среда, 14 мая 2025 г.

Монах Моисей Святогорец: «Богатое научное познание стремится устранить Бога»

Мы живем в эпоху всеобщего возмущения, потрясений, кризиса, сомнений, крушения идей, принципов, морали и устоев.

Неискренность, стяжательство, отвращение к духовному, отчуждение господствуют в мире.

Сегодня мы наблюдаем всплеск властолюбия, самолюбия, славолюбия, сластолюбия, любостяжания и сребролюбия. Чудовищные техногенные катастрофы по всей планете изменяют жизнь людей.

Основные права человека часто применяются только по отношению к себе самому, без оглядки на наши обязанности к ближним. Всюду преобладает принцип «блаженнее получать, чем давать», противоположный евангельскому учению.

Оспариваются начала нравственности, основы разумного, устоявшиеся ценности. Выставляются напоказ болезненные странности и омерзительные пороки. Мы живем в то время, когда исполняется пророчество преподобного Антония Великого: «Придет время, когда безумцы будут называть разумных — безумцами и наоборот».

Церковь при этом остается бездейственной и порой ограничивает свою деятельность одной лишь благотворительностью.

Мы не хотим сказать, что она не должна заниматься благотворительностью, но имеем в виду, что это далеко не единственное и не основное занятие Церкви. Эту работу в той или иной степени выполняет и министерство социального обеспечения (или как там оно сейчас называется), некоторые профсоюзы и отдельные частные лица, среди которых можно встретить и масона, и иноверца, и атеиста.

Наша молодежь не просит у Церкви денег или хлеба; молодые ищут в Церкви глубокий смысл и средства для ведения праведной жизни. Они хотели бы знать о том, что представляет собой жизнь, которой они живут; для чего они существуют, зачем рождаются и почему умирают.

Очень утомительны речи тех богословов, которые никогда не слышали в своей душе гласа Божия; их стереотипные проповеди, многоречивые моралистические высказывания, велеречивые рассуждения и поучения, которые они никогда не применяли к себе.

В современном обществе наблюдается крайний недостаток общения между людьми, когда человек видит в своем ближнем живую уникальную личность. Для нынешнего общественного порядка характерны замкнутость и непонимание, одиночество и холодность. Человеческие отношения на сегодняшний день отличаются высоким уровнем соперничества, желанием одержать верх над другим, ревностью и завистью, лицемерием, нечестностью и нечистотой.

Между людьми нет взаимопонимания, взаимной заботы, взаимоуважения.

Если какие-либо человеческие отношения не во Христе, а значит и не в истине и не в любви, то они обязательно будут иметь «срок годности», по истечении которого они завершатся. Без Христа между людьми нет понимания, терпимости, терпения и готовности уступить другому.

Супруги, братья и сестры, друзья, коллеги, одноклассники, однокурсники не могут нормально жить вместе, совершать совместную деятельность, встречаться, вести обсуждение и приходить к взаимопониманию в разных делах, если все это совершается без Христа.

Каждая человеческая личность уникальна, священна и неповторима в контексте всей мировой истории. Каждый человек совершенно индивидуален, и к нему необходимо проявлять особое уважение.

Все люди созданы по образу Божию. Поэтому они всегда достойны уважения и почитания. Отличие, непохожесть, индивидуальность создают удивительное притяжение. Взаимодействие и взаимопонимание приводят к взаимодополняющим и гармоничным отношениям между людьми. Не существует двух совершенно одинаковых людей, таковых просто быть не может. Только благодаря любви и смирению люди могут сблизиться и стать максимально похожими друг на друга.

На сегодняшний день люди удивительным образом расширили свои знания. Однако, несмотря на то, что человек знает, что происходит во всех четырех уголках земли и в бесконечной вселенной, ему неизвестно, что происходит в его собственной душе. Мы владеем информацией из дальних галактик и в курсе всего, что происходит на пяти континентах земного шара, но при этом затрудняемся в общении с ближним.

Не вызывает сомнения тот факт, что доля наших знаний о мире крайне мала. Сегодня наблюдается бурное и в высшей степени удивительное развитие науки и техники, но мы не можем воспрепятствовать их применению в злых целях...

Богатое научное познание стремится устранить Бога.

Научная мысль уверена, что может действовать без Его присутствия и без помощи Божией. Ученый полагается только на свои знания и силы, считая, что не нуждается в какой-то поддержке.

Преподробный Паисий Святогорец говорил: «Готов обсуждать все вопросы, кроме тех, которые связаны с существованием Бога. Это все равно, что вы скажете мне, что рождены не от матери или что моя ряса не черная. Что здесь обсуждать?».

«Здесь, ребята, — сказал он однажды двум студентам, которые пришли к нему — даже бессловесные животные веруют в Бога. Неужели в Него не поверит разумный человек?» В это время мимо него проползала ящерица. Старец обратился к ней с вопросом: «Есть ли Бог?». И ящерица утвердительно кивнула своей маленькой головой.

На всем Православном Востоке вопрос о существовании Бога не подлежал обсуждению. Люди могли грешить, но им никогда даже в голову не приходило заявить, что Бога не существует.

Именно по этой причине ни один из богодухновенных святых отцов не написал трудов, доказывающих существование Бога. Этот вопрос возник уже на рационалистическом и управляемом логикой Западе.

Православное Предание, вера и жизнь никогда не задавались вопросом о существовании Бога. Они с уверенностью говорили только о Его несомненном присутствии. Если бы Его присутствие можно было доказать научными методами, то не стоило бы и верить. Все подобные опыты являются бесполезной тратой времени.

Бог являет Себя в человеческой жизни и Сам открывается людям.

Только переживая опыт богообщения в сердце своем, человек, создание Божие, становится причастником Божественной благодати и тогда его жизнь наполняется радостью.

Невозможно понять Непостижимого, вместить Невместимого. По словам святителя Григория Паламы, чтобы встретить, узнать и ощутить Бога, нужно свести ум в чистое сердце.

Таинство не подлежит изучению, исследованию, разбору; его можно лишь пережить опытным путем и невыразимо участвовать в нем.

Бог непознаваем по существу, но Он доступен и близок к нам в Своих несотворенных энергиях (действиях).

Бог всесовершенный, всемогущий, всеблагой и всеправедный. Его правосудие не отменяет Его любви. И не делает Его карающим и мстительным...

Отрывок из книги монаха Моисея Святогорца «Преодоление страстей» (Μωυσής, Αγιορείτης Μοναχός «Παθοκτονία»)

Источник: https://xristianos.gr/gerontos-moiseos-agioreitou-epistimoniki-plousia-gnosi-eksovelisei-ton-theo/?utm_source=xristianosgr&utm_medium=pushman&utm_campaign=xr_article

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!