Потрясающий
диалог между архимандритом Парфением, игуменом монастыря Святого Павла (Святая
Гора Афон), и иеромонахом-католиком.
Рассказывает архимандрит
Парфений:
«Это было примерно
пятнадцать лет назад…. Одним воскресным утром, когда мы служили в нашем храме,
я как игумен вел службу, а сослужили мне отец Софроний, который еще жив, отец
Павел, который уже упокоился, и другие отцы и диаконы.
В начале Божественной литургии в храм вошел один паломник, иеромонах из ордена Бенедиктинцев. Пусть Папа Римский послушает, что я сейчас расскажу.
Одет он был в облачение
своего монашеского ордена и вел себя очень скромно. Хороший, добрый человек, без
тени лицемерия.
Как мы узнали позже, сначала
он вошел в архондарик, но никого там не нашел, поскольку все отцы были на
службе. Он надел свою рясу с капюшоном, подпоясался веревкой накрест, по обычаю
их ордена, и отправился в храм. Расположился он возле стасидии отца Никодима, напротив
алтаря.
Положив крестное
знамение по католическому обычаю, слева направо, он созерцал богослужение в
храме, стоя ровно как свеча. Он не
смотрел по сторонам, но неотрывно следил за тем, как мы служили в алтаре.
Вскоре ко мне подошли
двое пожилых отцов:
- Геронда, в храм вошел
монах-капуцин, можно мы выведем его вон? Что этот католик делает здесь?
В этот момент я подумал:
«А как бы поступил Господь наш Иисус Христос в этой ситуации?», и мне
вспомнились Его слова: «И грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6, 37). Если кто-то
приходил к Нему с искренним желанием узнать о вере, Он никогда не прогонял такого
человека.
Я ответил отцам:
- Нет у вас
благословения не только выгонять его из храма, но даже и говорить с ним.
Оставьте человека в покое.
Я побоялся, что они выведут
его за дверь и скажут ему что-то оскорбительное, и это будет большой грех перед
Богом.
Они отнеслись к моей
просьбе с почтением и сделали так, как я им сказал…
Когда окончилось Причастие
и наши отцы причастились Святых Христовых Таин, я вышел раздавать антидор. Один
из отцов сказал мне:
- Я думаю, Геронда, что не
надо давать ему антидор.
Я ответил:
- Послушай, я и так не
дал бы ему антидор, но я думаю, что он и сам не подойдет ко мне за антидором.
Так и вышло. В то время,
когда я раздавал антидор, он продолжал стоять как свеча и не сошел со своего
места.
После службы мы пошли на
трапезу.
Посоветовавшись, мы
решили, что для всех инославных мы будем накрывать стол отдельно. В нашей же
трапезной, чтобы не выгонять их, но в стороне. Однако этот паломник не пошел в
трапезную. Он снял свое облачение и прогуливался во дворе в черном подряснике,
ожидая, когда мы выйдем из-за стола.
У нас был один священник
с Митилены, звали его отец Павел… Он когда-то учился в Италии и прекрасно владел
итальянским языком. После трапезы я ему сказал:
- Павел, позови, пожалуйста,
этого человека и сам приди вместе с ним, я хочу с ним поговорить.
- Буди благословенно, —
ответил он и отправился за паломником.
Вскоре они вошли в мой
кабинет. В руках у паломника я увидел сумку. Похоже, он что-то принес для меня.
Лицо его сияло от радости. Он был очень доволен, что я пригласил его для беседы
и поклонился мне с доброй улыбкой на лице.
Я сказал:
- Отец Павел, переведи,
пожалуйста этому господину вот что. Я хочу задать ему несколько вопросов и
прошу его, чтобы он отвечал мне только правду. И я, в свою очередь, буду с ним откровенен
и искренен.
Паломник согласился с
моим предложением.
- Буди благословенно, Геронда.
Обещаю отвечать вам на все вопросы только правду.
- Друг мой, скажи: какого
ты вероисповедания?
- Я принадлежу к Римской
Церкви и вхожу в орден Бенедиктинцев.
- Ты всю службу простоял
на ногах, не отрывая глаз от алтаря, и ни разу даже не облокотился на стасидию.
Какое у тебя было впечатление от нашей службы, что ты увидел и что ощутил?
- Я отвечу вам, Геронда.
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Бога, потому что с юных лет я молился о
том, чтобы Он сподобил меня побывать в православном храме на службе. Нам всегда
говорили, что Восточная Церковь — это схизматики, и что она потеряла благодать.
А я очень хотел посмотреть на вашу службу. И Господь удостоил меня побывать на православной
Литургии сегодня.
Слыша это, я
возрадовался, что Господь не допустил братии выгнать его из храма.
- И что же ты видел?
- Глядя на ваш иконостас,
на роспись вашего храма, я был восхищен величием Православной Церкви. Прямо
напротив себя я видел Господа нашего Иисуса Христа, справа от Него — Матерь
Божию, наверху — святых апостолов и многих святых. Какое величие, радость и
благодать!
И это не удивительно:
ведь в храмах католиков нет икон, там находятся статуи или, другими словами,
идолы, что запрещается по канонам!
- Каково было состояние твоей души?
- Мне казалось, что я
пребываю на Небе. Когда я смотрел, как служат иереи и диаконы, у меня было
такое ощущение, что я в Раю.
Задаю ему еще один вопрос:
- А когда вы, католики, идете в свой храм и
служите там свою мессу, как вы чувствуете себя во время службы?
Он ответил:
- Мы заходим в храм, а потом в алтарь,
становимся в центре алтаря, крестообразно складываем ладони и говорим: «Здесь
мы будем причащаться. Здесь Рай и здесь ад», после чего принимаем Причастие.
- Это понятно, — говорю ему я. — А как вы
ощущаете храм, окружающее вас храмовое пространство?
- Наш католический храм — это ледник. Там холодно
как в морозильной камере.
- Что ты имеешь в виду под «морозильной камерой»?
- Чувство холода… Айсберг… Лед и пустота.
Тогда я ему сказал:
- Дорогой мой человек, так зачем же вы ходите в
эту «морозильную камеру»? Чего вы причащаетесь? Что вы там делаете? Неужели
такое бывает?
- Да, такое бывает…
- Где лучше: в нашем или в вашем храме?
- Безусловно, у вас.
- Послушай-ка что я тебе
скажу с любовью: как ты считаешь, а что если бы вы, католики, покаялись и
вернулись к нам снова, чтобы восстановить то единство, которое было до 1054
года? В таком случае мы бы приняли вас с распростертыми объятиями. И стали бы
снова одной Церковью. Как ты думаешь, могли бы вы вернуться к нам с покаянием?
На лице его появилась улыбка.
- Почему ты улыбаешься?
Он на это сказал:
- Геронда, ты, конечно
же, прав и говоришь хорошие вещи. Но если я начну обсуждать с кем-то вопрос
о том, чтобы нам, католикам, принести покаяние и вернуться назад, вечером
состоится этот разговор, а наутро меня уже не будет в живых. Одно только
слово — и голова с плеч долой…
- Что ты имеешь в виду «голова с плеч долой»?
Он замолчал, и на этом беседа наша закончилась.
Затем он открыл свою сумку и достал оттуда пакет
для меня.
- Геронда, благодарю
тебя за все. К сожалению, ничего не изменишь, все закостенело и приняло
устоявшиеся формы… В этом пакете находятся три рукописные книги. В древние
времена, когда еще не было типографий, было много переписчиков, книги писали от
руки. Св. Афанасий Афонский, основатель Великой Лавры, утром начинал переписывать
Псалтирь, сто пятьдесят псалмов, а к вечеру она уже была закончена. Я несу послушание
в библиотеке. Латиняне сожгли все православные книги и все книги на греческом
языке. Но в одном уголке я нашел эти три рукописи, они остались незамеченными.
Мне пришла мысль отвезти их на Святую Гору Афон.
Я взял у него эти
рукописи и отнес их к нашему библиотекарю, отцу Феодосию. Я попросил его, чтобы
он прочитал их и сказал, все ли там в порядке с содержанием. Он их изучил и
подтвердил, что они являются православнейшими. Это были подлинные рукописи, и
он поместил их в нашей библиотеке.
Вот так обстоят дела с
католицизмом. Пусть это послушают паписты, и пусть они после этого скажут, что
их «церковь» имеет благодать. Мы имеем свидетельство изнутри, от их
собственного иеромонаха, не только имеющего хорошее образование, но и вообще
хорошего человека, который мне лично сказал, что их церковь — это ледник, это
айсберг… И он сам мне сказал, что ему не сносить головы, если только он заведет
разговор о возвращении
католиков к Православной вере. Вечером он это скажет, а утром его уже не будет
в живых. То же самое мне сказал и один профессор из Брюсселя. В Католической
Церкви существует террор. Вплоть
до сегодняшнего дня, несмотря на многие старания православных достичь
объединения, Папа Римский не сделал ни малейших шагов к отказу от ересей. Они
продолжают пребывать в заблуждении…
А то, что они говорят о
Причастии, — это богохульство, это хула на Святого Духа. Все, исповедующие
подобное, попадут в ад. Я не имею права судить, единственный Судия — это Бог. То,
что я сказал, может показаться болезненным. Но мы должны исповедовать истину, «и
истина сделает нас свободными» (Ин. 8, 32). Я не судия, ведь и мне придется
дать ответ перед Богом. Вот почему я денно и нощно молюсь, чтобы Он простил и
помиловал меня. Потому что Сам Господь сказал, что если человек родится на земле
и не спасется, лучше было бы тому человеку не родиться. Нужно уметь отличать
правду от лжи. «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я
пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми,
отрекусь от того и Я» (Мф. 10, 32–33). Такова наша вера. Аминь».
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Azu-dAmKwW0
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
А мог бы остаться там, на Афоне...жалко человека
ОтветитьУдалитьДа, мог ......
ОтветитьУдалитьА о. Парфений уже спасён Господом нашим, живя сейчас.
ОтветитьУдалить