суббота, 13 апреля 2024 г.

«Мне дали епитимью — принимать исповеди» (иеромонах Савва Духовник)

О. Савва Духовник (1821-04.04.1908)


В лице выдающегося представителя Святогорского монашества, отца Саввы Духовника (который был таковым не только по имени, но и по сути), мы встречаем те редкие качества, которые характерны для настоящего и воистину святого духовника. Изо дня в день он проявлял себя как верный служитель Христов и великий целитель душ человеческих.

Те, кто хоть раз побывал у него, с искренним и неподдельным восхищением рекомендовали его всем кому только можно. Его доброе имя распространилось далеко за пределы Святой Горы до самых дальних уголков Православного мира.

Его снисходительность, долготерпение, сочувствие к согрешающим, умение ставить правильный «диагноз», утешать, укреплять и направлять на путь ко спасению, а также святость его жизни снискали ему славу прекрасного духовника. Ниже мы приводим одну из тех характерных историй, которые до сих пор ходят о нем среди афонитов и показывают, каким замечательным и благодатным душепопечителем он был.

***

В каливе скита Праведной Анны жил один иеромонах. Он тоже принимал исповеди, но не имел такого опыта и рассуждения, как отец Савва. Однажды к нему пришел на исповедь человек, совершивший тяжелые, очень тяжелые грехи. Священник никогда раньше не встречал подобного человека.

Бедный паломник, дрожавший от страха яко «трость сокрушенная» (Мф. 12, 20), начал исповедовать свои грехи, уповая на милость Божию. Слушая его, священник ужасался: «Боже мой, какой ужас! Что он такое говорит! Да не бес ли это?».

Не дав несчастному закончить, духовник прервал его, полный негодования:

- Прекрати! Это ужасно! Я с ума сойду! Это не человеческие грехи, а бесовские. Убирайся, нет тебе прощения! Прочь! Я больше не могу это слушать! Немедленно уходи!

Единственное, на что тот надеялся на свете, была милость Божия. Когда у него отняли и эту надежду, не осталось ничего. Глядя вниз на море, он думал, что единственный выход — утопиться и этим положить конец своей страшной жизни.

Но велик Бог. В тот момент грешника увидел один монах, живший в скиту Праведной Анны, который знал его прежде в миру.

- Здравствуй! Что случилось? Что с тобой?

Он не отвечал.

- Ну, что такое? Почему ты молчишь?

С большим трудом удалось выведать, что же случилось. Монах огорчился до глубины души. Но как же помочь? Выход был только один — привести его, как бы он ни противился, к отцу Савве. Совершенно измучившись, он, в конце концов, сумел это сделать.

При первом же взгляде на кающегося отец Савва все понял: «Мой брат в аду. Чтобы вытащить его оттуда, я сам должен спуститься к нему вниз».

- Отче, есть ли для меня спасение?

- Для тебя, брат мой? Путь к спасению есть у каждого. Милость Божия шире, чем небо, и глубже, чем бездна.

- Нет, отче, мне нет спасения. Такой грешник, как я, не может спастись. Это просто невозможно!

- Ты не можешь спастись? Быть такого не может. Если Бог помиловал даже такого страшного грешника, как я, то тебя Он тем более простит.

- Вы-то какие грехи могли совершить?

- Великие грехи, очень великие.

- Что за «великие грехи»? Кто может быть виновнее перед Господом, чем я, несчастный?

- И все же... Понимаешь, однажды и я... позволил себе увлечься и впал в грех.

Тут отец Савва рассказал о некоем серьезном грехе. Его собеседник начал оживать.

- Ах, отец, я-то делал точно то же самое.

- И ты? А, ну тогда не переживай. Знай, что Бог силен простить тебя, раз ты исповедал свой грех.

И отец Савва продолжал в том же духе. Выдумка его увенчалась полным успехом. Несчастный грешник набрался смелости и со всей искренностью привел весь мрачный список своих грехов. Мысль, что и сам духовник был подобен ему, придала ему смелости.

В конце отец Савва сказал:

- Я покаялся и долго оплакивал свои грехи. Прошло уже два года с тех пор, как я полностью изменил свою жизнь. Представь себе, что в качестве «епитимьи» мне дали послушание принимать исповеди. Что поделаешь? Приходится делать и это. Я также давал милостыню, постился, стал совсем другим.

- Я тоже раскаиваюсь всею душою, отец мой. Буду поститься и делать все, что Вы мне скажете.

- Раз ты принял решение изменить свою жизнь, тогда подойди, я прочту разрешительную молитву. Бог да очистит все твои прегрешения.

Выйдя от старца Саввы, человек тот чуть не прыгал от радости, ибо освободился от невыносимого груза. Встретив в скиту Праведной Анны своего знакомого, он сказал ему:

- Ты спас меня. Я как заново родился!

- Слава Богу!

- Этот духовник такой хороший и добрый, такое мягкое сердце. И он, бедняга, единственный, кто в жизни своей нагрешил больше меня.

Его знакомый сразу смекнул, в чем дело.

- Нагрешил больше тебя? Я сейчас засмеюсь! Друг мой, он подвизается на Святой Горе чуть не с детства, он совершенный ангел. Потому его и удостоили стать священником и духовником.

Человек тот был просто ошеломлен. Неужели? Он не мог понять сразу, что же произошло. Так вот она, изобретательность любви... После того, как первое изумление улеглось, он понял, что после удара, полученного от первого духовника, другого способа спасти его от погибели не было. С этого момента он преисполнился безграничной любовью к отцу Савве Духовнику, этому замечательному целителю душ, изболевшихся от греха...

Источник: https://www.iellada.gr/thriskeia/moy-evalan-kanona-na-gino-pneymatikos-alithini-istoria

Изд-е на русском языке: Образы современных святогорцев / архимандрит Херувим Карамбелас. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. – 744 с.  https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/obrazy-sovremennyh-svjatogortsev/


@Редакция «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!