
Неделя 12-я по Пятидесятнице, Мф. 19:16-26
«И вот, некто,
подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь
вечную?» (Мф.19:16).
Некоторые обвиняют этого
юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с
намерением искусить Его; но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и
невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять
же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен: не безопасно быть судиею того,
чего мы не знаем, и особенно судиею — обличителем. Да и Марк отдалил такое
подозрение, когда сказал о нем: «подбежал, … пал пред Ним на колени и
спросил Его; Иисус же, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10:17, 21). […]
Если бы юноша подошел к Иисусу с намерением искусить Его, то не отошел бы с печалью о том, что услышал. Никто из фарисеев никогда не испытал в себе такого состояния; напротив все они, будучи опровергаемы Иисусом, еще более ожесточались против Него. Не так поступает юноша: он уходит с печалью. А это служит признаком того, что он подходил не с коварным намерением, хотя и не с совершенно чистым; желал наследовать жизнь вечную, а обладаем был страстью гораздо сильнейшею.
Итак, когда Христос сказал:
«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (ст. 17), он немедля
спрашивает: «Какие»? И спрашивает не для того, чтобы искушать Иисуса, —
нет, — а думал, что, кроме заповедей закона, есть еще другие, которые будут его
путеводителями в жизнь вечную. Так сильно было его желание спастись! Но когда
Иисус пересказал ему заповеди закона, он говорит: «Всё это сохранил я от
юности моей!». И на этом не останавливается, но снова спрашивает: «Чего
еще недостает мне?» (ст. 20)? И это тоже было знаком сильного желания им
вечного спасения. Не маловажно то, что он не почитал себя докончившим дело
своего спасения, а думал, что сказанного им еще недостаточно к получению
желаемого.
Что же Христос? Намереваясь
предписать заповедь трудную, Он сначала предлагает награду за исполнение
ее, и говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и
раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах;
и приходи и следуй за Мною» (ст. 21).
Видишь ли, какую награду и
какие венцы обещает Христос за этот подвиг? Если бы юноша искушал Его, то Он не
сказал бы ему этого. А теперь и говорит, и, чтобы привлечь юношу к Себе,
обещает ему великую награду, предоставляет все собственной его воле, прикрывая
всем этим трудную сторону Своего повеления.
Так как речь была о
богатстве, то Спаситель повелевает юноше оставить все, показывая впрочем, что Он
не только не отнимает у него богатства, но еще и присовокупляет к нему новое,
превышающее то, которое повелевает раздать, — настолько превышающее,
насколько небо превышает землю, и даже еще более. Под сокровищем же Он разумеет
обильную награду, сокровище единственное, которого никто похитить не может,
представляя его юноше сколько возможно по-человечески.
Итак, не довольно презирать
богатство; а надобно еще напитать нищих, и — главное — последовать за Христом,
т. е. делать все то, что ни повелит Он, быть готовым на страдания и даже на
смерть. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой,
и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Конечно, заповедь проливать собственную кровь
гораздо труднее заповеди оставить свое богатство; однако же исполнение
последней немало способствует исполнению первой.
Услышав это, юноша «отошел
с печалью» (ст. 22). Вслед за тем, евангелист, желая показать, что он не
без причины опечалился, прибавляет: «потому что у него было большое имение».
Действительно, не столько
имеют препятствий на пути ко спасению те, которые владеют немногим, сколько те,
которые погружены в бездну богатства, — потому что страсть к богатству тогда
бывает сильнее. И я никогда не перестану повторять, что приращение богатства
более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего:
возбуждая в них беспрестанно новые пожелания, заставляет чрез то сознавать всю
свою нищету. Смотри вот, какую силу и здесь показала эта страсть. Того, кто с
радостью и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что,
когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему никакого
ответа, но отошел от Него молча, с поникшим лицом и с печалью. Что же Христос? «Истинно
говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (ст. 23).
Как может восстать тот, кем
уже овладела ненасытимая страсть к богатству? Если он начнет раздавать свое имущество
и избавляться от лишних вещей. Через это он мало-помалу будет удаляться от
своей страсти, и впоследствии поприще для него облегчится.
Христос этими словами не
богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в Царствие Небесное богатому, то
что сказать о любостяжателе? Если не давать от своего имения другому есть уже
препятствие на пути к Царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто
захватывает чужое!
Для чего же Христос сказал
ученикам Своим, что трудно богачу войти в Царствие Небесное, когда они были
бедны и даже ничего не имели? Для того, чтобы научить их не стыдиться бедности
и как бы оправдаться пред ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не
иметь. Сказав здесь, что неудобно богатому войти в Царствие Небесное, далее
показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени
невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. «Удобнее,
— говорит, — верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому
войти в Царство Божие» (ст. 24). [...]
Но отчего смущаются
ученики, будучи бедны, и даже слишком бедны? Что их беспокоит? Оттого, что
имели слишком сильную любовь ко всему человечеству, и уже принимая на себя
должность его учителей, страшились за других, за спасение всех людей. Эта-то
мысль очень много смущала их, так что они великую имели нужду в утешении.
Потому Иисус, посмотревши сначала на них, сказал: «Невозможное человекам
возможно Богу» (Лк. 18:27).
Кротким и тихим взором Он
успокоил волнующиеся их мысли, и разрешил недоумение (на это самое указывает и
евангелист словами: воззрев), а потом ободряет их и словами, указывая на силу
Божию, и таким образом возбуждая в них надежду.
А если хочешь узнать, каким
образом и невозможное может быть возможным, то слушай. Не для того ведь сказал
Христос: невозможное человекам возможно Богу, чтобы ты ослабевал в духе и
удалялся от дела спасения, как невозможного. Нет. Он сказал это для того, чтобы
ты, сознавая великость предмета, тем скорее принялся за дело спасения и, с
помощью Божьею ступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную…
Итак, размышляя о всем
этом, поревнуем тому, что достойно ревности: не желая величественных зданий или
дорогих поместий, поревнуем мужам, имеющим великое дерзновение к Богу, которые
приготовили себе сокровище на небесах и наслаждаются им, мужам, которые поистине
богаты, так как сделались бедными для Христа; поревнуем им, чтобы получить
нам вечные блага, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с
Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки
веков. Аминь.
Источник: https://www.impantokratoros.gr/288A5DF8.el.aspx
Текст приведен в сокращении.
@«Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!