вторник, 16 апреля 2024 г.

Ты спас Адама

 

В четвертую неделю Великого поста, в воскресенье вечером, есть стихира (на стиховне):

Самогласен, глас 6

В разбойническия помыслы впад Адам, прельстися умом, и уязвився душею, лежаше наг заступления: ни священник же прежде закона внят ему, ниже левит по законе воззрев нань: токмо Ты пришедый Боже, не от Самарии, но от Богородицы: Господи слава Тебе.

Это славянский перевод с греческого текста.

====

Вот сам греческий текст:

διμελον Ποημα Στεφνου, χος πλ. β'

Самоподобен (=прототипная мелодия), творение Стефана, глас 6.

Λστας λογισμος, περιπεσν δμ, κλπη τν νον, τραυματισθες τν ψυχν, κα κειτο γυμνς ντιλψεως, οτε ερες πρ το νμου προσσχεν ατ, οτε Λευτης μετ νμον πεδεν ατν, εμ σ παραγενμενος Θες, οκ κ Σαμαρεας, λλ' κ τς Θεοτκου, Κριε δξα σοι.

 ====

Здесь следует заметить следующее.

В греческом языке словом «иеревс» (ερες) именуется как христианский священник, так и языческий «священник» — жрец. Собственно, само слово «иеревс» изначально было заимствовано из языческого употребления. Его употребляли сначала еврейские переводчики Ветхого Завета с иврита на древнегреческий язык (Септуагинта или перевод Семидесяти). Затем в Христианской Церкви это слово закрепилось за христианскими священниками и епископами, как это видно из Посланий Святых Апостолов.

В славянском языке возможный путь превращения «иеревс» в «жрецъ» было следующим: ερες  иерец  жрецъ. Вполне вероятно, что буква "ж" изначально читалась в этом слове как "ie". По крайней мере, в одной из рунических азбук восточной Германии (еще до принятия болгарами Православия) есть знак "ж" с произношением "ie".

В начале стихиры (οτε ερες πρ το νμου προσσχεν ατ, οτε Λευτης μετ νμον πεδεν ατν) сперва говорится о языческих жрецах, а уже затем об иудейских священниках. Это подтверждает и общий контекст всей стихиры.

Эту фразу из стихиры можно пересказать следующим образом:

Ни Жрец, т. е. тот жрец, который был прежде Закона (Пятикнижия Моисея) и «обслуживал» весь языческий мiръ до Воскресения Христова, не обратил на него внимания, то есть никак не помог;

ни Левит (=установленные Богом и записанные в книге Левит виды жертвоприношений животных и плодов земли и сам чин священства Ааронова) после получения Закона, не удостоил его даже взгляда, то есть никак не решил вопрос с его травмами и ранами всего естества падшего (упавшего) Адама и его потомков...

Вся стихира говорит о следующем:

Адам (наш отец и родоначальник, и все мы, дети и потомки его), попавшись, как в руки разбойников, в ловушку коварных, ложных и убийственных предложений диавола, поверил, что можно самостоятельно стать богом, причем без помощи любящего Бога и в обход Бога, и в результате справедливо лишился изначального высокого качества ума, потерял духовное зрение и способность правильно оценивать качество вещей и различать истину от лжи, полезное от вредного, то есть его ум был окраден диаволом (именно так говорится в стихире на греческом языке) и он превратился, с точки зрения врага, в наивного, легко управляемого глупца, то есть обезумел.

Будучи духовно травмирован и изранен всем своим душевно-телесным существом, он упал и не мог самостоятельно подняться, при этом оказавшись нагим от изначальной, светом блистающей божественной одежды, в которую был облечен Богом при самом создании своём и значение которой не оценил должным образом. А вместе с потерей этой одежды он лишился и прежней надежной божественной благодатной помощи, необходимой человеку во всякого рода искушениях.

И когда потомки Адама по линии Каина отступили от Бога и выдумали слепым, гордым и озлобленным своим умом поклонение идолам, животным, статуям людей, звёздам и разным силам природы, то они создали и институт жречества (жрецов) для поклонения демонам и принесения им человеческих и других жертв, неразумно веруя (о, слепота ума!), что демоны им как-то смогут помочь. Но прошли века и тысячелетия, а это самое языческое идолопоклонство, олицетворением которого в данной стихире является проходящий мимо, через человеческую историю, жрец (иерей идолов), не принесло человечеству никакой пользы и даже так и не поняло, в чем именно заключаются язвы и раны Адама и его потомков, всех нас. Жрец прошел мимо, оказавшись беспомощным. И это, на самом деле, очень ценное знание для человечества, знать: язычество — это ложный путь!

Но и еврейскому народу, который получил от Истинного Бога заповеди Божии как великий дар и важную помощь для осознания и правильного понимания грехов и ложных целей жизни; получил правильное направление к освобождению от рабства греху, диаволу и смерти через веру в грядущего Христа (Которым явился впоследствии Иисус, родившийся от Пречистой Девы в Вифлееме) и получил Аароново священство и порядок принесения жертв для размягчения их сердец (с помощью такой педагогической божественной меры как лишение дорогостоящих животных и слышание голосов страдающих животных), все эти жертвы не могли принести существенной пользы, так как они были неспособны освободить их от личной вины перед Богом, от духовного рабства греху и исцелить падшего человека.

Все ветхозаветные жертвы предназначены быть лишь прообразом одной-единственной существенной и спасительной Жертвысмерти Господа Иисуса Христа на Кресте, через которую были искуплены все грехи человечества. Под образом левита подразумевается именно это. Что касается книги «Левит» (одна из пяти Книг Моисея), в ней подробно описываются все виды установленных Богом жертв животных и правила поставления священников по чину Аарона.

Пророку Давиду было открыто, что временное Аароново священство будет замещено священством по чину Мелхиседека, которое будет вечным. Этим Священником и одновременно Царём стал Господь наш Иисус Христос, и на Нём с изумительной точностью исполнились все пророчества святых Пророков Ветхого Завета.

Адам не мог подняться из состояния своего падения и исцелиться от ран, пока Ты Сам, Бог и Господь наш, прежде создания веков и создания мiра Существующий, Сын Небесного Отца и Бог по естеству, не стал по естеству и Человеком, родившись от Пречистой Девы Марии и получив всем нам известное теперь и святейшее имя Иисус Христос, которое по своей ценности превосходит всякое другое имя и которого боятся и трепещут все силы ада.

Пришед же в мiръ сей, Он взял на Себя всю вину всех человеков, от Адама и до последнего, кто родится на этой земле. Он пришел не из Самарии, как говорится в евангельской притче о добром самарянине, то есть не из языческого мiра египетских жрецов или индийских брахманов и прочих шаманов, колдунов и шарлатанов, которых символизирует Самария эпохи Христа, но пришел к нам от Пресвятой Девы Богородицы Марии, ибо спасение и Спаситель изначально происходит от иудеев, независимо от принятия или непринятия самими иудеями, причём миссия иудеев завершилась на этом: ожидаемый пророками Христос родился в Вифлееме и начался новый период для человечества, уверовавшего в Него и вошедшего в Церковь, которую Он Сам создал как Бог и Творец наш.

И вот, наконец, Ты спас Адама и всех, кто произошел от него; исцелил раны Адама и поднял его, до этого беспомощно лежащего на земле; снова облек его в первую, светом блистающую, божественную одежду. Ты сотворил с нами еще бóльшую милость — соединил нас с Собою, через Святое Крещение и Причащение Тела и Крови Твоей соделал нас частью Себя, ибо мы в Тебе пребываем, а Ты — в нас, Христе Боже, согласно Твоему Божественному установлению, во спасение душ наших. Чтобы каждый из нас мог законно стать богом по благодати (то есть даром и с Божией помощью), но не сам, а через Бога и вместе с Богом, по любви Бога и согласно изначальному замыслу Бога, и во славу Божию! Господи, слава Тебе!


@«Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

2 комментария:

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!