
Святитель Иоанн Златоуст:
«Иисус,
утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина
из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его
отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи
Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4,
6–9).
Здесь необходимо, возлюбленные, исследовать, почему евангелист указал и место, где это происходило, и час, и отсутствие учеников. Место — в словах: «сел у колодезя», час: «было около шестого часа», а отсутствие учеников — замечанием, что «ученики Его отлучились в город купить пищи».
Почему же указал он место?
Сейчас объясню. Христос имел ввиду духовную ловлю; с этой целью Он и пришел
туда, где Ему предстояла добыча. Знаешь, как делают рыбаки? Не на всяком месте
в море закидывают они сети, а на таком, о котором они уже знают, что там
водится рыба. Ведь в море есть много мест, которые преимущественно перед
другими доставляют пищу рыбе. Так и Господь наш Иисус Христос, Великий Бог — по
пророчеству, знал как Бог, что здесь может Он встретить добычу, т. е. эту
женщину-самарянку. Именно как рыбаки выбирают те места, где надеются поймать
рыбу, так и Христос пришел на то место, где мог Он поймать самарянку и через
нее сделать великий улов людей. Вот, как объясняется причина, почему
евангелистом указано место.
Почему же указал он и час?
Ведь он говорит: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около
шестого часа». А вот слушай теперь и о времени. Самарянка была, очевидно,
из бедных и снискивала себе пропитание постоянным трудом, — из бедных по телу и
по имуществу, но не по благочестию души. Стоя у станка, она усердно занималась
работой, которой и кормилась. В шестом же часу, когда все предавались отдыху,
она, взявши водонос, носила воду. Всеведущий Господь знал, конечно, что то время,
которым все пользуются для отдыха, она употребляет для ношения воды,
отказываясь от отдыха. Поэтому в шестой именно час пришел Он сюда, зная, что в
это именно время она приходит за водой и может для него послужить духовной
добычей.
Для чего, наконец, отослал
Господь Своих учеников? «Ученики Его, — говорит Евангелие, — отлучились
в город купить пищи». Эта бедная, как мы уже объяснили, женщина была робка
и не решилась бы поднять взоры при многочисленном собрании. Если бы она увидела
Учителя, окруженного учениками, учеников, толпу народа, вообще увидела
что-нибудь особенное, важное, внушительное, блестящее, она тотчас бы убежала и,
таким образом, добыча была бы потеряна. Не решилась бы она подойти — значит,
рыба убежала бы из сетей, не была бы поймана, а выскочила бы. Вот почему и
отослал Он учеников в город. Пойдите, говорит, купите пищи: вы — пойдите и
купите себе, а Я имею другой обед: «Моя пища есть творить волю
Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). У вас — плотская
пища, а у Меня — духовная; вам нужно купить, а Мне — выкупить, — «Христос
искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3, 13), —
говорит сосуд избранный — Павел, — Я желаю водою уловить эту духовную добычу.
Теперь ты знаешь, почему обращено здесь внимание и на место, и на час, и на
отсутствие учеников; пора уже перейти и к дальнейшему.
«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды». Приходит самарянка за водой в шестом часу, оставивши работу у станка, чтобы в час отдыха запастись водой; это было, как не раз уже говорилось, в шестом часу. Когда Ева в Раю преступила заповедь, был час шестой; а вот теперь самарянка получила спасение при источнике в том же самом шестом часу.
Источник: Отрывок из проповеди о самарянке и на
слова: «Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь» (Ин. 4, 5) https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_samaryanke/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!