понедельник, 18 июля 2022 г.

Христианин в Талмуде еврейском или тайны раввинского учения о христианах.




ХРИСТИАНИН

 

В

 

ТАЛМУДЕ ЕВРЕЙСКОМ

 

ИЛИ

 

ТАЙНЫ РАВВИНСКОГО УЧЕНИЯ

 

О ХРИСТИАНАХ

 

 

 

 

РАЗОБЛАЧИЛ

 

И. Б. ПРАНАЙТИС

 

Магистр богословия, преподаватель еврейского языка в Императорской Римско-Католической Духовной академии в Петербурге

 

 

 

Санкт-Петербург

 

Типография М.А. Александрова (Надеждинская, 43)

 

1911

 

Настоящая справка — точный перевод, сделанный самим автором сочинения «Христианин в Талмуде еврейском или тайны раввинского учения о христианах», ксендзом И. Б. Пранайтисом, магистром богословия, б. профессором еврейского языка в Императорской Римско-Католической Академии Петербурга, а ныне курата Туркестанского Края.

Вышесказанное сочинение написано на латинском языке, причем тексты приведены на древнееврейском языке с переводом последних en regard на латинский. Книга напечатана в Петербурге в 1892 году и состоит из 2-х частей. В I части изложена богословская сторона вопроса, во второй части — сторона этическая. Принимая во внимание, что не вероисповедные мотивы руководят нееврейским населением в его вражде к евреям, что ясно усматривается из того, что первое не враждует с последователями Моисеева закона, но не признающими Талмуда — караимами, I часть сочинения о. Пранайтиса опущена и здесь приводится лишь одна II часть.

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Предписания Талмуда касательно христиан

 

ГЛАВА I.

 

Сторонись христиан

 

A.         Сторонись, ибо они недостойны твоего общества

I.  Еврей не смеет поздравлять христианина

II. Еврей не смеет отвечать на поклон христианина

III.   Еврей не может обращаться в христианский суд

IV.   Христианин не привлекается в качестве свидетеля

V. Еврею возбраняется питаться пищей христиан

VI.   Возбраняется подражать христианам

B.    Сторонись, ибо они нечисты

C.     Сторонись, ибо они идолопоклонники

I.   Запрещается торговля с христианами накануне праздников

II. Запрещается пользоваться священными предметами

III.   Возбраняется продажа вещей, употребляемых при идолослужении

IV.   Атеистам можно все продавать

D.    Сторонись, ибо они опасны

1. Не держи кормилицы христианки

2.      »    наставника христианина

3.      »    доктора         »        

4.      »    цирюльника   »       

5.      »    акушерку       »        

 

ГЛАВА II.

 

Истребляй христиан

 

A. Истребляй косвенно: вреди

I. Не делай им добра

1. Не хвали их

2. Не произноси имени христианина

3. Называй, что есть хуже

4. Не давай подарков

5. Не продавай земли

6. Не учи

II. Отнимай имущество

1. Не поправляй ошибку при расчете

2. Не возвращай потерянной вещи

3. Обманывай

4. Можешь прикинуться христианином

5. Ростовщичество дозволяется

III. На суде действуй против христиан

1. Лги

2. Ложно клянись

IV. Не спасай от опасности

1. Строй каверзы

2. Не лечи больных

3. Не помогай роженицам

4. Не спасай от неминуемой смерти

 

B. Истребляй прямо: убивай христиан

I. Убивай изменников

II.       »   отступников

III.      »   тиранов, пленивших Израиля

1. Истребляй государей

2. Особливо же Римское княжество

IV. Истребляй всех христиан

V. Избиение христиан — угодная Богу жертва

VI. Это теперь единственная жертва

VII. Убийцам христиан обещается рай

VIII. Еврей не смеет положить оружие

IX. Борьба на общий счет евреев

X. Души христиан в праздники

XI. Ожидай Освободителя Мессию

XII. Молитвы еврейские о гибели христиан

Заключение

 

Часть II.

 

Предписание Талмуда касательно христиан

Христиане, по Талмуду, — идолопоклонники и притом весьма для евреев опасные.

Поэтому всякий еврей, желающей быть богобоязненным, по необходимости должен соблюдать все, касательно туземных идолопоклонников и идолопоклонников соседей, наставления, данные его предкам, когда они жили в Святой Земле. Итак, еврею вменяется в обязанность: 1) сторониться христиан; 2) стараться истреблять их.

 

ГЛАВА I.

Сторонись христиан

По четырем причинам еврей обязывается избегать общения с христианами: 1) потому что они недостойны общения с евреями; 2) потому что они нечисты; 3) потому что они — идолопоклонники; 4) потому что они — человекоубийцы.

 

А.

Сторонись христиан, ибо они недостойны твоего общества.

По учению Талмуда, еврей тем самым, что принадлежит к народу избранному, и подвергается обрезанию, обладает таким достоинством, что никто не может сравниться с ним, даже Ангел. Мало того, он считается равным самому Богу. «Кто ударит израильтянина по щеке, — говорит Ханина, — тот дает, так сказать, пощечину Величию Бога». Еврей всегда нравственен и чист: этому не препятствуют никакие грехи, которые не могут марать его, точно так, как грязь пачкает одну скорлупу ореха, но не ядро. Один израильтянин есть человек; вся вселенная принадлежит ему, все должно служить ему, особливо же «животные в человеческом образе» [1].

Отсюда непосредственно следует, что всякое сношение с христианами оскверняет евреев и лишает их всего их достоинства. Поэтому евреи должны тщательно избегать всего, что хоть сколько-нибудь напоминает христианские нравы и обычаи[2].

 

I.            Еврей не смеет поздравлять христианина.

Гиттин, 62, а: «Человек не должен ходить к нохри[3] поздравлять его с праздником. Если же человек встретит его на улице, то может пожелать ему счастья, но только с лицом угрюмым и с головой опущенной».

 

II. Еврей не смеет отвечать на поклон христианина.

Иоре деа, 148, 10: «Еврей не должен никогда отвечать поклоном на приветствие идолопоклонника, пусть лучше он первый приветствует его, дабы не быть вынужденным отвечать на приветствие в случае, если акум[4] первый поклонится ему»[5].

 

III.      Еврей не может обращаться в христианский суд.

Хошен гаммишпат, 26, I: «Возбраняется обращаться за разрешением тяжбы к судьям акум в судилища их, хотя бы и в такие, где разбираются дела на манер израильских судилищ; возбраняется это и в том случае, если обе стороны согласны судиться у тех судей. И всякий, кто обращается к ним, поступает нечестиво, ибо сделать это все равно, что осуждать Закон, хулить его, поднимать на него руку; а ведь Закон этот дан нам учителем нашим Моисеем (упокой, Господи, душу его)».

Гхага[6]«И Бетдин[7] власть имеет отлучить такого от церкви на все время, пока не вырвет ближнего своего (т. е. еврея) из языческих когтей».

 

IV.      Христианин не может привлекаться в качестве свидетеля.

Хошен гаммишпат, 34, 19: «Гой[8] и раб не могут давать свидетельских показаний».

 

V. Еврею возбраняется питаться пищей христиан.

Иоре деа, 112, I«Мудрецы воспретили вкушать пищу акумов, дабы не прослыть сторонниками их».

Абода зара, 35: «Запрещается следующее: молоко, надоенное гоем в отсутствие еврея, затем — хлеб гоев[9]».

 

VI. Отнюдь не дозволяется еврею подражать христианам в чем бы то ни было.

Иоре деа, 178, I«Возбраняется тебе жить как живут акумы, и брать с них пример; одеваться в платья, какие носят акумы, чесаться на манер их прически... строить дома по образу храмов акумов.

Однако, так как не везде возможно соблюсти эти предписания, то к ним сделана «гхага», поясняющая, что можно иногда отступить от них, — тогда, разумеется, когда это может клониться на пользу евреев, или, напр., тогда, когда еврей по профессии своей обязан носить предписанную законом форму одежды».

 

В.

Сторонись христиан, ибо они нечисты

Всякий знает, как важны и как часты у евреев омовения и очищения, и с какой тщательностью они должны избегать всего, что может их осквернить. А христиане, по учению Талмуда, такие создания, которые одним прикосновением делают нечистым всякий предмет.

Абода зара, 72, в: «Один человек хотел перелить из бочки вино при помощи трубки, дочки трубки[10]. Пришел гой, дотронулся рукой до трубки, и все вино[11] стало поганым».

Поэтому вменяется в обязанность перемывать всю посуду, переходящую от христиан к евреям, хотя бы посуда эта еще не была в употреблении.

Иоре деа 120, I«Если еврей купит у акума для стола своего сервиз металлический или стеклянный, или луженую посуду, то хотя бы и то, и другое было совершенно новенькое, пусть перемоет их в микве» (т. е. в большой ванне) или в цистерне, вмещающей в себе 40 мер (сата[12])».

 

С.

Сторонись христиан, ибо они идолопоклонники


I. Чтобы не давать христианам-идолопоклонникам повода ко греху:

по предписанию Левит. XIX, 14: «Перед слепым не ставь препятствия», — еврей обязывается воздерживаться от всякого общения с ними в те дни, когда те воздают своему божеству поклонение. Абода зара, 2, а: Все три дня. Ибо столько времени нужно для приготовления жертвы идолопоклонников, возбраняется вступать с ними в какие бы то ни было торговые с сделки, покупать, продавать; возбраняется также давать им ссуду, равно как и брать ссуду от них, платить им долг, равно как и допускать, чтобы они платили свой. Ибо идолопоклонник, получив выгоду и прибыль от какой-нибудь операции подобного рода, стал бы оказывать тем большее почтение своему божеству в следующий праздник».

Абода зара, 78, с. Перуш Маймонида[13] к карте 8: «И праздники тех (которые блуждают по Иисусе) все возбраняется, и лучше всего относиться к ним так, как к праздникам идолопоклонников. И первый день недели — особливый праздник у язычников. Поэтому возбраняется иметь денежные дела со всяким, верующим в Иисуса, в день после субботы; (т. е. в воскресение); в этот день должно соблюдать все те предписания, какие соблюдаются по отношению к идолопоклонникам в их праздник. Так объясняет сам Талмуд».

 

II. Еврею возбраняется пользоваться предметами, относящимися к христианскому Богослужению.

Иоре деа, 139, а: «Возбраняется употребление идолов и всего, что употребляется во время служения им; все равно, сделаны ли эти вещи акумом или евреем».

 

III.   Возбраняется продавать христианам такие вещи, которые могли бы быть ими употреблены во время служения идолам.

Абода зара, 14, b, Тосафот: «Впредь возбраняется продавать языческому жрецу и бритому ладан; уже одно то, что он спрашивает ладан значит, что хочет воскурить его во время языческой службы, ибо для чего еще ему ладана, как не для того, чтобы воскурить его пред идолом? Продавший ему ладан грешит против предписания: «Не ставь слепому препятствия». Запрещается продавать какому бы то ни было язычнику воск на праздник свеч; в остальные же дни продажа его не возбраняется. Равно не дозволительно продавать язычнику чаши, купленной после того, как гой разбил ее и сделал непригодной (к жертвоприношению), не дозволительно, говорю я, продавать ее такой, как она есть, пока она не будет снова вылита; ибо если она и будет разбита, он все будет лить в нее вино и именно в честь идола».

За этим следует запрещение продажи книг христианским священнослужителям; эти книги даже переплетать возбраняется еврею.

Иоре деа, 139, 15: «Возбраняется переплетать книги акумов, за исключением судебных и публицистики. Лишь в том случай это было бы дозволительно, если бы могла возникнуть для тебя неприятность: тогда нечего делать — переплетай, но лишь после всевозможных отговорок».

Там же, 151, гхага: «Возбраняется продавать акуму воду, если известно, что она ему нужна для крещения».

И многое еще перечисляется, что возбраняется продавать христианам, как-то: материю на платье священников или для хоругви; бумагу и чернил, если эти предметы нужны для писания духовных книг. Не дозволяется продавать или в наем отдавать дома, если христиане намерены совершать в них свою службу и т. д.

Теперь, однако, евреи, торгуют с христианами и в праздники, отдают им в наем дома, наперед зная, что в них будут совершаться некоторые священнодействия, как-то: Крещение, Святое Причащение, Соборование. Основания для такого рода поведения Талмуд отказывается привести.

«Трудно сказать, — читаем мы в Абода зара, 2, а, Тосафот, — на каком основании евреи теперь торгуют с гоями в дни погибели их. Правда, большинство их зловещих дней празднуется в честь кинедов» (так называют евреи христианских святых) «которых они не думают почитать за богов, однако на каждой неделе есть у них день Назорея, который по учению раввина Измаила, навсегда воспрещен». Однако основание этому приводит глоссатор Бартенора к Абода зара I, 2 f.r.b.: «В пленении, так как мы не можем жить без них, пока средства к существованию в их руках, так как мы должны опасаться их, возбраняется только самый день их праздника»[14].

Мало того, теперь и в самый день их праздника можно входить в торговые сношения с ними, потому что раввины убеждены в том, что не за это они чтут своего идола. Ибо все возбраняемое в этом кодексе нужно разуметь об идолопоклонниках в узком смысле, т. е. таких, которые решительно чтут божество за наши с ними сношения, а не об идолопоклонниках в широком смысле, в общем — чтущих идола.

Раввин же Там[15] оспаривает, чтобы в Мишне возбранялось продавать идолопоклонникам до их праздников предметы, употребляемые ими для своего идольского служения, только на том основании, что они радуются и прославляют идолов за то, что приобрели все необходимое для служения. Положение свое он доказывает так:

Абода зара 2, а, Тосафот: «Нечего и удивляться такому поведению нашему; хотя мы и смотрим на них как на идолопоклонников, однако они не делают другого рода приношений, как денежных. Поэтому неосновательно запрещать за то, что будто они получают прибыль и радуются этому; ведь у них для этого дела скопляется достаточно денег, если они и не будут торговать с нами».

IV. Этот закон, воспрещающий всякое общение с идолопоклонником, исключает «не верующих в идолов», т. е., по-нашему, атеистов.

Иоре деа, 148, 5: «Возбраняется посылать подарки акуму в день праздника; исключается тот акум, который, как заведомо известно, не верит в идолов и не служит им». То же, Гилькот-акум Маймонида, IX, 2: «Возбраняется и подарок посылать гою в день его праздника, разве только тебе известно, что он не признает идолов и не служит им».

 

Д 

Сторонись христиан, ибо они опасны

Евреи убеждены, что христиане только и думают, как бы извести сынов Израиля. Поэтому предусмотрительные вожди избранного народа запретили своей пастве обращаться за помощью к христианам, опасным, как человекоубийцы, как злые люди. Итак, еврею возбраняется держать у себя в качестве кормилицы христианку, равно как в качестве наставника, доктора, парикмахера, акушерки кого-нибудь из христиан.

 

1. Кормилицу

Иоре деа, 81, 7. Гхага: «Не должна нохрит[16] кормить ребенка, если можно найти кормилицу еврейку; ибо молоко иноверки (нохрит) ожесточает сердце и сообщает ему дурные наклонности».

 

2. Наставника

Иоре деа, 153, е. Гхага: «Не отдавай акуму ребенка на обучение грамоте или ремеслу; ибо акум совращает его в ересь».

Другое основание, почему возбраняется поручать воспитание детей наставниками из христиан, приводилось нами выше.

 

3. Доктора

Иоре деа, 155, е: «Какую бы рану ни получил еврей, как бы ни был болен, хотя бы так тяжко, что вправе нарушить Субботу для изготовления лекарства (лечиться), он не может пригласить к себе в качестве доктора акума, неизвестного по своим знаниям и опытности, ибо мы должны опасаться кровопускания. Также, когда сомнительно, выздоровеет ли болящей или умрет, возбраняется лечить его акуму. Если же болящей наверно умрет, можно пригласить акума: часом раньше умрет, часом позже, все равно. Если акум уверяет, что такое-то лекарство принесет пользу, можно ему поверить, однако отнюдь не покупать это у него».

Гхага: «Некоторые говорят, что все это возбраняется только тогда, когда акум лечит безвозмездно; не возбраняется, если он берет деньги; всякому известно, что в таком случае он не уморит еврея, дабы не лишиться постоянного дохода».

Песахим, 25, а: «Сказал Р. Иоханан: все могут лечить, кроме идолопоклонников, распутников и человекоубийц».

 

4. Цирюльника

Иоре деа, 156, I: «У акума стригись только в присутствии сынов человеческих (т. е. евреев)».

Гхага: «Другие, однако, еще строже; не брей волос на шее у акума даже в присутствии публики; но во всяком случае смотрись в зеркало».

 

5. Акушерку

Абода зара, 26, а: «Раввины передали нам: иноплеменница не может быть акушеркой у дочери Израиля, потому что как говорил Р. Меир, она непременно пустит кровь. Однако мудрецы наши говорят, что иноплеменнице можно поручить это дело, если возле нее будут другие женщины (еврейки); но отнюдь не оставлять ее одну. Но Р. Меир сказал, что этого нельзя допускать даже в присутствии других, ибо иноплеменницы продавливают рукою чело (темя, мозг) новорожденного, т. е. самое нежное место и убивают ребенка, да так, что того и заметить нельзя».

 

ГЛАВА II 

Истребляй христиан

Все помыслы еврея направлены к тому, чтобы стереть с лица земли христиан, этих римлян, этих тиранов, пленивших сынов Израиля, и таким образом самим освободиться от плена, четвертого по счету. Недаром христиане — последователи «Того», самое имя Которого толкуется в смысле: «Пусть сгинет Имя Его, да изгладиться память о Нем». Посему всякому израильтянину ставится в обязанность бороться по мере сил с этим нечестивым рассеянным повсюду в мире царством идумеев. Так как, однако, не всегда, не везде, и не всем возможна прямая борьба, то Талмуд повелевает вести, по крайней мере, косвенную борьбу, т. е. наносить им насколько возможный вред, тем самым мало-помалу ослаблять их могущество и подготовлять их падение. Когда же является возможным, еврей может и должен беспощадно избивать христиан.

 

А.

Вреди христианам

Еврею повелевается где бы то ни было вредить христианам, или косвенно — не делать им добра, или же — прямо: грабить имущество и на суде показывать против христиан; еврей не смеет помогать христианину в случае, если последний находится в безвыходном положении.

 

I. Не делай им добра.

Зогар, е, 25, в: «Кто тщится оказывать добро акуму, тот по смерти не воскреснет».

Иногда, впрочем, не возбраняется помочь христианину, лишь бы это было на пользу самому еврею, например, если так поступить спокойнее для еврея, или если ему необходимо прикрыть свою неприязнь.

Маймонид в Гилькот-Акуме, X, 6: «Нищих язычников поддерживай наравне; с нищими евреями, спокойствия ради; не препятствуй беднякам гоям подбирать оставленное в углах поля и это также ради спокойствия».

Иоре деа, 148, 12. Гхага: «И вот если, придя в город, ты застанешь там их в веселье по случаю праздника, можешь и сам повеселиться с ними, дабы скрыть свою неприязнь, как гипокрит (лицемер). Однако в заботе о спасении души подальше быть от такого веселья; гнушайся пировать в их обществе, пока возможно, если уверен, что от того тебе не будет никакой неприятности».

 

1. Не хвали христианина.

Абода зара, 20, а, Тосафот: «Не относись к тем благосклонно (т. е. не говори ничего в похвалу их), дабы кто не сказал: «Какой прекрасный человек этот гой»[17]». Так объясняются здесь слова Второзакония, VII, 2: «И не жалей их» (гоев — слова, цитируемые в Гемаре. Таким же образом объясняет это место Священного Писания Иархи: «Не благоволи к ним; возбраняется человеку сказать: «Какой прекрасный (красивый) этот гой».

Иоре деа, 151, 14: «Не дозволительно где-нибудь что-нибудь сказать в похвалу их, не дозволительно также сказать: «Какой прекрасный этот акум». Тем менее дозволительно отзываться с похвалой о деяниях их, или рассказывать о них что-нибудь такое, что может выставить их в розовом свете. Если, однако, отзываясь об акуме с похвалой, ты имеешь в виду тем прославить Благословенного Бога за Его прекрасные творения, это — ничего».

 

2. Еврею запрещается выговорить слово христианин и упоминать о чем-нибудь, относящемся к их идольскому служению.

Гилькот акум, 12: Также возбраняется упоминать об акуме, ибо написано: «Не поминай».

 

3. Если же непременно надо упомянуть идолов, то повелевается назвать их именем что есть хуже.

Иоре деа, 164, 15: «Это твоя забота — истреблять идолов, или давать им имена что есть хуже». — Иоре деа, 147, 5: «Дозволительно надсмехаться над идолами».

Гхага: «Дозволительно сказать гою: пусть твой Бог помогает тебе, или пусть твой Бог посылает тебе удачу во всех делах». — Р. Бекхай, объясняя текст Второзакония, VII, 26, о презрении к идолопоклонству, говорит так: «Говорится в Писании, что человек должен гнушаться идолов, клеймя их самыми срамными именами, как-то: если какая церковь именуется Бетгалия — дом высокий, называй ее Беткария — дом низкий, свиной хлев, отхожее место, ибо слово это (кария) означает и яму, и низкое место».

И на самом деле евреи надавали всему христианскому срамные имена. Интересно здесь собрать воедино прозвища, не все, конечно, какими евреи наделяют все дорогое и святое для христианина.

а) Иисус называется Иешу, что составляет Иммах Шемовецирко, т. е. да сгинет Имя Его и да изгладится память о Нем. Собственное имя Спасителя нашего по-еврейски есть Иешуа — спасение. В насмешку над этим подлинным именем Христа они говорят, что Иисус Христос — Эллоиошиа, т. е. бог, который не в силах спасать. В той молитве, которую читают евреи, выходя из синагоги, в которой они благодарят Бога за то, что он не создал их похожими на другие народы, они прибавляют слова: «которые повергаются ниц перед суетой и пустотой, благоговеют перед ней и взывают к богу, не могущему спасти»[18].

То же находим мы у Раши, который слова Псалма XVIII. 42: Иешаввеу веент мошиа т. е. «Воскликнули: и не есть он спасающий» — истолковывает в смысле: «Таков бог чужой»[19].

Эпитет Христа — Ноцри, т. е. из Назарета, означаете то же, что и Бен Нецар: так назывался один известный разбойник, о котором есть упоминание в Талмуде[20].

Р. Исаак Абарбанель[21], объясняя слова пророка Даниила, VII, 8: «Я рассматривал рога, и вдруг другой маленький рог показался между ними», говорить следую шее:

Обрати внимание, что раввины производят этот другой маленький рог от Бен Нецара, т. е. Иисуса из Назарета, и по контексту соединяют с ним нечестивое Царство, т. е. царство Эдома; ибо царство это принадлежит народу Его.

в) Пречистая Дева Мария, мать Иисуса, называется хариа — навоз, кал. Ее еврейское имя — Мириам.

с) Святых, которые по-еврейски называются кедошим, они называют, вставляя иод — кедешим, т. е. кинеды. Святых же женщин они называют кедешот — публичные женщины.

d) Воскресение у них, иом эд — день несчастия.

е) Праздник Рождества Христова для них — нитал, т. е. низвержение.

f) Пасху не называют песах, но кетсах, т. е. уничтожение, или кесах — виселица.

g) Христианский храм — не бетхатефилах — дом молитвы, а бетхатифилах — дом глупости или дом тщеславия, также бетхатурпа — дом срама.

h) Евангелие для них аавонгилайон — неправедная книга.

k) Служба христианская именуется испражнением. В Иерусалимском Талмуде (стр. 13, 6) читаем: «Застав их за испражнением (мозаббклим вместо мезаббехим) — за жертвоприношением, воскликни: «Смерть приносящему жертву идолу». Иархи рассказывает, что язычники и в самом деле испражняются перед идолом в знак своего к нему почтения: обнажают задницы свои — так говорить они — и испражняются, и в этом у них выражается почтение к идолу».

i) Намеренно искаженные имена даются не одним предметам священного культа, но и лицам и даже христианским государям. Так в Абода зара, 46, а, повелевается; «Вместо пене гаммелех — лицо царя — говори: пене гаккелеб — собачья морда. Девушка христианка, прислуживающая еврею в субботу, называется шаввесшиксель — субботняя пакость».


4. Запрещается еврею давать подарки христианам.

Гилькот акум, X, у. Возбраняется давать гоям подарки. Но дозволяется делать их прозелиту, живущему среди израильтян, как написано: «Чужеземцу, поселившемуся в пределах твоих, отдавай — пускай пользуется даянием, или продавай — язычнику; продавай сказано, но не дари». — Иоре деа, 151, 11: «Возбраняется делать подарки акуму, с которым ты не общается вовсе».

Однако Талмуд разрешает делать подарки тем из акумов, которые хорошо знакомы еврею, и от которых он надеется в свою очередь получить подарок. Так же советует это делать спокойствия ради.

 

5. Законом воспрещается еврею продавать свою землю христианам.

Иоре деа, 334, 43: «В 24 случаях суд обязан отправлять в изгнание еврея:

п. 8. Продавшей землю свою акуму изгоняется на все время, пока не вознаградит убытков, причиненных акумом соседу еврею».

 

6. Воспрещается также учить чему-нибудь христиан.

Иоре деа, 154, 2: «Нельзя еврею учить акума чему-нибудь».

 

II. Отнимай у христиан имущество.

Вся жизнь, все имущество гоя, как раба, созданного для сынов Израиля, находится в распоряжении еврея.

Жизнь гоя отдана в руки еврея, тем более, конечно, душа и тело его — такова раввинская аксиома. Отсюда следует, что еврей имеет полное право безнаказанно отнимать у христиан всякое их имущество, прибегая при этом ко всевозможным уловкам, обману и плутням; это не воровство — такого имени этот поступок не должен носить, — нет, это только возвращение своей же собственности.

Баба батра, 54, 16: «Имущество гоев — это незаселённый утолок: кто первый им завладеет, тот и хозяин».

Итак:

1. Не поправляй христианина, если он ошибается при расчетах.

Хошен гаммишпат, 183, 7: «Некто послал своего человека получить с акума по счету; в случае если акум по ошибке даст больше, чем нужно, весь излишек в пользу посланца».

Гхага: «Однако излишек отдается посланному тогда только, когда этот последней знал об ошибке до передачи денег хозяину; в противном случай все деньги идут хозяину».


2. Не возвращай найденной вещи христианину, если он ее владелец.

Хошен гаммишпат, 266, I: «Вещь, потерянную акумом, держи у себя, ибо написано: «Возвращай вещь, потерянную собратом твоим». Кто отдает акуму потерянное, тот нарушает Закон: таким поступком он умножает благосостояние нарушителей Закона. Но если, возвращая вещь, ты имел в виду прославить Божье Имя, дабы отзывались с похвалой об израильтянах и знали их за людей почтенных, — то поступок твой заслуживает одобрения».

 

3. Обманывай христиан.

Баба кама, 113, в: Обмануть его (гоя) дозволительно.

Хошен гаммишпат, 156, 5. Гхага: «Если какой-нибудь еврей обделывает прибыльное для себя дельце с акумом, то, по принятому инде обычаю, устраняется конкуренция, и другим евреям мешаться сюда уже нельзя. Не везде, однако, так смотрят на дело: в иных местах и другой еврей может опутать того же акума, ссужать деньгами, торговать, обманывать, тащить с него деньги, потому что на имущество акума должно смотреть, как на общее, и принадлежит оно тому, кому первому удастся отобрать его».

Некоторые, однако, воспрещают такую конкуренцию.

Хошен гаммишпат, 183, 7. Гхага: «Еврей продает акуму; является его товарищ и обмеривает или обвешивает, или обсчитывает акума; со своим компаньоном он обязан разделить этот барыш, — все равно, за деньги ли взялся помогать товарищу или задаром»[22].

 

4. Чтобы лучше обмануть, еврею дозволительно выдавать себя за христианина.

Иоре деа, 157, 2: «Если возможно (иудею) обмануть их (христиан) тем, что его будут считать звездопоклонником, тогда разрешается (притвориться): еврей ради обмана может выдавать себя за поклоняющегося звёздам».

 

5. Еврею дозволяется брать с христиан проценты по своему усмотрению.

Абода зара, 54, а: «Отступнику, перешедшему в идолопоклонство, можно давать в заем под лихвенные проценты. — Иоре деа, 159, I: Дозволяется, по Торе, давать акуму взаймы под лихвенные проценты. Однако некоторые мудрецы допускают это только тогда, когда тот находится в безвыходном положении. Теперь, впрочем, это дозволительно во всяком случае».

 


IV. На суде действуй против христиан.

1.    Для того, чтобы добиться осуждения христианина, еврей может всячески лгать и выдумывать, и даже давать ложную клятву.

Баба кама, 113, а: «Если израильтянин и гой являются на суд, то оправдывай еврея, если можешь оправдать, на основании еврейских законов; когда гой будет жаловаться, говори: «Но он прав: таковы его законы». Если еврей может быть оправдан на основании законов земных народов, оправдывай его и говори: «Таковы ваши законы». А когда ни то, ни другое невозможно, действуй против гоя, выдумывай на него, как учит Р. Измаил. — Р. Акиба, однако советует не прибегать ко лжи, чтобы не поругать Божьего Имени, если еврей будет уличен во лжи. — Глосса (толкование) сделанная к этому месту: «Имя Божье не профанируется, если гой не замечает, что ты врешь». — Несколько далее, Баба кама, 113, 6. Тосафот: Божье Имя не поругано, когда, например, еврей врет наследнику гоя: я дал такую-то вещь твоему отцу, а он взял, да и умер; так ты мне ее отдай; лишь бы гой не знал, что еврей врет».

 

2. Давать ложную клятву еврей может со спокойной совестью.

Калла, I, в, (стр. 18): «Сказала мамцер (мать) ему: «поклянись мне». Р. Акиба поклясться — поклялся, но в душе своей решил клятвы никогда не исполнять. — А еще после этого Р. Акиба назван (там же) великим, ибо Господь открыл ему тайну свою. — Аналогичное место находим мы в Шебуот хагахот Р. Ашера, 6, d: Если городской префект заставляет евреев поклясться в том, что они не убегут из города, или не станут помогать собрату своему бежать, то в таком случае евреям разрешается давать клятву, но в уме он может добавлять «сегодня» не буду помогать собрату бежать».

 

IV. Не спасай христиан от опасности.

Евреи в борьбе против тиранов четвёртого (христианского) плена не должны щадить никаких средств для того, чтобы как-нибудь избавиться от этого плена. Оружием в этой борьбе должны быть всевозможные каверзы. Кроме того, еврею возбраняется предпринимать что-либо для отвращения угрожающей христианину опасности, лечить больных христиан, помогать роженицам-христианкам, поддержать христианина, когда он в безвыходном положении.

 

1. Постоянно строй каверзы христианам

Зогар, 1. 160, а: «Р. Иуда сказал Р. Хецкию: «По заслугам воздается тому, кто в силах освободиться от этой партии еврейских противников; навеки прославится тот, кто сумеет избавиться от неё и сокрушить ее». И спросил Р. Хецкия: «А как сокрушить ее»? И открыть уста свои Р. Иуда и рек: «Борись». Что ж это за борьба? Конечно, борьба с той нечестивой частью, с которой обязан бороться по мере сил своих каждый человеческий сын (т. е. израиль). Так ведь и Иаков относился к Исаву, а Исав принадлежал к этой же части; когда было нужно, он действовал против Исава лукавством. Да, воюй с ней, не покладая рук, пока не установится должный порядок, пока все земные народы поголовно не станут рабами нашими. Потому-то я и говорю: великая награда тому, кто сумеет освободиться от этой злой части, кто сумеет подчинить ее себе».

 

2. Не лечи болящего христианина.

Иоре деа, 158, 1: «Не лечи акумов даже за деньги, разве только ты боишься неприятности: тогда, когда невозможно отказаться, лечи их, хотя бы и задаром. Точно также на них испытывай пригодность нового лекарства».

 

3. Не помогай христианке во время родов.

Орах хаим, 330, 2: «Женщине-акум во время родов не помогай в день субботы, хотя бы требовалась такая ничтожная помощь, что работа твоя не была бы нарушением субботы».

 

4. Не спасай христианина от неминуемой смерти; старайся отстранять все, могущее спасти его.

Хошен гаммишпат, 425, 5: «Заметя, что еретик, отвергающей Тору, упал в глубокую яму, а в яме той стоит лестница, скорей уноси ее: «Мне де она надобна снять сына с крыши, сейчас принесу», или что-нибудь в этом роде. Впрочем, теx куфеев[23], с которыми мы не враждуем, не убивай, но и не спасай от неминуемой смерти».

Иоре деа, 158, 1: «Акумов, с которыми мы не враждуем, не убивай, но и не спасай от неминуемой смерти; например, видя, что кто-нибудь из них упал в море, не бросайся спасать его, хотя бы он сулил тебе оттуда гору денег».

Маймонид в Гилькот акум, X, 1: «Не жалей их; написано: «не жалей их». И так, видя, что акум погибает, — тонет, например, — не подавай ему помощи. Если ему угрожает смерть, не спасай. Впрочем, собственноручно расправляться с ним, напр., сталкивать в колодезь или что-либо подобное, воспрещается, потому что он не ведет войны с нами».

 

В.

Убивай христиан

В заключение Талмуд повелевает беспощадно истреблять христиан.

Абода зара, 26, b: «Сталкивать в колодезь, но не вытаскивать оттуда следует: еретиков, изменников и отступников».

Прибавив сюда же еще тиранов, в настоящее время держащих в плену Израиля, получим четыре категорий подлежащих избиению людей: изменники, отступники, тираны и все без исключения еретики-христиане.

 

I.    Злейшие враги евреев — люди, разоблачающие, тайны, сокрытые в их Талмуде, люди, причиняющие евреям даже самый ничтожный материальный ущерб. Это мозерот — изменники.

Хошен гаммишпат, 388, 10: «Дозволительно убить даже и в нынешние времена доносчика, где бы он ни находился. Можешь убить его, если он не успел еще сделать доноса. Объявляя о своем намерении предать кого-нибудь на верную смерть, или показать на кого-нибудь, сколько у него имущества, хотя бы имущество это выражалось в маленьких цифрах, он произнесет сам себе смертный приговор. Однако, лучше сперва попробовать отговорить его, упросить его не доносить, и, если он будет нахально настаивать, говоря: «нет, я донесу» — подлежит смерти, и большая заслуга того, кто первый убьет его».

Гхага: «Если некогда уговаривать его, то и не надо делать этого. Некоторые утверждают, что изменника нужно убивать только в том случае, если не предвидится возможности отделаться от него, например, изувечиванием. Если есть возможность устранить его таким, например, образом: вырвать язык, выколоть глаза, тогда незачем лишать его жизни: он не хуже других гонителей наших».

Хошен гаммишпат, 388, 15: «Если будет доказано, что такой-то трижды изменял Израилю или был виновником того, что капитал из рук еврея перешел в руки акума, ищи способа и случая стереть такого с лица земли».

Самое изучение еврейского закона заслуживает смерть.

Сангедрин, 59, а: Р. Тоханан сказал: «Гой, делающей исследование в области Закона, подлежит смерти».

 

II.   Убивай евреев, желающих принять крещение.

Гилькот акум: «Вот это сказано (т. е. не сталкивай в колодезь) об идолопоклонниках. Но Закон нам повелеваем умерщвлять тех из израильтян, которые вздумают изменить своей вере, сделаться эпикуреями (ведь это бельмо на нашем глазу); ведь они Лицо Божье отвращают от народа Своего».

Иоре деа, гхага: «Лицемерные, отступившие от веры в угоду акумам, оскверняюещиеся в угоду акумам, поклоняясь на их манер звездам и планетам, уподобляются людям, лицемерящим перед Господом и потому прогневляющим Его; потому не поддержки нашей таковые заслуживают, а ямы глубокой».

Там же и в Хошен гаммишпате, 425, 5: «Эпикуреев[24] из евреев, т. е. почитающих звезды и планеты, с злым умыслом, чтобы прогневить Господа, грех совершающих, жрущих мертвечину, рядящихся насмешливо в платье из шерсти и полотна; отвергающих Тору и Пророков израильских, — всех истребляй: коль можешь — публично казни, коль нет, — пускай в ход все ухищрения, доколе не сгинут».

Маймонид в Гилькот тешубахе, 111, 8, приводит три класса людей, отрицающих Закон. «Есть три класса отвергающих Тору:

1)   Всякий, кто утверждает, что вся Тора или одна какая-нибудь ее строчка или одно слово даны не Богом, но Моисей говорил все это от себя.

2)   Кто не признает его объяснений, так называемую устную Тору (Мишну), и кто не признает учителей Закона, как Садок[25] и Байфос[26].

3)   Кто утверждает, что Творец изменил этот Закон на другой Закон, и что Тора не имеет более никакого значения, хотя и признает, что она дана Богом. Таковы христиане и турки. Всякий из них отвергает Тору».

 

III. Избивай христиан, ибо они тираны, остатки амаликитян, истреблять которых повелевает древней Закон.

Зогар, 1, 25, а: «Народы земные — идолопоклонники. О них написано: стирай их с лица земли; а некоторые из них те, о которых сказано: изгладь всякую память об Амалике. Остатки их живут еще в четвертом[27] пленении, это — они поистине амалекитяне».

1. Поэтому прежде всего должно истреблять повелителей. При существовании их трудно еврею надеяться на избавление от этого четвёртого плена, напрасно и молиться ему об этом.

Зогар, I, 219, b: «Известно, что наш плен дотоле продолжится, пока не будут стерты с лица земли владыки народов, поклоняющихся идолам».

Зогар II, 19, а: «Сказал Р. Иуда: иди и посмотри, как обстоит дело: с тех пор, как власть над Израилем передана их владыке, не выслушивается, не принимается крик мольбы их (т. е. евреев). Слышен вопль в небесах; только тогда Бог примет молитву, когда сгинет владыка; о них ведь написано: умер царь египетский, и вскоре вздохнули сыны Израиля от рабства; воскликнули они от радости, и крик их услышал сам Бог».

2. Всего сильнее, однако, евреи ненавидят Рим. Они называют его царством Исавовым, царством Идумейским, царством строптивым, царством нечестивым, Римом безбожным. Турецкая империя называется царством Измаильтянским; о его истреблении евреи не заботятся; задушевное стремление их — сокрушить царство Римское, — стремление, подогреваемое упованием на спасение и освобождение избранного народа, которое настанет после гибели Рима. Р. Давид Кимхи пишет: «Предсказание пророков о гибели идумеев в последние дни относится к Риму», и пояснял это по поводу слов пророка Исайи: «Подходите, народы и слушайте». Когда падет Рим, настанет свобода для евреев». — Тоже читаем мы и у Р. Авраама в книге «Церор гаммор»: «В опустошении Рима наша надежда»[28].

 

VI. Повелевается избивать всех христиан, не исключая самых лучших из них.

Абода зара, 26, в, Тосафот: «Лучший из гоев достоин смерти». Эта фраза очень часто повторяется в различных еврейских книгах, правда, не одними и теми же словами. Например, Р. Сал. Иархи в XIV гл. Исхода, изд. Амстердамское, говорит: «Лучший из Египтян[29] достоин смерти».

Шулхан Арух, по поводу Иоре деа, 158, 1: «Не убивай собственноручно тех акумов, которые не ведут войны с Израилем», к слову война (милхама) — делает такую заметку: «Но во время войны убивай их собственноручно, ибо написано: хороший между акумами достоин смерти».

 

V.    Убийство христианина не грех — это жертва, Богу угодная.

Сефер Ор Израель, 177, в: «Лишай жизни клифотов[30] и убивай их, этим сделаешь угодное Богу, как тот, кто приносит жертву сожжения». — Там же стр. 180: «Еврей обязан удалять терний из своего виноградника, т. е. искоренять с корнем, вырывать клифот; ведь ничего угоднее Благословенному Господу и быть не может, как искоренение нами людей нечестивых и клифотов».

Ялкут Шимони, 245, с, 722, и Бамидбар рабби, 229 с: «Всякий, кто проливает кровь нечестивых, столь же угоден Богу, как и приносящей ему жертву».

 

VI.   После разрушений Иерусалимского, храма остался только один вид жертвы — избиение христиан.

Зогар, 111, 227, в, говорить: «Добрый пастырь: нет у нас иной жертвы, кроме той, которая состоит в устранении нечистой стороны».

Микдаш мелех к стр. 62 Зогара говорит: «Козел, которого посылали в день очищения Азазелю, — доказательство того, что мы обязаны сживать со света клифотов».

Зогар, 11, 43, а (толкуя предписание Моисея о принесении в жертву агнца вместо первенца-осла, говорит): «Осел — это не еврей. В искупление его приноси в жертву агнца, т. е. рассеянной овцы Израиля (иначе сказать, обращай его в Иудейство). А если он не захочет, сворачивай ему шею, ведь их надо вычеркивать из книги живота, ибо про них сказано: «погрешающей против Меня будет изъят Мною из книги».

 

VII.  Для убийц христиан отведено в Раю видное место.

Зогар, 1, 38, в и 39, а: «В четвертый дворец Рая отправляются все те, которые оплакивали Сион и Иерусалим, равно как и все истребившие остатки народов, идолопоклонников. Пурпуром отмечаются и отличаются все те, которые истребляли остатки идолопоклонников».

 

VIII.        Еврей не смеет положить оружие в борьбе с гоями; не смеет заключить с ним и мира, не может допускать их рядом с собой.

Гилькот акум, X, 1: «Не примиряйся с идолопоклонниками, не давай им свободного времени чтить идола, ибо написано: «Не заключай с «ними союза». Но, или отвращай их от идолопоклонства, или истребляй».

Там же, X, 7: «Когда у евреев силы больше, грешно оставлять среди нас идолопоклонника, даже если бы судьба случайно занесла его к нам, если бы он зашел к нам кочующим торгашом; не допустим, чтобы он прошел через нашу страну».

 

IX.   Борьба эта ведется на общие средства всех евреев.

Хошен гаммишпат, 388, 16: «Расходы на изведение изменника раскладываются между всеми обитателями страны».

 

X.    Ни одно празднество, хотя бы и очень важное, не может помешать душить христиан.

Песахим, 49, в: «Сказал Р. Элиезер: человека идиота (земного народа) дозволительно душить в праздник Очищения, приходящийся на субботу». Сказали ему его ученики: «Равви, лучше скажи — в жертву приносить». На это он: «Нет, во время заклания еще нужно произносить моления, а когда душишь этих — не полагается. — Вообще идиотов следует душить как животных». — Зогар, 11 119, а: «Дави ему горло, как зверю, который околевает, не пикнув».

 

XI.   Итак, уничтожить веру Христову — единственная цель, к которой направлены все деяния и моления Израиля. Ничего нет удивительного в том, что они и Мессию, своего освободителя, представляют себе гонителем всех неевреев, посылающим на них всякие беды[31].

По верованию евреев время пришествия Мессии будет исполнено трех бедствий.

Шаббат, 18, а: «Соблюдающий три вечери в субботу свободен от трех наказаний: от Мессиевых скорбей, от осуждения на геенну и от войны Гога и Магога. «От Мессиевых скорбей», ибо здесь написано: «день», а там: «Вот я пошлю вам Илию Пророка прежде чем настанет день Господень».

Санхедрин, 98, в: «Что должен делать человек, чтобы избавиться от Мессиевых скорбей? Ревновать о Законе и добрых делах и т. д.».

 

XII.  Об этом мстителе Мессии они постоянно молят в своих молитвах, особенно в тех, которые читают накануне Пасхи:

«Молим Тебя Господи, излей гнев Твой на народы, не познающие Тебя, и царства, не призывающие имени Твоего; излей, Господи, на них гнев Свой и порази их в лютом гневе Своем, гони их, Господи, в ярости Своей и сотри в порошок»[32].

«Доколе же сила Твоя будет пленена и честь Твоя будет во власти угнетателя? О Боже, пробуди силу Свою и направь гнев Свой на наших врагов; отними у них силу».

«Отними, Господи, всякую надежду у беспутных. Порази, Господи, всех еретиков во мгновение ока; истреби поскорей всех врагов народа Твоего. Вырви с корнем, переломи и раскидай строптивое царство. Господи, скорей, вот теперь, порази их»[33].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Благосклонный Читатель!

Я представил тебе только миллионную частицу того, что говорится в Талмуде о христианах. Заботясь о краткости и не желая утомлять тебя, я упустил очень многое, что могло бы по праву занять место в этой книжке. Я думаю, однако, что и этого немногого достаточно для того, чтобы показать тебе, насколько справедливы эти из года в год повторяющиеся уверения евреев, будто в Талмуде нет и помина о какой-то ненависти и вражде к христианам.

Прости мне, если моя, полная одних в ужас приводящих ругательств, книжка нагнала на тебя тоску. Я не предполагал рассказывать тебе веселую повесть, но изложить подлинное учение Талмуда о христианах, и, кажется, более подходящего способа трудно найти.

Правда глаза колет, и я прекрасно знал, что наживу много врагов, свидетельствуя об истине. Говорили мне об этом, прежде всего законы Талмуда, воздвигающие гонение на «изменников», а затем также и люди, знакомые с отношением евреев к тем, кто дерзал сказать слово не по них. Все, кому я сообщал о своем намерении напечатать свою работу, в один голос говорили мне: «Изведут тебя жиды». Убеждая меня оставить это намерение, одни приводили мне на память, как поплатился жизнью профессор Хиарини за то, что взял на себя труд перевести Талмуд на родной язык, другие указывали, как зверски замучен был в Вильне монах Дидак, еврей, принявшей веру Христову, третьи говорили о других мучениках, подвергавшихся разным пыткам за разоблачение тайн иудейской веры; четвертые ставили мне на вид, что я подвергаю опасности не себя одного, но и семью. «Убьют тебя жиды!» миллион раз твердили мне.

Все эти доводы друзей не убедили меня: книжка, которую ты держишь в руках, воочию доказываешь тебе это. Я считал недостойным молчать ради самосохранения в то время, когда идет жаркий спор между семитами и антисемитами; из них каждый видит правду на своей стороне, а я хочу убедиться, кто из них прав на самом деле. Что меня постигнет за это, мне все равно: и самую жизнь готов положить, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18, 37).

 

 

Оцифровка и переложение в современной орфографии:

@Трость Скорописца, 2022.


Оригинал доступен по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1UmZ_0FUQZFN2fQODBXvZxukKQNADPkVc/view?usp=sharing




[1] «Субботний день евреи проводят в бражничестве, наслаждаются по мере сил рыбой да всевозможными закусками; этот день они проводят в праздности, воздерживаются от всякой работы и даже пальцем не пошевельнут, если нужно сделать такое дело, которое имеет намек на труд или побуждает к нему. Если им нужно, напр., затопить печь, зажечь свечу, сварить на огне пищу, подоить корову то такие работы они предоставляют слугам и служанкам из бедных и простых христиан. Они с похвальбой говорят; «Мы — господа, христиане же — рабы наши», когда христианин работает на еврея, сидящего сложа руки. Хорошо сделали бы христианские правительства, запретив всем работать на евреев в субботу и остальные их праздники. Хотя еврей до фанатизма обосновывает это препятствие к физическому труду на субботе, однако должно сознаться, что мы слишком распустили их под личиной христианской свободы». (I. Вuхtогf, Synag. Jud., C. XVI, р. 382. — Иоанн Буксторф (1564—1629) известный немецкий гебраист.

[2] «Старайся с ранних лет не иметь общения с христианами, не играть с их детьми, не пить, не есть вместе с ними, не иметь ничего с ними общего. Родители представляют детям такие ужасные последствия от общения их с христианами, что те, можно сказать, с колыбели питают непримиримую ненависть к христианам» (I. Вuхtогf, Synag. Jud., С. VII, р. 136).

[3] Нохри — иноверный (букв, чужой).

[4] Акум — идолопоклонник.

[5] Таким образом, если евреи воздают христианину низкие любезные поклоны, то не следует относить это к их вежливости. Тоже находится в Гиттине, 62, а, где после слов: «Не отвечай на приветствие нохри», рассказывается, что Рабби Кохана, обыкновенно приветствовал нохри словами; «Мир господину», каковыми словами на самом деле он приветствовал своего раввина, как объясняет Тосафот, сердцем же своим возносился он к раввину своему».

[6] Гхага — толкование.

[7] Бетдин — еврейское судилище, (букв. домашний суд).

[8] Гой—иноплеменник.

[9] «Ибо следует помнить, что он может подмешать в него молока от свиньи или другого нечистого животного». (Суренхузиус, «Мишна» Абода зара, 6) затем хлеб гоев, «ибо можно подозревать, он смочил кусок хлеба в соленой воде, где солилось мясо».

[10] Т. е. при помощи сифона, состоящего из двух одиноких трубок, из которых одна помещается в сосуд, из которого переливают вино, другая — в сосуд, куда льют вино.

[11] Т. е. в обоих сосудах.

[12] Сата — мера сыпучих тел.

[13] Маймонид (1185—1204) знаменитый вероучитель еврейства, самый крупный представитель арабо-испанской эпохи в истории еврейской мысли, сочетавшей в своих трудах оба направлений этой эпохи — философское и талмудическое, сыгравший видную роль в истории христианской схоластики. Маймонид сконцентрировали сущность еврейского вероучения, а в единственной книге, написанной им на еврейском языке — «Мишне-Тора», впоследствии переименованной в «Яд-га-Ха-зака» — дал свод всего еврейского законодательства, возводя все мелкие постановления Талмуда в степень обязательных законов. Сам Маймонид, однако, неоднократно разрешал вопросы вопреки постановлениям этого свода, как бы указывая раввинам, что они должны принимать в соображение условия времени и требования жизни. (Энц. Слов. Брокгауза, полутом 35. стр. 381-382). Маймонид ... выдающейся еврейский ученый... проявили большой ум и необыкновенную трудоспособность, соединенные с твердыми характером и нравственной чистотой... (Больш. Энциклопедия, XII, 495).

[14] А не возбраняется торговать с ними в течение трех дней до и трех дней после праздника, как учит Р. Измаил.

[15] Один из авторов Тосафота, ум. 1470.

[16] Нохрит — иноверка.

[17] Маймонид прибавляет: «Ибо это шаг к сближению с ними, шаг к подражанию их сквернам».

[18] Буксторф замечает: «Эти лживые и богохульные слова относятся ко Христу; изрыгая их своими татарскими уставами, они еще при этом плюют на землю».

[19] Буксторф: «Слова эти очевидно влагаются в уста христиан и Абода зара — под «богом чужим» разумеет Иисуса, стало быть, издеваются здесь над Его именем, прибегая к игре слов: Иешавеу веен мошиа».

[20] Кетубот, 51, в.

[21] Абарбанель (1437-1508) еврейский ученый, написавшей комментарии ко всем книгам Ветхого Завета, к Мишне (на трактат Абот), к философской книге Маймонида «Море Невухим» — Путеводитель блуждающих (Энц. Слов. Брокгауза, полутом I, стр. 11-12). Абарбанель, знаменитый еврейско-испанский ученый и деятель... обладал многосторонней ученостью и выдающимися нравственными качествами, пользовался благосклонностью португальского короля Альфонсо V, а при Фердинанде-Католике управлял финансами Испании с 1484 г. до изгнания евреев из Испании в 1492 г. (Больш. Энциклопедия, I, 7).

[22] Хошен гаммишпат, 406, 1: «Еврей не обязан возмещать убытки, нанесённые христианину его животными. Но не наоборот» (т. е. христианин обязан возмещать убытки, нанесённые еврею).

[23] Куфей—самарянин.

[24] Эпикуреец — живущей без правил.

[25] Основатель секты саддукеев.

[26] Основатель другой какой-то секты.

[27] Римском, которому предшествовали; Египетское, Ассирийское и Вавилонское.

[28] В еврейских книгах можно найти много рассказов о Риме, о его возникновении и будущей судьбе.

[29] Буквы слова «Египтяне» на древнееврейском языке почти те же, что и в слове «Ноцрим», так что легко читать одно слово вместо другого.

[30] Клифоты — злые духи.

[31] Евреи ожидают не такого Мессию, каким изображали Его пророки: униженным, бедным, князем мира, почитаемым всей Вселенной. Их освободитель — Антихрист, о пришествии которого хорошо знают христиане. Р. Абарбанель так говорит: «Христиане слыхали от евреев, что величайшее бедствия их постигнуть во времена Мессии, и назвали эти бедствия — Мессиевыми скорбями, так что блаженным у них называется тот, кто их не увидит, и кто не будет жить в те времена».

[32] Чтению этой молитвы предшествует пение довольно длинного гимна в память исхода из Египта. То место в гимне, где повествуется о десяти казнях, поразивших египтян, евреи поют протяжно и при этом выплескивают одним пальцем вино из бокала на пол, выражая тем, что те десять казней, должны покинуть свои жилища и обратиться на врагов еврейского народа, т. е. христиан. (Синаг. Иуд. стр. 412, Мингагим, 25). Читая самую молитву, евреи должны отворять двери своих домов в знак того, что им нечего бояться под охраной Господней, ибо эта ночь, «ночь стражи», когда сам Бог охраняет от зла. За такую веру Бог пошлеть им Мессию, Который изольет гнев свой на акума (Орах хим, 480. Гхага).

[33] Что такие моления направлены и против христианских властей, очевидно из слов Р. Бекхан, который об этой молитве так отзывается в Кодхаккемахе, стр. 80, а: «Молитва сия сочинена против еретиков: молятся в ней о погибели той безбожной империи, т. е. Римской, и всех христианских властей, властвующих над евреями».

6 комментариев:

  1. Они служат не Богу. Они служат антихртсту и ждут его.

    ОтветитьУдалить
  2. В конце времен некоторые евреи признают Христа.

    ОтветитьУдалить
  3. Когда были евреи в сплену в египте до Христа, они там заразились учение магическим кабалой. Вот от этого идут корни придательства Христа.

    ОтветитьУдалить
  4. Нечего их бояться. С нами Бог.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!