Автор: архимандрит Павел (Димитракопулос), св.
митрополия Китиры и Андикитиры
Сегодня, дорогие братья и сестры, в четвертое воскресенье
после Пасхи, Неделю о расслабленном, апостольское чтение — это отрывок из 9-й
главы Деяний, а евангельское чтение — отрывок из 5-й главы Евангелия от Иоанна,
где евангелист рассказывает нам о чудесном исцелении расслабленного.
Это чудо Господь совершил в Иерусалиме, у Овечьих ворот, в
купальне, называемой по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В
них лежало множество больных, которые терпеливо ждали исцеления, совершавшегося
чудесным образом. Ведь, как отмечает евангелист, время от времени в купальню сходил Ангел Господень, который возмущал воду. Тот, кто первым спускался в купальню, выздоравливал,
какой бы ни был одержим болезнью.
У купальни, среди множества больных, лежал человек,
который был парализован («расслаблен») 38 лет. Он тоже терпеливо ждал, когда Ангел
всколыхнет воды в купальне, чтобы первым опуститься в нее и получить исцеление.
Но, к сожалению, некому было помочь ему сойти в воду, и поэтому другие погружались
прежде него. К сожалению, среди тех, кто был исцелен, и среди родственников
исцеленных не нашлось никого, кто сжалился бы над ним и помог ему обрести столь
желанное избавление от болезни.
Этот парализованный человек был похож на непогребенного мертвеца. И все же он не отчаивался, не терял терпения, хотя его страдания длились так долго. Он не только не отчаивался и с удивительным терпением нес тяжелый крест своей болезни, но, более того, на протяжении всего повествования не видно, чтобы он возмущался или впадал в осуждение, видя жестокость и бесчеловечность окружавших его людей. Он никогда не роптал ни на Бога, ни на людей.
От таких физических болезней, как паралич, то есть
длительных и неизлечимых, по человеческим меркам, как мы знаем, страдают
сегодня многие наши собратья, несмотря на великие достижения медицинской науки.
Болезни вообще являются универсальным явлением, появившимся в жизни людей с тех
пор, как первый человек, Адам, согрешил там, в раю, нарушив заповедь Господню.
Ведь, как учит нас Слово Божие, болезнь, как и смерть, — это плод и последствие
греха.
Все мы проходили или будем проходить через болезни, более
или менее тяжелые. В этом мире нет ни одного человека, который ни разу не
пережил бы боль и страдания от болезней. Все мы, когда заболеваем, всячески
стремимся к исцелению. Мы делаем все возможное, чтобы вернуть себе желанное
здоровье. Обращаемся к лучшим врачам и в лучшие больницы нашей страны или даже
за рубежом. Тратим деньги, иногда даже все свое состояние, чтобы восстановиться.
Конечно, мы должны подчеркнуть, что Бог не запрещает нам
заботиться о своем здоровье, когда мы заболеваем. В богодухновенной
ветхозаветной книге под названием «Премудрость Сираха» рассказывается о враче и
его роли в жизни человека, о медицинской науке, о фармацевтах и лекарствах, а
также о связи между грехом и физическими болезнями. В этой книге есть такое
обращение: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и
Он исцелит тебя» (Сир. 38, 9). Этими словами боговдохновенный автор
увещевает нас, когда мы заболеваем, не пренебрегать своим состоянием, но прежде
всего прибегать к главному Врачу наших душ и телес, Господу нашему, и просить у
Него исцеления, которое Он непременно подаст нам, если только оно будет полезно
для нашей души.
Конечно, если мы взываем ко Господу, это не значит, что
мы не должны обращаться к врачу. В той же книге Премудрости Сираха говорится
следующее: «Почитай врача, ибо Бог создал его для твоих нужд. Однако
исцеление приходит от Всевышнего» (ср. Сир. 38, 1-2). Священное
Писание свидетельствует о том, что Бог создал не только врачей, но и
медицинскую науку. Он также предоставил лекарства, чтобы человек мог найти
облегчение от своих недугов. Поэтому мы будем прибегать к помощи врача, не забывая
при этом великую истину: возможности врача и медицинской науки ограничены, ведь
есть болезни, которые до сих пор не поддаются лечению. Иногда сами врачи
признаются в своей беспомощности и говорят: «Мы больше ничем не можем помочь. Отныне
вся надежда — на Бога».
Однако, следует помнить еще об одной, очень
важной вещи. Бог часто не исцеляет нас, даже если мы настойчиво просим об этом
в своих молитвах, потому что это не в интересах нашей души. Он попускает
болезнь, которую человек не может вылечить, чтобы духовно воспитать нас. То
есть Всеведущий Бог использует телесные болезни, которые являются следствием нашего
греха и отступничества, как лекарство для исцеления нашей души. Именно об этом
Божественном воспитании говорит нам апостол Павел. В Послании к Евреям он
пишет: «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он
обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына,
которого принимает» (Евр. 12, 5-6). Как учат нас святые отцы, физические
болезни приносят огромную духовную пользу нашей душе, ибо исцеляют нас от
страстей и освобождают нас от греховного долга. Но этот благотворный результат наступает
только тогда, когда мы терпеливо переносим болезни и не только не ропщем, но и благодарим
и прославляем Бога. Святитель Иоанн Златоуст, говоря в одной из своих
бесед о духовной пользе, которую мы получаем терпеливым перенесением скорбей,
говорит следующее: «Как ювелир кладет золото в горнило и держит его в
огне, пока оно не станет совершенно чистым, так и Бог позволяет душам людей пребывать
в болезнях так долго, доколе они не очистятся и не получат великую пользу от
этого испытания».
Беда здесь заключается в том, что
большинство из нас, уделяя большое внимание лечению своих телесных болезней,
мало или совсем не уделяют внимания исцелению от болезней души. Когда мы
говорим о болезнях души, мы имеем в виду не психиатрические заболевания, а
прежде всего наши страсти и грехи, которые являются самой страшной из всех
болезней, потому что они имеют силу навечно отделить нас от Христа и лишить нас
Царства Небесного. К сожалению, мы к ним равнодушны и таким отношением показываем,
что нас не волнует вопрос исцеления души от страстей и, по сути, мы не желаем быть
исцеленными.
Так давайте же примем во внимание, братья и сестры, то, что мы сказали выше по поводу сегодняшнего евангельского чтения, и, терпеливо перенося телесные болезни, будем усердно трудиться над исцелением наших бессмертных душ от страстей, что, я надеюсь, произойдет со всеми нами по милости и благодати Господа нашего Иисуса Христа, молитвами Госпожи Богородицы и всех святых, аминь.
Остров Китира, 11 мая 2025 года
Источник: https://aktines.blogspot.com/2025/05/blog-post_95.html#more
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!