вторник, 22 февраля 2022 г.

Против обливательного крещения. Окружное Послание Архиепископа Никифора (Феотокиса).

 

Архиепископ Славенский и Херсонский Никифор (Феотокис), 1731–1800.

По делу звания моего я обязан наблюдать за всем, что относится к учению христианскому, дабы сие учение сохранялось здраво и неповрежденно. И, во-первых — обращаю внимание ваше на святое крещение, ко­торое есть дверь всех Таинств, начало спасения нашего, отпущение грехов и примирение с Бо­гом. Оно есть дар усыновления, потому что в крещении мы становимся сынами Божиими и со­наследниками Христу, облекаясь во Христа Господа нашего, по слову св. Апостола Павла: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся — все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Без сего и спастись никто не может: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3. 5).

Рассуждая о сем Таинстве святом, я должен сказать вам, что:

1. Самое слово или наименование его на первоначальном языке, на котором передали нам благовествование Богом просвещенные Еванге­листы, означает погружение, а не обливание или окропление (греческое слово «baptizo» — окунаю, крещу водой).

2. Первый узаконитель крещения Господь и Спаситель наш Иисус Христос, вошедши в реку Иордан и, погружаясь,—крестился.

3. Так и апостол Филипп крестил евнуха: и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его (Деян. 8, 38).

4. Православная Церковь по преданию апостольскому всегда крестила чрез погруже­ние. Это видно из 50-го правила святых Апос­толов: «Если кто, епископ или пресвитер, совер­шит не три погружения... да будет извержен...»; из 2-го тайноведственного поучения св. Кирилла Иерусалимского: «Вы исповедали спасительное исповедание и, погрузившись трижды в воде...»; из слов св. Василия Великого: «Тремя погруже­ниями и столькими же призываниями совершается великое Таинство Крещения».

5. Погружение в воду, и притом трое­кратное, и троекратное же восхождение от воды установлено не произвольно и не случайно, но во образ тайны тридневного Воскресения Христова. «Вода, — говорит св. Ва­силий Великий, — представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб. Тела крещаемых в воде некоторым образом погребаются, что таинственно изображает отложение плотских тел, по слову Апостола: «В Нем и вы обрезаны совлечением греховного тела плоти, обреза­нием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11).

6. Церковь Православная везде крещает чрез трехкратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, арабская, болгарская, сербская, волошская, дал­матская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в котором трижды погружает крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы (как указано в 49-м правиле апостоль­ском: «Если кто, епископ или пресвитер, крес­тит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа... да будет извержен»). А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет ника­кого сомнения. Святой Владимир принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде, и теперь крещают чрез по­гружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей-греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение.

Впрочем, думаю и не без основания, что крес­тить посредством обливания стали первоначаль­но в Киеве, а потом и по всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевскою митрополиею.

В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Из сего следует, что из всех право­славных одни только малороссы, отменив погру­жение, крещают посредством обливания. А это подало случай раскольникам обличать нас в том, что мы, пренебрегши предание святых апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обы­чаю папистов, которые в числе различных неправильных отменений дерзнули переменить и святое крещение. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Так писал божественный апостол Павел. А св. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из переданного при совершении крещения».

Для чего же мы делаем упущения в столь важ­ном деле? Почему мы не сохраняем сего святого апостольского предания, как сохраняет его вся Православная Церковь? Какую причину, какое извинение представим в том? Быть может, кто скажет, что опасно погружать младенцев в воду? Но это будет лукавством. Жизнь Его Им­ператорского Высочества, благоверного Госу­даря Цесаревича и Великого князя Павла Петро­вича и Его высоких чад весьма драгоценна, однако ж они без всякого опасения, по благости Божией, были крещены троекратным погруже­нием в довольно глубоком сосуде, который я сам видел в придворной церкви. Наконец, ес­ли бы кто сказал, что холодная вода в зимнее время может быть вредна для здоровья младен­цев, тот должен знать, что никакой закон не повелевает, чтобы вода, употребляемая в кре­щении, была холодная и замерзшая; можно брать воду, находящуюся в комнате.

Довольно, кажется, и того, что я сказал вам, возлюбленные во Христе чада и пречестные свя­щенники, довольно для того, чтобы вы больше не крестили чрез обливание, а крестили бы как положено, посредством погружения, чтобы вы прежде дру­гих в Малороссии показали пример сей святой и за служение и ревность о сохранении в Церк­ви древнейшего апостольского предания удос­тоились получить от Бога награду. Впрочем, да­бы кто-нибудь не пренебрег сего постановления нашего под тем предлогом, что от нас не было на то ясного повеления, то мы, по власти нашей пастырской, всем нашим духовным правлениям повелеваем:

1. Стараться, чтобы во всякой церкви был устроен сосуд серебряный или медный или из другого какого-либо приличного материала, который бы имел фигуру колокола или кадила, снизу у́же, а кверху шире, глубиной не меньше аршина, а шириною соразмерен был бы глу­бине, так чтобы годен был к употреблению.

2. Велеть везде священникам, чтобы над вы­шеупомянутым сосудом с водою прочитаны были обыкновенные молитвы и в освященной воде крещали бы младенцев при троекратном погру­жении с призыванием на каждом из погружений одного из трех имен Пресвятой Троицы, как со­вершается на Востоке и в Великороссии.

3. Строго приказывать, чтобы священную воду по совершении крещения не выливали куда вон в нечистое место, но сохранно и с должным уважением выливали бы ее в умывальницу, то есть где священники руки омы­вают, а самый сосуд ни на какое другое дело не употреблять, но хранить его в церкви в чис­ле других священных сосудов.

Повинующимся и охотно имеющим исполнить сие наше повеление обещаем Божие благосло­вение, вечную славу и наше пастырское благословение.

1754 год.

Печатается по: Православный журнал «Вера и Жизнь», № 2–4 (9–11), 1995 г., с. 33–34, г. Чернигов (Украина).


Биографическая справка

Архиепископ Никифор (Феотокис) родился в 1731 году на острове Корфу. С юных лет прославился на своей родине как блестяще образованный, талантливый проповедник, педагог, ученый и богослов. Помимо греческих семинарий окончил университеты Болоньи и Падуи. Работы греческого подвижника стали настолько популярны в Европе, что слух о нем дошел до императрицы Екатерины II, которая пригласила его в 1776 году посетить Россию, ставшую для него второй родиной.

Никифор (Феотокис) по приглашению своего соотечественника архиепископа Евгения (Булгариса) Славянского и Херсонского переехал в Полтаву, где в 1779 году стал его преемником с назначением Архиепископом Славянским и Херсонским. В конце 1786 года из Полтавы был переведен на Астраханскую и Ставропольскую кафедру.

И в Полтаве, и в Астрахани архипастырь основал православные семинарии. В 1792 по состоянию здоровья ушел на покой и стал настоятелем московского Данилова монастыря.

В Даниловом монастыре он написал свою главную книгу — четырехтомник «Путь по дням Господним», содержащий толкования и беседы на евангельские и апостольские чтения всего года.

Помимо богословских трудов архиепископ Никифор (Феотокис) также создал учебники «Основы математики» и «Основы географии». Автор учебников по физике и математике, богословских трудов.

По мнению некоторых историков, именно ему (а не его приемнику архиепископу Екатеринославскому Амвросию) принадлежит первое употребление слова духоборцы.

Святитель предпринял первые практические шаги для преодоления трагических последствий старообрядческого раскола в Русской Церкви. Начиная с 1780 года, архиепископ Никифор взаимодействует со старообрядческими общинами с целью достижения компромисса: дозволения им совершать службу по своему обычаю, но признавая авторитет Православной Церкви. В последующие два десятилетия этот компромисс распространился на всю страну, будучи утвержден московским митрополитом Платоном под названием «единоверие».

По мнению некоторых историков, именно ему (а не его преемнику архиепископу Екатеринославскому Амвросию) принадлежит первое употребление слова «духоборцы».

В России архиепископа Никифора (Феотокиса) прозвали «керкирским мудрецом» (Керкира — греческое название острова Корфу): он пользовался огромным авторитетом и как священнослужитель, и как ученый.

Скончался греческий просветитель в 1800 году и, по собственному завещанию, был похоронен на территории Даниловой обители. В его честь названа одна из башен монастыря — Никифоровская.

При вскрытии в 2007 году гробницы святителя Никифора его мощи были обнаружены нетленными.

2 комментария:

  1. Упокой Господи душу усопшего раба Твоего архиепископа Никифора Феотокиса и его святыми молитвами помилуй нас грешных!

    ОтветитьУдалить
  2. А что делать тем, кто крещен в советском детстве через обливание?

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!