понедельник, 26 мая 2025 г.

Положение и полномочия папы в Римо-католической церкви


Автор: Иерей Анастасий Гоцопулос


Заседание коллегии кардиналов для избрания нового папы Римского, назначенное на 7 мая 2025 г. и известное как конклав (от лат. cum clave, в переводе «с ключом»), побуждает нас опубликовать подборку базовых догматических и канонических документов Римо-католической церкви. В них говорится о положении и полномочиях папы согласно учению римо-католиков.

Тексты, представленные ниже, взяты из следующих источников:

а) догматические решения I Ватиканского собора 1870 г. (Pastor aeternus) и II Ватиканского собора 1962-1965 гг. (Lumen Gentium);

б) каноны из Кодекса канонического права 1983 г. (Codex Iuris Canonici), а также

в) официальный Катехизис Католической Церкви 1992 г.

Данные документы исключительно ясно определяют положение и полномочия папы Римского как главы всей Церкви Христовой (с точки зрения римо-католического богословия), поэтому я решил воздержаться от личных комментариев к этим важнейшим догматическим и каноническим тезисам. Я лишь выделил некоторые ключевые моменты жирным шрифтом.

Недавно на сайте eeod.gr[1] были повторно опубликованы выводы моей работы, где говорится о роли епископа Римского в актах и решениях Вселенских Соборов[2]. Полагаю, что она будет интересна для всех, кто желает понять, насколько сильно современное римо-католическое учение о положении папы Римского в его церкви (зафиксированное в приведенных ниже официальных документах) отличается от богословского и канонического учения первых веков христианства, когда Рим находился в общении с Церковью Христовой.

Титулы Папы Римского

Цитируя следующие отрывки из вероучительных, канонических и пастырских документов римо-католического богословия, можно привести следующие титулы, приписываемые папе Римскому:

Епископ Рима; Римский Понтифик; Верховный Первосвященник; Преемник Петра; Преемник блаженного Петра в первенстве над всей Церковью; Наместник Христов; Представитель Христа; Пастырь всей Церкви; Верховный Пастырь Церкви; Пастырь всей земной Церкви; Знамение и Служитель единства Вселенской Церкви; Вершина Церкви; Основание единства; Основание единства как епископов, так и полноты верующих; Вечное, постоянное и видимое Начало; Первый Пастырь и Учитель всех верных; Верховный Судия верных; Высший учительский Авторитет; Высшая и Вселенская Власть Церкви; Глава и Руководитель Коллегии Епископов. Тот, кто на всякое время обладает полной, верховной и вселенской властью в Церкви.

Любой, кто читает вышеперечисленные титулы папы Римского и знает, куда они завели Церковь Божию, не может не испытывать беспокойство, поскольку аналогичная терминология всё чаще появляется на православном Востоке. И, к сожалению, мы уже видим печальные результаты этого явления...

 

Церковная полнота: от самого Христа или от «наместника Христа»?

Чтобы понять, в какой экклезиологический тупик заводит Рим учение о первенстве папы, вновь сформулированное в постановлениях II Ватиканского собора, достаточно обратить внимание на следующее. В «Декрете об экуменизме» (Unitatis Redintegratio) II Ватиканский Собор (1962–1965) признает, что Православная Церковь обладает полнотой богослужебной (греч. τελετουργική) Божественной благодати, позволяющей ей совершать действительные Таинства и, в частности, Божественную Евхаристию, где присутствует Сам Христос и посредством которой она [Православная Церковь] созидается и развивается[3]. Однако «Конгрегация вероучения» (Congregatio pro Doctrina Fidei) Римской курии в своем ответе от 29.06.2007, который был утвержден и опубликован папой Бенедиктом XVI, считает, что у Православной Церкви имеется «экклезиологическая недостаточность»[4], поскольку она не признает папу и не имеет с ним общения. Другими словами. по мнению Конгрегации вероучения для существования «церковной полноты» недостаточно реального присутствия Христа и общения с Ним во время Божественной Евхаристии, но необходимо общаться и с папой как с «наместником Христа»!

 

I Ватиканский собор (1870)

«Вечный Пастырь»: первая догматическая конституция о Церкви Христовой, 18 июля 1870 г.

(Pastor aeternus: Constitutio dogmatica prima de ecclesia Christi)[5]

 

Глава I.

Об учреждении апостольского первенства в блаженном Петре

(De apostolici primatus in beato Petro institutione)

Если же кто-то утверждает, что блаженный апостол Петр не был назначен Господом Христом главным среди всех апостолов и видимым главой всей воинствующей Церкви, или что этот столь почитаемый апостол получил прямо и непосредственно от Господа нашего Иисуса Христа только первенство чести, но не имеет истинного и присущего только ему первенства юрисдикции [над всей Церковью], да будет анафема.

 

Глава 2.

О непрерывном продолжении первенства блаженного Петра в римских понтификах

(De perpetuitate primatus beati Petri in Romanis pontificibus)

Следовательно, если кто-то говорит, что блаженный Петр имеет преемников своего первенства над всей Церковью не по установлению Самого Господа Христа, по Божественному праву, или что Римский понтифик не является преемником блаженного Петра в этом первенстве, да будет анафема.

 

Глава 3.

О власти и природе первенства Римского Понтифика

(De vi et ratione primatus Romani Pontificis)

Так как Божественное право апостольского первенства ставит Римского понтифика на вершине Церкви, мы также учим и провозглашаем, что он является верховным судией верных и что во всем, что касается церковной юрисдикции, можно апеллировать к его суду. Решение Святейшего Престола, выше которого нет никакой власти, не может быть оспорено никем. Никто не имеет права судить его решения. Поэтому те, кто утверждает, что можно обжаловать решения папы Римского на Вселенском Соборе, как если бы этот Собор был авторитетом более высоким, чем папа, уклоняются от пути истинной веры.

Поэтому, если кто-либо говорит, что папа Римский имеет лишь обязанность надзора или руководства, а не полную и верховную юрисдикцию надо всей Церковью не только в том, что касается веры и нравственности, но и в том, что касается порядка и управления всей Церковью, или что он обладает лишь наиболее важной частью этой власти, а не всей полнотой верховной власти, или что его власть не является постоянной (т. е. не делегированной, а присущей ему в силу его должности, ex officio) и распространяющейся непосредственно над каждой церковью, а также над каждым клириком и верующим, да будет анафема.

 

Глава IV.

О непогрешимом учительстве Римского Понтифика

(De Romani pontificis infallibili magisterio)

Римский понтифик, когда он говорит ex cathedra, то есть когда, исполняя свои обязанности учителя и пастыря всех христиан, определяет, в силу своей верховной апостольской власти, что некое учение по вопросам веры и нравственности должно быть принято всей Церковью, пользуется, с Божественной помощью, обещанной ему в лице блаженного Петра, той непогрешимостью (infallibilitas), которой Божественный Искупитель благоволил наделить Свою Церковь, когда она определяет учение по вопросам веры и нравственности. Следовательно, такие определения Римского понтифика непогрешимы сами по себе, а не по согласию Церкви.

Если кто-либо, не приведи Боже, задумает противиться этому нашему определению, да будет анафема.

 

II Ватиканский собор (1962-1965)

 

«Lumen Gentium» — «Свет народов»

«Догматическое определение о Церкви»[6]

22. Как, по установлению Господа, св. Петр и другие апостолы составляют единый и неделимый Апостольский собор (collegium), так и Римский Первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, связаны между собою. Уже очень древний порядок, согласно которому епископы, поставленные во всей вселенной, общались между собою и с Римским епископом, связанные узами единства, любви и мира, а также и созываемые соборы, на которых более важные решения принимались совместно, по рассмотрении мнений многих, выражают коллегиальный характер и сущность епископского чина, что ясно подтверждают Вселенские Соборы, состоявшиеся на протяжении веков. И на это же указывает издревле установившийся обычай, по которому при возведении новоизбранного для служения в высшей степени священства призывались и принимали участие несколько епископов. Членами епископского состава становятся силой таинства хиротонии и иерархического общения с Главой и членами Коллегии.

Но Коллегия или состав епископов обладает властью не иначе как совместно с Римским Первосвященником, преемником Петра, в качестве Главы, который сохраняет всецело первенство власти над всеми, как пастырями, так и верными. Ибо Римский Первосвященник обладает в Церкви, в силу своей должности, т. е. как наместник Христа и пастырь всей Церкви, полной, наивысшей и всеобщей властью, которую он вправе всегда свободно осуществлять.

Чин же епископов, который занимает место Апостольского собора в учительстве и в пастырском управлении — и более того, в котором апостольский лик непрерывно пребывает — со своим Главой, Римским Первосвященником, и никогда без этого Главы, является носителем также наивысшей и полной власти над всей Церковью, но властью, которая не может осуществляться без согласия Римского Первосвященника. Господь поставил одного Симона, как скалу и ключаря Церкви (ср. Мф. 16, 18-19), и соделал его Пастырем всего Своего стада (ср. Ин. 21, 15 и слл.); но, как известно, это поручение вязать и решить, данное Петру (Мф. 16, 19), было также дано Собору Апостолов, соединенному со своим Главой (Мф. 18, 18; 28, 16-20). Коллегия эта, поскольку она составлена из многих, выражает многообразие и всеобщность народа Божия, а поскольку она собрана под одним Главой — единство стада Христова. В ней, строго уважая первенство и главенство своего Главы, епископы осуществляют свою власть на благо своих верных а также и всей Церкви, тогда как Дух Святой непрестанно укрепляет ее органическую структуру и согласие. Наивысшая во вселенской Церкви власть, которой пользуется эта Коллегия, официально осуществляется на Вселенском Соборе. Не бывает никогда Вселенского Собора, если он как таковой не утвержден или, по крайней мере, не принят Преемником Петра. И исключительное право Римского Первосвященника — созывать эти Соборы, председательствовать на них и утверждать их. Та же коллегиальная власть, в единении с папой, может осуществляться епископами, обитающими по всему лицу земли, если только Глава Коллегии призывает их к коллегиальному действию, или, по крайней мере, одобряет или свободно принимает согласованное действие этих епископов, так что совершается подлинно коллегиальное дело.

23. …Римский Первосвященник, как преемник Петра, есть постоянное и видимое начало и основа единства как епископов, так и множества верных...

Божественным Промыслом произошло, что различные Церкви, основанные апостолами и их преемниками по разным местам, в течение времени объединились в органически связанные образования, которые при сохранении единства веры и единого божественного устроения вселенской Церкви, имеют свои собственные правила, свои литургические обычаи, и свое богословское и духовное наследие. Среди них некоторые, а именно древние Патриаршие Церкви, как матери веры родили как бы дочерей другие Церкви, с которыми до сего дня они остаются соединенными более тесными узами любви в общении чрез таинства и во взаимном уважении к правам и обязанностям. Это многообразие местных Церквей, устремленных к одному, ярко показывает единство нераздельной Церкви. По той же причине епископские собрания в наши дни могут внести свой вклад во многие плодотворные дела, чтобы это взаимное расположение нашло конкретное применение.

24. …Каноническая миссия епископов (missio canonica) может осуществляться посредством законных обычаев, не отмененных верховной и вселенской властью Церкви, или посредством законов, данных или признанных той же властью, или непосредственно самим преемником Петра; если он не соглашается или отказывает в апостольском общении, епископы не могут быть допускаемы к исполнению должности.

25. …Это религиозное подчинение ума и воли должно проявляться особым образом по отношению к аутентичному учительству Римского Понтифика, даже когда он не говорит «ех cathedra», а именно, его верховное учительство должно признаваться с благоговением, а вынесенные им суждения — искренне соблюдаться согласно выраженной им мысли и воле, которая проявляется прежде всего или в характере документов, или в частом изложении одного и того же учения, либо в манере речи.

Хотя отдельные епископы не имеют исключительного права на непогрешимость[7], тем не менее, когда они, даже рассеянные по миру, но, объединенные в общении друг с другом и с Преемником Петра, в своем подлинном учении о вере и нравственности единодушно придерживаются определенного мнения как окончательного, тогда они непогрешимо проповедуют учение Христово. И это становится еще более очевидным, когда, собранные на Вселенском Соборе, они являются для всей Церкви в делах веры и нравственности учителями и судьями, определениям которых надо подчиняться в духе веры.

Эта непогрешимость, которой Божественный Искупитель благоволил наделить Церковь Свою в определении учения о вере и нравственности, простирается так же широко как и сокровище Божественного Откровения, которое должно свято храниться и верно излагаться. Этой непогрешимостью обладает, в силу своего назначения, Римский Первосвященник, Глава Коллегии епископов, когда он, как верховный Пастырь и учитель всех верных, утверждающий в вере своих братьев (см. Лк. 22, 32), провозглашает окончательным решением учение о вере и нравственности. Итак, определения его справедливо называются непреложными сами по себе, а не из согласия Церкви, ибо они произнесены при содействии Духа Святого, обещанного ему в лице блаженного Петра и, следовательно, не нуждаются ни в каком ином утверждении и не подлежат никакой апелляции в другой суд. Ибо тогда Римский Первосвященник произносит решение не как частное лицо, но как верховный учитель вселенской Церкви, в котором непосредственно наличествует благодатный дар непогрешимости самой Церкви, он излагает или защищает учение кафолической веры. Обещанная Церкви непогрешимость наличествует так же в соборе епископов, когда они совместно с Преемником Петра осуществляют верховное учительство.

 

II Ватиканский собор (1962-1965)

 

«Orientalium Ecclesiarum» — «Декрет о Восточных Католических Церквах»[8]

 

Примечание: «Восточные Католические Церкви» — это униаты.

«Восточные отделившиеся Церкви» — это Православные Церкви и дохалкидонские Церкви.

 

3. Хотя такие отдельные Церкви — как Восточные [т. е. униаты], так и Западные [т. е. римо-католики] — частично различаются между собою, как говорится, обрядами, то есть богослужением, церковной дисциплиной и духовным наследием, тем не менее они равным образом поручаются пастырскому правлению Римского Понтифика, который по воле Божией преемствует блаженному Петру в первенстве над всей Церковью…

7. …Под Восточным Патриархом [т. е. униатский патриарх] подразумевается епископ, которому принадлежит юрисдикция над всеми епископами, включая митрополитов, над духовенством и народом подвластной ему территории или обряда, по нормам права и при нерушимом первенстве Римского Первосвященника.

9. …Патриархи [т. е. униаты] со своими синодами составляют высшую инстанцию для всех дел Патриархата… хотя в силе остаётся неотъемлемое право Римского Понтифика входить в дело в том или ином случае.

 

Кодекс канонического права (1983)

(Codex Ιuris Canonici, CIC)[9]

 

ЧАСТЬ II: ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЦЕРКВИ

РАЗДЕЛ I. ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ

 

ГЛАВА 1

РИМСКИЙ ПОНТИФИК И КОЛЛЕГИЯ ЕПИСКОПОВ

КАНОН 330

Как по установлению Господню святой Петр и прочие апостолы составляют одну Коллегию, так же связаны между собою Римский Понтифик, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов.

 

СТАТЬЯ 1.

РИМСКИЙ ПОНТИФИК

КАНОН 331

Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, которое Господь возложил исключительно на Петра, первого из апостолов, и которое должно передаваться его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Поэтому в силу своей должности он обладает в Церкви верховной, полной, непосредственной и вселенской административной властью, которую он всегда может свободно осуществлять.

 

КАНОН 332

1. Римский Понтифик приобретает полную и верховную власть в Церкви в силу принятого им законного избрания, а также епископского рукоположения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже находящееся в сане епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания. Если же у избранного нет епископского сана, он должен быть немедленно рукоположен в епископы.

2. Если случится так, что Римский Понтифик отречётся от своей должности, то для действительности отречения требуется лишь одно: чтобы оно было совершено добровольно и провозглашено надлежащим образом. Нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение.

 

КАНОН 333

1.       В силу своей должности Римский Понтифик не только обладает властью по отношению ко всей Церкви, но и получает первенство административной власти над всеми отдельными Поместными Церквами и их объединениями, посредством которого, однако, в то же время укрепляется и утверждается надлежащая административная и непосредственная власть, которой наделены епископы по отношению к отдельным Церквам, порученным их попечению.

2.       Исполняя должность верховного Пастыря Церкви, Римский Понтифик всегда связан узами общения как с другими епископами, так и со всей Церковью. Однако ему принадлежит право, исходя из потребностей Церкви, определять порядок исполнения этой должности — личный или коллегиальный.

3.       Против решения или декрета Римского Понтифика нельзя подать ни апелляцию, ни обжалование.

 

КАНОН 334

В исполнении его должности Римскому Понтифику содействуют епископы, которые могут оказывать ему помощь различными способами, в числе которых — синод епископов. Кроме того, ему помогают отцы–кардиналы и другие лица, а также различные учреждения, в зависимости от требований времени. Все эти лица и учреждения исполняют порученную им обязанность от имени Понтифика и под его руководством на благо всех Церквей по нормам, установленным правом.

 

КАНОН 335

Если Римский Престол остаётся вакантным или же перед ним встали непреодолимые препятствия, то в управлении всей Церковью не должно вводить никаких новшеств, но следует соблюдать особые законы, изданные для этих обстоятельств.

 

СТАТЬЯ 2.

КОЛЛЕГИЯ ЕПИСКОПОВ

КАНОН 336

Коллегия епископов, главой которой является Верховный Понтифик, а членами — епископы в силу таинства рукоположения и иерархического общения с Главой и членами Коллегии, в которой постоянно пребывает и собор апостолов, тоже является (вместе со своим главой, но никогда — без своего главы) субъектом верховной и полной власти по отношению ко всей Церкви.

 

КАНОН 337

1. Коллегия епископов осуществляет власть над вселенской Церковью формальным образом на Вселенском Соборе.

2. Эту же власть она осуществляет и через совместную деятельность епископов, рассеянных по всему миру, если такое действие было предложено или свободно принято Римским Понтификом, чтобы тем самым совершался подлинно коллегиальный акт.

3. Задача Римского Понтифика — сообразно с потребностями Церкви выбирать и поддерживать те способы, которыми Коллегии епископов следует коллегиально исполнять свои обязанности по отношению ко всей Церкви.

 

КАНОН 338

1.       Только Римскому Понтифику принадлежит право созывать Вселенский Собор и председательствовать на нём лично или через своих представителей, равно как и переносить, приостанавливать или распускать Собор, а также утверждать его постановления.

2.       Задача того же Римского Понтифика — определять круг вопросов, подлежащих обсуждению на Соборе, и устанавливать распорядок, который следует на нём соблюдать; к вопросам, предложенным Римским Понтификом, отцы Собора могут добавлять и другие, подлежащие утверждению тем же Римским Понтификом.

 

КАНОН 339

1.       Все епископы, являющиеся членами Коллегии епископов, и только они одни, вправе и обязаны участвовать во Вселенском Соборе с правом решающего голоса.

2.       Кроме того, верховная власть Церкви может призвать на Вселенский Собор и некоторых других лиц, не облечённых епископским достоинством, определив меру их участия в работе Собора.

 

КАНОН 340

Если случится так, что во время работы Собора Апостольский Престол окажется вакантным, его деятельность автоматически прерывается до тех пор, пока новый Верховный Понтифик не постановит продолжить или распустить его.

 

КАНОН 341

1.       Постановления Вселенского Собора имеют обязательную силу лишь в том случае, если они были одобрены Римским Понтификом вместе с отцами Собора, утверждены им и обнародованы по его повелению.

2.       Чтобы иметь обязательную силу, в таком же утверждении и обнародовании нуждаются и постановления, выносимые Коллегией епископов, когда она осуществляет собственно коллегиальное действие в ином порядке, указанном Римским Понтификом или свободно им принятым.

 

ГЛАВА II

СИНОД ЕПИСКОПОВ

КАНОН 342

Синод епископов представляет собою группу епископов, которые… в установленные сроки встречаются для того, чтобы содействовать тесному единению Римского Понтифика и епископов и советами подавать Римскому Понтифику помощь

 

КАНОН 344

Синод епископов подчиняется непосредственно Римскому Понтифику , который имеет право:

1. созывать синод всякий раз, когда это представляется ему целесообразным, и определять место его проведения;

2. утверждать выбор тех его членов, которые подлежат избранию по нормам особого права, а также выдвигать и назначать других его членов;

3. по нормам особого права в удобное время перед проведением синода определять вопросы для обсуждения;

4. составлять повестку дня;

5. председательствовать на Синоде лично или через других лиц;

6. закрывать, переносить, приостанавливать и распускать синод.

 

КАНОН 347

1.       Когда Римский Понтифик закрывает заседание синода епископов, прекращаются служебные обязанности, возложенные на епископов и других членов синода на время его заседания.

2.       Если после созыва синода или во время его проведения Апостольский Престол оказывается вакантным, то в силу самого права приостанавливается заседание синода, а также обязанности, порученные на это заседание его участникам, пока новый Понтифик не постановит распустить заседание или продолжить его.

 

КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ[10]

 

§ 834: «Отдельные Церкви — полностью вселенские через общение с одной из них: Римской Церковью, «которая первенствует в любви».

§ 838: «С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в ее целости или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам» (LG 15)[11]. «Те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью» (UR 3)[12]. С Православными Церквами это общение так глубоко, «что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней» (Павел VI, речь от 14.12.1975).

§ 881: «Эта пастырская миссия  Петра и других апостолов принадлежит к основаниям Церкви. Ее продолжают епископы под первоначалием папы».

§ 882: «Папа, епископ Римский и преемник апостола Петра, «есть постоянное и видимое начало и основа единства и епископов, и множества верных» (LG 23). «Ибо Римский Первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять» (LG 22).

§ 883: «Коллегия епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы». Как таковая эта Коллегия «является носительницей также верховной и полной власти над всей Церковью, но власти, которая не может осуществляться иначе как с согласия Римского Первосвященника» (LG 22).

§ 884: «…Нет Вселенского Собора, если он не утвержден как таковой или, по крайней мере, не одобрен преемником Петра» (LG 22).

§ 891: «Этой непогрешимостью обладает в силу своей миссии Римский Первосвященник, глава Коллегии епископов, когда он как верховный пастырь и учитель всех верующих, которому поручено «утверждать в вере своих братьев», окончательным решением провозглашает положение учения о вере и нравственности» (LG 25)… Эта непогрешимость простирается так же широко, как и сокровище Божественного Откровения».

§ 892: «Божественная помощь дана также преемникам апостолов, учащим в общении с Преемником Петра, и особым образом Епископу Римскому, Пастырю всей Церкви (LG 22)».

§ 936: «Господь сделал апостола Петра видимым основанием Своей Церкви. Он вручил Петру ключи от нее. Епископ Римской Церкви, преемник св. Петра, есть «глава Коллегии (Собора) епископов, наместник Христов и пастырь всей Церкви на всей земле» (CIC 331).

§ 937: «Папа «по Божественному установлению обладает верховной, полной, непосредственной, вселенской властью попечения о душах» (CD 2)[13].

§ 1369: «Папа, исполняющий в Церкви служение св. Петра, связан с каждым совершением Евхаристии, в котором он поминается как знамение и служитель единства Вселенской Церкви».

Патры 02.05.2025 


Источник: https://orthodoxostypos.gr/η-θέση-και-οι-αρμοδιότητες-του-πάπα-στη/

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.


[2]А. Гоцопулос, Римская Церковь и ее епископ в протоколах и решениях Вселенских Соборов , Салоники 2015, 400 с. // Αν. Γκοτσόπουλος, Η Εκκλησία της Ρώμης και ο επίσκοπός της στα πρακτικά και στις αποφάσεις των Οικουμενικών Συνόδων, Θεσσαλονίκη 2015, σ. 400.

[3]«Unitatis Redintegratio», пар. 15, «Декрет об экуменизме» II Ватиканского собора. II Ватиканский собор, Декреты II Ватиканского собора, 7, Об экуменизме, О нехристианских религиях, О религиозной свободе, перевод Аф. Армау, «Графио Калу Типу», с. 27-28. Официальный сайт Ватикана с решениями II Ватиканского собора: https://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council /index.htm

[4] Congregatio pro Doctrina Fidei, Responsa ad quaestiones de aliquibus sententiis ad doctrinam de Ecclesia pertinentibus (29.6.2007), AAS 99 (2007), 7, 604-608, в https://www.vatican.va/archive/aas/documents/2007/luglio%2 02007.pdf Также см. письмо Конгрегации вероучения к римо-католическим епископам от 28.05.1992 «Концепция общения» (Communionis notio), подписанное тогда еще кардиналом Йозефом Ратцингером, а позднее — папой Бенедиктом XVI, которое было ратифицировано и опубликовано папой Иоанном Павлом II (Congregatio pro Doctrina Fidei, Letter Communionis Notio, 17.3, AAS 85 [1993-II] 849, на вебсайте https://www.vatican.va/archive/aas/documents/AAS-85-1993-ocr.pdf ).

[5] Перевод с латинского оригинала: Кл. Шац «Первенство папы», пер. М. Руссос-Мелидонис, изд-во «Роес Докимья», 2005, с. 266-267 // Kl. Schatz, Τ πρωτεο το πάπα, μετφρ. Μ. Ροσσος-Μηλιδώνης, κδ. Ρος Δοκίμια, 2005, σ. 266-267. Х. Пападопулос «Первенство епископа Римского», Афины, 1964, с. 309-313. // Χρ. Παπαδοπούλου, Τ Πρωτεον το πισκόπου Ρώμης, θναι 1964, σ. 309-313. Официальный сайт Ватикана с решениями I Ватиканского собора: https://www.vatican.va/archive/hist_councils/i-vatican-council/documents/vat-i_const_18700718_pastor-aeternus_la.html

[6] «Lumen Gentium», «Догматическое определение о Церкви» II Ватиканского Собора, II Ватиканский Собор, Декреты II Ватиканского Собора (Lumen Gentium), пер. Аф. Армау, «Графио Калу Типу», с. 43-52. Официальный сайт Ватикана с решениями II Ватиканского собора: https://www.vatican.va/arch ive / hist_councils / ii_vatican_council /index.htm

[7] Другой вариант перевода: безошибочности.

[8]«Orientalium Ecclesiarum», «О Восточных Католических Церквах» II Ватиканского Собора, Декреты II Ватиканского Собора 5, О Божественном Богослужении, О Божественном Откровении, О Восточно-католических Церквах 5, пер. Аф. Армау, «Графио Калу Типу», с. 107-127. Официальный сайт Ватикана с решениями II Ватиканского собора: https://www.vatican.va/ archive / hist_councils / ii_vatican_council /index.htm

[9] Кодекс канонического права, обнародованный властью папы Иоанна Павла II, латинское и греческое издание, Liberia Editrice Vaticana, «Графио Калу Типу» Отдел по связям с общественностью, Cittά del Vaticano, Афины 2020, с. 179-187. Официальный сайт Ватикана с Кодексом канонического права: https://www.vatican.va/archive/cdc/index.htm

[10] Катехизис Католической Церкви, Ватикан – Кактос, 1996, с. 968. Официальный сайт Ватикана с «Катехизисом Католической Церкви»: https://www.vatican.va/archive/ccc/index.htm

[11] «Lumen Gentium», «Догматическое определение о Церкви» II Ватиканского Собора, II Ватиканский Собор, Декреты II Ватиканского Собора (Lumen Gentium), пер. Аф. Армау, «Графио Калу Типу», с. 43-52. Официальный сайт Ватикана с решениями II Ватиканского собора: https://www.vatican.va/arch ive / hist_councils / ii_vatican_council /index.htm

[12] «Unitatis Redintegratio», пар. 15, «Декрет об экуменизме» II Ватиканского собора. II Ватиканский собор, Декреты II Ватиканского собора, 7, Об экуменизме, О нехристианских религиях, О религиозной свободе, перевод Аф. Армау, «Графио Калу Типу», с. 3-37. Официальный сайт Ватикана с решениями II Ватиканского собора: https://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council /index.htm

[13] «Christus Dominus», «Декрет о пастырской деятельности епископов в Церкви» II Ватиканского Собора. II Ватиканский Собор, Декреты II Ватиканского Собора, 6, О пастырской деятельности епископов в Церкви, О возобновлении монашеской жизни, перевод Аф. Армау, «Графио Калу Типу», с. 5-52. Официальный сайт Ватикана c решениями II Ватиканского собора: https://www.vatican.va/archive/ hist_councils / ii_vatican_coun cil /index.htm

1 комментарий:

  1. Римо-католическая ересь- это подмена Церкви, так же как блуд- подмена любви.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!