасения. Вопрос контроля над рождаемостью волнует миллионы людей. Мир во всем мире является глобальной проблемой номер один. Так же, как и взаимопонимание между народами. Терроризм, модернизированное рабство, бесчеловечное насилие в любой форме и любого происхождения. Торжество справедливости во вселенском масштабе — вот еще одна проблема наших дней. И это всего лишь некоторые вопросы, которые беспокоят человечество.

среда, 7 декабря 2022 г.

Четыре венца старца Ефрема Аризонского

 


К третьей годовщине со дня упокоения Геронды Ефрема (7.12.2019)

Преподобный, потому что он преуспел в аскетических подвигах и послушании, как немногие другие. Его сердце стало небом, адамантовым сосудом благодати, хрустальным ларцом богатых дарований, которые дает Бог любящим Его!

Равноапостольный, потому что он воздвиг Американскую Православную Церковь из пепла обмирщения, а его пламенные проповеди и его пророческий глас пробуждали души людей, живущих во всех частях света!

Мученик, потому что он получал неистовые удары со стороны масонства и сионизма в центре принятия антихристовых решений. Подвергался клевете как немногие. Нанес смертельный удар демону, установившему свой престол на американском континенте при поддержке иудеев. Страдал от ненасытного гнева архиереев, подвигнувшихся на компромисс с силами зла. Над ним всегда нависал «приговор к смерти» (2 Кор. 1, 9).

Пророк, потому что он своим духовным взором прозревал всесветлое Царствие Божие и всеславное Второе Пришествие Христово. Готовил народ к вступлению в последние времена. Его любящее сердце горело желанием, чтобы все мы жили во граде будущего, о котором пишет в книге «Откровение» св. Иоанн Богослов. В то же самое время от него не укрылось, насколько современный человек пленен своими страстями. Он бесстрастно и безбоязненно обличал эти страсти, особенно аборты и противоестественный блуд. Говорил и о пагубных последствиях жизни без покаяния, вплоть до ядерного пожара, который уничтожит весь мир. Он видел наш мир, окруженный потоками огня. Не спустившегося с неба, как в древнем Содоме, а произведенного смертоносным современным оружием. Предсказывал катастрофическое падение позорного «Вавилона», то есть кровавой и плотоядной Америки. Он проповедовал подлинное слово покаяния и пробудил совесть у многих. Те из архиереев, кто находился в плену у лютых пороков, и развращенное духовенство, слыша его пламенные речи, скрежетали зубами от злости, потому что его духовный огонь опалял, в первую очередь, их. Его беспощадно преследовали, но он не уступал и не умолкал даже на малое время. И теперь он «получает мзду пророка», сорадуясь со всеми своими предшественниками во Христе. Аминь.

Источник: «Столп Православия» // ΣΤΥΛΟΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ:
https://orthodoxia.gr/…/sygchrono-adamantino-skeuos-tis-ch…/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

воскресенье, 4 декабря 2022 г.

Митрополит Морфский Неофит: Чистейший ум Пресвятой Богородицы

Проповедь митрополита Морфского Неофита на вечерне в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в храме в честь иконы «Неувядаемый Цвет» общины Кутрафа митрополии Морфу (расшифровка аудиозаписи).

***

…Дай Бог и всем вам многая и благословенная лета! Но давайте не будем забывать, что наша главная цель — не прожить много лет на земле, но достичь блаженной вечности, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Именно этой жизни, которая не заканчивается никогда, мы должны желать и стремиться к ней всей душой.

Когда мы говорим «многая лета», будь то Владыке, священнику или друг другу, мы должны иметь в виду достижение вечной жизни. А нескончаемую и блаженную жизнь во Царствии Небесном человек обретает через покаяние.

Некоторым людям (не всем, но многим) Господь дарует земное долголетие именно для того, чтобы им встретилось больше удобных случаев к покаянию. Так, поводом для покаяния может стать болезнь или, например, перенесение несправедливой клеветы. Еще один повод для покаяния — это жизнь на чужбине, что очень актуально для множества верующих киприотов. Привести к покаянию может и какая-то из наших страстей, усмирить которую нам помогает хороший духовник, когда, борясь с самими собой, мы шаг за шагом, постепенно преображаемся от худшего к лучшему при содействии благодати Святого Духа. То, о чем я сейчас рассказал, — это далеко не полный перечень, но всего лишь несколько примеров того, как человек обращает свой взор на покаяние в грехах.

Вы только представьте себе, что наша Пресвятая Богородица вошла во Святая Святых, будучи еще совсем маленькой, трехлетней девочкой, рожденной от святых родителей, Иоакима и Анны. Вы, конечно же, помните, что святая Анна была неплодна и не могла родить ребенка. Это было огромным горем для нее, потому что она стала объектом насмешек и осуждения, ведь в еврейском обществе того времени от женщины больше всего ожидали продолжения рода, а особенно — рождения младенца мужского пола, потому что все евреи думали, не родится ли в их роде долгожданный Мессия — Тот, Кто должен был спасти Израиль. Евреи постепенно впали в одно заблуждение: находясь под гнетом Римской империи, они думали, что Мессия придет для того, чтобы дать им политическую свободу, освобождение от захватчиков. Точно так же думали когда-то и мы, жители Кипра: что наше спасение — это освободиться от турок… Истина же заключается в том, что для каждого человека, где бы он ни жил, главная цель — это достичь вечной жизни. Именно для этого Пресвятая Богородица и вошла во Святая Святых в трехлетнем возрасте. Не для того, чтобы спасти евреев от римлян или сегодняшних греков от турок… У Господа есть свой план и для турок тоже, мы с вами уже говорили об этом не раз.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна

Сегодняшний праздник, дорогие отцы и братья, напоминает нам о том, что Пресвятая Богородица в возрасте трех лет была посвящена на служение Богу своей материю, прежде неплодной Анной, и своим отцом Иоакимом. Они оба были очень преклонного возраста, и рождение чада произошло чудесным образом. Вследствие глубокой старости они физически были неспособны к зачатию ребёнка. Но невозможное людям возможно Богу. Произошло чудо, и Анна — которую по праву можно было назвать «бабушкой», потому что когда она родила Богородицу, ей было около 80 лет — зачала ребёнка. И тогда она сказала Богу: «Господи, то Дитя, которое родится у нас, мы посвятим Тебе и отдадим его в храм с трехлетнего возраста. Молю Тебя: позаботься о том, чтобы рожденное нами Чадо прожило жизнь благословенную и праведную».

Икона Введения Пресвятой Богородицы во храм

И вот, три года спустя, произошло Введение Богородицы во храм. Ее сопровождали девы, посвященные Богу, которые жили в храме Соломона словно монахини, скажем так. Они шли за Нею со свечами. Первосвященником в ту пору был святой пророк Захария, отец святого Иоанна Крестителя. На иконе сегодняшнего праздника мы видим, как он встречает с распростертыми объятиями Пресвятую Деву Марию. Она не была первой девой, которую привели в храм: по традиции еврейского народа, при храме должно было жить 12 дев. Их приводили туда в раннем возрасте, и они могли оставаться в храме до своего взросления, после чего им на смену приходили другие. В храме Соломона было специальное место, где жили эти девы; место это было подобно монастырю. Там о них заботились, но для чего? После замужества у одной из них мог родиться Мессия, вот почему эти девы должны были оставаться невинны и чисты — и душою, и телом.

Бог открыл святому пророку Захарии, что дочь престарелых Иоакима и Анны — не такая, как все остальные девы. Дух Святой возвестил в сердце его, что Ее надлежит ввести во Святая Святых — туда, куда первосвященник входил только один раз в году. Пророк Захария оказал послушание Святому Духу и ввел Ее во Святая Святых. Здесь на меня производит особое впечатление то, что с этим согласились и другие евреи. Как говорится в одном из псалмов, род сей — «мятежный», но здесь и они принимают Ее.

Св. пророк Захария встречает Пречистую Деву Марию 

Пресвятая Богородица жила во Святая Святых с трех до пятнадцати лет. Она не вкушала пищу, которой обычно питались другие девы. И всем было интересно, чем же она питается. А питал ее Архангел Гавриил — тот, которого называют «Ангелом Богородицы». Ангел по-гречески означает «вестник». Кто принес Богородице благую весть о том, что Она родит Сына Божия? Конечно же Гавриил. Кто привел с Востока в Вифлеем волхвов к Спасителю, направляя их светом звезды? Той, звезды, которую по сей день ищут астрономы и астрологи (современные волхвы). А звездой этой был сам Архангел Гавриил, принявший облик звезды. Так вот, Архангел Гавриил приносил с Небес хлеб, которым питалась Пречистая.

Пресвятая Богородица не совершила никакого греха ни словом, ни делом, ни помышлением. Пребывая в храме, Она научилась вниманию, а точнее — хранению ума (греч. νος). Находясь во Святая Святых, Она посвятила весь Свой ум Богу. По учению Святых Отцов, ум есть око нашей души. Он служит для души тем, чем глаза служат для тела. В нашей душе есть еще и другие составляющие. Одна из них — это воображение (греч. φαντασία), которое имеется у нас всех, а особенно (и даже в некотором избытке) развито оно у художников. Пресвятая Богородица никогда не использовала свое воображение так, как делаем это мы, — для вещей бесполезных и мирских. И Она избегала холодного, рассудочного мышления, которое принято называть «рассудком» и «интеллектом» (греч. διάνοια). Именно он порождает лишние мысли и рассуждения, философствование и те идеи, которые так характерны для нашей сегодняшней греческой, да и вообще для европейской «цивилизации». Она с величайшим вниманием блюла ту силу души, которая отвечает за оценочное суждение (греч. κρίσις). Преподобный Иоанн Дамаскин называет её мнением (греч. γνώμη). С нами нередко случается так, что формируя свое мнение, мы начинаем оценивать, сравнивать и немедленно переходим к осуждению; мы начинаем обвинять других и оказываем предпочтение себе, поставляя себя выше других — происходит зарождение греха… Все это — наши страсти, которые следует изживать из своего сердца.

Мы не упраздняем ни рассудка, ни воображения, ни различных чувств, ни ума, ни способности делать суждения — все они является силами нашей души, дарованными нам Богом. Главное — уметь правильно пользоваться ими. А если мы где-то «упадем» и по ошибке осудим другого, воспримем неправильные идеи, сделаем ложное заключение (что случается с нами каждый день), мы сразу же должны принести покаяние.

Как говорится в последовании Великого повечерия: «И даруй нам, Господи, бодр ум, целомудр помысел, сердце трезвящееся». Сердце трезвящееся — это сердце, которое болезнует о своих грехах, кается и стремится к очищению. Борьба со страстями — это наш удел, необходимое делание... Но Пресвятая Богородица не согрешала ни одной из сил Своей пречистой души. Ее ум был непрестанно занят только одним: исполнением во всем воли Божией.

Эта преблагословенная Дщерь сохраняла не только чистоту телесную, но и совершенную чистоту ума — то, что нам постичь очень трудно. Если мы постараемся удержать свой ум без развлечений хотя бы полминуты, я уже не говорю полчаса, мы не справимся. Мы очень скоро начнем рассуждать и… осуждать. Сможем ли мы избежать бесполезных мыслей, не вспомнить во время молитвы ни о какой из житейских забот? Не подумать о том, что подадут к столу завтра на праздник? Но Пресвятая Владычица наша Богородица сохраняла Свой ум от всего нечистого и греховного, а также от излишнего попечения о мирском; от всего, что могло бы отдалить Ее от Бога. И Ее способность рассуждать, и Ее способность оценивать, все Ее заботы и мысли были направлены только к одному: как Ей неразлучно пребывать с Пресвятой Троицей, с Богом. И поэтому именно Она стала избранницей Божией и была освящена Духом Святым, который позднее снизошел на Нее. И Та, которая пребывала в Соломоновом храме, во Святая Святых, и Сама стала храмом Духа Святого, вместилищем Божества. Таким образом нам был ниспослан величайший дар — наш Господь и Бог, Богочеловек Иисус Христос, нераздельно и неразлучно пребывающий с Богом Отцом и с Духом Святым, и вочеловечившийся от Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Икона Рождества Христова 

Но для этого нужна была подготовка. И сегодняшний праздник является подготовкой к величайшему событию Благовещения, а затем — Рождества Христова. Святые Отцы нашей Церкви премудро составили годовой круг богослужений, поместив Введение во Храм прежде праздника Рождества Христова. С 15/28 ноября начинается Рождественский пост, когда мы ограничиваем себя в пище, отказываемся от мяса, молочного, яиц… При этом, постясь телесно, очень важно, чтобы мы заботились и о хранении ума. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Дети мои, нужно, чтобы вы научились непрерывно возделывать добрые помыслы». И работать над этим нужно каждый день…

Однажды я спросил преподобного Иакова Эвбейского: «Геронда, что ты делаешь, когда просыпаешься утром?». Преподобный Иаков был очень простым, бесхитростным человеком и всегда открывал свое сердце, если доверял тебе. Он сказал мне в ответ:

«Когда я просыпаюсь, то сажусь на кровати и трижды повторяю: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». А затем молюсь так: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». И эти слова повторяю три раза. После я иду в храм, где буду служить Божественную Литургию и причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, победившего грех и смерть, одержавшего победу над диаволом, поэтому я должен подготовить свой ум и наполнить молитвой душу мою, поэтому я повторяю много-много раз молитву «Богородице Дево, радуйся!».

Эту молитву вы неоднократно слышали на службе, мы поем ее на каждой вечерне на благословении хлебов:

«Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

На фото: преподобный Иаков Эвбейский

И он продолжил:

«Эту молитву я произношу шёпотом. А вечером, когда я читаю Псалтырь, совершаю молитву по четкам и делаю земные поклоны, мое сердце жаждет молитвы и, как рыбка, когда ее начинают кормить, хватает корм, так и сердце мое старается ухватить каждое слово молитвы. А когда я оканчиваю свое правило, в моем сердце непрестанно, неведомым образом движется молитва к Матери Божией: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». Иду умыть лицо: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». Надеваю носки: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». Облачаюсь в рясу, чтобы отправиться в храм: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». До тех пор, пока я не зайду в храм, я непрестанно молюсь к Богородице и произношу это ангельское приветствие, молитву Архангела Гавриила, в сердце своем».

Точно так же следует начинать день и нам с вами. Всем нам нужна не только пища для тела, но нужна и пища для души. А пища для души — это Святое Причастие, покаяние и молитва. Поэтому я прошу вас, для вашего блага и для блага ваших семей, начинайте свой день с призывания Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!». А затем, в течение дня, много раз молитесь Божией Матери. У нашей Церкви есть и другие, более краткие молитвы к Богородице, которые могут показаться кому-то удобнее для частого произношения, например, «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Но я предпочитаю читать молитву «Богородице Дево, радуйся» полностью, хотя эта молитва и немного длиннее. Знаете, почему? Эту молитву произнес Ей Архангел Гавриил. И мне кажется, что она больше нравится Пречистой, вы почувствуете это сами. Попытайтесь и вы начинать таким образом ваше «введение» в новый день.

Матерь Божья начала свое служение Богу с Введения во храм, когда вошла в Святая Святых. Давайте и мы поместим в свое сердце Святая Святых — Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. И таким образом обретем блаженную вечность, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

Теперь я присяду, так как у меня болит нога. Удивительно, но пока я беседовал с вами, я забыл о боли, а сейчас она снова вернулась, поэтому я сяду, а вы можете подходить за благословением и прикладываться к иконе, а затем выходите через северную дверь.

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас, аминь!

Проповедь митрополита Морфского Неофита на вечерне в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в храме в честь иконы «Неувядаемый Цвет» общины Кутрафа митрополии Морфу (20.11.2021).

Источник: https://tasthyras.wordpress.com/2021/11/24/μόρφου-νεόφυτος--καθαρότατος-νος-τ/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

четверг, 1 декабря 2022 г.

Почему дети певчих и священников не хотят слышать о Боге?

 


Архимандрит Патапий Друзас (+ 29 июля 2022 г.) родился в городе Ассос возле Коринфа и в течение последних 32 лет своей жизни служил в церкви Святых мучеников Киприана и Иустины в Перистери (Аттика), основателем которой он был. Он ежедневно поминал на проскомидии множество имен, и по его молитвам многие души получали помощь свыше. Мы, знавшие старца Патапия лично и жившие неподалеку от него, не только стали свидетелями многочисленных чудес, но и убедились в том, что его жизнь представляла собой осуществление на практике заповедей Христовых, святого Евангелия. В память о нем мы хотели бы передать вам некоторые из его духовных советов и наставлений, которые он нам дал, чтобы мы могли уберечься от наветов лукавого.

понедельник, 28 ноября 2022 г.

Святая Гора Афон: упокоился старец Исидор Филофейский Слепой.

 

В воскресенье, 27 ноября 2022 года, в Афонском монастыре Филофей на 87-м году жизни почил старец Исидор Слепой.

Тысячи душ были утешены его молитвами и его словами в те годы, когда он по два раза в год выезжал со Святой Горы Афон.

Приснопамятный старец Исидор родился в Патрах слабовидящим.

В возрасте 15 лет ему сделали операцию на глазах, в результате чего он полностью ослеп.

В возрасте 40 лет в Священном монастыре Филофей он принял монашеский постриг от приснопамятного старца Ефрема Филофейского (Аризонского), которому он исповедовался еще будучи мирянином в Патрах.

Незадолго до пострига он внезапно прозрел и, увидя свет Божий, молитвенно обратился к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Владычица моя Богородица, прошу Тебя: возьми от меня этот свет, чтобы я не впал в искушение и не отказался от монашества, дабы в страшный день Суда мне не пришлось давать ответа за это». Сразу же после молитвы к Матери Божией он снова ослеп. Слепота была для него желанной, потому что он считал эту немощь полезной для своей души.

Когда в 1980 году насельниками священного монастыря Ксиропотам стал приснопамятный старец Ефремом Ксиропотамский и другие монахи-филофеиты, отец Исидор был одним из тех, кто пополнил его братию.

До монашеского пострига он продавал лотерейные билеты в Патрах.

Старец Исидор никогда не жаловался на свою инвалидность. Наоборот, он благодарил Бога за нее.

Он говорил: «У меня ничего нет, но мне ничего и не нужно». Следует отметить, что отец Исидор оказывал полнейшее послушание старцу Ефрему Филофейскому, при этом между ними царила взаимная любовь во Христе.

Он несколько раз посещал своего старца в Аризоне, чтобы взять у него благословение и попросить молитв.

Он питал особую любовь к Пресвятой Богородице, которую называл «Мамочкой».

Когда у него просили молитв, он отвечал: «Да поможет вам Бог молитвами Пресвятой Богородицы» или «молитвами старца моего».

Есть сотни свидетельств людей, которые, находясь рядом с ним, стали свидетелями чуда.

Это был человек святой жизни! Желаем его душе упокоения в Царствии Небесном со всеми святыми. Сладкого Рая!

 

Источник:

https://www.ekklisiaonline.gr/nea/agio-oros-ekimithi-o-gerontas-isidoros-o-filotheitis-o-tyflos-se-ilikia-87-eton/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

воскресенье, 27 ноября 2022 г.

Святитель Иоанн Златоуст о войне и духовной брани.

 

…Не так жестоко ведут войну скифы, фракийцы, сарматы, индийцы, мавры и другие дикие народы, по своему обыкновению, как гнездящиеся в душе непристойные помыслы и порочные пожелания, любовь к богатству, желание власти, привязанность к предметам житейским. И действительно так, потому что та война — внешняя, а эта — борьба внутренняя. А что бедствия, рождающиеся внутри, гораздо хуже бедствий, происходящих отвне, и обыкновенно причиняют больший вред, это можно видеть во всем. Так дерево больше повреждают черви, зарождающиеся внутри, а крепость и здоровье тела больше расстраивают болезни, зарождающиеся внутри, — чем случающиеся снаружи; и города разрушают не столько внешние враги, сколько домашние: так точно и душу обыкновенно не столько заражают бедствия, нападающие отвне, сколько болезни, зарождающиеся внутри.

Но кто, имея страх Божий, совершенно прекратит эту войну, обуздает страсти, задушит различных зверей — порочные помыслы, и не дозволит им скрываться внутри, тот будет наслаждаться чистейшим и глубочайшим миром. Этот мир Христос, пришедши, даровал нам (Ин. 14:27); этого мира и Павел желал верующим, повторяя в каждом послании: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор. 1:3; Гал. 1:8 и др.). Кто имеет этот мир, тот не боится не только врага и варвара, но и самого диавола, а посмевается над всеми полчищами злых духов, бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями, и не смущается никакими другими человеческими, неожиданно случающимися, бедствиями, потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую.

Дабы вам убедиться, что это справедливо, представим пример. Пусть будет какой-нибудь завистник, и пусть никто не восстает против него: какая ему от того польза? Он восстает сам против себя, изощряет на себя помыслы, опаснейшие всякого меча, раздражается всем видимым, мучится при виде каждого, встречающегося ему человека, и не чувствует ни к кому доброго расположения, но считает всех вообще своими врагами. Какая же ему польза от внешнего мира, когда он сам неистовствует и беснуется, как общий враг человеческого рода, и ходит везде, нося внутри себя такую войну, бесчисленное множество копий и мечей, и желая лучше подвергнуться тысяче смертей, чем видеть кого-нибудь из подобных себе существ пользующимся добрым мнением и благополучием?

Также предавшийся страсти к богатству носит в душе своей бесчисленные войны, брани и смятения, находится в страхе и беспокойстве и не может быть в хорошем расположении духа ни на малейшее время. Но не таков тот, кто освободился от страстей; напротив, он пребывает в тихой пристани, наслаждается любомудрием к не подвергается никакой подобной неприятности. Потому-то и пророк, наслаждаясь сам этим даром промысла Божия, говорил: «спокойно ложусь я и сплю», выражая, что для человека, не имеющего этого мира, не открыта даже общая всем пристань, но заграждена и она, пристань сна и ночи. Страсти нарушают даже отдых, даруемый природою, и совершенно преодолевают силу сна своим жесточайшим насилием. Преданные зависти, ненависти, любостяжанию и хищению, нося с собою всюду войну и имея внутри скрывающихся врагов, куда бы ни пошли, нигде не могут избежать этой борьбы; хотя бы они оставались и дома, хотя бы лежали на постели, подвергаются туче стрел, смятению, которое сильнее всяких волн, терпят убийства, вопли, стенания и другие бедствия, которые гораздо жесточе случающихся на войне…

Отрывок из толкования на псалом 4.

 

понедельник, 21 ноября 2022 г.

Явление небесного гостя на Святой Горе Афон… Встреча монаха-святогорца с Архистратигом Михаилом!

 

Это случилось в ту пору, когда о. Филарет выполнял послушание архондаричного (Архондаричный — это монах, которому поручено встречать паломников, готовить для них комнаты, предлагать им кофе и угощения. Это послушание бывает очень утомительным, потому что лишает монаха тишины и драгоценного уединения).

По прошествии пяти лет о. Филарет очень устал от непрерывного стечения народа и множества искушений и попросил настоятеля дать ему другое послушание.

суббота, 19 ноября 2022 г.

Уния: религиозно-политическая папская власть (протопресвитер Георгий Металлинос)



Под «унией» мы понимаем религиозно-политическую схему, придуманную папством для вестернизации нелатинского Востока, т. е. его духовно-политическое подчинение власти Папы. Другими словами, это связано с экспансионистской политикой папизма, наиболее последовательным выражением европейского феодализма, который благодаря влиянию Ватикана продолжается по сей день. Конечно, необходимо проводить некоторое разграничение между различными стадиями, которые обнаруживает уния в историческом плане. Потому что определенной исторической схеме предшествует идея и разработка процедуры подчинения Востока — да и Православия — Папе, неизменная тенденция латинской церкви после расхождения с православным Востоком и полного отрыва от него. Там, где непосредственная латинизация оказывается труднодостижимой, папизм применяет метод унии, который, таким образом, оказывается хитрой уловкой, ибо подчинение достигается под видом сохранения традиции и свободы.

понедельник, 14 ноября 2022 г.

«Большая ошибка — судить о людях поверхностно, только на основании того, что мы видим…» (архимандрит Павел Пападопулос)

Священник только что закончил собрание с приходским советом. Наступил вечер. Шёл дождь, и мокрые улицы блестели в свете луны.

Он сел в свою машину и по привычной дороге направился домой. В этот день он очень устал. И морально, и физически. Целый день он выслушивал проблемы людей, пытаясь давать им правильное духовное направление, стараясь не пошатнуться под грузом услышанного и в то же самое время дарить прощение и надежду.

Неподалёку от своего дома он внезапно затормозил перед магазином, где продавались сэндвичи и шашлыки.

вторник, 8 ноября 2022 г.

Главной добродетелью святого Великомученика Димитрия была любовь к Богу и ближним

 

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Как повествует Евангелие от Иоанна[1], во время прощальной беседы в Сионской горнице Господь наш Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам и излагая им высокое учение о нравственности, которое удивительным образом сочетается с богооткровенными догматами нашей веры, пророчески рассказал им о нашем будущем. Все эти слова и пророческие изречения Господа имеют силу и остаются действительными во все времена.

Во время этой беседы Господь предрекает Своим ученикам, что многие люди міра сего, считающие себя верующими христианами и номинально признающие учение Христово, в то же самое время будут принимать и иные учения и жизненные установки — ложные и измышленные самими людьми, и что как гнали Его, так будут гнать и Его учеников; люди дойдут до такой степени заблуждения и нечестия, что, убивая их, они будут думать, что таким образом они служат Богу! «Аще Мене изгнаша, и вас изженут... приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу»[2]. И мы, братья мои, знаем — из Деяний святых апостолов, из житий святых и из истории вообще, — что сие пророчество Господа исполнилось слово в слово не только в отношении святых апостолов, претерпевших различные мучения и принявших мученическую кончину, но и по отношению ко всем святым, от первых веков христианства до наших дней, которые становились и продолжают становиться в наше время славными мучениками и исповедниками веры Христовой по всей вселенной!

среда, 2 ноября 2022 г.

Архимандрит Афанасий Митилинеос: «Оружия нашей брани».

 

Запись проповеди приснопамятного старца Афанасия Митилинеоса, которая была произнесена в Священном монастыре Комнинио (г. Лариса, Греция) 22.09.1996 г.

 

И Павел вновь, дорогие мои, говорит об оружии. Сегодня на службе мы слышали такие слова: «Во всём являем себя, как служители Божии… с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6, 4, 7).

Как мы видим, здесь он приводит некий боевой образ. Чтобы это понять, давайте посмотрим, каким было вооружение солдата той эпохи, которым он мог пользоваться во время боя. В правой руке он держал копье или меч. И этим оружием он атаковал. В левой руке он держал щит, т. е. слева у воина оружие было оборонительное.

Павел использует образ воина, чтобы показать нам духовную брань и то, как мы должны подвизаться. Нет возражений, что верующий постоянно ведет войну и борьбу. А война эта — внутренняя и духовная.

И противник... принадлежит духовному царству. Врагом, восстающим на человека, являются демоны. А ещё — наше испорченное «я». Апостол Павел пишет: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против міроправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Итак, у верующего идет бесконечная война, непрестанная брань.

Преподобный Исихий

Но как, возникает вопрос, следует воевать христианину? Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, дает прекрасное описание духовной брани. Он говорит нам: «Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре делания: смирение, крайнее внимание, отвержение помыслов и молитву».

Оборонительное оружие — это внимание и отвержение помыслов. Оружие нападения — смиренномудрие и молитва. Как во время сражения воины не идут в атаку каждую минуту и не все время держат оборону, а делают это попеременно, так и порядок духовного делания таков: первое — смирение, второе — внимание, третье — отвержение помыслов, четвертое — молитва.

Давайте рассмотрим их подробнее. Чтобы мы могли правильно использовать эти средства, мы должны составить себе точное представление о каждом из них.

Первым из них является смирение. Смирение — это основа духовной брани. Если духовная борьба ведется без смирения, все наши труды и страдания тщетны. Смирение открывает нам духовные очи и позволяет точно увидеть своего противника, т. е. демонов, которые уловляют человека в разные страсти. Оно дарует нам возможность увидеть себя. Гордый никогда не видит своих страстей и, конечно, не признаёт их. Смирение делает ясным не только наше сознание, но и подсознание.

Изгнание из Рая

Так называемое «подсознание» Адам приобрел тогда, когда он стал виноват перед Богом и отверг свою вину, отодвинув её в некое пространство, которого не существовало ранее и которое сегодня называется «подсознанием». Это произошло тогда, когда Адам стал себя оправдывать пред Богом: «Не я, а жена, которую Ты мне дал, ввела меня в заблуждение, и я преступил Твою заповедь. Виновата она, а не я». Но в то же самое время приобрела подсознание и Ева: «Не я, а змей». Таким образом, подсознание является местом, где гнездятся все отклонения. Самооправдание и отвержение своей виновности пред Богом. А также все те тайные, нечистые похотения, которые часто всплывают из подсознания во сне у каждого из нас. Там содержится весь наш ветхий человек, все постыдные наклонности и страсти, унаследованные нами от прародителей. Мы никогда не хотели бы, чтобы сокрытое в нашем подсознании стало известным и явным для других. По крайней мере то, что способны видеть мы сами. Человек приобретает способность видеть все это по мере того, как он стяжевает смирение. Поэтому царь и псалмопевец Давид в 18 псалме говорит: «От тайных моих очисти мя». Что за «тайная» он имеет в виду? То, о чем я говорил вам выше.

Есть и ещё нечто очень серьёзное, о чем мы должны помнить. Смиренному человеку в духовной брани помогает Сам Бог, ибо смирение весьма угодно Богу. А гордого Бог оставляет без своей помощи, уважая его свободную волю и предоставляя действовать ему самому. Но без помощи Божией невозможно достичь ничего доброго. Совершенно невозможно! Священное Писание в книге Притчей глаголет: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3, 34). Бог отвергает гордого человека, а благодать подает только тем, кто имеет смирение. А ещё Он говорит через пророка Исайю, в 66-й главе: «И на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих». Таким образом, верующий неисчислимое количество раз получает помощь Христову. Так часто, что и сосчитать невозможно. В том случае, когда он обладает смирением, которое чуждо и недостижимо для бесов.

Второе — это внимание. Внимание, как мы видели, относится к оборонительному оружию. Священное Писание снова и снова рекомендует нам соблюдать внимание. Всех упоминаний о нем даже не перечесть. И в Ветхом, и в Новом Завете. Если бы первозданные люди были внимательны, то они бы не пали. Так, например, книга Второзаконие подчеркивает: «Вонми себе и снабди душу твою зело» (Втор. 4, 9). Или, как это звучит в переводе: «Только берегись и тщательно храни душу твою». Здесь не говорится: «Смотри за своими ближними, друзьями или врагами». Внемли самому себе. Будь бдителен и храни свою душу от всего неподобающего. Так сильно, как это возможно.

Внимание, мои дорогие, нужно всегда. Если мы посылаем ребенка в магазин, то говорим: «Берегись машин на дороге». В наше время происходит много несчастных случаев, поэтому мы часто обращаемся к своим близким: «Будь осторожен, береги себя». Внимание полезно везде. Но прежде всего — в духовной борьбе, где мы можем подвергнуться очень серьёзной опасности. Еще один глагол, связанный со вниманием, переводится «бодрствовать» (греч. γρηγορέω). И Господь неоднократно говорит нам: «Бодрствуйте».

Молитва в Гефсиманском саду.

Незадолго до того, как Спаситель пришел в Гефсиманский сад, то есть незадолго до того, как Он был предан, Он заповедал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 42). Он соединяет здесь бдительность, внимание с молитвой. Это необходимо, говорит Он, «чтобы не впасть в искушение». В чем состояло это искушение? «Когда меня придут арестовывать, вам придется пережить критическое состояние. Вы скажете: «Кем был этот Иисус, что мы следовали за Ним целых три года? Если Он не может за себя постоять, то какой Он Мессия?». В это же искушение впали и Его распинатели. «Если, — говорили они, — ты Сын Божий, если ты нужен Богу, пусть Он сейчас же снимет тебя с Креста». После чего они изрекали эти безумные слова: «И тогда мы уверуем». То есть они просили сначала знания, а потом веры. Но напрасно…

Внимание предполагает смирение. Потому что гордец считает себя неуязвимым и не способным к падению, незапятнанным и непадшим. Преподобный Исихий замечает: «Внимание — это чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался и добрым». Возлюбленные, диавол очень лукав и иногда уловляет человека через те помыслы, которые выглядят благими. Например, монаху приходит помысл: «Как хорошо, что Бог уберег меня от блуда». На первый взгляд, он может показаться хорошим, ведь монах славит и благодарит Господа. Но потом ему начинают приходить на ум ситуации, когда он мог согрешить этим смертным грехом. А такие ситуации бывали в жизни у всякого человека, за исключением разве что тех, кто умер в младенческом возрасте. И постепенно все эти случаи, всплывающие у него в памяти, вызывают духовную брань и восстание страстей. Очень верно говорит преподобный Исихий, что необходимо хранить свое сердце от всякого помысла, «хотя бы он казался и добрым».

Нам нужно внимание ко внутреннему миру помыслов. Мы должны быть осторожны. Очень важно хранить свое зрение и свой слух от скверных зрелищ и скверных речей. «Всяцем хранением, — говорит Священное Писание, — блюди твое сердце» (Притч. 4, 23). Со всеми предосторожностями береги свое сердце, свой ум. Удаляйся от всего, что может привести ко греху. Но в полной мере это невозможно, поскольку мы живем в міру. Можем ли мы не общаться с людьми, не слушать то, что они говорят, заткнуть уши и завязать глаза повязкой? Разве это возможно? Но давайте хотя бы оградим себя в тех случаях, когда это в наших силах. Например, не будем смотреть по телевизору то, что не подобает христианину, потому что если мы будем стремиться к скверным зрелищам сами и тем самым искушать Господа, то тогда Бог отступит от нас и попустит наше падение в бездну. Эта бездна имеет разную глубину и разные степени. Разумеющий да уразумеет…

Так что же нам следует делать? Как только к нам приходит вражеское внушение, так называемый прилог, мы должны немедленно защититься, чтобы он не достиг нашего сердца, не укоренился у нас уме. Чтобы из него не произросло согрешение. Ибо если принять скверные помыслы, то они овладеют нами и нарушат все наше существование, оказав разрушительное влияние и на душу, и на тело.

Тот же святой, преподобный Исихий, отмечает: «Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутрь, чтоб узнавать входящих». Необходимо очень внимательно следить за движениями своего сердца и различать приходящие помыслы. А ещё он говорит: «Моли Господа Иисуса Христа о помощи, пребывая во смирении непрестанно». Со смирением взывай ко Господу нашему Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Он говорит нам и ещё нечто важное. «Следует непрестанно иметь в душе память смертную». Все люди рано или поздно умирают. И не имеет большого значения, произойдет это лет через пятьдесят или, может быть, даже сегодня. Умирают и молодые, и дети — как от болезней, так и от несчастных случаев. Человек, расстанешься с жизнью и ты… Помнишь ли ты об этом? Есть ли у тебя память смертная? Священное Писание также говорит: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь» (Сир. 7, 39).

Все эти средства, говорит нам святой, стоят словно стражи «при дверех» (гр. δίκην πυλωρῶν). Эти «стражи» являются нашей защитой от греховных образов и помыслов, чтобы они не входили в наш ум и в наше сердце.

Перейдем теперь к третьему деланию — отвержению помыслов. Отвержение означает противоречие, противодействие, возражение. Диавол, дорогие мои, привык заводить мысленный разговор со всеми нами (если мы вонмем себе, то убедимся в этом сами). Он начинает заводить разговор, как это произошло когда-то с Евой. С тех пор, как Ева вступила в собеседование с диаволом, в греховное собеседование с ним вступают и люди. Для нас такой диалог смертельно опасен. Поскольку Слово Божие стало Сыном Человеческим, довелось вести разговор с диаволом и Спасителю нашему Иисусу Христу. Помните, как диавол пришел в пустыню ко Господу и начал разговаривать с Ним? Он видел в Нем человека очень опытного в духовной жизни, но, конечно, не мог предположить, что это был Вочеловечившийся Бог. Отвержение помыслов, их неприятие нужно с самого начала, сразу. Мы никогда не должны вести диалог с сатаной и со злом. Что Господь сказал сатане? «Отойди от меня, сатана» (Мф. 4, 10). Уйди прочь, исчезни отсюда, чтобы Я тебя больше не видел. Давайте рассмотрим теперь, каким образом это было сказано.

«Отойди от меня, сатана». Спаситель произнес эти слова с праведным гневом. Поэтому святой Исихий сказал: «Следует немедленно с гневом воспротиворечить лукавому». Очень важное слово «немедленно». Отвергнуть греховный помысел нужно тотчас же, как отбивают мяч в волейболе. Без сочувствия и расположения к нему, с негодованием и гневом. Св. Василий Великий говорит: «Потому и вложил в нас Бог гнев, чтобы мы направляли его не против нашего брата, но против сатаны и против зла».

Итак, отвержение помыслов с негодованием и гневом. В этом случае гнев является полезным, допустимым, спасительным и даже обязательным. Ева не гневалась на диавола, когда он поприветствовал её. Некоторые говорят об участии в собраниях еретиков или общении с безнравственными людьми: «Я всего лишь поприветствую их. Разве приветствие не от Бога?». Ответ: бывает приветствие и от диавола. Потому что диавол обратился к первозданным людям и сначала поприветствовал их. Чтобы сокрыть свои дурные намерения. Если какая-то женщина узнает, что соседка «положила глаз» на её мужа, будет ли она радостно приветствовать её и приглашать к себе дом? Будет ли муж любезно общаться с соседом, если узнает, что тот хочет соблазнить его жену? В таких случаях прекращаются все отношения. Не со зла, но как мера предосторожности, во избежание греха.

Как видим, отвержение помыслов очень важно. Оно относится к оборонительному оружию. И теперь мы подходим к последнему деланию, к молитве. Это второе наступательное оружие и оно самое важное из всех. Молитва укрывает нас от наветов лукавого. Если на вас нападает диавол, творите молитву. Это непобедимое оружие. Благодаря молитве Помощником и Покровителем человека становится Сам Бог. Святой Исихий говорит, что «с молитвою нужно возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным». И тогда подвизающийся увидит, как «враг со своим мечтанием развеется, словно прах от ветра, или исчезнет, как дым, не в силах перенести поклонение Иисусу Христу через произнесение Его имени». Достойно удивления, дорогие мои, что так многие наши христиане — из тех, кто ходит в храм, исповедуется и причащается, — не используют молитву. Некоторым людям я говорю об этом годами, но они не исправляются, увы. Они не читают даже утреннее и вечернее правило. И, тем более, не молятся в чрезвычайной ситуации, когда молитва крайне необходима.

Дорогие мои, мы должны научиться сражаться. Чтобы не оказались тщетными все наши труды. Давайте учиться вести духовную брань. Святой апостол Павел пишет: «Ибо нам не безызвестны его (диавола) умыслы» (2 Кор. 2, 11). Умыслы сатаны, врага рода человеческого становятся понятны тогда, когда «мы имеем ум Христов». Если человек живет духовной жизнью и становится жилищем Святого Духа, то под воздействием Святаго Духа изменяется и его ум. «Преобразуйтесь обновлением ума вашего», — призывает нас апостол Павел (Рим. 12, 2). «Обновление ума» означает обновление образа мыслей. Мы должны приобрести такое мышление, чтобы нам «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная», — говорит он в своем послании к Римлянам. Мы не должны усваивать мірское мышление, чтобы наша жизнь не проходила по образу міра сего, чтобы мы не стали с ним единым целым. «И не сообразуйтесь с веком сим», — заповедует он. Если мы будем иметь в себе Святого Духа, то тогда с лёгкостью, да, с достаточной лёгкостью мы сможем научиться вести и духовную брань. Нам необходимо сражаться со смирением, предельным вниманием, отвержением помыслов и молитвой. С оружием слева и справа, на которое указывает нам Дух Святый через перо апостола Павла. Аминь.


@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.