пятница, 16 июля 2021 г.

Любовь человеческая и любовь Христова (св. Иоанн Златоуст).

«Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них», — говорит нам Христос.

Итак, что же? Неужели не случается, чтобы двое или трое собрались во имя Его? Случается, конечно, но редко.

Христос имеет в виду не просто собрание людей, и не его только требует, но, как я говорил и прежде, намного больше, чем формального собрания, Он ждёт и желает от нас добродетели любви.

А значит Он требует, чтобы такое собрание совершалось со всевозможным вниманием.

Слова Его имеют такой смысл: какие бы добродетели не имел человек по отношению к другим своим обязанностям, Я буду находиться с ним вместе, если он поставляет Меня за первое и главное основание своей любви к ближнему.

Но сегодня мы видим, что большинство людей имеют другие побуждения к любви или к дружбе.

Один любит потому, что и сам он любим; другой потому, что когда-то ему оказали честь и уважение; третий потому, что ближний был для него полезен в некотором житейском деле; а четвертый — по какой-то похожей причине.

Но очень трудно найти того, кто любил бы ближнего искренне и как должно — ради Христа.

Это особенно трудно потому, что большинство людей почти всегда соединены друг с другом только мирским.

Но Павел любил других не мирской, а божественной любовью, так как он прежде всего любил Христа; потому-то, хотя он и не был любим другими так, как любил их сам, он не ослаблял своей любви, ведь его любовь имела очень глубокий корень: это была любовь ради Бога.

Но сегодня происходит не так. Если мы внимательно рассмотрим положение дел, то найдем, что чаще всего людей соединяет мирская привязанность, а не истинная любовь Христова.

И если бы кто-то помог мне сейчас учинить такое исследование на примере большого количества людей и множества случаев дружбы, то я бы смог доказать, что большинство людей в наше время соединены между собой житейскими делами и какой-то корыстью.

Это опять же открывается из причин, производящих вражду и охлаждение в отношениях. Поскольку они соединены какими-то маловажными вещами, их отношения не имеют настоящей теплоты и не остаются неизменными.

И как только возникнет какая-то обида, денежный урон, зависть, любовь ко тщеславию или нечто подобное, их любовь сразу разрушается, ибо они не имеют духовного корня.

Если бы между ними была такая духовная любовь ради Христа, ничто житейское не могло бы разрушить духовного.

Любовь, имеющая своим корнем Христа, есть любовь истинная, постоянная, неразрушимая и непобедимая; расторгнуть её не может ничто — ни клеветы, ни опасности, ни смерть. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал неисчислимое множество зол, никогда не перестанет любить, поскольку зиждется на надёжном основании: любви ко Христу.

Кто любит лишь потому, что и сам он любим, имея мирскую, житейскую выгоду, если случится что-то неприятное, прервёт свою любовь; а кто соединен с ближним любовью Христовой, никогда не оставит её. Потому и Павел сказал: «Любы николиже отпадает» (1Кор. 13, 8).

Те события, которые у других становятся причиной разрушения любви, у христиан, напротив, служат к её утверждению.

Ведь и Христос таким же образом любил Своих врагов, неблагодарных, хулителей, ненавидевших Его, не хотевших даже смотреть на Него, предпочитавших Ему даже дерево и камни.

Он любил их всех, причем высочайшей любовью, подобной которой невозможно найти на земле. Поэтому Он говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Смотри, как продолжает Он заботиться даже о тех, которые распяли Его и совершили над Ним столько злодеяний!

Когда Он был на Кресте, то говорил о них Отцу: «Отпусти им, не ведят бо, что творят» (Лк. 23, 34).

Давайте будем и мы стремиться к тому, чтобы достичь этой любви, и обратим на неё свои взоры. Станем и мы подражателями Христу, чтобы вкусить и здешних, и будущих благ. Будем уповать, что все мы удостоимся их, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. 


Источник: https://orthodoxfathers.com/logos/agapi-anthropon-tou-Christou-Ioannou-Chrusostomou

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!