четверг, 6 января 2022 г.

Притча о Великой Вечере. Размышления о нынешней ситуации в области экуменизма и здравоохранения…

 

Статья протопресвитера Феодора Зисисапочетного профессора богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля.


1. Два воскресенья перед Рождеством являются особенными

Каждый год в два последние воскресенья перед Рождеством наша святая Церковь мудро заповедала нам через Святых Отцов совершать поминовение Святых Праотец Христовых. Перед тем, как звучит синаксарий дня, песнописец призывает сродников по плоти Господа нашего Иисуса Христа, особенно патриарха Авраама, с которого начинается Его генеалогическое древо, исполниться радостию и веселием, ибо приближается Рождество произошедшего от них Спасителя нашего Иисуса Христа:

Примите радость, древние праотцы,

Видя близящегося Христа Мессию,

Радуйся, Авраам, яко праотец Христа явися.

Но чтобы никто не подумал, что Рождество Христово и спасение касаются только потомков Авраама, то есть что Мессия пришел только к евреям, которые до сих пор ещё верят в то, что потомкам Авраама свойственна некая исключительность, и которые всё ещё ждут своего мессию-мошиаха, то есть антихриста, наша Церковь постановила в воскресенье перед Рождеством праздновать память всех, кто угодил Богу от начала человеческой истории, ещё до Авраама: начиная с Адама и заканчивая праведным Иосифом, Обручником Пресвятой Богородицы. Каким жалким выглядит мнение иудеев об их исключительности по сравнению с величественной открытостью и вселенским характером Евангелия:

«В сей день, в Неделю прежде Рождества Христова, память совершать заповедано нам от Святых и Богоносных Отец наших, всех от века Богу благоугодивших от Адама и до Иосифа Обручника Пресвятыя Богородицы».

2. Иудеи, а также многие христиане отказываются от приглашения на Великую Вечерю и теряют свое спасение.

Согласно евангельскому повествованию, в том виде, как передал его евангелист Лука [1], которое мы слышали в прошлое воскресенье, притча о Великой Вечере была рассказана Спасителем нашим Иисусом Христом при следующих обстоятельствах. Отметим, что последний стих этого евангельского отрывка «Много званых, но мало избранных», встречается и в другой, похожей притче о Царском браке, которая прозвучала при других обстоятельствах и в другом месте, как сообщает нам апостол и евангелист Матфей [2].

Итак, Христос был приглашен одним начальником из круга фарисеев на званый ужин, где присутствовали и другие начальники иудейские, книжники и фарисеи. Услышав, что Христос посоветовал им, кого именно следует приглашать на ужин — не богатых и родственников, но бедных и чужих, потому что за это будет воздаяние от Бога, когда водворится Царство Божие — один из возлежащих с Ним восхвалил тех, кто будет принимать участие в трапезе Небесного Царствия: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» [3]. Фарисеи считали, что они-то уж точно попадут в Царство Небесное, поскольку они являются потомками Авраама. Зная это, Христос рассказал им притчу о Великой Вечере, которой Он опроверг ложную убежденность фарисеев и других иудеев, что они имеют полное право, как избранный народ и семя Авраамово, на пребывание в Царстве Небесном. Такую же ложную убежденность имеют и многие христиане, которые ошибочно полагают, что если они покрестились и стали членами Церкви — начатком Царства Божия на земле, это значит, что они сподобятся и царствия будущего века.

Согласно притче о Великой Вечере, некий человек (под которым подразумевается Бог) приготовил ужин и пригласил к себе многих. Когда все было готово, он послал своего слугу, своего раба, чтобы позвать гостей. Под приготовленным ужином обычно понимается спасительное дело Христа, Евангелие Христово, а особенно — Таинство Святого Причастия, Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. К сожалению, первые приглашённые гости, начальники иудейские — первосвященники, книжники и фарисеи, которые должны были осознавать ценность и важность этого приглашения и величие Бога, зовущего их на вечерю начинающегося на земле Царства Божия через Богочеловека Христа, вместо того, чтобы прийти самим и позвать других, словно сговорились и все как один отвергли приглашение под какими-то неразумными и бессмысленными предлогами, связанными со служением земным, мірским заботам и материальным благам. Поступая таким образом, они принизили и отвергли непреходящее, бесценное, нетленное и превышающее все остальные блага вечное спасение и участие в Великой Вечере Божественной Евхаристии. Первый сказал, что он купил поле и должен пойти посмотреть его; второй сказал, что купил пять пар волов и должен испытать их силу и выносливость, а третий сказал, что он женился и не может оставить свою жену.

Когда мы поставляем земные блага и другие устремления и цели житейские выше, чем спасение души — самое великое благо, и выше, чем Таинство Божественной Евхаристии, посредством которого мы участвуем в таинственном и бессмертном вкушении Тела и Крови Христовых, тогда мы презираем и бесчестим призывающего нас Бога и посланных Им, что, к сожалению, происходило ранее и происходит сегодня. Согласившись с неприемлемыми и нечестивыми санитарными мерами, которые были введены и продолжают быть в силе под предлогом коронавируса, мы обожествили наше телесное здоровье и поставили его выше Самого Бога и своего вечного спасения, выше спасения своей бессмертной души. Те, кто думают и действуют таким образом, являются отрицателями Бога и всего святого, «омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели… и поклонялись, и служили твари вместо Творца» [4]. О тех, кто отказывается от приглашения на Великую Вечерю, пишет святитель Кирилл Александрийский: «Не удивились кротости Того, Кто их пригласил, Кто с помощью самого этого призвания служит делу спасения, но нанесли бесчестие и Призвавшему их [Богу], и Его служителю, посланному к ним» [5]. Как говорит Евфимий Зигабен, они скорее предпочли удовлетворить различные свои страсти, чем последовать Евангелию: «Различные отговорки не обнаруживают ничего другого, кроме как различные страсти, из-за которых они лишились упомянутого наслаждения. Ведь будучи удержаны один — одной страстью, другой — другой, третий — третьей, они отвергли Евангелие, … поскольку оно было противоположно их склонности» [6].

Но хотя начальники иудеев и отказались от приглашения на Великую Вечерю, это, конечно, не помешало её проведению. Бог оказал честь и призвал в первую очередь тех, кто изучал Закон Божий и учил народ соблюдать Закон — первосвященников (архиереев) и книжников — тех, кто и теперь на деле отказывается от своей миссии и отвергает приглашение на Великую Вечерю. «Теми отказавшимися были первосвященники, книжники и фарисеи, и те, которые были почетнее народа», пишет Зигабен [7]. А сейчас, в наше время, и в другие исторические эпохи не бывало ли такого, что епископы и профессиональные богословы оказывались в авангарде тех, кто отрицает Святое Евангелие и дискредитирует, и затрудняет участие простых верующих в Великой Вечере Царства Божия и в Тайной Вечере — Божественной Евхаристии? Как повествует этот евангельский отрывок, такое поведение, конечно же, прогневало Бога, Который не стал их уговаривать, но вместо официальных представителей иудаизма Он призывает теперь из числа иудеев людей незначительных и бедных, и неграмотных, и страждущих, как, по сути, произошло с первой Иерусалимской церковью, члены которой были выходцами из бедных и незнатных слоёв еврейского общества. Вот что означает повеление Бога Своему посланнику выходить на улицы и в переулки Иерусалима, когда именитые жители города отказались прийти: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» [8].

И когда слуга сообщил, что уже пригласил их, но есть ещё место и для других, он приказал ему выйти из Иерусалима, за пределы города, и пойти «по дорогам и изгородям» и при помощи сильных доводов убедить находившихся там прийти на Вечерю, чтобы наполнился дом. Все толкователи соглашаются друг с другом в том, что это последнее приглашение к находящимся за пределами Иерусалима означает призыв язычников, идолопоклонников, на которых прежде не распространялось благовествование и они были чужды, отдалены от Бога: «Здесь я прошу: обратите внимание на то, что призвание язычников состоялось после того, как израильтяне по крови были введены [в Церковь] по вере» [9].

А в других случаях Христос очень строго и прямо, и уже не в виде притчи, предсказывал иудеям полное ниспровержение всех их представлений о Божественном плане спасения, который они ограничивали исключительно своим собственным народом, оставляя за его пределами все остальные народы. Незадолго до того, как Спаситель рассказал эту притчу, Он предупредил иудеев, что закроет дверь Своего Царства для тех, кто не следует Его учению. Они увидят своих предков, праотцев Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков, ликовствующих в Царствии Божием, а себя — изгоняемыми вон. И придут другие народы от востока и запада, от севера и юга, чтобы принять участие в радостной трапезе Царствия Божия [10]. То же самое сообщает и евангелист Матфей: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» [11]. Ранее святой Иоанн Креститель, обращаясь к фарисеям и саддукеям, пришедшим креститься, называл их «порождениями ехидны», которым не избежать гнева Божия, если они не покаются, и которых не спасет происхождение от Авраама, потому что Бог может воздвигнуть потомков Аврааму даже из камней [12].

Заключение притчи, которую рассказал Христос Своим сотрапезникам, книжникам и фарисеям (в дальнейшем и в настоящее время их место занимают иудейские раввины), является сокрушительным и представляет собой настоящий приговор для тех экуменистов, которые, пользуясь невежеством и неведением простых верующих, не имеющих элементарных богословских знаний, внушают им ложные убеждения, что якобы все религии спасительны. Архиереи Вселенского Патриархата и сам Патриарх Варфоломей, которые пропагандируют межконфессиональный экуменизм и постоянно организуют кощунственные межрелигиозные встречи и праздники, утверждают, что есть много дорог, «много путей, ведущих ко спасению». Мы не будем обременять нашу небольшую статью множеством цитат из Священного Писания и Святых Отцов, свидетельствующих о том, что Христос — это единственный путь ко спасению. Мы сделали это ранее в нашей книге [13]. Ограничимся лишь тем, что в конце притчи о Великой Вечере сказал Богочеловек Христос, наш Всеведущий Господь, Который будет судить Вселенную: ни один из отвергающих призыв в Царствие Божие, которое открыл для нас Христос через Свою Святую Церковь, не будет спасен и не вкусит небесных благ: «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина» [14]. Но намного хуже то, что они будут отведены в место мучений, где «будет плач и скрежет зубовный», вдали от Авраама, Исаака, Иакова и пророков [15].

3. Бог приглашает на Великую Вечерю всех. Сегодняшние правители и епископы — только вакцинированных.

Однако есть и другие интересные аспекты в притче о Великой Вечере, которые проливают свет на сегодняшнюю мрачную церковную действительность. Читая притчу, мы видим, что правящая верхушка иудеев, политики и духовные лица, из корыстных соображений, ради материальных и мірских благ отклонили приглашение на Великую Вечерю Царствия Божия, которая ощущается нами главным образом через участие в Таинстве Божественной Евхаристии. Вот уже два года мы с горечью и печалью наблюдаем, как епископы, имеющие мірское мудрование, вступают в союз с политиками, отрицающими существование Бога и всего божественного, «христианами» только по имени, и не позволяют верующим участвовать в Таинстве Святого Причастия, разменивая божественный жемчуг, безценное и многоценное сокровище — единение человека со Христом через Таинство Причащения — на должности, высокие чины, финансовые дотации и субсидии. Они закрыли храмы, позволили высокопоставленным чиновникам и группе врачей-атеистов клеветать на Божественную Евхаристию, поносить святость храмов, икон и святых мощей, оскорблять догматы Церкви, навязывать богохульное ношение масок в церквях, запрещать крестные хода, изменять время празднования Воскресения Христова. А теперь они обязуют нас проходить вакцинацию медицинским материалом, полученным из абортированных эмбрионов, и таким образом участвовать в детоубийстве, которое совершил Ирод, чтобы умертвить новорожденного Христа, да ещё и накануне Рождества Христова [16]. Великий учитель и отец Церкви, всечестной архиепископ Константинопольский, святитель Григорий Богослов, громогласно обращается к нам сквозь века из Константинополя 379 года, говоря, что на Рождество мы все должны воздать уважение и честь и переписи, и малому Вифлеему, и яслям: «Уважь перепись, по которой и ты вписан на небесах; … воздай честь малому Вифлеему, который опять привел тебя к раю; преклонись перед яслями, через которые ты, соделавшийся бессловесным, воспитан Словом» [17]. Так давайте поспешно отправимся в путь вместе со звездой, принесём дары вместе с волхвами, будем петь вместе с Ангелами и прославим Рожденного Христа вместе с пастухами. Одного лишь должны мы отвратиться и возненавидеть — избиения младенцев, совершённого по приказу Ирода: «Одно только можешь ненавидеть из бывшего при Рождестве Христовом — это иродово детоубийство» [18].

Епископы и другие клирики, как рабы Всевышнего Бога, как посланники Его, должны убедительно и настойчиво приглашать людей принять участие в Великой Вечере Царствия Божия, в Таинстве Божественной Евхаристии. Вместо этого, они становятся союзниками и единомышленниками отрицателей Бога и божественного и, напротив, препятствуют в этом, высказывая бессмысленные, мірские и материалистические оправдания и корыстные соображения, направленные на получение выгоды. Своими окружными посланиями и необоснованными рекомендациями они затрудняют людям свободный доступ в храм и причащение Святых Таин Христовых. Если Бог разгневался на тех, кто отказывается участвовать в Великой Вечере, подумайте, насколько сильнее был бы Его гнев, если бы посланный Им слуга, прообразующий в притче апостолов, епископов и иереев, говорил бы приглашённым: «Хозяин дома послал меня пригласить вас в Его дом на Великую Вечерю. Только вы не должны приходить: там опасно. Вы, возможно, заболеете от того, что вы будете есть или пить, и заразитесь вирусами, которые распространяются в доме Божием».

В похожей притче о царском брачном пире, о которой мы уже упоминали выше, где было больше посланников Божиих, некоторые из тех, кто отрицает Христа и Его Церковь, схватили рабов Божиих, оскорбили их и убили: «Прочие же емше рабов его, досадиша им и убиша их» [19]. Разве мы не видим сегодня, как поносят, поливают грязью и преследуют тех епископов и священников, которые приглашают всех без разбора, вакцинированных и невакцинированных, прийти и свободно участвовать в Великой Вечере Царствия Божия?

Несмотря на нашу горечь и скорбь о тех пастырях, которые мешают свободному празднованию Рождества, мы не будем поклоняться новым идолам псевдоздоровья и псевдонауки. Даже если нам запретят входить в храмы, мы будем радостно петь рождественские гимны в своих домах. и, как сказал святитель Григорий Богослов, будем праздновать «не пышно, но Божественно, не по мірскому, но премирно» [20].

Протопресвитер Феодор Зисис

19.12.2021

[1] Лк 14, 16-24.

[2] Мф. 22, 1-24.

[3] Лк 14, 15.

[4] Рим. 1, 22-26.

[5] Κυριλλου Αλεξανδρειασ, πόμνημα εἰς τό κατά Λουκᾶν Εὐαγγέλιον, PG 72, 789C.

[6] Ευθυμιου Ζιγαβηνου, πόμνημα εἰς τό κατά Λουκᾶν Εὐαγγέλιον, PG 129, 1013C.

[7] Там же, PG 129, 1016A.

[8] Лк 14, 21.

[9] Κυριλλου Αλεξανδρειασ, Там же, PG 72, 792BC.

[10] Лк 13, 28-29.

[11] Мф. 8, 11-13.

[12] Там же, 3, 7-10.

[13] См. Πρωτοπρεσβυτέρου Θεοδωρου Ζηση, Διαθρησκειακές συναντήσεις. Ἄρνηση τοῦ Εὐαγγελίου καί προσβολή τῶν Ἁγίων Μαρτύρων, Θεσσαλονίκη 2008.

[14] Лк 14, 24.

[15] Там же, 13, 27-30.

[16] Об этих извращениях епископата см. нашу недавно изданную книгу: Πρωτοπρεσβυτέρου Θεοδωρου Ζηση, Ἐκκλησία καί Κορωνοϊός. Προσβολή τῶν δογμάτων καί τῆς ἱερότητας τῶν ναῶν, Θεσσαλονίκη 2021, Ἐκδόσεις «Τό Παλίμψηστον».

[17] Γρηγοριου Θεολογου, Λόγος 38, Εἰς τά Θεοφάνεια, εἴτουν Γενέθλια τοῦ Σωτῆρος 17-18, ΕΠΕ 5, 66-68.

[18] Там же.

[19] Мф. 22, 6.

[20] Там же 4, ΕΠΕ 5, 40.

 

Источник: https://katanixi.gr/synergates/p-theodoros-zisis/i-paravoli-toy-megaloy-deipnoy/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

1 комментарий:

  1. Спаси Господи и помоги протопресвитеру Феодору и всем, противостоящим творимому беззаконию - исповедникам и подвижникам последних времён!!!

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!