
После Своего Воскресения наш Христос явился
Своим ученикам, стал посреди них и сказал: «Мир вам». Они же убоялись,
устрашились, смутились, посчитали, что видят духа, что видят сон, и что это на
самом деле не Христос, не их Учитель. Они начали сомневаться. Тогда Господь им
сказал: «Что смущени есте? И почто помышления входят в сердца ваша? Видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе»
(Лк.24:38-40). (Почему вы смущены и тревожимы помыслами неверия и
беспокойства? Посмотрите на Мои руки и ноги, на которых следы от гвоздей. Я не
призрак. То, что вы видите, — реальность. Коснитесь меня, потрогайте и
уверьтесь, что Я — не дух. Дух не имеет плоти и костей, чтобы его можно было
потрогать, как Меня, Которого вы видите во плоти. Следовательно, это Я, ваш
учитель. Я не диавол, преобразившийся в образ Христов. Диавол не имеет плоти,
он дух. И говоря это, Он показал им Свои руки и ноги, на которых были следы от гвоздей).
Однако поскольку Он знал, что их разум закрыт и их
ум ограничен, чтобы они поняли и уразумели, о чем Он им говорил, тогда
Он отверз
им ум к уразумению Писаний (Лк.24:45). То есть Он просветил их ум, дабы
они поняли, что Он — Тот, о Котором говорили Моисей и пророки за тысячи лет до Его
воплощения.
И после того, как Он сделал их способными к
духовному разумению, Он вывел их из Иерусалима в Вифанию, благословил и,
благословляя, стал отдаляться
и возноситься на небо (Лк.24:51). То есть Он отделился от них, и они видели, как Христос
в человеческой плоти поднимался на небо. Посмотрите, очевидцами каких
потрясающих событий были апостолы! Посему они и стали смелы как львы. После той
истины, что они видели, кто мог им воспрепятствовать, кто мог им помешать
проповедовать даже под угрозой смерти, что Сам Иисус Христос — их Учитель — и
есть истинный Бог.
И далее, в день Пятидесятницы, Он посылает им Утешителя[1],
Всесвятого Духа, по обетованию Отца: «И се, Аз послю обетование Отца Моего на вы» (Лк.24:49). То есть: Отец после Воскресения Своего Сына обещал послать в мир
третье лицо Святой Троицы и послал Его как «дух бурный», как очень сильный
ветер, Который подул и наполнил всю горницу, весь дом, где собрались апостолы.
Промысел Благого Бога в день Пятидесятницы благоволил устроить сошествие
Святого Духа в образе бурного дыхания и шума, чтобы мир узнал о Нем, чтобы люди
собрались там и чтобы перед всеми стали явны величия Божии.
Что означал день Ветхозаветной Пятидесятницы? В Ветхозаветную
Пятидесятницу, то есть через пятьдесят дней после Пасхи, евреи праздновали
праздник поставления кущей[2]
и обычно собирались в Иерусалиме отовсюду, даже те иудеи, которые родились в
других странах и имели другие отечества.
Что значит поставление кущей? Когда евреи бежали с Моисеем
из земли Египетской, их преследовал фараон со своим войском (см. Исх.14:6-9).
Тогда Моисей ударил жезлом по Красному морю, и воды разделились надвое, с двух
сторон образовалась как бы стена, чтобы прошел народ. Подумайте, какой могучий
ветер подул и разделил воды, и удержал их как стены. Море стало сушей и
израильтяне перешли, совершенно не замочив свои ноги: «Немокрыми ногами»[3].
И когда все евреи перешли это море и египтяне ринулись вслед за ними, чтобы
настигнуть их, то вновь благодаря чуду жезла Моисеева воды вернулись на свое
место, и все враги потонули в Красном море, вместе с конями и колесницами.
Тогда евреи на другом берегу поставили шатер и прославили в нем Бога за свое
спасение. Этот день они определили как великий праздник и праздновали его через
пятьдесят дней после Пасхи.
А я снова возвращаюсь к сошествию Святого Духа. Вместе с
«дыханием бурным» явились огненные языки над головами апостолов, и они начали
говорить о величиях Божиих на всех языках мира. Весь народ, люди разных
национальностей, собравшиеся в Иерусалиме в день Пятидесятницы, слышали, что
апостолы говорят на их родном языке: «Слышаху един кийждо их своим языком глаголющих их» (Деян.2:6). Они
недоумевали: «Как же мы слышим о величиях Божиих на языке отечества нашего, в
котором мы родились и были воспитаны, от неграмотных простых людей, о которых
до сего мы дня знали, что и на своем родном языке они не умели как следует
говорить?».
Некоторые, кто желал ниспровергнуть истину,
чтобы народ не уверовал в чудо, сказали, что они пьяны от крепкого вина. Тогда
слово взял апостол Петр и сказал им: «Люди, что такое вы говорите? Сейчас третий
час дня (то есть 9 часов утра), в который Моисеев закон запрещает пить вино.
Как возможно, чтобы мы были пьяны в этот час?» (ср. Деян.2:12-15).
Были, однако, среди собравшихся и такие иудеи,
которые происходили из других народов, и когда они увидели происшедшие чудеса, то
уверовали во Христа. И после того, как апостолы рассеялись среди народов и
отправились в другие страны, чтобы проповедовать Евангелие, то эти народы
признали их, последовали за ними, и тоже стали проповедниками истины Евангелия
Христова. Дух Святой дал им не только этот дар языков, но и дар познания тайн
Божиих.
До сошествия Святого Духа, когда произошло
взятие под стражу Господа нашего Иисуса Христа, до Его Страстей и Распятия,
апостолы устрашились, бросили свое оружие, пали духом, боялись даже тени иудеев
и прятались в доме. Однако, когда пришел Дух Святой, чтобы сопутствовать им,
чтобы напомнить им все пророчества и предсказания, чтобы они поняли их и
истолковали, то все изменилось. Робкие стали мужественными, исполненные страха
— бесстрашными, простецы — мудрыми, те, кто не могли исповедать Христа даже перед
служанкой, затем рассеялись среди народов, чтобы с помощью дарованного им
многоязычия повсюду распространить проповедь покаяния и обращения к Богу.
Так день Пятидесятницы, в который произошло это
великое чудо, стал великим и радостным днем, поскольку Церковь Христова уже
официально начала прирастать костями и плотью, и через апостолов началось дело
благовествования во всей вселенной. Это великий и памятный день для начала и
распространения Православной Церкви Христовой в мире. С сошествием Утешителя —
Святого Духа, апостолы стали великими дерзновенными богословами, которые
рассказывали о величественных делах Божиих. Видите, Господь избрал робких,
неграмотных, необразованных, выбрал немощных, бессильных, ничего не значащих,
ничтожных, чтобы посрамить мудрых, чтобы упразднить значащее (ср. 1Кор.1:28), и дал людям новую философию. Вплоть до сегодняшнего дня греческим
богословам требуются богословские школы и университеты, чтобы истолковать
Евангелие, Деяния и послания, которые написали святые апостолы!
Кто может исследовать и истолковать изобилие дарований и
божественных чувствований, которыми исполнились сердца апостолов, ставших
такими храбрыми героями Христовыми, бесстрашно говорящими об истине Божией во
всем мире? Конечно, они столкнулись с великими трудностями и гонениями. Однако
Дух Святой облек их силою свыше (ср. Лк.24:49), прекрасно вооружил их
мощью, знанием Писаний, даром пророчества, жизнью во Христе и Его учением,
сделал их львами, и они проповедали Его пред царями, императорами, тиранами и
претерпели мучения. Им угрожали правители, их арестовывали, их мучали, их
избивали, их заключали в темницу, только бы они не проповедовали имя Христово.
Петр, который сробел перед служанкой и отрекся от Христа, теперь со смелостью и
дерзновением предстал перед сонмищем фарисеев и сказал: «Мы не можем перестать
проповедовать Христа, что бы мы ни претерпели, потому что получили заповедь
проповедовать Евангелие и будем повиноваться Божией воле, а не вам». «Повиноватися
подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян.5:29).
Апостолы не страшились ни труда, ни изнурения,
ни странствий, не боялись идти ни на какие жертвы и так выстроили здание
Церкви. Они претерпевали любые невзгоды, чтобы проповедовать Евангелие мира в
мире, а в продолжение и их преемники — апостольские мужи, святители и все
святые Церкви. Одни были изгнаны, другие распяты вверх ногами, третьи были
обезглавлены и так далее.
Более всех апостолов потрудился апостол Павел.
Разве не Святой Дух похитил апостола Павла с пути, по которому тот шел, когда был
гонителем и убийцей учеников Христовых? Конечно, апостол делал это по неведению
и по неразумной ревности. Но Христос принял его, вооружил Духом Святым, и он
стал великим Павлом, который почтил и прославил нашего Христа как никто другой
из апостолов.
Сей Дух Святой приходит и дает благодать
священства при хиротонии диаконов, священников и епископов. Сообразно с тем,
насколько рукополагаемый достоин таинства, соответственную благодать он
принимает от Святого Духа. Невозможно выразить на словах, что это за благодать!
Только тот, кто вкусил Святого Духа, может понять, что я хочу сказать...
Этот Святой Дух нисходит на святой Престол, и
хлеб прелагается в Тело Христово, а вино — в Кровь Христову. Его призывает
священник, благословляя Дары, чтобы Он сошел и освятил земные вещи — хлеб и
вино: «Хлеб сей самое Пречистое Тело Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым»[4].
Он удостаивает земного человека ― священника, приносить в жертву Бога, касаться
Его и передавать Его верующим. Святым Духом освящаются все таинства, и через
него священник проповедует слово Евангелия перед паствой Церкви.
Когда благословенный Святой Дух нисходит в душу,
человек приходит в иное состояние. То, что он чувствует, связано с небом, и это
невозможно высказать человеческим языком. Это такая радость, такое ликование,
что не хватает слов, чтобы выразить эти чувства. Человек не может говорить,
могут говорить только его глаза. А как говорят глаза? Они становятся двумя
потоками слез — не слез печали, не памяти о грехах, но слез великой и
невыразимой радости и ликования. Поскольку Дух Святой наполняет сердце и человек
не может это выразить иначе, то, как маленький ребенок, он заливается слезами
благодарности Богу за Его дарования.
Когда Моисей взошел на Синай, чтобы получить
десять заповедей, то после спуска с горы лицо его сияло как солнце, и
израильтяне не могли смотреть на него от сияния, потому что Дух Божий сошел на
него и он весь был озарен изнутри и снаружи. Писание говорит, что Моисей положил
на свое лицо покрывало, чтобы народ мог с ним говорить (ср. Исх. 34, 29-35).
И если этот свет Божественного Духа в сени
Закона был столь блистателен, насколько же более яркий он теперь в тех, кто
принимает святое Крещение! Поэтому мы видим, как сияют дети, когда принимают Крещение.
А люди, которые принимают Духа Святого через молитву и чистоту, просвещаются
вначале в разуме, затем в сердце, а затем меняются и в лице! Они становятся
совсем другими, приобретают духовную красоту, которой прежде не обладали. Это
внутреннее состояние отражается и на внешнем облике человека.
Святой Григорий Палама безмолвствовал пять дней
в неделю, а в субботу-воскресенье ходил в монастырь, чтобы пообщаться со своим
братством, чтобы послужить Литургию и причаститься. Когда он заканчивал свою
молитву, то весь светился! Это происходило потому, что он приобщался нетварному
свету и соприкасался с пресветлым Божественным мраком — тем светом, который
покрывает неприступную Божественную сущность (ср. Пс.17:12). Таким был и свет
Христа на Фаворской горе, когда произошло Его преображение. Ученики на Фаворе
видели этот нетварный свет, который является славой Божией. Этот свет принимают
и святые, когда очищают себя через аскетический подвиг и молитву.
Когда Дух Святой касается человеческого сердца, то
сердце ликует от радости и услаждения. Человек познает Божественные вещи и
потом многократно приходит к видениям и откровениям, восходит на Небо, и видит
то, чем насладятся спасенные в Раю. Подобно тому как апостол Павел со своим
богомудрием, когда поднялся до третьего неба, а потом спустился и пришел в
себя, не мог выразить на человеческом языке то, что видел, слышал и чувствовал:
«Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует,
и глубины Божия» (1Кор.2:9-10).
Бог уготовал нам Рай на небесах. Там столь
великое и неизмеримое счастье, что, сколько бы добра ни сделал человек в этой
жизни, это не сравнится с тем величием и радостью. Мученики пролили свою кровь
за Христа, святые и преподобные исповедали имя Божие, потрудились и отдали всю свою
жизнь аскетическим подвигам в пустыне. Но и все они ни в малейшей степени не
могут воздать Богу за эти великие дары райской жизни, которую невозможно описать
для живущих на земле. Слава Божия неизъяснима и не может измеряться даже
мученичеством. Поэтому святой апостол Павел сказал: «Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим.8:18). Безусловно, величайшее
и непостижимое блаженство — это видеть Лик Божий, красота Которого не сравнится
с тысячами раев. Красота Бога находится вне всякого описания!
Когда человек молится и общается с Богом, он
принимает Святого Духа внутрь души своей. Кто вкусил Святого Духа в состоянии
молитвы, или в церкви, или при Божественном Причащении, или где-то при встрече
с Богом, тот знает и может Его описать (если это возможно!). Потому что
человеческий лексикон очень беден, дабы выразить то, что едва ли поддается
словесному описанию! Благословенна благодать Божия!.. С ней чувствуешь
неизмеримый мир, подобный тому, что даровал Господь Своим ученикам после Своего
Воскресения, когда сказал им: «Мир вам» (Ин.20:19).
Мир Божий не похож на мир, который мы пытаемся
восстановить в себе с помощью мыслей и молитв, когда нас душевно смутили, когда
вызвали у нас внутреннюю бурю в помыслах, чувствах и т. д., как не похож он и
на тот мир, который мы стараемся дать ближнему, советуя нечто человеку или умиряя
находящегося в смятении. Мир, даруемый Богом, не таков.
Мир Божий есть нечто удивительное. В каком
смысле удивительное? В том смысле, что человек умиротворяется и ощущает
предвкушение Царствия Небесного, предвкушение Горнего Иерусалима, предвкушение того
неизмеримого мира, который невозможно выразить на словах. Этот мир есть нечто
великое — особая благодать, которую обретают те, кто живет духовно. Когда
Христос умиротворяет человека, когда человек чувствует явление Бога в себе, когда
он ощущает в своем сердце Божественную любовь, превосходящую все существующее,
тогда он чувствует, что его сердце становится духовным Раем с небесным
благоуханием, которое простирается, распространяется и захватывает всего
человека, духовно и телесно, и делает так, что он выходит за пределы возможного
для человека. Такой человек перестает ощущать приражение и влияние страстей и
начинает жить в совершенном бесстрастии Христовом. Он ощущает духовное
изобилие, веселие, ликование, неизреченную радость, радостопечалие и некую
радостнотворную печаль.
Что означает радостнотворная печаль? Человек
печалится о грехах, но в глубине своей души ощущает радость, потому что печаль
приносит прощение грехов. С оставлением грехов исчезает средостение, которое
отделяло душу от Бога, и Бог объединяется с человеком, общается с его сердцем,
и Святой Дух дарует покаявшейся душе радостопечалие. Радостопечалие — это
утешение, это обручение, которое предвозвещает заключение будущего брака между
душой и Христом.
Христос есть Жених, а вся Православная Церковь
есть невеста. Однако невестой Христовой является и всякая душа, которая
возрождается через Святого Духа. К этому обращается и Христос в одной притче,
говоря, что Отец устроил брак для Сына Своего (ср. Мф.22:2).
Он устроил духовный брак для каждой души, которая полностью посвятит себя
служению Его Божественному Имени. Христос приглашает душу на браки!
Но ведь Сын Божий один. Как же Он устроил многие
браки? Эти браки — освящающее единство Христа с душами верных. Душа освящается,
соединяется с Женихом Христом и становится с Ним единой. И подобно тому, как
при сочетании двух лиц через телесное наслаждение появляется зародыш и
рождается человек по образу Божию, так и невеста душа, которая возрождается и
соединяется со Христом через благодать Святого Духа, становится человеком, духовно
возрожденным во Христе. И эти души, которые обручатся Христу здесь, будут
обитать в Горнем Иерусалиме как чада Божии, и как обрученные с Женихом Христом
будут с Ним пребывать в вечном браке.
Святой Иоанн Богослов в Откровении видел большое собрание,
огромное скопление молодых людей, одетых в белые одежды, которые были одного
возраста и обладали одной благодатью. Они пели небесные, несказанные,
непостижимые песнопения, с неизреченной мелодией и благодатью. Он пришел от
этого в недоумение и спросил Ангела, кто эти люди, которые облачены в такую
белизну и исполняют столь таинственное псалмопение. И Ангел ответил, что это
те, кто искуплены Кровию Агнца и будут следовать Ему вовеки: «Сии суть, иже с женами не осквернишася,
зане девственницы суть» (Откр.14:4). То есть
это те, кто в миру жили девственно, не осквернились с женщинами, за их девство
и чистоту Христос удостоил их вечно следовать за Ним.
Конечно, наша совесть не позволяет нам сказать,
что наши души возрождены и вступят в вечный брак с Женихом Христом. Это суть таинства,
которых удостоились души, всецело посвятившие себя Христу и предавшиеся во всем
полному самоотвержению. Эти души суть великие Отцы Церкви, мученики, подвижники
и подвижницы, которые полностью предали себя Христу.
В вечной жизни не существует мужеского пола и женского,
ибо у души одно естество и один род. Одна из святых нашей Церкви, которая
получила этот жребий невесты Христовой, — святая великомученица, премудрая
Екатерина. Но и святая Ирина Хрисовалантская, эта великая подвижница, принимала
сошествие благодати Святого Духа и, находясь в состоянии молитвы, выходила из
себя и не чувствовала ничего человеческого. Всю ночь она стояла на коленях в молитве
с воздетыми к Небу святыми руками, которые были подобны двум светильникам!
Так и подвижники, которые без утешения подвизались
в пустынях и переносили разные скорби, разве не были они укрепляемы Духом Святым?
Как преподобная Мария Египетская жила в пустыне столько лет без какого-либо
чувственного утешения? После столь грешной жизни, которую она вела, она пришла
в пустыню и несла такой подвиг без духовного руководителя — это просто
удивительно! В этом случае она могла бы впасть в прелесть, или потерять
рассудок, или стать бесноватой. Человеку нелегко жить такой жизнью, потому что
от природы он — существо общественное и хочет разговаривать и общаться с
другими. В таких условиях с трудом выживают даже те, кто обладает духовным
опытом. А эта уличная женщина, которая и перекреститься как следует не умела,
не умела молиться, совершенно не имела духовного опыта, жила в пустыне высокой
духовной жизнью и противостояла полкам демонов!
Поэтому, когда она исповедовалась авве Зосиме,
она сказала, что в начале своей жизни в пустыне нередко пела мирские песни и
чувствовала, что ее снова пленяет привычка грешить. Разумеется, если бы не
приходила благодать Божия, то она могла бы вновь вернуться ко греху. И тем не
менее, благодаря подвигу, слезам покаяния и лишениям она стала как ангел Божий,
как птичка, которая летала от одного места к другому ведь ее посещал, просвещал
и наставлял Святой Дух. Видите, как устроил промысел Божий — чтобы исполнился и
закон Церкви. Несмотря на то, что она проплакала многие годы, излила реки слез
о своих грехах и достигла святости, прощение от Бога она должна была получить
чрез Его служителя — подойти под епитрахиль и исповедоваться духовнику, авве
Зосиме, и причаститься, чтобы перейти в Царство Небесное!
Сей Дух Святой посещал и мучеников, и они не
чувствовали страданий от мучений, которые принимали ради любви Христовой.
Божественные видения сменяли одно другое, и так мученики преодолевали страхи и
трудности. Человеческая природа столь непрочна и столь немощна в противостоянии
страданиям такого рода, что только с помощью Божественного огня и Божественной
любви они превзошли человеческие возможности и стали выше естества. Наша
Церковь Христова орошена многою кровию и потом. Поэтому есть обычай соборные
храмы обителей Святой Горы красить в красный цвет, потому что красный цвет
символизирует кровь мучеников, на которой основана Церковь.
Мы боимся и страшимся при мысли о том, что нам
придется претерпеть мученичество, когда придет антихрист! Человеческими силами
никто не сможет этого вынести. Болит у нас зуб — мы немедленно бежим к зубному
врачу, болит у нас голова — и мы немедленно принимаем таблетку. Однако, когда
нас осенит сила и благодать Божия, когда на нас сойдет Божественный огонь и
преобразит нас, сделает наше сердце и душу твердыми как гранит, то тогда и
мученичество мы перенесем, и, увенчавшись, станем одесную Судии. И знаете — те,
кто претерпят мученичество в последние времена, будут славнее древних
мучеников, потому что они претерпят мученичество от темных сил и исповедуют
веру в Божество Христа, Христа
распята (1Кор.1:23) и во плоти пришедша (1Ин.4:2).
Расскажу вам одну историю про это.
У одного колдуна по имени Меситис был друг,
ревностный христианин. Желая вовлечь этого христианина в колдовство, маг сказал
ему:
— Поехали,
прогуляемся за Город (то есть Константинополь).
— Поехали,
— согласился христианин, ничего не подозревая.
По пути, по действию колдовства, им явилась
башня. Войдя внутрь, христианин оказался на бесовском собрании. Как только диавол
увидел колдуна, то принял его с почестями, а затем спросил о христианине:
— Кто
это такой?
— Это
твой раб, — говорит колдун.
— Ты раб
мой? — спрашивает диавол.
— Я раб
Отца, и Сына, и Святого Духа, — сказал он и перекрестился.
И тот час же все это исчезло, как и Меситис,
которого бесы забрали в ад. Христианин взял лошадей и отправился обратно. По
дороге он встретил своего друга, военачальника, и предложил ему:
— Давай
поедем во Влахернский храм Пресвятой Богородицы и помолимся?
— Поедем.
Они пришли в церковь, в ней никого не было. Они
преклонили колени, стали молиться. И военачальник заметил, что очи Христа на
иконе иконостаса были обращены на его друга. Вначале он подумал, что так
написана икона. Он поменял место, зашел с одной, с другой стороны, и отовсюду
очи Христа были устремлены на его друга. Тогда он сказал огорченно:
— Христе
мой, посмотри и на меня! Почему Ты на меня не смотришь?
И услышал голос от иконы:
— Ты подаешь
от того, что Я посылаю тебе! (Ибо этот военачальник был весьма милостив).
Однако мой взор обращен на него, потому что Я нахожусь у него в долгу. Он
исповедал меня пред демонами. И Я исповедую его пред Отцом Моим Небесным! (ср.
Мф.10:32).
Видите, какова награда за исповедание веры!
Так же и мы, хотя сейчас мы словно пропащие
из-за наших пороков и грехов, но если мы пребудем твердыми в исповедании веры и
окажемся мучениками (пусть даже незаслуженно, не прилагая к этому должных
усилий), то мы станем посреди чинов ангелов и святых в Горнем Иерусалиме, и
получим венец на главу, просияем как солнце рядом со Христом, будем созерцать Его
Божественное Лицо и праздновать вечную Пасху!
Да сподобимся и мы, смиренные и ничего не стоящие, посещения Святого Духа, чтобы Он даровал нам прощение наших грехов, сообщил нам духовное возрождение, чтобы мы смогли сподобиться мученичества ради любви ко Христу и наслаждаться вечной Пасхой. Аминь. Буди.
[1] Ὁ Παράκλητος
― Помощник,
Защитник, Утешитель.
[2] Этот праздник
был одним из трех главнейших иудейских праздников (Пасха, Пятидесятница и Кущи)
и праздновался семь дней с 15 дня седьмого месяца Тисри, по-нашему в конце
сентября и начале октября. Установлен он был в память 40-летнего странствования
евреев по пустыне. На все семь дней праздника народ из домов своих переселялся
в нарочито устроявшиеся палатки (кущи) в уподобление тем шатрам, в которых они
жили, скитаясь по пустыне после исхода из Египта.
[3] Канон
Вознесению Господню, глас 5, песнь 1.
[4] Из молитвы на
освящение Святых Даров.
Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т. II. - Святая Гора Афон: 2024. - с. 219-232.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!