суббота, 6 апреля 2024 г.

Архимандрит Павел Димитракопулос: Третья неделя поста (крестопоклонная)



Дорогие братья и сестры во Христе!

В третье воскресенье Великого поста наша святая Церковь празднует, как известно, поклонение Честному и Животворящему Кресту. Установление этого праздника не случайно, оно тесно связано с великим историческим событием обретения святой Еленой в пещере Голгофы 6 марта 326 года по Р. Х. Честного Креста, на котором был распят Христос — Началовождь нашего спасения. Однако Святые Отцы поместили этот праздник именно в этот день, то есть в середину Великого поста, по другой, более глубокой духовной причине. Как отмечает Синаксарь Триоди, в это время из-за усиленной духовной борьбы, когда мы пытаемся распять ветхого человека с помощью поста, мы чувствуем усталость. Тогда Церковь, желая вселить в нас мужество и возвысить наш унылый ум, представляет перед нами на поклонение Честной и Животворящий Крест, напоминая тем самым о страданиях нашего Господа и Его крестной смерти, которую Он претерпел из любви к нам, нашего ради спасения. Это заставляет нас вспомнить также о радости воскресения, которое всегда следует за крестом и погребением. Некоторым образом, он подчеркивает и наш собственный долг и предначертывает наш собственный путь от креста к воскресению. Путь, который обязательно проходит через распятие ветхого человека.

Евангельское чтение этого праздника призвано донести до нас ту же самую весть и ту же самую истину, которую без слов выразил крест нашего Господа. Это отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка. В этом отрывке Господь определяет, что должен иметь в виду человек, каждый верующий, который хочет следовать за Христом, чтобы достичь своего спасения, и какую великую ценность имеет спасение нашей души. Можно сказать, что этот отрывок подводит итог и в краткой форме отображает весь смысл периода, который мы сейчас переживаем, — Великого Поста, Святой Четыредесятницы.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Как замечает святитель Иоанн Златоуст, Господь никого не принуждает. Ведь Он не сказал «хотите вы того или нет...», но «Кто хочет идти за Мной...». Он никого не влечет за Собой насильно, Он оставляет нам свободу выбора. Он уважает нашу свободную волю. Он не пытается обмануть нас заманчивыми обещаниями для того, чтобы мы стали Его последователями. Он ясно выражает Свою позицию по отношению к нам. Опять же, фраза «кто хочет...» не упраздняет необходимость выполнять Его заповеди. Раз мы хотим следовать за Ним, мы должны отвергнуться себя. Но что значит? Отвергнуться себя значит отречься от ветхого человека, который действует в нас. Отречься от страстей и плотских греховных желаний, которые противоречат Божественной воле и произрастают из себялюбия, то есть неразумной и болезненной любви к себе. Отречение от себя означает то, о чем говорит апостол Павел в Послании к Колоссянам: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5). Это также означает, что нам следует подчиняться воле Божией и терпеливо переносить всё печальное и неприятное, что Он попускает в нашей жизни: болезни, гонения, клевету и т. д.

«И возьми крест свой...». Здесь Господь показывает нам, как далеко должно зайти отречение от себя. Вплоть до креста и смерти, и даже смерти крестной. Так было, например, во времена гонений со святыми мучениками, которые, чтобы остаться верными исповеданию веры, не жалели и самой своей жизни, но жертвовали ею ради любви ко Христу. Конечно, когда мы думаем обо всем этом, нас охватывает трепет и ужас. Но святые мученики победили смерть не своими силами, а по благодати Божией, которая в них обильно пребывала. О значении крестоношения говорит нам и Апостол Павел в Послании к Галатам: «Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), и опять же: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). Апостол сораспялся Христу и силе Христовой еще до того, как стал свидетельствовать о Христе. Он умертвил ветхого человека и мирские похотения, чтобы теперь в нем жил не он (ветхий человек – прим. Пер.), а Христос. Подобным образом распялись и воскресли с Христом и святые, жившие праведной жизнью. Если мы прочитаем их жития в Синаксарях, то обнаружим, что все они, как и Павел, сораспялись Христу, претерпевая скорби, гонения, изгнания, заключения и т. д.

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Слово «душа» здесь имеет два значения. Первое значение — это биологическая жизнь, а второе — истинная и вечная жизнь. Только тот, кто не пожалеет своей жизни, но если понадобится, пожертвует ею, только он обретет вечную жизнь. Тот, кто не сделает этого из страха и трусости, потеряет вечную жизнь. Этот стих тесно связан с предыдущим, потому что в нем Господь показывает и объясняет нам, насколько необходимы самоотречение и крестоношение, о которых говорится в предыдущем стихе. Другими словами, здесь Господь говорит нам, что в наших интересах пожертвовать временным и даже самой этой жизнью, чтобы обрести вечное, потому что другого решения, другого пути ко спасению нет. Смысл этого стиха лучше проясняют другие слова Господа: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38).

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?». В этих двух стихах Господь объясняет нам, насколько важно спасение нашей души. Он как будто говорит нам: «Не думайте, что потерять душу, потерять вечную жизнь — это мелочи. Ибо какая польза человеку, если, приобретя все блага и славу мира, он потеряет жизнь вечную? Нет в этом мире ни одной вещи, ни одного блага нынешней жизни, которое имело бы такую большую ценность, что его можно было бы обменять на вечную жизнь. Спасение нашей души не искупается никаким выкупом в этом мире. Только Христос искупил нас от вечной смерти Своей драгоценной Кровью, согласно словам Апостола Павла: «Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6, 20). Иными словами, если бы у нас были весы, и мы положили бы на одну чашу все радости, славу и богатства мира, а на другую — спасение нашей души, мы бы увидели, что чаша весов склоняется в сторону души, поскольку ее погибель, если таковая случится, будет окончательной и бесповоротной. И эта безвозвратность полностью уничтожает приобретение всего мира. Радости мира временны, а потеря души вечна. Есть ли у нас вторая душа, чтобы заменить ею первую?

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». В этом стихе Господь затрагивает тему нашего исповедания веры в Него и Его Евангелие, что является характерным признаком тех, кто отрекся от себя и берет свой крест. Тот, кто действительно отрекся от себя до смерти, не может не исповедовать Его как своего Спасителя и Искупителя, выдерживая любые последствия этого исповедания. Эту великую истину Господь раскрывает и в другом случае, в контексте другого Своего учения, которое приводит Евангелист Матфей: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным…» (Мф. 10, 32-33).

Дорогие мои братья и сестры, давайте будем подвизаться, чтобы применить всё вышесказанное на практике, ведь недостаточно только теоретических знаний, необходимо ещё и практическое применение. Когда человек борется с ветхим человеком, он ощущает внутри себя сильное сопротивление. Тогда подтверждаются слова Апостола Павла: «Но я вижу в собственном уме иной закон, противоборствующий закону ума моего и уводящий меня в плен закона греховного в собственном уме моем. Жалкий я человек! Что избавит меня от тела смерти сей?». Давайте же воспользуемся этими святыми днями Великого поста, которые милость Господня дарует нам, для этой цели, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 2), вооружившись непобедимым трофеем, неотразимым оружием — Животворящим Крестом Господним. Аминь.

Пирей, 2 апреля 2016 г.

Архимандрит Павел Димитракопулос
настоятель храма Честного Креста в Пирее.

Источник

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!