
Мы живем в эпоху всеобщего возмущения,
потрясений, кризиса, сомнений, крушения идей, принципов, морали и устоев.
Неискренность, стяжательство, отвращение к
духовному, отчуждение господствуют в мире.
Сегодня мы наблюдаем всплеск властолюбия, самолюбия,
славолюбия, сластолюбия, любостяжания и сребролюбия. Чудовищные техногенные катастрофы
по всей планете изменяют жизнь людей.
Основные права человека часто применяются только
по отношению к себе самому, без оглядки на наши обязанности к ближним. Всюду преобладает
принцип «блаженнее получать, чем давать», противоположный евангельскому
учению.
Оспариваются начала нравственности, основы разумного, устоявшиеся ценности. Выставляются напоказ болезненные странности и омерзительные пороки. Мы живем в то время, когда исполняется пророчество преподобного Антония Великого: «Придет время, когда безумцы будут называть разумных — безумцами и наоборот».
Церковь при этом остается бездейственной и
порой ограничивает свою деятельность одной лишь благотворительностью.
Мы не хотим сказать, что она не должна
заниматься благотворительностью, но имеем в виду, что это далеко не
единственное и не основное занятие Церкви. Эту работу в той или иной степени выполняет
и министерство социального обеспечения (или как там оно сейчас называется), некоторые
профсоюзы и отдельные частные лица, среди которых можно встретить и масона, и иноверца,
и атеиста.
Наша молодежь не просит у Церкви денег или
хлеба; молодые ищут в Церкви глубокий смысл и средства для ведения праведной жизни.
Они хотели бы знать о том, что представляет собой жизнь, которой они живут; для
чего они существуют, зачем рождаются и почему умирают.
Очень утомительны речи тех богословов, которые
никогда не слышали в своей душе гласа Божия; их стереотипные проповеди,
многоречивые моралистические высказывания, велеречивые рассуждения и поучения,
которые они никогда не применяли к себе.
В современном обществе наблюдается крайний
недостаток общения между людьми, когда человек видит в своем ближнем живую уникальную
личность. Для нынешнего общественного порядка характерны замкнутость и
непонимание, одиночество и холодность. Человеческие отношения на сегодняшний
день отличаются высоким уровнем соперничества, желанием одержать верх над
другим, ревностью и завистью, лицемерием, нечестностью и нечистотой.
Между людьми нет взаимопонимания, взаимной
заботы, взаимоуважения.
Если какие-либо человеческие отношения не во
Христе, а значит и не в истине и не в любви, то они обязательно будут иметь «срок
годности», по истечении которого они завершатся. Без Христа между людьми нет понимания,
терпимости, терпения и готовности уступить другому.
Супруги, братья и сестры, друзья, коллеги,
одноклассники, однокурсники не могут нормально жить вместе, совершать
совместную деятельность, встречаться, вести обсуждение и приходить к
взаимопониманию в разных делах, если все это совершается без Христа.
Каждая человеческая личность уникальна,
священна и неповторима в контексте всей мировой истории. Каждый человек
совершенно индивидуален, и к нему необходимо проявлять особое уважение.
Все люди созданы по образу Божию. Поэтому они
всегда достойны уважения и почитания. Отличие, непохожесть, индивидуальность
создают удивительное притяжение. Взаимодействие и взаимопонимание приводят к взаимодополняющим
и гармоничным отношениям между людьми. Не существует двух совершенно одинаковых
людей, таковых просто быть не может. Только благодаря любви и смирению люди
могут сблизиться и стать максимально похожими друг на друга.
На сегодняшний день люди удивительным образом расширили свои знания. Однако, несмотря на
то, что человек знает, что происходит во всех четырех уголках земли и в
бесконечной вселенной, ему неизвестно, что происходит в его собственной душе.
Мы владеем информацией из дальних галактик и в курсе всего, что происходит на
пяти континентах земного шара, но при этом затрудняемся в общении с ближним.
Не вызывает сомнения тот факт,
что доля наших знаний о мире крайне мала. Сегодня наблюдается бурное и в высшей
степени удивительное развитие науки и техники, но мы не можем воспрепятствовать
их применению в злых целях...
Богатое научное познание стремится
устранить Бога.
Научная мысль уверена, что может действовать
без Его присутствия и без помощи Божией. Ученый полагается только на свои
знания и силы, считая, что не нуждается в какой-то поддержке.
Преподробный Паисий Святогорец говорил: «Готов
обсуждать все вопросы, кроме тех, которые связаны с существованием Бога. Это
все равно, что вы скажете мне, что рождены не от матери или что моя ряса не
черная. Что здесь обсуждать?».
«Здесь, ребята, — сказал он однажды двум
студентам, которые пришли к нему — даже бессловесные животные веруют в Бога. Неужели
в Него не поверит разумный человек?» В это время мимо него проползала ящерица.
Старец обратился к ней с вопросом: «Есть ли Бог?». И ящерица утвердительно кивнула
своей маленькой головой.
На всем Православном Востоке вопрос о
существовании Бога не подлежал обсуждению. Люди могли грешить, но им никогда
даже в голову не приходило заявить, что Бога не существует.
Именно по этой причине ни один из богодухновенных
святых отцов не написал трудов, доказывающих
существование Бога. Этот вопрос возник уже на рационалистическом и управляемом
логикой Западе.
Православное Предание, вера и жизнь никогда
не задавались вопросом о существовании Бога. Они с уверенностью говорили только
о Его несомненном присутствии. Если бы Его присутствие можно было доказать научными
методами, то не стоило бы и верить. Все подобные опыты являются бесполезной
тратой времени.
Бог являет Себя в
человеческой жизни и Сам открывается людям.
Только переживая опыт
богообщения в сердце своем, человек, создание Божие, становится причастником
Божественной благодати и тогда его жизнь наполняется радостью.
Невозможно понять Непостижимого,
вместить Невместимого. По словам святителя Григория Паламы, чтобы встретить, узнать и ощутить Бога, нужно свести ум в чистое сердце.
Таинство не подлежит
изучению, исследованию, разбору; его можно лишь пережить опытным путем и невыразимо
участвовать в нем.
Бог непознаваем по
существу, но Он доступен и близок к нам в Своих несотворенных энергиях (действиях).
Бог всесовершенный, всемогущий, всеблагой и всеправедный. Его правосудие не отменяет Его любви. И не делает Его карающим и мстительным...
Отрывок из книги монаха Моисея Святогорца «Преодоление страстей» (Μωυσής, Αγιορείτης Μοναχός «Παθοκτονία»)
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!