воскресенье, 8 июня 2025 г.

Пятидесятница и Святой Дух (старец Ефрем Аризонский)

После Своего Воскресения наш Христос явился Своим ученикам, стал посреди них и сказал: «Мир вам». Они же убоялись, устрашились, смутились, посчитали, что видят духа, что видят сон, и что это на самом деле не Христос, не их Учитель. Они начали сомневаться. Тогда Господь им сказал: «Что смущени есте? И почто помышления входят в сердца ваша? Видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе» (Лк.24:38-40). (Почему вы смущены и тревожимы помыслами неверия и беспокойства? Посмотрите на Мои руки и ноги, на которых следы от гвоздей. Я не призрак. То, что вы видите, — реальность. Коснитесь меня, потрогайте и уверьтесь, что Я — не дух. Дух не имеет плоти и костей, чтобы его можно было потрогать, как Меня, Которого вы видите во плоти. Следовательно, это Я, ваш учитель. Я не диавол, преобразившийся в образ Христов. Диавол не имеет плоти, он дух. И говоря это, Он показал им Свои руки и ноги, на которых были следы от гвоздей).

Однако поскольку Он знал, что их разум закрыт и их ум ограничен, чтобы они поняли и уразумели, о чем Он им говорил, тогда Он отверз им ум к уразумению Писаний (Лк.24:45). То есть Он просветил их ум, дабы они поняли, что Он — Тот, о Котором говорили Моисей и пророки за тысячи лет до Его воплощения.

И после того, как Он сделал их способными к духовному разумению, Он вывел их из Иерусалима в Вифанию, благословил и, благословляя, стал отдаляться и возноситься на небо (Лк.24:51). То есть Он отделился от них, и они видели, как Христос в человеческой плоти поднимался на небо. Посмотрите, очевидцами каких потрясающих событий были апостолы! Посему они и стали смелы как львы. После той истины, что они видели, кто мог им воспрепятствовать, кто мог им помешать проповедовать даже под угрозой смерти, что Сам Иисус Христос — их Учитель — и есть истинный Бог.

И далее, в день Пятидесятницы, Он посылает им Утешителя[1], Всесвятого Духа, по обетованию Отца: «И се, Аз послю обетование Отца Моего на вы» (Лк.24:49). То есть: Отец после Воскресения Своего Сына обещал послать в мир третье лицо Святой Троицы и послал Его как «дух бурный», как очень сильный ветер, Который подул и наполнил всю горницу, весь дом, где собрались апостолы. Промысел Благого Бога в день Пятидесятницы благоволил устроить сошествие Святого Духа в образе бурного дыхания и шума, чтобы мир узнал о Нем, чтобы люди собрались там и чтобы перед всеми стали явны величия Божии.

Что означал день Ветхозаветной Пятидесятницы? В Ветхозаветную Пятидесятницу, то есть через пятьдесят дней после Пасхи, евреи праздновали праздник поставления кущей[2] и обычно собирались в Иерусалиме отовсюду, даже те иудеи, которые родились в других странах и имели другие отечества.

Что значит поставление кущей? Когда евреи бежали с Моисеем из земли Египетской, их преследовал фараон со своим войском (см. Исх.14:6-9). Тогда Моисей ударил жезлом по Красному морю, и воды разделились надвое, с двух сторон образовалась как бы стена, чтобы прошел народ. Подумайте, какой могучий ветер подул и разделил воды, и удержал их как стены. Море стало сушей и израильтяне перешли, совершенно не замочив свои ноги: «Немокрыми ногами»[3]. И когда все евреи перешли это море и египтяне ринулись вслед за ними, чтобы настигнуть их, то вновь благодаря чуду жезла Моисеева воды вернулись на свое место, и все враги потонули в Красном море, вместе с конями и колесницами. Тогда евреи на другом берегу поставили шатер и прославили в нем Бога за свое спасение. Этот день они определили как великий праздник и праздновали его через пятьдесят дней после Пасхи.

А я снова возвращаюсь к сошествию Святого Духа. Вместе с «дыханием бурным» явились огненные языки над головами апостолов, и они начали говорить о величиях Божиих на всех языках мира. Весь народ, люди разных национальностей, собравшиеся в Иерусалиме в день Пятидесятницы, слышали, что апостолы говорят на их родном языке: «Слышаху един кийждо их своим языком глаголющих их» (Деян.2:6). Они недоумевали: «Как же мы слышим о величиях Божиих на языке отечества нашего, в котором мы родились и были воспитаны, от неграмотных простых людей, о которых до сего мы дня знали, что и на своем родном языке они не умели как следует говорить?».

Некоторые, кто желал ниспровергнуть истину, чтобы народ не уверовал в чудо, сказали, что они пьяны от крепкого вина. Тогда слово взял апостол Петр и сказал им: «Люди, что такое вы говорите? Сейчас третий час дня (то есть 9 часов утра), в который Моисеев закон запрещает пить вино. Как возможно, чтобы мы были пьяны в этот час?» (ср. Деян.2:12-15).

Были, однако, среди собравшихся и такие иудеи, которые происходили из других народов, и когда они увидели происшедшие чудеса, то уверовали во Христа. И после того, как апостолы рассеялись среди народов и отправились в другие страны, чтобы проповедовать Евангелие, то эти народы признали их, последовали за ними, и тоже стали проповедниками истины Евангелия Христова. Дух Святой дал им не только этот дар языков, но и дар познания тайн Божиих.

До сошествия Святого Духа, когда произошло взятие под стражу Господа нашего Иисуса Христа, до Его Страстей и Распятия, апостолы устрашились, бросили свое оружие, пали духом, боялись даже тени иудеев и прятались в доме. Однако, когда пришел Дух Святой, чтобы сопутствовать им, чтобы напомнить им все пророчества и предсказания, чтобы они поняли их и истолковали, то все изменилось. Робкие стали мужественными, исполненные страха — бесстрашными, простецы — мудрыми, те, кто не могли исповедать Христа даже перед служанкой, затем рассеялись среди народов, чтобы с помощью дарованного им многоязычия повсюду распространить проповедь покаяния и обращения к Богу.

Так день Пятидесятницы, в который произошло это великое чудо, стал великим и радостным днем, поскольку Церковь Христова уже официально начала прирастать костями и плотью, и через апостолов началось дело благовествования во всей вселенной. Это великий и памятный день для начала и распространения Православной Церкви Христовой в мире. С сошествием Утешителя — Святого Духа, апостолы стали великими дерзновенными богословами, которые рассказывали о величественных делах Божиих. Видите, Господь избрал робких, неграмотных, необразованных, выбрал немощных, бессильных, ничего не значащих, ничтожных, чтобы посрамить мудрых, чтобы упразднить значащее (ср. 1Кор.1:28), и дал людям новую философию. Вплоть до сегодняшнего дня греческим богословам требуются богословские школы и университеты, чтобы истолковать Евангелие, Деяния и послания, которые написали святые апостолы!

Кто может исследовать и истолковать изобилие дарований и божественных чувствований, которыми исполнились сердца апостолов, ставших такими храбрыми героями Христовыми, бесстрашно говорящими об истине Божией во всем мире? Конечно, они столкнулись с великими трудностями и гонениями. Однако Дух Святой облек их силою свыше (ср. Лк.24:49), прекрасно вооружил их мощью, знанием Писаний, даром пророчества, жизнью во Христе и Его учением, сделал их львами, и они проповедали Его пред царями, императорами, тиранами и претерпели мучения. Им угрожали правители, их арестовывали, их мучали, их избивали, их заключали в темницу, только бы они не проповедовали имя Христово. Петр, который сробел перед служанкой и отрекся от Христа, теперь со смелостью и дерзновением предстал перед сонмищем фарисеев и сказал: «Мы не можем перестать проповедовать Христа, что бы мы ни претерпели, потому что получили заповедь проповедовать Евангелие и будем повиноваться Божией воле, а не вам». «Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян.5:29).

Апостолы не страшились ни труда, ни изнурения, ни странствий, не боялись идти ни на какие жертвы и так выстроили здание Церкви. Они претерпевали любые невзгоды, чтобы проповедовать Евангелие мира в мире, а в продолжение и их преемники — апостольские мужи, святители и все святые Церкви. Одни были изгнаны, другие распяты вверх ногами, третьи были обезглавлены и так далее.

Более всех апостолов потрудился апостол Павел. Разве не Святой Дух похитил апостола Павла с пути, по которому тот шел, когда был гонителем и убийцей учеников Христовых? Конечно, апостол делал это по неведению и по неразумной ревности. Но Христос принял его, вооружил Духом Святым, и он стал великим Павлом, который почтил и прославил нашего Христа как никто другой из апостолов.

Сей Дух Святой приходит и дает благодать священства при хиротонии диаконов, священников и епископов. Сообразно с тем, насколько рукополагаемый достоин таинства, соответственную благодать он принимает от Святого Духа. Невозможно выразить на словах, что это за благодать! Только тот, кто вкусил Святого Духа, может понять, что я хочу сказать...

Этот Святой Дух нисходит на святой Престол, и хлеб прелагается в Тело Христово, а вино — в Кровь Христову. Его призывает священник, благословляя Дары, чтобы Он сошел и освятил земные вещи — хлеб и вино: «Хлеб сей самое Пречистое Тело Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым»[4]. Он удостаивает земного человека ― священника, приносить в жертву Бога, касаться Его и передавать Его верующим. Святым Духом освящаются все таинства, и через него священник проповедует слово Евангелия перед паствой Церкви.

Когда благословенный Святой Дух нисходит в душу, человек приходит в иное состояние. То, что он чувствует, связано с небом, и это невозможно высказать человеческим языком. Это такая радость, такое ликование, что не хватает слов, чтобы выразить эти чувства. Человек не может говорить, могут говорить только его глаза. А как говорят глаза? Они становятся двумя потоками слез — не слез печали, не памяти о грехах, но слез великой и невыразимой радости и ликования. Поскольку Дух Святой наполняет сердце и человек не может это выразить иначе, то, как маленький ребенок, он заливается слезами благодарности Богу за Его дарования.

Когда Моисей взошел на Синай, чтобы получить десять заповедей, то после спуска с горы лицо его сияло как солнце, и израильтяне не могли смотреть на него от сияния, потому что Дух Божий сошел на него и он весь был озарен изнутри и снаружи. Писание говорит, что Моисей положил на свое лицо покрывало, чтобы народ мог с ним говорить (ср. Исх. 34, 29-35).

И если этот свет Божественного Духа в сени Закона был столь блистателен, насколько же более яркий он теперь в тех, кто принимает святое Крещение! Поэтому мы видим, как сияют дети, когда принимают Крещение. А люди, которые принимают Духа Святого через молитву и чистоту, просвещаются вначале в разуме, затем в сердце, а затем меняются и в лице! Они становятся совсем другими, приобретают духовную красоту, которой прежде не обладали. Это внутреннее состояние отражается и на внешнем облике человека.

Святой Григорий Палама безмолвствовал пять дней в неделю, а в субботу-воскресенье ходил в монастырь, чтобы пообщаться со своим братством, чтобы послужить Литургию и причаститься. Когда он заканчивал свою молитву, то весь светился! Это происходило потому, что он приобщался нетварному свету и соприкасался с пресветлым Божественным мраком — тем светом, который покрывает неприступную Божественную сущность (ср. Пс.17:12). Таким был и свет Христа на Фаворской горе, когда произошло Его преображение. Ученики на Фаворе видели этот нетварный свет, который является славой Божией. Этот свет принимают и святые, когда очищают себя через аскетический подвиг и молитву.

Когда Дух Святой касается человеческого сердца, то сердце ликует от радости и услаждения. Человек познает Божественные вещи и потом многократно приходит к видениям и откровениям, восходит на Небо, и видит то, чем насладятся спасенные в Раю. Подобно тому как апостол Павел со своим богомудрием, когда поднялся до третьего неба, а потом спустился и пришел в себя, не мог выразить на человеческом языке то, что видел, слышал и чувствовал: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1Кор.2:9-10).

Бог уготовал нам Рай на небесах. Там столь великое и неизмеримое счастье, что, сколько бы добра ни сделал человек в этой жизни, это не сравнится с тем величием и радостью. Мученики пролили свою кровь за Христа, святые и преподобные исповедали имя Божие, потрудились и отдали всю свою жизнь аскетическим подвигам в пустыне. Но и все они ни в малейшей степени не могут воздать Богу за эти великие дары райской жизни, которую невозможно описать для живущих на земле. Слава Божия неизъяснима и не может измеряться даже мученичеством. Поэтому святой апостол Павел сказал: «Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим.8:18). Безусловно, величайшее и непостижимое блаженство — это видеть Лик Божий, красота Которого не сравнится с тысячами раев. Красота Бога находится вне всякого описания!

Когда человек молится и общается с Богом, он принимает Святого Духа внутрь души своей. Кто вкусил Святого Духа в состоянии молитвы, или в церкви, или при Божественном Причащении, или где-то при встрече с Богом, тот знает и может Его описать (если это возможно!). Потому что человеческий лексикон очень беден, дабы выразить то, что едва ли поддается словесному описанию! Благословенна благодать Божия!.. С ней чувствуешь неизмеримый мир, подобный тому, что даровал Господь Своим ученикам после Своего Воскресения, когда сказал им: «Мир вам» (Ин.20:19).

Мир Божий не похож на мир, который мы пытаемся восстановить в себе с помощью мыслей и молитв, когда нас душевно смутили, когда вызвали у нас внутреннюю бурю в помыслах, чувствах и т. д., как не похож он и на тот мир, который мы стараемся дать ближнему, советуя нечто человеку или умиряя находящегося в смятении. Мир, даруемый Богом, не таков.

Мир Божий есть нечто удивительное. В каком смысле удивительное? В том смысле, что человек умиротворяется и ощущает предвкушение Царствия Небесного, предвкушение Горнего Иерусалима, предвкушение того неизмеримого мира, который невозможно выразить на словах. Этот мир есть нечто великое — особая благодать, которую обретают те, кто живет духовно. Когда Христос умиротворяет человека, когда человек чувствует явление Бога в себе, когда он ощущает в своем сердце Божественную любовь, превосходящую все существующее, тогда он чувствует, что его сердце становится духовным Раем с небесным благоуханием, которое простирается, распространяется и захватывает всего человека, духовно и телесно, и делает так, что он выходит за пределы возможного для человека. Такой человек перестает ощущать приражение и влияние страстей и начинает жить в совершенном бесстрастии Христовом. Он ощущает духовное изобилие, веселие, ликование, неизреченную радость, радостопечалие и некую радостнотворную печаль.

Что означает радостнотворная печаль? Человек печалится о грехах, но в глубине своей души ощущает радость, потому что печаль приносит прощение грехов. С оставлением грехов исчезает средостение, которое отделяло душу от Бога, и Бог объединяется с человеком, общается с его сердцем, и Святой Дух дарует покаявшейся душе радостопечалие. Радостопечалие — это утешение, это обручение, которое предвозвещает заключение будущего брака между душой и Христом.

Христос есть Жених, а вся Православная Церковь есть невеста. Однако невестой Христовой является и всякая душа, которая возрождается через Святого Духа. К этому обращается и Христос в одной притче, говоря, что Отец устроил брак для Сына Своего (ср. Мф.22:2). Он устроил духовный брак для каждой души, которая полностью посвятит себя служению Его Божественному Имени. Христос приглашает душу на браки!

Но ведь Сын Божий один. Как же Он устроил многие браки? Эти браки — освящающее единство Христа с душами верных. Душа освящается, соединяется с Женихом Христом и становится с Ним единой. И подобно тому, как при сочетании двух лиц через телесное наслаждение появляется зародыш и рождается человек по образу Божию, так и невеста душа, которая возрождается и соединяется со Христом через благодать Святого Духа, становится человеком, духовно возрожденным во Христе. И эти души, которые обручатся Христу здесь, будут обитать в Горнем Иерусалиме как чада Божии, и как обрученные с Женихом Христом будут с Ним пребывать в вечном браке.

Святой Иоанн Богослов в Откровении видел большое собрание, огромное скопление молодых людей, одетых в белые одежды, которые были одного возраста и обладали одной благодатью. Они пели небесные, несказанные, непостижимые песнопения, с неизреченной мелодией и благодатью. Он пришел от этого в недоумение и спросил Ангела, кто эти люди, которые облачены в такую белизну и исполняют столь таинственное псалмопение. И Ангел ответил, что это те, кто искуплены Кровию Агнца и будут следовать Ему вовеки: «Сии суть, иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть» (Откр.14:4). То есть это те, кто в миру жили девственно, не осквернились с женщинами, за их девство и чистоту Христос удостоил их вечно следовать за Ним.

Конечно, наша совесть не позволяет нам сказать, что наши души возрождены и вступят в вечный брак с Женихом Христом. Это суть таинства, которых удостоились души, всецело посвятившие себя Христу и предавшиеся во всем полному самоотвержению. Эти души суть великие Отцы Церкви, мученики, подвижники и подвижницы, которые полностью предали себя Христу.

В вечной жизни не существует мужеского пола и женского, ибо у души одно естество и один род. Одна из святых нашей Церкви, которая получила этот жребий невесты Христовой, — святая великомученица, премудрая Екатерина. Но и святая Ирина Хрисовалантская, эта великая подвижница, принимала сошествие благодати Святого Духа и, находясь в состоянии молитвы, выходила из себя и не чувствовала ничего человеческого. Всю ночь она стояла на коленях в молитве с воздетыми к Небу святыми руками, которые были подобны двум светильникам!

Так и подвижники, которые без утешения подвизались в пустынях и переносили разные скорби, разве не были они укрепляемы Духом Святым? Как преподобная Мария Египетская жила в пустыне столько лет без какого-либо чувственного утешения? После столь грешной жизни, которую она вела, она пришла в пустыню и несла такой подвиг без духовного руководителя — это просто удивительно! В этом случае она могла бы впасть в прелесть, или потерять рассудок, или стать бесноватой. Человеку нелегко жить такой жизнью, потому что от природы он — существо общественное и хочет разговаривать и общаться с другими. В таких условиях с трудом выживают даже те, кто обладает духовным опытом. А эта уличная женщина, которая и перекреститься как следует не умела, не умела молиться, совершенно не имела духовного опыта, жила в пустыне высокой духовной жизнью и противостояла полкам демонов!

Поэтому, когда она исповедовалась авве Зосиме, она сказала, что в начале своей жизни в пустыне нередко пела мирские песни и чувствовала, что ее снова пленяет привычка грешить. Разумеется, если бы не приходила благодать Божия, то она могла бы вновь вернуться ко греху. И тем не менее, благодаря подвигу, слезам покаяния и лишениям она стала как ангел Божий, как птичка, которая летала от одного места к другому ведь ее посещал, просвещал и наставлял Святой Дух. Видите, как устроил промысел Божий — чтобы исполнился и закон Церкви. Несмотря на то, что она проплакала многие годы, излила реки слез о своих грехах и достигла святости, прощение от Бога она должна была получить чрез Его служителя — подойти под епитрахиль и исповедоваться духовнику, авве Зосиме, и причаститься, чтобы перейти в Царство Небесное!

Сей Дух Святой посещал и мучеников, и они не чувствовали страданий от мучений, которые принимали ради любви Христовой. Божественные видения сменяли одно другое, и так мученики преодолевали страхи и трудности. Человеческая природа столь непрочна и столь немощна в противостоянии страданиям такого рода, что только с помощью Божественного огня и Божественной любви они превзошли человеческие возможности и стали выше естества. Наша Церковь Христова орошена многою кровию и потом. Поэтому есть обычай соборные храмы обителей Святой Горы красить в красный цвет, потому что красный цвет символизирует кровь мучеников, на которой основана Церковь.

Мы боимся и страшимся при мысли о том, что нам придется претерпеть мученичество, когда придет антихрист! Человеческими силами никто не сможет этого вынести. Болит у нас зуб — мы немедленно бежим к зубному врачу, болит у нас голова — и мы немедленно принимаем таблетку. Однако, когда нас осенит сила и благодать Божия, когда на нас сойдет Божественный огонь и преобразит нас, сделает наше сердце и душу твердыми как гранит, то тогда и мученичество мы перенесем, и, увенчавшись, станем одесную Судии. И знаете — те, кто претерпят мученичество в последние времена, будут славнее древних мучеников, потому что они претерпят мученичество от темных сил и исповедуют веру в Божество Христа, Христа распята (1Кор.1:23) и во плоти пришедша (1Ин.4:2).

Расскажу вам одну историю про это.

У одного колдуна по имени Меситис был друг, ревностный христианин. Желая вовлечь этого христианина в колдовство, маг сказал ему:

    Поехали, прогуляемся за Город (то есть Константинополь).

    Поехали, — согласился христианин, ничего не подозревая.

По пути, по действию колдовства, им явилась башня. Войдя внутрь, христианин оказался на бесовском собрании. Как только диавол увидел колдуна, то принял его с почестями, а затем спросил о христианине:

    Кто это такой?

    Это твой раб, — говорит колдун.

    Ты раб мой? — спрашивает диавол.

    Я раб Отца, и Сына, и Святого Духа, — сказал он и перекрестился.

И тот час же все это исчезло, как и Меситис, которого бесы забрали в ад. Христианин взял лошадей и отправился обратно. По дороге он встретил своего друга, военачальника, и предложил ему:

    Давай поедем во Влахернский храм Пресвятой Богородицы и помолимся?

    Поедем.

Они пришли в церковь, в ней никого не было. Они преклонили колени, стали молиться. И военачальник заметил, что очи Христа на иконе иконостаса были обращены на его друга. Вначале он подумал, что так написана икона. Он поменял место, зашел с одной, с другой стороны, и отовсюду очи Христа были устремлены на его друга. Тогда он сказал огорченно:

    Христе мой, посмотри и на меня! Почему Ты на меня не смотришь?

И услышал голос от иконы:

    Ты подаешь от того, что Я посылаю тебе! (Ибо этот военачальник был весьма милостив). Однако мой взор обращен на него, потому что Я нахожусь у него в долгу. Он исповедал меня пред демонами. И Я исповедую его пред Отцом Моим Небесным! (ср. Мф.10:32).

Видите, какова награда за исповедание веры!

Так же и мы, хотя сейчас мы словно пропащие из-за наших пороков и грехов, но если мы пребудем твердыми в исповедании веры и окажемся мучениками (пусть даже незаслуженно, не прилагая к этому должных усилий), то мы станем посреди чинов ангелов и святых в Горнем Иерусалиме, и получим венец на главу, просияем как солнце рядом со Христом, будем созерцать Его Божественное Лицо и праздновать вечную Пасху!

Да сподобимся и мы, смиренные и ничего не стоящие, посещения Святого Духа, чтобы Он даровал нам прощение наших грехов, сообщил нам духовное возрождение, чтобы мы смогли сподобиться мученичества ради любви ко Христу и наслаждаться вечной Пасхой. Аминь. Буди. 


[1] Παράκλητος ― Помощник, Защитник, Утешитель.

[2] Этот праздник был одним из трех главнейших иудейских праздников (Пасха, Пятидесятница и Кущи) и праздновался семь дней с 15 дня седьмого месяца Тисри, по-нашему в конце сентября и начале октября. Установлен он был в память 40-летнего странствования евреев по пустыне. На все семь дней праздника народ из домов своих переселялся в нарочито устроявшиеся палатки (кущи) в уподобление тем шатрам, в которых они жили, скитаясь по пустыне после исхода из Египта.

[3] Канон Вознесению Господню, глас 5, песнь 1.

[4] Из молитвы на освящение Святых Даров.

Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т. II. - Святая Гора Афон: 2024. - с. 219-232.

среда, 4 июня 2025 г.

О борьбе с пагубной страстью печали (авва Кассиан Римлянин)

Наша пятая брань состоит в том, чтобы противостоять страсти печали.

Если мы позволим печали понемногу овладевать нашей душой, она сразу же, при малейшем поводе, будет отвлекать нас от размышления о Божественном и угнетать наш дух. Когда печаль овладевает душой человека, она не позволяет ему ни молиться с прежней радостью, ни прибегать к изучению Священного Писания, чтобы найти в нем лекарство и исцелиться.

Печаль также мешает нам быть спокойными и кроткими по отношению к нашим братьям и сестрам. Она делает нас нетерпеливыми и черствыми, мешает и препятствует нашим усилиям по выполнению молитвенного правила и духовных обязанностей.

Если монах позволит своей душе поддаться печали, она постепенно лишит его способности действовать духовно и сопротивляться ее нападкам. Ибо он лишится мира в сердце своем и станет подобен безумному или пьяному. И в конце концов, она сокрушит его и повергнет в мучительное отчаяние.

Как исцелить болезнь печали и уныния

вторник, 3 июня 2025 г.

Исцеление от рака по молитвам св. царицы Елены


Эту историю рассказал нам Г. Ам., отец троих детей, пока мы стояли в очереди, чтобы поклониться мощам св. равноапостольной царицы Елены.

«Моя жена проходила химиотерапию и очень страдала. Я дежурил возле нее в больнице. Однажды, когда она уснула, я прилег на стоявшую рядом пустую кровать. Неожиданно я увидел, что над моей женой стоит какая-то женщина. Одну руку она приложила к ее голове, а в другой руке она держала крест.

Увидев ее, я испуганно спросил: «Кто ты?», но она уже исчезла.

Моя жена думала, что от усталости у меня помутилось в голове, но облик этой удивительной женщины накрепко отпечатался в моей памяти.

Через несколько месяцев моя жена почувствовала себя лучше. Ей сделали успешную операцию. Врачи сказали, что раковую опухоль удалось удалить, прежде чем она распространилась на другие жизненно важные органы.

Мы пошли в церковь, чтобы поставить свечу перед иконой Пресвятой Богородицы.

Рядом с этой иконой стояла большая икона свв. равноапостольных царей Константина и Елены. Взглянув на нее, я не смог удержаться от слез. Не было никаких сомнений: именно святая Елена приходила тогда к моей жене и вернула ее к жизни, к нашим детям.

А еще я заплакал оттого, что до этого я ставил свечу только перед иконой Пресвятой Богородицы и никогда не обращал внимания на стоящую рядом икону святых. И все же святая Елена пришла к нам на помощь».

Источник: https://www.ekklisiaonline.gr/nea/sygchrona-thavmata-tis-agias-elenis/

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

понедельник, 2 июня 2025 г.

От Вознесения до Пятидесятницы



Первосвященническая молитва Христа

В воскресенье святых отцов I Вселенского Собора на Божественной Литургии читается Евангелие с Первосвященнической молитвой Христа (Ин. 17, 1-13). В словах этой молитвы запечатлен весь Божественный замысел по спасению человека, ради которого Господь явился к нам во плоти (2Ин. 1, 7).

Перед Своим вознесением на небо Христос дал нам два обетования: 1) что Он не оставит нас сирыми, но пошлет нам «другого Утешителя» (Ин. 14, 16) и 2) что Он будет с нами «до скончания века» (Мф. 28, 20).

Однако необходимым условием для того, чтобы мы стали причастными жизни Господней, является правая вера, за сохранение которой так много боролись святые отцы. Именно от нее зависит готовность нашей души к принятию Утешителя.

Выражая особенное почтение к этим святым отцам, наша Церковь хочет напомнить, что и в нас обитает Божественная благодать. И что наше освящение происходит только тогда, когда мы имеем правую веру и неопустительно исполняем евангельские заповеди.

воскресенье, 1 июня 2025 г.

Встреча св. императора Константина с отцами I Вселенского Собора

Память святых отцов I Вселенского Собора

 

В 325 году по Р. Х. в городе Никее в Вифинии[1] римский император Константин Великий созвал I Вселенский Собор, чтобы восстановить церковный мир в Римской империи.

Феодорит Кирский, писатель V века, сообщает нам важную подробность о лицах, участвовавших в Соборе. Войдя в зал заседаний, император Константин начал приветствовать отцов, улыбаясь.

Но его улыбка быстро исчезла. Он не ожидал, что епископы будут выглядеть именно так. Многие отцы, прибывшие на Собор, носили на себе следы страшных пыток. У одного не было ушей, у другого — глаз, у третьего — носа. Кто-то поприветствовал его левой рукой, потому что на месте правой болтался пустой рукав. Некоторые не могли встать со своих мест: их ноги были парализованы.

Император был потрясен. Он спросил с изумлением: «Почему почти все епископы, прибывшие на Собор, имеют какие-то увечья?»

Один из архиереев ответил: «Царь, они претерпели много мучений. Здесь собрался целый сонм исповедников и мучеников».

Константин был тронут и прослезился. Он встал с места и подошел к израненным епископам. Преклонив колени, он целовал их парализованные ноги, пустые глазницы и изувеченные руки. Во время заседаний собора он сидел рядом с епископами на низком сиденье, а не на особом троне, который для него приготовили. Это произвело на всех большое впечатление. На вопрос, почему он так поступил, император ответил:

пятница, 30 мая 2025 г.

Электронная слежка. Как много ты знаешь о ней?


Исследование: «Электронная слежка»

Как много ты знаешь о ней? Есть ли способ избежать этого?

Один из самых обсуждаемых вопросов нашего поколения, который становится все более актуальным по мере того, как технологии все больше входят в нашу жизнь, — это так называемая «электронная слежка».

Этот термин означает сбор личной информации и данных в Интернете против нашей воли (или, по крайней мере, без нашего ведома).

Мы поискали и нашли много информации, и сегодня представим ее вам в виде вопросов и ответов.

Отметим, что полностью точные данные не могут быть представлены, поскольку то, что происходит за спиной каждой компании, является совершенно секретным, но то, что мы приведем ниже, — это фрагменты исследования, которые можно проверить даже с помощью простой логики.

Мы перечислим всех, кого сможем, в порядке убывания, начиная с того, кто имеет наибольший доступ к нашим данным.

Начнем с типов веб-сайтов и закончим примерами таких известных имен, как Google, Facebook и т. д.

четверг, 29 мая 2025 г.

С праздником Вознесения Господня!

Пресвятая Богородица после Рождения Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, в сороковой день принесла Его в Храм, чтобы посвятить, передать Его Богу и Отцу, согласно Божественному Порядку, данному пророку Моисею на Синае. Храм символизирует Небо, Царство Небесное.

И то событие Сретения Господня было, в том числе, прообразом и сегодняшнего события Вознесения Господня на Небеса, когда Он через сорок дней после Своего победного и славного Воскресения снова, как первые дни после Своего Рождения, сопровождается, провожается Пречистой Своею Материю на Небеса, чтобы вернуться туда, откуда пришёл и быть уже в человеческом естестве навсегда со Отцем Своим.

среда, 28 мая 2025 г.

Молитвой изгоняются все наши немощи и страсти

Герондисса Макрина (Вассопулу), слово к сестрам обители

Канун Вознесения Господня, 1980 г.

Когда наш ум пребывает не в Боге, а в праздных вопросах, типа: «Почему это?», «почему то?», тогда перед нами все становятся виноваты. Но виноваты только мы сами и никто другой. Наше духовное устроение не в порядке, причина недовольства кроется именно в этом. Но кто ревностно говорит Иисусову молитву, словно ищет некий клад с золотом, и использует для этого каждую минуту, тот все преодолевает, со всем соглашается и все претерпевает. В этом случае Бог и Богородица покрывают его. Такой человек блюдет себя от осуждения, преслушания и самочинных действий. Нужно смирение. Когда человек взирает только на себя, то все вокруг будет видеться ему хорошим. У кого в душе Бог, тот не станет произносить дурных слов на ближнего, и когда видит страдающего брата, то сочувствует и плачет вместе с ним, и молит Бога помиловать его.

Молитвой залечивается рана нашего брата и разрешается любая трудная ситуация. Когда человек понимает, что он просто ничто, тогда он не может злиться, злословить, обсуждать других, но только молится за них. Когда монах находится в монастыре и подвизается, стараясь отсекать свои страсти, он зрит Бога в своей душе, и постоянно чувствует, что живет в некоем уголке рая.

понедельник, 26 мая 2025 г.

Истинное учение нашей Церкви

Митрополит Морфский Неофит


Не может быть подлинного исцеления души вне Православной Церкви.

Не может быть настоящей связи с Христом вне истинного учения святых апостолов, отцов, исповедников, мучеников и святых нашей Православной веры.

Я подчеркиваю это потому, что в наши дни, как и в любое другое время, есть много лжеучителей, которые появляются отовсюду, в том числе — к сожалению — и из лона Православной Церкви. Они доходят до того, что ставят под сомнение дела и подвиги святых, слова отцов и, косвенно, слова Самого Господа нашего.

Положение и полномочия папы в Римо-католической церкви


Автор: Иерей Анастасий Гоцопулос


Заседание коллегии кардиналов для избрания нового папы Римского, назначенное на 7 мая 2025 г. и известное как конклав (от лат. cum clave, в переводе «с ключом»), побуждает нас опубликовать подборку базовых догматических и канонических документов Римо-католической церкви. В них говорится о положении и полномочиях папы согласно учению римо-католиков.

Тексты, представленные ниже, взяты из следующих источников:

а) догматические решения I Ватиканского собора 1870 г. (Pastor aeternus) и II Ватиканского собора 1962-1965 гг. (Lumen Gentium);

б) каноны из Кодекса канонического права 1983 г. (Codex Iuris Canonici), а также

в) официальный Катехизис Католической Церкви 1992 г.

Данные документы исключительно ясно определяют положение и полномочия папы Римского как главы всей Церкви Христовой (с точки зрения римо-католического богословия), поэтому я решил воздержаться от личных комментариев к этим важнейшим догматическим и каноническим тезисам. Я лишь выделил некоторые ключевые моменты жирным шрифтом.

Недавно на сайте eeod.gr[1] были повторно опубликованы выводы моей работы, где говорится о роли епископа Римского в актах и решениях Вселенских Соборов[2]. Полагаю, что она будет интересна для всех, кто желает понять, насколько сильно современное римо-католическое учение о положении папы Римского в его церкви (зафиксированное в приведенных ниже официальных документах) отличается от богословского и канонического учения первых веков христианства, когда Рим находился в общении с Церковью Христовой.

воскресенье, 25 мая 2025 г.

Неделя о слепом. Три основные момента Евангелия

Митрополит Гортинский Иеремия 

1. Дорогие мои христиане, я скажу вам всего несколько слов о Евангелии, которое читалось сегодня, потому что у меня нет сил для долгой проповеди. Сегодняшнее воскресенье, которое называется «Неделей о слепом», напоминает нам о Божестве Иисуса Христа. Так, исцеленный слепой исповедовал Христа и поклонился Ему как Сыну Божию, как Богу (Ин. 9, 38).

А кроме того, сегодняшнее Евангелие прославляет Иисуса Христа как Творца. И мы тоже, братья и сестры, всякий раз исповедуем эту истину, когда читаем в «Символе веры» слова «Имже вся быша», которые значат, что Им, Сыном Божиим, сотворено все существующее, видимый мир и невидимый. И евангелист Иоанн, чье Евангелие читалось во весь послепасхальный период, говорит в начале своего Евангелия о Господе нашем Иисусе Христе, что «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3).

пятница, 23 мая 2025 г.

Митрополит Тихик изгнан со своей кафедры за то, что он назвал папу «представителем сил тьмы»!

Десятью голосами против шести Священный Синод Кипрской Церкви принял решение «низвергнуть» его с митрополичьей кафедры Пафоса. Не потому, что он был обвинен в аморальном поведении, не потому, что он нарушил Священные Каноны или был замешан в административном скандале. Нет. Митрополит Пафосский Тихик был наказан за то, что он отказался преклонить колени перед экуменизмом.

четверг, 22 мая 2025 г.

За это злобные иудеи перепилили святого Исаию живым...


Память св. пророка Исаии — 22 мая.

Святитель Николай Сербский: «Исаия — это один из величайших пророков в истории человечества, ибо он предвозвестил величайшие события в Божественном деле спасения человека!

Предрёк он рождение Спасителя от Пречистой Девы, Его земное родословие из колена Иессея и из дома Давида, к которому принадлежали праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии, а также праведный Иосиф, Её защитник и покровитель.

Предсказал он пришествие Христова Предтечи, Иоанна Крестителя, как глас вопиющего в пустыне, как вестника, трубным звуком провозглашающего о пришествии Мессии и делающего ровными пути для Его стоп.

О смирении св. Николая



Что сказать о смирении святого Николая?

Если бы мы не ведали, что он преимущественно за свое смирение был избран в пастыри Мир Ликийской Церкви, что смирение отличало его между отцами Никейского Собора, который был Собором смирения, что смирение заставляло Николая сокрывать свои благодеяния и таить дарования духовные под видом простоты; если бы, говорю, нам ничего не было известно о сих подвигах его смирения, то слава небесная, коею Господь возвеличил Своего праведника, не долженствовала ли бы вразумить нас, что святой Николай был не токмо кроток, но и смирен сердцем?

Ибо, братие, каким вообще путем достигается высота небесной славы, как не путем смирения?

На земле высокие достоинства нередко приобретаются случаем, хитростью, ласкательством, даже наглостью; но на небесах этого не бывает… там чем кто смиреннее, тем выше и ближе к Престолу благодати, на коем восседит кроткий и смиренный сердцем Господь Иисус.

Св. Иннокентий Херсонский


Источник: https://radonezh.ru/analytics/svt-innokenty-khersonsky-slovo-na-den-svyatitelya-i-chudotvortsa-nikolaya-169779.html

Чудесная лодка

 

В 30-е годы, когда разрушали храмы и сажали духовенство, в селе Борисовка был дивный батюшка — отец Николай. Однажды во второй половине дня он подметал двор. На нем была широкополая шляпа и халат. Вдруг приходит группа каких-то людей и спрашивает его:

– Где батюшка? Дома?

понедельник, 19 мая 2025 г.

Чудо Святого Димитрия на острове Саламина



В воскресенье 19 мая 2013 года в таверне «Курулибиза» на острове Саламина прогремел сильный взрыв. Таверна находилась рядом с исторической церковью Святого Димитрия, которая была полна верующих, пришедших на воскресную Литургию.

Взрыв ощущался практически по всей Саламине и нанес огромный ущерб в радиусе примерно 100 метров. Были разбиты окна, уничтожены автомобили, снесены крыши, а также нанесен значительный ущерб близлежащим зданиям, домам и магазинам.

Церковь Святого Димитрия, которая находилась в двух шагах от места взрыва, не получила ни малейшего ущерба.

Источник: https://www.newsbomb.gr/ellada/story/1305767/maria-sideri-h-agiografos-poy-oneireytike-ton-agio-dimitrio

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Почему мы огорчаемся?

Христос пришел на землю, чтобы сделать нас неуязвимыми перед людьми и бесами. Если что-то нас ранит, то это происходит по нашей вине, потому что мы еще не победили свои страсти и даем бесам возможность действовать в нас.

Апостол Иаков говорит, чтобы мы не упрекали Бога в том, что Он нас искушает, ибо «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 14).

воскресенье, 18 мая 2025 г.

О времени и месте беседы Христа с самарянкой, а также почему Христос отослал учеников в город

Святитель Иоанн Златоуст:

«Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4, 6–9).

Здесь необходимо, возлюбленные, исследовать, почему евангелист указал и место, где это происходило, и час, и отсутствие учеников. Место — в словах: «сел у колодезя», час: «было около шестого часа», а отсутствие учеников — замечанием, что «ученики Его отлучились в город купить пищи».

Христос хочет, чтобы мы призывали Его (старица Макрина Вассопулу)


Слово к сестрам монастыря в Воскресение Самаряныни

У нас есть произволение молиться, но нерадение не дает нам преуспевать. Когда у нас есть трезвение, как сказано: «Бодр ум, целомудр помысл, сердце трезвящееся»[1], тогда движение ума будет быстрым, он не будет нерадеть, но станет порываться к Богу и приносить поклонение Христу. Потому что Христос ― Ревнитель, Он не хочет, чтобы наша любовь уклонялась к чему-либо другому. Он хочет, чтобы мы всем сердцем любили Его и поклонялись Ему всем своим существом. Наш ум не должен быть занят ни семьей, ни разными вещами, которые мешают нам, но только Богом.

У Самарянки было доброе произволение, и поэтому она удостоилась увидеть Христа. В ней имелось благое произволение, но она не находила человека, который мог бы направить ее к истине. И вот она обрела Самого Христа, Который ждал ее у колодца, и попросила у Него воду живую[2].

пятница, 16 мая 2025 г.

Золотое правило (святитель Лука Войно-Ясенецкий)

Слово на Евангелие от Луки, гл. 6, стихи 31–36

***

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Какие удивительно простые слова! Они так естественны, что когда человек впервые их слышит, ему становится даже неловко. Господи! Как же я сам не подумал раньше об этом! Все учение Христа чрезвычайно просто, как и все великое. Оно было обращено к людям с простодушными сердцами, его воспринимали бесхитростные галилейские рыбари, которые стали светочами всему миру.

Все Его учение как будто само собой понятно, и тем не менее, как далека наша жизнь от исполнения великих заповедей Христовых! Как редко мы поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы с нами поступали. Мы ждем от людей уважения, а сами их унижаем; мы хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами забываем о помощи ближним, когда благоденствуем. Почему так? Что нам мешает вести себя согласно заповедям? Наш эгоизм, ибо только себя мы любим, о себе заботимся, а людей окружающих часто обижаем и оскорбляем. Дальше Господь говорит: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6:32 35).

среда, 14 мая 2025 г.

Монах Моисей Святогорец: «Богатое научное познание стремится устранить Бога»

Мы живем в эпоху всеобщего возмущения, потрясений, кризиса, сомнений, крушения идей, принципов, морали и устоев.

Неискренность, стяжательство, отвращение к духовному, отчуждение господствуют в мире.

Сегодня мы наблюдаем всплеск властолюбия, самолюбия, славолюбия, сластолюбия, любостяжания и сребролюбия. Чудовищные техногенные катастрофы по всей планете изменяют жизнь людей.

Основные права человека часто применяются только по отношению к себе самому, без оглядки на наши обязанности к ближним. Всюду преобладает принцип «блаженнее получать, чем давать», противоположный евангельскому учению.

Оспариваются начала нравственности, основы разумного, устоявшиеся ценности. Выставляются напоказ болезненные странности и омерзительные пороки. Мы живем в то время, когда исполняется пророчество преподобного Антония Великого: «Придет время, когда безумцы будут называть разумных — безумцами и наоборот».

воскресенье, 11 мая 2025 г.

Крест болезней и удивительное терпение расслабленного


Автор: архимандрит Павел (Димитракопулос), св. митрополия Китиры и Андикитиры

 ***

Сегодня, дорогие братья и сестры, в четвертое воскресенье после Пасхи, Неделю о расслабленном, апостольское чтение — это отрывок из 9-й главы Деяний, а евангельское чтение — отрывок из 5-й главы Евангелия от Иоанна, где евангелист рассказывает нам о чудесном исцелении расслабленного.

Это чудо Господь совершил в Иерусалиме, у Овечьих ворот, в купальне, называемой по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало множество больных, которые терпеливо ждали исцеления, совершавшегося чудесным образом. Ведь, как отмечает евангелист, время от времени в купальню сходил Ангел Господень, который возмущал воду. Тот, кто первым спускался в купальню, выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью.

У купальни, среди множества больных, лежал человек, который был парализован («расслаблен») 38 лет. Он тоже терпеливо ждал, когда Ангел всколыхнет воды в купальне, чтобы первым опуститься в нее и получить исцеление. Но, к сожалению, некому было помочь ему сойти в воду, и поэтому другие погружались прежде него. К сожалению, среди тех, кто был исцелен, и среди родственников исцеленных не нашлось никого, кто сжалился бы над ним и помог ему обрести столь желанное избавление от болезни.

Этот парализованный человек был похож на непогребенного мертвеца. И все же он не отчаивался, не терял терпения, хотя его страдания длились так долго. Он не только не отчаивался и с удивительным терпением нес тяжелый крест своей болезни, но, более того, на протяжении всего повествования не видно, чтобы он возмущался или впадал в осуждение, видя жестокость и бесчеловечность окружавших его людей. Он никогда не роптал ни на Бога, ни на людей.

суббота, 10 мая 2025 г.

Сжалься над землей, которую восхотел Ты прославить

 Преподобный Ефрем Сирин

Господи, Ты знаешь, что сотворенный Тобой человек создан из земли, естество его слабо, силы легко истощаются. Если не будет спать по ночам, выбьется из сил; если не поест только день, изнеможет. Зимой он дрожит от холода, летом опаляется от зноя; в сумерках он не видит, ночью боится выйти на улицу. Если походит, то устает; если остается в бездействии — голова идет кругом; если сидит взаперти — унывает; если говорит — утомляется; если принужден лежать, то страдает; если долго стоит — приходит в изнеможение.

И Ты желаешь, Владыка, чтобы такое немощное естество скоро одержало верх над грехом?

вторник, 6 мая 2025 г.

Беседа о святом великомученике Георгии


Автор: архимандрит Георгий (Капсанис), проигумен афонского монастыря Григориат

 ***

Святой Георгий является ярким примером возрожденного человека Божия, который ради Христа пожертвовал всей своей благополучной жизнью. Его мученичество было проявлением Креста и Воскресения Христова точно так же, как и вся его жизнь была проявлением Креста и Воскресения Господня. Поэтому Церковь установила, что когда его память совпадает со Святой и Великой Четыредесятницей, его праздник переносится и всегда отмечается в пасхальный период. «Вместе с Воскресением Господним, — говорят некоторые песнопения, — память Великомученика празднуем». И теперь, вместе с весной материальной, расцветом природы, пришла к нам и весна духовная, Воскресение Христово и память святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Каждый святой и святой Георгий тоже является подтверждением Христова Воскресения. Ибо, если бы Христос не воскрес из мертвых, святые мученики не презрели бы смерти. Силой воскресшего Господа они пренебрегли не только смертью, но и невыразимыми мучениями, теми ужасными пытками, которые мы не можем даже представить, когда читаем или слышим о них. Но они терпеливо перенесли все это.

понедельник, 5 мая 2025 г.

Что такое «хранилища» и «воскрилия»?

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23, 5)

 ***

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова Спасителя:

«Здесь Он снова обращает наше внимание на то, насколько порочным было поведение фарисеев. Он не говорит, что в одних случаях они поступают так, а в других — иначе; но во всем действуют одинаково, со тщеславием. Да и тщеславятся они не какими-то важными и нужными делами (никаких истинно добрых дел они не имели), но пустыми и ничтожными, которые обнаруживали только их нечестие. «Расширяют, — говорит Он, — хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих».

Какие же это хранилища и воскрылия?

воскресенье, 4 мая 2025 г.

Неделя Жен Мироносиц — С любовью и преданностью


1. Любовь, обладающая смелостью

Воскресенье Жен Мироносиц посвящено тем людям, которые с большой любовью и благоговением позаботились о снятии с креста непорочного Тела Господня и Его погребении. Речь идет об Иосифе Аримафейском, Никодиме, тайном ученике Спасителя, и о Женах Мироносицах.

Любовь Иосифа и Никодима ко Господу проявилась в их героизме и самоотречении. Иосиф, «благообразен советник», то есть уважаемый и официальный член иудейского синедриона, был тем, кто осмелился (греч. τόλμησε) явиться к Пилату и просить святое Тело Господне, чтобы похоронить Его.

Осмелился! Не раздумывая о противодействии иудеев и возможном отказе. Осмелился! Хоть и знал, что это ставит под угрозу его должность, имущество, саму его жизнь!

Эту смелость призваны обрести и мы. Смелость исповедовать свою веру, даже если мы подвергаемся насмешкам за это; смелость положить душу свою за други своя; оставаться верными воле Божией, чего бы это ни стоило.

Особенно в наше время нужна смелость, чтобы быть истинным учеником Господа. Потому что, как подчеркивает апостол Павел, Бог дал нам не «духа страха, но силы» (2 Тим. 1, 7).

пятница, 2 мая 2025 г.

12 СВИДЕТЕЛЬСТВ О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ (митрополит Августин Кантиотис)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Наша вера, наша Церковь, мои возлюбленные, — это древо, насажденное десницей Всевышнего. Точно так же, как всякое дерево имеет корни, так и это древо, называемое Православием, произрастает от корней. Что это за корни? Всего два слова: «Христос воскресе». Воскресение Христа — это историческое событие, величайшее из всех, что случались в истории. Событие, осиявающее собою весь мир. Событие, которое потрясло даже ад. Событие вселенского значения.

Но кто-то может сказать: «Это всего лишь слова, нам нужны доказательства». Доказательства? Их так много, что нельзя перечесть, как невозможно сосчитать, например, лучи солнца.

Давайте сегодня устроим суд. И посадим в судейское кресло историю. Ту историю, которую не убеждают мифы и сказки, а которой нужны факты, доказательства и свидетельства. История всегда ищет свидетелей Воскресения. Есть ли они? Конечно. Ни одно другое событие не имеет столько свидетелей, как воскресение Христа. Даже жизнь такого известного полководца как Александр Македонский не столь достоверна: о некоторых ее фактах свидетельствуют четыре или пять историков, все остальное покрыто молчанием. А у Воскресения есть масса свидетелей. Из них мы выбираем в качестве примера четыре триады, то есть всего 12 свидетельств.