† Архимандрит Георгий Капсанис, проигумен афонского монастыря Григориат
+++
В сегодняшнем празднике мы
видим две противоположные картины, которые описываются в песнопениях нашей
Церкви и в Святом Евангелии, которое мы прочитали на Литургии (Мк. 6, 16-29).
С одной стороны, Ирод,
Иродиада, дочь Иродиады — это лукавое пиршество, триумф человеческой греховности
и злобы. Разврат, беззаконный брак, пьянство, отсутствие страха Божия, страсти,
гнев, ненависть, месть, отсутствие покаяния. В противовес этой мрачной картине
выступает чистая, святая фигура Крестителя, Пророка, человека Божия,
праведника, святого Иоанна Предтечи.
Разница действительно огромна! В лице Честнóго Предтечи мы видим человека Божия, человека такого, каким его хотел видеть Бог, человека послушания, любви, веры, надежды на Бога, полной преданности Господу, жертвенности. В лицах других, врагов Честнóго Предтечи, мы видим человека, порабощенного диаволом, что произошло из-за его непослушания Богу. С одной стороны — высочайшая вершина святости, а с другой — крайняя глубина греховности и страстного состояния. Эти два образа отражают всю трагедию спасения человека, его падения и святости.
Священное Писание
представляет нам обе картины такими, как они есть, без искажений, потому что из
обеих мы должны извлечь духовную пользу. Мы должны бояться той степени страсти,
до которой дошли эти несчастные люди, утратившие свое человеческое,
богочеловеческое предназначение, и быть очень внимательными. Потому что человек
слаб, он страстен, а грех легкодоступен; человеческая природа изменчива, и
часто бывает так, что человек, сам того не осознавая, оставляет себя без защиты
и может скатиться в бездну погибели, и вместо того, чтобы стать по образу Божию,
стать по образу диавола.
Поэтому сегодня Церковь
постится. Чтобы помочь нам, привлечь наше внимание этим постом и напомнить нам,
к чему могут привести человека распутство, безнравственность, разврат,
отсутствие любви, смирения и покаяния. Здесь, на Святой Горе, совершается всенощное
бдение, поэтому по икономии разрешается вкушать пищу с елеем. Но снаружи, в миру,
там, где всенощное бдение не служилось, постят без елея. Здесь труды всенощного
бдения заменяют более строгий пост.
С одной стороны, мы должны
бояться греха, бояться гнева, бояться страстных и лукавых помыслов, которые порождают
в человеке величайшее зло. Мы, монахи, которые находимся здесь по милости Божией,
живем внимательной жизнью, и у нас нет таких опасностей, как у людей в миру. Однако,
хотя мы, по милости Божией, не подвержены таким опасностям, мы ведем войну с
помыслами, и нам нужно быть очень внимательными, чтобы ни малейшая страстная
мысль не закралась к нам в душу. Потому что для нас небольшое согласие с помыслом равносильно
большому падению.
А с другой стороны, созерцая
образ Честнóго Предтечи, мы задаемся вопросом: как в том мире, где еще не
было воплотившегося Бога, человек смог достичь таких высот? Стать «величайшим
из рожденных женами» (Лк. 7, 28)! Таким чистым, таким постником, таким целомудренным,
настолько горящим любовью к Богу, настолько смиренным, настолько пылающим
любовью к людям, чтобы желать спасения всем и стать для всех проповедником
покаяния. Честнóй Предтеча был восприимчив к этой благодати, а еще он имел
благословение своих святых родителей; он был избранным сосудом Святого Духа, и
Бог предназначил его для этого великого дела, которое он должен был совершить.
Как мы можем видеть, в глубине
его добродетели, его многочисленных дарований и великого дара Божия, который он
имел, лежало его глубокое смирение. Это глубокое смирение он проявил,
когда признал Господа первым, главой, Спасителем, а себя — последним. Это
действительно большое смирение. Ведь Иоанн тоже был учителем, у него были свои последователи,
свои ученики, но он без колебаний смирился и даже сам направил учеников ко Христу. Он
отказался от права иметь учеников и послал их ко Господу, потому что он
видел, что Господь является Спасителем и Искупителем.
Благодаря этим качествам святой
Иоанн стал той великой личностью, которая соединила два Завета, Ветхий и Новый.
И Церковь Божия прославляет его как Ангела пустыни, как вершину пророков,
как последнего и наивысшего из пророков Ветхого Завета, как первого
невестоводителя к Жениху Нового Завета. На нем заканчивается Ветхий Завет,
и он берет человечество за руку и ведет его к Жениху и Господу душ человеческих
Иисусу Христу. Именно поэтому его слава велика, она вечна. По этой же самой
причине его изображают на иконах рядом с Христом. Справа находится Пресвятая
Богородица, слева — святой Иоанн Предтеча. И на каждой Божественной Литургии мы
поминаем его после Пресвятой Богородицы. В этом проявляется особое почтение Церкви.
После слов «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней
Владычице нашей Богородице…» мы говорим: «О святем Иоанне Пророце,
Предтечи и Крестители…». После Пресвятой Богородицы идет святой Иоанн
Предтеча.
С проповедью св. Иоанна
Крестителя заканчивается Ветхий Завет и начинается Новый. Он пролагает дорогу
всем тем, кто после него будет подвизаться в монашеском житии, потому что он
является первым девственником и монахом Церкви Христовой. Это имеет особую
важность, особое значение, потому что являет нам великую ценность девства и его
честь, а также то, что оно благословляется Богом. Св. Иоанн предтеча был девственником и вел девственную жизнь, и он указал нам на
Жениха Христа: «Се Агнец Божий вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29), Который также
был Девственником.
Сегодня, отцы, мы имеем
благословение праздновать память основоположника монашеского чина, святого
Иоанна Предтечи. И поэтому мы должны сегодня просить, чтобы он благословил нас и
помолился о нас ко Господу. Давайте на мгновение мысленно перенесемся на берега
Иордана, где мы сможем созерцать его скромность, кротость и строгость, которые
были результатом его любви, его богоподобного зрака; его благословенную руку,
которая указала на Господа и крестила Его. Попросим благословения у святого
Предтечи.
Святой Иоанн Креститель — хоть
он и кажется строгим — очень добр и относится к нам с отеческой любовью. Он всегда
выслушает наши молитвы и примет приношение нашей любви; он обнимет и
благословит нас, и научит нас «держаться спасения» (Евр. 6, 9), чтобы мы
всю свою жизнь следовали за ним и подражали ему.
(1981)
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
СВЯТЫЙ ПРЕДТЕЧА СПАСТТЕЛЯ НАШЕГО ПОМОГИ НАМ УКРЕПИТЬСЯ НА МОНАШЕСКОЙ ДОРОГЕ, БЫТЬ ВЕРНЫМИ ЕМУ И ЕГО ПРЕЧИСТОЙ МАТЕРИ И ЖИТЬ ПО ВОЛЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ О НАС ТАКИХ СЛАБЫХ И НЕМОЩНЫХ ДУХОВНО!!! ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦЕ СЛАВА ТЕБЕ!!! СКТЬЯНЕ.
ОтветитьУдалить