вторник, 25 мая 2021 г.

Протопресвитер Феодор Зисис: Празднование Пасхи прежде полуночи — кощунственно и богословски безграмотно.


1. Синодальное решение привело к смешению богословских понятий.

Мы уже привыкли к нововведениям, ересям, расколам и раздорам. К полному отсутствию стабильности и согласия на всеправославном уровне. Евангелие и святоотеческое Предание отложили в сторону. Каждый толкует их, как желает, в соответствии с веяниями времени, своими личными интересами и амбициями. Пренебрегают принципом согласия Отцов и многовековой, непрерывной практикой Церкви. Белое называют чёрным, свет тьмой, еретические и раскольнические группировки — церквами, содомию не противоестественным пороком, а одной из разновидностей нормы; субботу выдают за воскресенье, ложь за истину.

Православные верующие в некоторых грекоязычных Поместных Церквах пришли в полное недоумение из-за смешения богословских понятий и богословской путаницы, вызванной решением Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви, согласно которому Пасха, Воскресение Христово будет праздноваться в этом году прежде полуночи; «Христос Воскресе!» прозвучит на три часа раньше, чем обычно — около 21:00; служба будет сокращена и в один день будет отслужено две Божественные литургии; пост прервётся прежде завершения Великой субботы. Все эти постановления противоречат евангельскому учению, решениям Вселенских Соборов, неизменному на протяжении многих веков Священному Преданию и постоянной практике Церкви. Совершенно оправданы протесты некоторых (очень немногих) епископов, множества благочестивых священников и огромного количества верующих, которым пришлось подъять бремя соблюдения Предания, понести «тяготу дня» — как восхваляет Церковь тех клириков, которые боролись против нововведений и отклонений от веры.

Но вместо того, чтобы протесты привели к другим, более правильным рассуждениям и к исправлению решений, ошибочность которых совершенно очевидна, неожиданно восстали от сна богословские «светила», желающие поддержать это нововведение и ещё больше усилить брань, к великой радости диавола, который из зависти всегда разжигает противостояние Христу и Его Церкви. Тексты «за» и «против» нововведений наводнили Интернет и ещё больше запутали клириков и мирян относительно того, где находится истина и кто прав в этом споре: обновленцы или традиционалисты. В какой-то момент нам показалось, что сознание верующих успокаивается и довольствуется тем, что написали, провозгласили и постановили в своих посланиях некоторые епископы-традиционалисты, такие как Амвросий, бывший митрополит Калавритский, митрополит Косма Этолийский и Акарнанийский, митрополит Серафим Китирский и митрополит Стефан Филиппский, который тоже оказался в их рядах. Но неожиданно для всех были опубликованы тексты, открывающие «лазейку» в сторону уклонения от истины и нарушения Священных канонов — за подписью митрополита Пирейского Серафима и священной митрополии Эдессы, Пеллы и Алмопии, видимо, по решению митрополита Иоиля, которые поддержали это кощунственное и богословски безграмотное нововведение. Мы не будем сейчас развенчивать заблуждения этих двух епископов, аргументы которых поколебали некоторых неуравновешенных людей с безвольным характером, легко поддающихся чужому влиянию. Отметим только основные богословские причины, по которым не должно меняться время празднования Воскресения Христова.

2. Хранение Предания — это догмат Православной Церкви.

Первая опора, первое основание, первый фундамент, на который надежно и уверенно опираются верующие после Евангелия, это Священное Предание Церкви. Те, кто игнорирует Предание, являются протестантами. Протестанты отвергают Священное Предание, они принимают только Священное Писание, которое каждый толкует, как хочет, поэтому-то они и разделились на тысячи сект. Святой апостол Павел очень ясно говорит христианам: «Итак, братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» [1]. Этот апостольский завет обязателен для всех. Святой апостол Павел с величайшей строгостью отзывается о тех, кто нарушает Предания, и предаёт их анафеме даже в том случае, если их научили какому-то чуждому новшеству «ангелы с небес», а тем более тогда, когда решение о нём приняли люди, такие как Постоянный Синод Иеронима или митрополиты Пирейский и Эдесский: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема» [2].

Независимо от точного времени Воскресения Христа, которое тоже нисколько не оправдывает саббатианствующих и иудействущих обновленцев Иеронима (как мы увидим чуть позже), весть о Воскресении Христовом раздалась в воскресенье поутру. Первыми её услышали Жены-Мироносицы от ангелов, затем они передали её апостолам, а через них она стала известной всему миру: «Светлую Воскресения проповедь от Ангела уведеша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость» [3].

Из многочисленных песнопений Пасхи давайте вспомним ещё один из Тропарей по непорочнах, который учит нас, что мироносицы услышали от Ангела о Воскресении Христовом именно в воскресенье утром: «Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, Но предста к ним Ангел и рече: „Рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте“».

С тех самых пор и до злосчастного решения Постоянного Священного Синода на протяжении двух тысяч лет радостное приветствие «Христос Воскресе!» всегда звучало в полночь с субботы на воскресенье и многократно повторялось после полуночи, а прежде полуночи не звучало никогда. Впервые в этом году верующие услышат его до полуночи, чего не найти ни в одном из древних и современных уставов Савваитском, Студийском, Святогорском и Константинопольского Патриархата. Для обновленцев нет никаких преград…

Столкнувшись когда-то с ересью иконоборчества, Церковь оказалась в таком же замешательстве, как и сегодня. Епископы и богословы разделились на почитателей святых икон и на их врагов, иконоборцев. Обе стороны формулировали свою точку зрения и обменивались богословскими аргументами, что вызывало смущение у полноты церковной. Седьмой Вселенский Собор (787), рассматривавший этот вопрос и осудивший иконоборцев, не преминул заняться их учением и опровергнуть их аргументы. Самым сильным аргументом Собора, выдвинутым во время богословских дискуссий, был православный аргумент о хранении Предания. Почитание святых икон представляло собой вековое предание Церкви, и это предание Церковь не могла изменить или упразднить. Воскресение Христа произошло и было провозглашено после полуночи Великой субботы, поэтому следующий день был назван «воскресеньем» в ознаменование Воскресения Господа (греч. Κυριακή — день Господень). Как мы можем его совместить с иудейской субботой или с пятницей мусульман?

Одной из причин, побудивших Первый Вселенский Собор объявить воскресенье днем Пасхи Христовой, причем так, чтобы её празднование никогда не совпадало с иудейской Пасхой, было то, что некоторые иудействующие христиане праздновали Воскресение Христово в один день с иудейской Пасхой в 14-й день месяца Нисан, который мог выпадать на любой день недели. Они образовали секту, которая получила название «четыренадесятидневники».

Чтобы не сбиться с пути, простые православные верующие и клирики, не имеющие высокого богословского образования, поступают так, как сделал Седьмой Вселенский Собор, который поставил превыше любых богословских дискуссий и использовал в качестве аргумента православный догмат о хранении Священного Предания. Следуя за Святыми Отцами и соблюдая устоявшееся Предание, что Воскресение Христово празднуется после полуночи, они смогут избежать кощунственного, анти-евангельского и анти-святоотеческого нововведения — совершения Пасхальной литургии прежде полуночи, из-за чего произойдёт смешение Великой субботы и воскресенья Пасхи, к великой радости экуменистов, которые без устали трудятся над тем, чтобы испортить нам праздник. Решения Собора гласят: «Итак, мы последовали Преданию кафолической Церкви и ничего ни убавили, ни прибавили, но по наставлению апостола содержим Предания, которые получили, и с любовию принимаем и почитаем всё, что изначала приняла в письменном и не в письменном виде святая кафолическая Церковь… Истинный и самый правильный критерий Церкви заключается в том, чтобы не допускать в ней нововведений, а также не отвергать ничего» [4].

3. Литургическое время не отменяет физического времени. Они сосуществуют.

Создатель мира и времени есть Бог, «времена и лета в Своей власти положивый». Начало времени совпадает с началом мира, движение которого измеряется временем. За историей развития мира наблюдает Сам Бог, Который является Господином мира и времени и Который при необходимости вмешивается в ход человеческой истории. Богу небезразличны исторические события и личности, поэтому история спасения человечества как в Ветхом, так и в Новом Завете, а также её продолжение в жизни новозаветной Церкви полны вмешательств со стороны Бога посредством определённых исторических деятелей и исторических событий, самым важным из которых является вочеловечение Сына и Слова Божия, воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Богочеловек Христос — самая важная личность в истории человечества, «единственно новое под солнцем», согласно святому Иоанну Дамаскину. Всё, что Он совершил на земле, изменило человеческую историю и разделило её на две части — до и после Рождества Христова. Всё это было зафиксировано как исторические факты Рождество, Крещение, учение, чудеса, Распятие, Воскресение и многие другие события, которые Церковь отмечает каждый год в своем годичном праздничном цикле. То же самое касается и дней празднования памяти святых, которые назначают на даты реально произошедших событий.

Все дни в году наполнены воспоминаниями о святых и историческими отсылками ко дню их упокоения или мученичества. Так освящается время, и обретает смысл ход истории. Церковь придает большое значение физическому времени: она не умаляет его и не упраздняет. И по этой причине она особенно чтит день Воскресения Господня, когда Христос победил смерть и сокрушил силы зла, объединившиеся против Него.

Попытка некоторых людей перенести часть воскресенья на субботу, чтобы оправдать нововведение Священного Синода — праздновать Пасху в субботу вместо воскресенья, является непозволительной, потому что литургическое время не отменяет физического времени. Аргумент о том, что литургический день начинается с вечерни предыдущего дня, верен лишь отчасти и он не применим ко всем проявлениям церковной жизни. Он имеет силу лишь в некоторых областях и в совсем незначительной степени, потому что накануне праздника, после вечерни совершается очень мало богослужений, в то время как в сам день праздника они многочисленны, и среди них совершение таинства Божественной Евхаристии, которое является «сердцем» суточного богослужебного круга. После вечерни служится только повечерие, а после полунощницы, которая отделяет канун праздника от самого праздничного дня, служатся часы — первый, третий и шестой, Божественная литургия (главная и центральная служба) и, наконец, девятый час перед вечерней, которым завершается суточный богослужебный круг. Служили ли мы когда-то Божественную литургию Рождества, Богоявления, Успения Богородицы, святого Димитрия Солунского накануне этих праздников, чтобы теперь оправдать совершение пасхальной Божественной литургии накануне Пасхи, мотивируя это тем, что день начинается с вечерни предыдущего дня? Он начинается с вечерни накануне, но большая часть богослужений совершается согласно физическому астрономическому времени в самый день праздника, с полунощницы и до вечерни следующих суток, включая его кульминацию: таинство Божественной Евхаристии. При этом, начало богослужебных суток с вечерни предыдущего дня не распространяется на все проявления церковной жизни, такие как пост. Можем ли мы прекратить пост среды или пятницы после вечерни под предлогом, что с вечерни начинаются четверг и суббота? И нужно ли начинать поститься с вечера вторника и четверга, если после вечерни начинаются среда и пятница?

4. Точным временем Воскресения Христова принято считать время около полуночи с Великой субботы на Воскресенье.

Что касается точного времени, когда произошло Воскресение Христово, следует сказать, что этот вопрос был разрешён в литургическом и каноническом предании Церкви. Хотя точный момент Воскресения Господа неизвестен, из всего, что говорят и описывают четыре евангелиста, следует, что Воскресение Христа произошло в ночь с Великой субботы на Воскресенье, около полуночи или вскоре после неё. Если перенести это время на тот суточный круг, которым мы пользуемся сегодня, можно сказать, что Воскресение Господа произошло между 23:00 Великой субботы и 2:00 Пасхального воскресенья.

Определение времени Воскресения именно около полуночи было обосновано соборно и зафиксировано к священных канонах; ему следует и литургическое предание Церкви, согласно которому Пасхальную всенощную следует начинать «около пятого часа ночи, то есть около 11 часов до полуночи». Пение канона, чтение Евангелия и прочее установлено таким образом, чтобы приветствие «Христос Воскресе!» прозвучало ровно в полночь, а остальное богослужение утреня и Божественная литургия проходили в течение 2–3 часов после полуночи.

Подробно установлением точного времени Воскресения Христова занимался святой Дионисий Александрийский (III век), который должен был ответить на вопрос епископа о том, в какое именно время следует прекращать пасхальный пост. Епископ написал ему, что в некоторых районах спешат прекратить пост в субботу «с наступлением вечера», а в других разговляются в воскресенье утром, на рассвете — «дожидаются пения петухов». Может быть, стоит установить точное время, чтобы все прекращали пост одновременно? Святой Дионисий отвечает, что определять точное время Воскресения Господа будет «затруднительно и неправильно», поскольку евангелисты не сообщают нам точного времени Воскресения Христова: «Никаких точных сведений о часе Воскресения мы у них не обнаруживаем». Они рассказывают нам о посещениях гроба Господня мироносицами и апостолами, совершавшимися в разное время, но при описании всех этих посещений говорится, что Господь уже воскрес: «В самом деле, евангелисты по-разному описали приходивших на гроб в различное время и сказали, что все они встретили Господа уже воскресшим». Однако ни один евангелист не указал нам того часа, когда именно воскрес Христос: «А когда Он воскрес, никто не показал ясно». В чем сходятся все евангелисты, так это в том, что с позднего вечера субботы до восхода солнца в воскресенье те, кто посещали гроб, находили его открытым и пустым, потому что Христос уже воскрес. В заключение святой Дионисий говорит, что мы не должны уточнять, «в какой час, в какие полчаса или четверть часа» воскрес Христос, чтобы начинать веселие о воскресении Господа нашего. Тех, кто спешит прекратить пост до полуночи, мы порицаем как нерадивых и невоздержных, а тех, кто медлят и ждут «четвертую стражу ночи» [5], то есть четвертый трехчасовой промежуток ночи, с 3 до 6 утра, хвалим «как мужественных и трудолюбивых». Тех же, кто «между ними», то есть тех, кто прекратил пост в промежутке между полуночью и рассветом, мы, по святому Никодиму Святогорцу, не порицаем и не восхваляем, а просто не досаждаем им ничем [6]. Под прекратившими пост между полуночью и рассветом святой Дионисий, конечно, не подразумевает сегодняшних христиан, которые, как только услышат в полночь первое «Христос Воскресе», то сразу, не дожидаясь завершения Пасхальной Божественной литургии, уходят из храма и бросаются к столу. Он имеет в виду окончание Божественной Литургии вскоре после полуночи. К тем, кто придерживается дурной привычки уходить после приветствия «Христос Воскресе» до окончания Божественной Литургии, святой Никодим относится очень строго, отмечая в примечании к 89-му правилу Шестого Вселенского Собора: «Видишь, что [«Постановления»] говорят, чтобы сначала совершалась литургия, а потом мы разговлялись? Поэтому достойны осуждения, в высшей степени порабощены чреву и ненасытны те, кто держат за пазухой яйца или сыр и, лишь только заслышат «Христос Воскресе!», начинают всем этим набивать себе рот. Пусть они прекратят это безобразие раз и навсегда. Впрочем, и родителям не подобает позволять своим детям подобное бесчинство» [7].

Этот важный анализ святого Дионисия Александрийского, вошедший в первое из четырех правил, на которые было разделено его Каноническое послание епископу Василиду, принял и Пято-Шестой Вселенский Собор, известный как Трулльский (690). Своим 89-м правилом этот Собор постановил, что прекращение поста должно происходить после полуночи с субботы на воскресенье, поскольку, по толкованию святого Никодима на вышеупомянутое правило, из евангельского повествования «следует, что Господь воскрес около полуночи, по прошествии шестого часа и при наступлении седьмого» [8]. Феодор Вальсамон, также поясняет правило святого Дионисия и цитирует с этой целью 89-е правило Трулльского Собора. Он говорит, что, поскольку и без этого правила час Воскресения Христова был определён ранее на основании различных мест Священного Писания, насколько это было возможно (ибо истинный час знает только Воскресший Господь), мы обязаны поститься до полуночи, то есть до шестого часа ночи, а с седьмого часа, когда начинается воскресенье — тот день, в который воскресе Христос (очевидно, Его Воскресение произошло или в седьмом, или в восьмом часу), мы не должны уже поститься, дабы не оказалось, что мы поступаем вопреки правилам, которые запрещают поститься в воскресные дни [9].

Также и Синаксарь во Святую и Великую неделю Пасхи, автором которого считается Никифор Каллист Ксанфопул, составивший все синаксари Пятидесятницы, сообщает, что Воскресение произошло незадолго до полуночи или вскоре после неё. «Воскресение же Господа совершилось так: в то время, когда воины стерегли гроб, около полуночи происходит землетрясение, ибо Ангел, сошед, отваливает камень от дверей гроба».

Эпилог. Страх смерти — позор для епископов и духовенства

В тот торжественный и великий момент, когда Церковь воспевает победу Христа над смертью словами «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», для верующих странно и необъяснимо видеть, что большинство епископов боятся смерти от заражения коронавирусом и избегают празднования Пасхи в установленное время, согласно двухтысячелетнему преданию Церкви. Здесь будет очень уместно процитировать то, что говорит преподобный Иоанн Лествичник в своем одноименном сочинении: «Стыдно пастырю бояться смерти; ибо о самом послушании иноческом говорят, что оно есть небоязненность смерти» [10]. А ещё более позорным и воистину характерным для последних времён является поведение политического руководства и ряда представителей медицинской науки, которые позволяют верить глупцам, что вирус поражает именно в полночь, когда отмечается Воскресение, а не тремя часами раньше. Между тем, они сами поражены вирусом неверия и вовлечены во всемирный заговор против Христа и Его Церкви. На второй день после Пасхи они позволили открыть все светские заведения. Им помешало только одно: празднично открытые храмы и радостный глас «Христос Воскресе!».

Протопресвитер Феодор Зисис

Почётный профессор богословского факультета

Фессалоникийского университета им. Аристотеля 

28 апреля 2021 г.

 


[1]. 2 Фес. 2, 15.

[2]. Гал. 1, 8–9.

[3]. Отпуст Пасхи, глас 4.

[4]. Mansi 13, 409–412.

[5]. О «четвертой стражи ночи» см. Мф. 14, 25 и прочие упоминания о Воскресении Христовом.

[6]. См. его Послание в книге Πηδάλιον τς νοητς νηός, τς Μις, γίας, Καθολικς κα ποστολικς τν ρθοδόξων κκλησίας, π Αγαπιου ερομονάχου κα Νικοδημου Μοναχο, κδοτικς Οκος «Αστήρ», θναι 1990, с. 544–545 и в PG 10, 1272 ἑἑ.

[7]. Пидалион, см. выше, с. 297, прим. 2.

[8]. Там же.

[9]. См. Γ. Ραλλη-Μ. Ποτλη, Σύνταγμα τν θείων κα ερν Κανόνων, θναι 1854, т. IV, с. 6–7: «Ибо истину знает един Бог воскресший... в каковой и воскрес Христос, воскресенье, очевидно, совершилось или в седьмом или в восьмом часу». Или седьмой и или восьмой час ночи соответствуют первому и второму (1 и 2) часу после полуночи.

[10]Λόγος ες τν Ποιμένα ξζ´, с. 394. 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2021/04/blog-post_783.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!