
Проповедь приснопамятного архимандрита Афанасия Митилинеоса на тему: «Творение за и против человека»
Сегодня наша Церковь, дорогие мои, празднует память
святого великомученика Пантелеимона. Этот святой врач, к которому часто
обращаются за исцелением страждущие от разных недугов, пользуется большой
любовью и известностью среди верующих.
Святой был родом из города Никомидии
в Малой Азии. Его отец, Евсторгий, был язычником. Но он был добрым человеком, и
впоследствии, после смерти жены, его сын, святой Пантелеимон, убедил его
принять христианство. А его мать, которую звали Еввула, была родом из семьи христиан.
Святой Пантелеимон родился в конце III века. Он был очень разумным
и прилежным юношей. Он изучал врачебное искусство у знаменитого врача
Евфросина. И, судя по всему, проявил большие способности к медицинским наукам.
В то же самое время он учился у благоговейного священника Ермолая (его память мы
отмечали вчера), от которого он узнал основные истины христианской веры.
Что, по вашему мнению, стало причиной его
мученической смерти? Исцеление слепого. После того, как святой воззвал за
помощью ко Христу, к слепому сразу вернулось зрение. И слепой тоже уверовал во
Христа. Когда его спросили, как он исцелился, бывший слепец ответил, что прозрел
именем Христовым. И исповедал свою веру в Него. В ту же минуту этот несчастный
был обезглавлен. Стали разыскивать святого Пантелеимона. За то, что он исцелил
этого слепца, его, по приказу царя Максимиана, подвергли страшным мучениям (поэтому
он и назван великомучеником). Все это происходило в 304 году.
Всякий добронамеренный человек задумается и скажет: какое зло совершил святой Пантелеимон, чтобы заслужить мученическую смерть? Вместо того чтобы провозгласить его благодетелем общества, его преследуют как врага?
Здесь применимы слова из богослужения[1],
взятые из одного ветхозаветного пророчества[2],
когда Господь наш Иисус Христос обращается к древним иудеям: «Люди Мои, что
сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил.
Люди мои, что Я сотворил вам и что вы ко кресту пригвоздили Меня?».
Подобное поведение не просто абсурдно, это полный
переворот ценностей. Человек восстает и против Бога, и против народа Божия, и
против праведников Божиих. Почему? Потому что внутри он одержим демонической силой.
И тогда — я хочу, чтобы вы обратили на это внимание, — ему начинает приходить
воздаяние за его дела, за восстание против Бога, против людей, а именно против праведных
людей. Против него обращается само творение. Видя безумие человека, восхваление
им зла и преследование добра, сама природа — здесь кто-то спросит: разве
природа разумна? — так вот, сама природа возмущается и обращается против тех,
кто совершает несправедливость. Подобных примеров не счесть.
Хотя мы и говорим сейчас о святом Пантелеимоне, приведу
вам пример из жития святой великомученицы Варвары, когда отец схватил свою
дочь, убегавшую от него на гору, чтобы спастись, — потому что она была христианкой, а он был язычником, — и зарезал ее своими руками. В тот момент, когда он совершал это ужасное
преступление, детоубийство, в него ударила молния и убила его на месте. Вот так
природа совершает возмездие.
Подобно этому, во время распятия на кресте Иисуса Христа,
Сына Божия, — этого чудовищного деяния — само творение восстало против
бесчувственности совершавших его людей. Солнце померкло. Небо затянули тяжелые
тучи и все погрузилось во тьму. Вскоре после этого произошло сильное
землетрясение. Это был протест всего творения Божия, возмущенного злом, которое
совершили, подчеркиваю, эти бесчувственные, бессердечные люди.
Мои возлюбленные, вчера на вечерне, когда читались
паремии из книги Премудрости Соломона,
говорилось об этом протесте природы против злых людей. Я процитирую один стих: «Вознегодует
на них вода морская и реки свирепо потопят их» (Прем. 5, 22). То есть возмутятся
воды морские тем злом, которое творится людьми, и реки разольются внезапно, чтобы
потопить их. А еще не забывайте о том, что в конце времен умножается, увеличивается
грех, беззаконие и отступничество, поэтому на море (упоминание о море является
образом) будет такое волнение, что люди будут исполнены страха, они будут в
ужасе. И страх их будет настолько велик, что у некоторых не выдержит сердце. В Евангелии
от Луки употребляется слово «издыхающим». Это относится к тем, кто будет умирать
из-за боязни грядущих бедствий (Лк. 21, 26). А наступят они потому, что сама природа
протестует и негодует из-за преступлений человека.
Давайте вспомним Вход Господень в Иерусалим, когда
народ оказывал Христу великие почести. При виде этого начальствующие, снедаемые
злобой, обратились к Нему: «Скажи ученикам, чтобы перестали; пусть не хвалят
Тебя, пусть не прославляют Тебя». Тогда Он ответил: «Если они умолкнут,
то камни возопиют» (Лк. 19, 40). Слова о том, что «камни возопиют»,
указывают на то, что начнет протестовать творение. Обратите на это внимание.
Это имеет огромное значение в любые времена, и в наше время тоже, как вы
увидите далее.
Бог, видя бессмысленные поступки людей, некогда
входивших в избранный Им народ Израильский, и их безумное восстание против Бога,
говорит им (с этого начинается книга св. пророка Исаии): «Слушайте, небеса,
и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил
сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1, 2). Какое
безумие! И пророк взывает к небу и земле об этом ужасном падении людей.
Как реагирует природа на происходящее? Это
заслуживает внимания. Я возьму небольшой фрагмент паремии из Премудрости
Соломона, где говорится как раз о нашем вопросе — о том, как отреагировала природа.
Слушайте:
«И мир ополчится с Ним — то есть все стихии природы будут
бороться вместе с Богом — против
безумцев» (Прем. 5, 20). Вы видели, как он называет тех,
кто обращается против Бога и против праведных людей? Безумцы, сумасшедшие. Ибо
если бы у них был разум, они бы так не поступали — Понесутся меткие стрелы молний и из
облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И, как из каменометного орудия,
с яростью посыплется град» (Прем. 5, 21-22). То есть молнии обратятся
против них, и, как будто пущенные из хорошо натянутого лука, они найдут свою
цель — нечестивцев. И на них обрушится град, подобно камням, брошенным из пращи.
Далее: «Вознегодует на них вода морская, и реки
свирепо потопят их, восстанет против
них дух силы и, как вихрь, развеет их» (Прем. 5, 22-23). Поднимется сильный ветер и,
как буря, как ураган, всё сметающий на своем пути, уничтожит их.
Мы видим, что природа становится орудием Божиим
либо для защиты человека, либо для его наказания. Типичным случаем и защиты,
и наказания одновременно является переход евреев через Красное море. Евреи
перешли море, не замочив ног. И они
были спасены. Море расступилось. Когда же египтяне вошли в море, оно сомкнулось.
И они утонули все до единого человека. Одно и то же явление — расступающиеся
воды Красного моря — стало спасением для одних и наказанием для других.
Даже десять казней египетских — это не что иное, как
восстание творения против действий фараона. Археологические раскопки подтверждают,
что среди тех, кто преследовал евреев и утонул в Красном море, был и фараон.
Это весьма показательно.
Когда Иисус Навин сражался с аморреями, то...
послушайте, что говорится в книге Иисуса Навина в главе 10:
«Господь бросал на них с небес большие камни [града]
до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града,
нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом» (Нав. 10, 11).
Аморреи пошли воевать с израильтянами. Иисус Навин напал
на них, чтобы дать им отпор. А когда аморреи бежали, с неба посыпался град — крупный,
как камни. И он начал поражать аморреев, да так, что их больше погибло от
града, чем от меча иудеев, говорится в священном тексте. Это означает, что против
нечестивцев вместе со стихиями природы сражается Сам Бог.
Также примечательно, что когда два пророка
Апокалипсиса, Илия и Енох, придут проповедовать покаяние и обличат антихриста на
площади Иерусалима, то их схватят. И антихрист прикажет, чтобы их казнили через
повешение. А когда их повесят и оставят в назидание другим висеть в течение трех
с половиной дней, произойдут события, описанные в книге Откровение:
«И в тот же час (т. е. на третий день, как говорит св. апостол и
евангелист Иоанн Богослов) произошло великое землетрясение, и десятая часть
города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие
объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» (Откр. 11, 13). Десятая часть города будет разрушена, и 7000 человек погибнут.
Почему произойдет землетрясение? Все творение будет потрясено несправедливой
смертью двух пророков.
Еще пример, теперь другого характера. Когда Церковь найдет
убежище в пустыне, то диавол — древний змий — будет преследовать Церковь, чтобы
уничтожить ее. Здесь возникает... страшная картина, описанная в книге
Откровение: он выпустит из своей пасти воду — так же, как и мы, когда гонимся
за человеком и не можем догнать его, берем камень и бросаем ему вслед. Так вот,
змий извергнет из себя воду, чтобы, как говорится, унести ее течением реки,
чтобы утопить Церковь. И послушайте, что произойдет дальше.
«И пустил змий из пасти своей вслед
жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, — т.е. Церкви — и разверзла земля
уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей».
Представьте на мгновение, что открывается подземный
ход, и вся вода попадает в него, а те, кого преследовали, спасаются. Понимаете
ли вы это?
Итак, вы видите, что творение, с одной стороны,
защищает благочестивых, а с другой — наказывает нечестивых. И если вы
спросите, что все это значит, я скажу следующее.
Бог создал весь окружающий мир, чтобы он служил
человеку. А человек вместе со всем творением должен поклоняться Богу. Таким
образом, творение для человека, а человек для Бога. Но когда человек обращается
против Бога, тогда и творение обращается против человека. Поэтому человек не
должен грешить.
А по поводу нашего времени можно сказать, что теперешнее
отступление от веры — это поразительная, ужасная вещь. В ответ на все эти случаи
апостасии и греховное поведение, мы видим теперь, как творение ополчается
против человека. Все современные экологические явления свидетельствуют о том.
Природа постоянно подвергается разрушению. И по мере того как она разрушается,
она обращается против человека.
Но самое удивительное — вы, наверное, заметили это во
время прочтения Библии, — заключается в том, что «Бог ожесточил сердце
фараоново»... Он говорит Моисею: «Ты пойдешь. Ты будешь говорить ему
все, что Я повелеваю. Но Я ожесточу сердце фараона, и он не даст тебе того, о
чем ты просишь его» (ср. Исх. 7, 2-3). И так десять раз. Бог
посылает Моисея, чтобы просить фараона отпустить евреев в пустыню поклониться
Богу. Но при этом говорит о том, что Он «ожесточит» сердце фараона. Разве это
не удивительно? Разве это не странно? Разве нет в этом какого-то противоречия? Это
изложение событий, приведенное в Священном Писании, следует понимать образно,
не дословно. Ведь если бы Сам Бог ожесточил сердце фараона, то зачем бы Он тогда
наказывал его? Разве это было бы справедливо? Так что это значит? У фараона
была свободная воля. И его намерения были злы. Несмотря на кажущееся раскаяние,
он вернулся к своему злому намерению. Когда говорится: «Бог ожесточает», это значит, что Бог попускает, Бог позволяет,
чтобы сердце фараона ожесточилось и осталось жестоким.
Знаете, что это означает для нашего времени? Читая
книгу Откровение, мы видим ужасные бедствия… и они уже пришли. Мы уже
переживаем эти бедствия прямо сейчас, в наше время. Самое большое, я думаю, — это
радиация, многие умирают от нее. Многие тысячи людей умрут в Греции, в
ближайшие десять лет от последствий радиации. У нас нет чистого воздуха. Солнце
нас пожигает. У нас нет чистой воды. Все это — бедствия, казни. Но будьте
осторожны. Их виновник — не Бог. Это мы — своими собственными руками, своей
культурой и своими технологиями уничтожаем природу. Мы и только мы. А Бог не
останавливает нас. Он позволяет нам, и мы уничтожаем природу — Божье творение,
которое в наказание восстает против нас. Понимаете ли вы, что мы сами навлекаем
на себя эти бедствия, что наш дом, эту землю, мы разрушаем своими собственными
руками? Но если ты разрушишь свой дом, ты хотя бы можешь переехать в другое
место. Если же человечество уничтожит землю, то куда оно денется?
Дорогие мои, святой Пантелеимон был как прекрасный цветок
в том обществе, в котором он жил. Но общество отвергло его. Более того, оно
убило его. Страшными пытками. Очень часто люди не принимают добро. И не
принимают праведность. Общество порождает такие явления в те страшные времена,
когда люди добровольно отступают Бога. Подобное отступничество приводит к тому,
что Бог попускает человеку впасть в свои собственные руки.
Человек, отступивший от Бога, доходит до точки
невозврата, когда его покаяние не принимается и он все равно будет наказан. Таких
точек было немало, у меня нет времени рассказывать вам о них сейчас, включая и один
недавний случай, которому уже 6-7 лет... «Не умоляй меня, — сказал Бог
одному подвижнику, — не проси. Я их накажу!». Что же
нам остается? Только покаяние.
Недостаточно, чтобы за целый народ молился только один
человек, каким бы святым он ни был. Мы должны покаяться сами. Не говоря уже о
том, что наше покаяние, если оно будет поверхностным и недолгим, как у фараона,
не будет принято. Мы должны изменить свое отношение ко Господу славы. Вы
видите, сколько у нас сегодня бедствий. Куда мы идем? Неужели для того, чтобы
покаяться, мы должны страдать от жажды, испытывать голод, болеть из-за
загрязненного воздуха? Неужели мы должны дойти до предела, чтобы понять, что
нам нужно покаяться? Но вместо этого мы развлекаемся. Пребываем в плотских
удовольствиях и живем во грехах. Разве мы не понимаем, что когда-то нам
придется жить очень скромно? Больше так продолжаться не может. Самый
страшный гонитель и Церкви, и общества, и природы в целом — это культ материального благополучия и успешности, так называемый
«эвдемонизм». Неужели мы не осознаём
очевидного? Книга Премудрости Соломона нас предупреждает: «Беззаконие
опустошит всю землю» (Прем. 5, 24). Это опустошение происходит из-за
греховности людей и их непослушания заповедям. Бог в этом совершенно невиновен.
Что остается делать нам с вами? Мы должны вернуться ко Господу святых. И обратиться с мольбой к святому великомученику Пантелеимону, ставшему жертвой своего времени. Тогдашнего нечестивого и беззаконного времени.
Источник: https://agonasax.blogspot.com/2024/07/mnhmh-27-7-1990-122.html
Проповедь состоялась
27.07.1990
[2] Мих. 6, 3.
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!