воскресенье, 20 февраля 2022 г.

Митрополит Флоринский Августин: «Грех — это разорение и обнищание».


Слово в Неделю о блудном сыне (Лк. 15, 11–32).

СЕГОДНЯ, дорогие мои христиане, наш праздник. Сегодня — Неделя о блудном сыне, и, поскольку эта евангельская притча касается каждого, можно сказать, что сегодня — «личный праздник» каждого из нас. Так вот, давайте отметим его подобающим образом. Чтобы мы не были похожи на блудного сына только грехами, но, подобно ему, последовали по пути покаяния до конца.

Блудный сын пошел путем зла, путем падения, путем отступления и удалился от Бога. Падая из одной бездны в другую, он достиг наихудшей из них — бездны безысходности и отчаяния. И когда он дошел до самого дна и готов был погрузиться в кромешный ад навсегда, его удержала и спасла от погибели одна мысль, пришедшая в тот момент ему в голову. Что может в мире сем сравниться с ценностью мыслей? Как правило, мы не придаем им значения. Все в мире начинается с мысли. Греховный помысел порождает преступления, а праведный — чудеса добродетели. Так вот, достаточно было одной только мысли, озарившей его словно молния, и в самый последний момент он сделал спасительный поворот.

Как водитель, достигший края обрыва, вдруг искусным движением делает разворот на 180 градусов и успевает спасти свой автомобиль, таким же образом поступает и блудный сын из евангельской притчи. Словно капитан, который приближается к скале и внезапно с невероятной ловкостью меняет курс корабля и спасает его от крушения, точно так же и блудный сын в последний момент сделал поворот, спасительный поворот: он изменил направление и свернул с той дороги, которая вела его в ад. И пошел в обратную сторону, к небу.

Какая прекрасная притча, вершина всех притч, дивное чудо в священном Евангелии! Кто-то сказал, что если бы все Евангелие было утеряно и сохранилась бы только эта притча, достаточно было бы её одной, чтобы доказать, что сказавший её был не простым человеком, а Богом.

Глубина притчи о блудном сыне необъятна. В ней представлены две силы: одна сила, сотрясающая весь мир и нас самих, — это грех, а другая сила — это всемогущая Десница Господня, которая подхватывает грешника и возвышает его, и делает его чадом Божиим и наследником Царствия Божия.

Рука Божия простерта над человечеством, и только слепой может не увидеть её. Эта Рука способна не только достигать до дна моря, на глубину 8000 метров, но и глубже, на днище ада, куда попадают грешники. И даже оттуда Рука Божия подхватывает грешника и поднимает его высоко, выносит его на поверхность, проносит его над волнами и ведет его к звездам небесным, и делает его чадом Божиим и наследником Царствия Своего.

Эта тема очень важна и имеет множество измерений. Но сегодня из всей этой замечательной притчи мне хотелось бы обратить ваше внимание только на один момент.

* * *

Братья мои, грех — это не игра, это огонь, пожигающий и уничтожающий, который пылает не только в той жизни, что начинается за гробом, но имеет последствия еще здесь, в нашей жизни на земле. Каждый человек должен беречься от них.

Грех, кроме всего прочего, приносит разорение и обнищание в финансовом плане. Он разоряет отдельных людей, целые семьи и нации. Эту особенность греха может заметить даже тот, кто не верует в Бога. Именно это подчеркивается и в притче о блудном сыне, когда говорится, что он «расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15, 13).

- Грех — это разорение и обнищание. Доказательством в первую очередь является блудный сын. Кем он был изначально? Бедным? Нет. Он получил часть огромного наследства, взяв его стоимость деньгами, и наполнил ими свой кошелек. И что он с ними сделал, куда их потратил? Евангелие дает нам ответ: он связался с дурными компаниями. Он стал тратить свое состояние на развлечения, на пиршества, на грешных женщин; он посещал дома разврата. Он тратил тысячи, но не зарабатывал ничего. И чем все это закончилось? Пришло время, и он стал попрошайкой. Он попросился пасти свиней и воровал их еду. На этом примере мы убеждаемся, что грех — это разорение и обнищание. Блудный сын разорился, пребывая во грехе.

То же самое происходит и сегодня, братья мои. Точной копией блудного сына являются современные богачи мира сего. Да. Разве вы их не видите? У них есть дома, особняки, корабли, банковские счета, слитки золота... И что они со всем этим делают? Вы видели, чтобы кто-нибудь из них построил школу, церковь, дал приданое девушкам из неимущих семей, помогал бедным, тратил свои деньги на добрые дела направо и налево? Если бы богатые расточали свое богатство во благо, вся земля превратилась бы в прекрасный сад. Но что делают они? Один судовладелец построил себе «гнездышко» из лучших видов мрамора на одной из баварских гор, куда он периодически летает на вертолете, чтобы наслаждаться красотами природы. Другой приобрел себе роскошную мебель, которая стоит неисчислимые суммы. На столах стоят пепельницы, украшенные бриллиантами, от блеска которых ночь становится днем. Третий строит яхту, чтобы путешествовать по Средиземному морю и развлекаться с девушками легкого поведения. Простите, что я вспоминаю об этом, но даже туалеты на этой яхте отделаны дорогими камнями!

Все эти сегодняшние богачи ведут «распутную жизнь». А деньги, которые могли бы спасти столько людей, они тратят в угоду диаволу. «Они расточают имение свое, живя распутно».

– Дорогие мои бедняки, вы с удовольствием слушаете слова, которыми священник обличает богатых. К сожалению, мои дорогие, более глубокое исследование общества доказывает, что «блудными» могут быть не только богачи. Надо сказать правду: блудными сынами могут быть и бедные тоже. Вот так.

Ты видишь этого рабочего, у которого все руки в мозолях, он вернулся с завода в мазуте и саже? Он достоин уважения за свой труд. Но что он делает? В субботу он получает зарплату, свои «священные» деньги, пропитанные потом. Но вместо того, чтобы купить жене платье, а ребенку — пару тетрадей и книг; вместо того, чтобы взять домой молока, он предпочтет вечером пойти в заведение, которое может привести его ко греху. Он пойдет в кабак, в кино, на стадион, на скачки. В последнее время диавол нашел один механизм, который опустошает кошельки и у молодых, и у старых, а особенно — у рабочего класса. Этот механизм — азартные игры, карты, лотереи, ставки и тому подобное...

Так что распутно живут не только богатые; распутно живут и рабочие тоже. Несправедливость и бедность здесь ни при чем. Блуд и распутная жизнь свойственны всем. Дайте рабочему 100, 200 или 300 тысяч драхм. Если по своей натуре он склонен к разгульной жизни, у него очень скоро не останется ни одной драхмы. В то время как другой рабочий делает сбережения, экономит, и ему удается построить своими руками свой собственный дом.

– Грех — это разорение и обнищание: и богатых, и бедных, и всего мира. Хотите пример? Рассмотрите различные страны.

Давайте откроем государственный бюджет, чтобы увидеть, до чего доводят грехи. Каждый день тратятся астрономические суммы. И куда они идут? Куда уходит самый большой процент государственного бюджета? На мосты, на школы, на полезные проекты? Нет. Они тратят их на свои сумасшедшие заводы, самолеты, военные суда, ядерные бомбы, одним словом, на диавола. Подумайте только, что будет, если государства, которые тоже ведут себя как блудный сын, перестанут тратить миллионы долларов, рублей или фунтов на разрушения. Мы удалим слово «война» из своего лексикона. Представьте только, что все эти суммы будут тратиться в мирных целях! О, какое было бы счастье! Даже голые скалы могли бы покрыться розами, а Сахара — превратиться в плодородные земли. О, святое Евангелие! Как прекрасна была бы наша жизнь, если бы все блудные сыны мира сего стали следовать тебе в жизни своей!

«…И так человечество расточило имение свое, живя распутно…».

* * *

Из этого, дорогие мои, видно, что грех имеет последствия ещё в этой жизни. «Ибо возмездие за грех смерть» (Рим. 6, 23). Да.

Весь год — это дни бездумной и распутной жизни. Но есть и такой период, когда этим постыдным грехам предаются с особенной силой. Это подготовительный период перед началом Великого Поста, период Постной Триоди, когда Церковь приглашает нас послушать свое небесное учение. В эти святые дни, когда все мы должны готовиться к скорой встрече Царя, Жениха Церковного, Господа нашего Иисуса Христа, в эти дни, когда все мы должны быть готовы вступить на поприще Святой Четыредесятницы, диавол берез свою лопату и загребает деньги, которые люди тратят на грехи. Масленица — это пиршества, пляски, нечестивые развлечения, игры, разгул.

Дорогие братья мои! Если с неба спустится ангел и словно через сито просеет нас всех, от богатых дворцов до беднейших хижин, найдет ли он человека, который скажет «Я согрешил» — те слова, что прозвучали из уст блудного сына (Лк. 15, 21)?

«Я согрешил»! Пусть это скажет и богатый, и бедный рабочий, «правые» и «левые», женщины и мужчины, неграмотные и ученые, юноши и седовласые старцы. Если мы скажем: «Я согрешил», крылья ангелов поднимут нас ввысь, до самого неба. Потому что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).

Давайте прочувствуем это своим сердцем, дорогие мои, и сделаем покаяние основой всей нашей жизни. Давайте перестанем грешить. Давайте скажем диаволу: «Стоп!». Довольно, диавол! Отныне и дальше по жизни — только со Христом, только в направлении к небу; отныне — только вперед со святыми ангелами и архангелами, чтобы и нам удостоиться Царства Его. Аминь.

† Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис)

Храм Св. Георгия в городе Неа-Иония (Греция),

5.02.1961.

Источник: https://armenisths.blogspot.com/2011/02/blog-post_2294.html?m=0

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!