среда, 9 сентября 2020 г.

Архимандрит Феодосий (Мартзухос): «Когда поводырь сбивается с дороги...»



«Горе нам, если мы поставим слепого
вести за собой тех, кто сбился с пути»
Κ. Икономос, слово в день памяти
священномученика Григория V
Патриарха Константинопольского

I. Я не имею ни желания, ни намерения преждевременно осуждать иерея Божия, пусть даже и бывшего (я пишу именно «бывшего», поскольку в Православии отсутствует учение о неизгладимости священства).
Для нас, православных, священство не является «неизгладимой печатью» (лат. indelebile signum). Я не стану давать оценку его личным качествам, а рассмотрю его взгляды, которые обычно мы, священники, преподносим как учение Церкви Христовой!..
Работники Виноградника Христова (клирики всех степеней, которых должна поставлять на служение сама Церковь, а не бюрократический закон о государственных служащих № 590/1977) теперь начали забывать о том, что мы являемся всего лишь работниками, а не господами! Служителями, а не Мессией! Мы пророки будущей жизни, наступление которой не находится в нашей власти[1].
Итак, один из наших собратьев самоустраняется и отрекается от Креста Священства Христова. Он сообщает о своем решении публично, в прощальном заявлении об окончании своего священнического служения.
Явно пытаясь описать произошедшее с помощью хорошо известной ему «психологии релаксации», он составляет и отправляет на всеобщее обозрение текст, который читают как воцерковленные, так и невоцерковленные пользователи Интернета. В этом тексте говорится о многом, но ни разу не упоминается имя Того, Кто принял за нас страшную и позорную смерть — был нагим распят на Голгофе, а ведь только Его прободенные руки могут полностью совлечь с нас одеяние лжи, в которое мы сами себя облачаем.
Считаем своим долгом сказать, хоть и в вежливой форме, что мы не согласны с его решением и с тем, как он объясняет свой выбор.
1. «Что-то очень важное подходит к концу. И начинается что-то новое»[2]. Такие важные вещи, как священство, «подходят к концу» только вместе со смертью. Мы действительно можем сделать свой выбор и начать что-то новое. Но прежде тот, кто выбирает, должен тщательно изучить, насколько здоров и правилен его выбор.
2. «Этим постом я хочу сделать только две вещи: а) проинформировать вас об изменении в моей жизни; б) объяснить, как я буду действовать, начиная с этого момента». Если мы считаем, что мотивы и причины наших действий наше личное дело, то зачем сообщать о них широкой публике? Для чего выставлять напоказ свою жизнь, полагая, что она интересна другим? Кроме того, несмотря на обещание рассказать, как он будет действовать «начиная с этого момента», он так и не объяснил, что собирается делать дальше…
3. «Я не выбрасываю свои священнические одежды с презрением и отвращением. Я целую их и благодарен им за то, что в течении двух десятилетий они давали мне возможность почувствовать своей «родиной» всю планету Земля, пережить удивительные моменты присутствия Бога в моей жизни и встретить прекрасных людей во всех уголках мира». Тяжесть содеянных нами поступков не зависит от способа презентации их на публике! «Я не выбрасываю свои священнические одежды с презрением и отвращением» — даже если это правда, то это нисколько не меняет сути и не умаляет ответственности за принятое решение. Дорогой мой брат, если тебя действительно интересовали те возможности, о которых ты говоришь, вспоминая о рясе… то не лучше ли было покрыть это молчанием? Потому что, как отмечает Константин Икономос, «овцы существуют не для того, чтобы приносить пользу пастырям и всячески ублажать их».
4. Нет никакой необходимости в психологических уловках такого рода: «Мое сердце, моя сущность и мое внутреннее «ядро» остаются с вами!». Брат, если даже Христос во время Своей земной жизни предложил Свои Тело и Кровь только двенадцати ближайшим ученикам, что уж тут говорить о нас, маленьких людях? Конечно, Христос, яко Бог, раздаёт Себя всем верующим в Него, отождествляя Себя с нами, но для нас одна только мысль о таком сравнении себя со Христом просто кощунственна (с точки зрения Церкви) и не соответствует действительности. Надеюсь, что и ты веруешь так же.
5. «Я буду писать, говорить и помогать своими слабыми силами кому только могу. Со всей искренностью и честностью, но теперь уже и с большей открытостью, широтой и свободой». Не кажется ли тебе, что слова об открытости, широте и свободе это просто общие штампы и некая универсальная оболочка, которая скрывает истинное содержание или делает значение этих слов расплывчатым и неясным для внешнего взора? Не говори нам, что тебя притесняли...! Это будет просто смешно! Хорошо известна демократическая направленность большинства наших архиереев (пишем с улыбкой...) и то, как строятся их отношения со священниками!.. Также известно, что архиереи по любому поводу и без повода напоминают о необходимости послушания со стороны священника. … Приснопамятный старец Мелетий говорил: «Монастыри управляются только послушанием, а митрополии здравым смыслом». Но если быть честными — эти разговоры о послушании никогда не были обращены к тебе! Поэтому обсуждение темы «бунтарства» здесь совершенно не уместно… об этом надо говорить там, где есть притеснения.
5. «Мой голос будет и дальше звучать и будет отчетливо и ясно слышен вам, в вашей печали и радости. Передо мной открывается новая глава жизни, и я буду счастлив быть с вами попутчиками в этой главе». Почему некоторые мнят, что их голос должен звучать и быть слышен другим? Откуда нам знать, что наши взгляды нужны кому-то еще, кроме нас? И если кто-то открывает «новую главу своей жизни» (это его право), то должны ли его сопровождать другие? И если да, то в каком количестве? Сколькие удостоятся стать его последователями?
6. «Но я точно знаю, что сколько бы «завтра» ни даровал мне еще Бог — месяцы, годы или десятилетия — я хотел бы, чтоб они были настоящими и искренними. Я не могу вам представить какую-то мою святость или мои великие добродетели, кроме как правду и честность моего сердца». Господи помилуй… «Настоящие и искренние» — это эпитеты, которые нисколько не описывают качество контента...!! Что-то вполне может быть «настоящим» и в то же самое время неприемлемым, скверным и грязным! Или может быть искренним, но преступным, болезненным и страстным. Само по себе «настоящее и искреннее» не является абсолютной ценностью. Если человек — преступник и он признает этот факт, то его признание нисколько не уменьшает вину… Хотя, может быть, когда-то это искреннее признание поможет ему исправиться и стать честным человеком.
В целом, это прощальное обращение «попахивает» завышенной самооценкой, лестью по отношению к последователям, манипулированием наивными и несведущими верующими и, прости нас за прямолинейность, намеренным изменением сути в ряде вопросов.
Как говорит епископ Гор Ливанских Георгий (Ходр), «священник для людей это врач (который иногда причиняет боль и перевязывает раны), а не компания, чтобы приятно провести время»[3]. Клирики получают дар священства, чтобы «служить Слову истины Христовой». То есть стать «вождями слепых, светом во тьме, наставниками младенцев, светильниками в мире».
К сожалению, некоторые исказили роль священника, особенно духовника, и стали представлять его неким «волшебником» или «магом», который предсказывает будущее и освобождает духовных чад от ответственности за содеянное; они считают Таинство Исповеди причиной страданий, а исповедующегося — «жертвой», которую, словно на прокрустовом ложе, заставляют мучительно вписываться в рамки заповедей. Но все эти ложные представления совершенно не означают, что нам следует впадать в другую крайность и что забота об исцелении души должна превратиться в стремление создать новый вид человека, homo felix. Человека счастливого безо всяких условий и вне зависимости от спасения бессмертной души!
Нынешнее поколение живет под лозунгом: «Смех по любому поводу и без причины…». Самым большим и опасным заблуждением человека является вера в то, что последствия его действий будут такими, как он пожелает! Самосознание и самоанализ часто вводят нас в заблуждение. Мы можем увидеть свое истинное «я» только в свете наших отношений с Христом — наивысшей Истиной и Искренностью в мире.
Мы не знаем, что скрывается за решением бывшего иерея. Смена ориентации? Душевная пустота? Сомнения в вере? Несовместимость взятой на себя роли и желаний? Усталость? Об этом знает один только Бог единственный Сердцеведец, Которому известно, что на сердце у человека, в том числе и у нас с вами. И, конечно, мы должны задать тебе вопрос: брат, почему ты не радуешься той безусловной радостью без всякого повода, о которой ты писал людям? Почему ты не применяешь в своей жизни и другой свой слоган: «Радуйся прежде, чем получишь, и ты получишь»? Неужели ты до сих пор не увидел, что советы американских психологов о пребывании в состоянии непрестанной эйфории, которыми переполнены твои книги, совершенно не работают?
Священник, о котором идет речь, покинул Виноградник Господень — это окончательный и свершившийся факт. Несмотря на то, что и он сам, и некоторые его поклонники пытаются «подсластить горькую пилюлю», это ничего не меняет. Следует обратить особое внимание на предполагаемую искренность его поступка, приводящую в восторг даже некоторых собратьев-священников, которые, сами того не понимая, проповедуют буддийское учение об «уравнивании всего сущего», согласно которому все дороги ведут к вершине и к Богу (!!). Нужно быть очень осторожными, чтобы не принять этот самообман за врачевание души, в то время как человек, исповедующий такие взгляды, сам предает себя во власть болезни и заблуждения.
II. Есть и другая сторона этого вопроса, подобная тёмной стороне луны, причем она же является и «движущей силой» произошедшего. Теперь, когда этот бывший клирик оставил священство, он становится легкой мишенью для «побиения камнями» и отвержения. Церковное руководство найдёт в своем окружении многих, кто принесет им ... чашу с водой, чтобы они умыли руки и переложили свою ответственность на плечи других, а сами спали спокойно без зазрения совести! Причем теперь его побивают камнями те, кто приглашал его… наставлять свою паству. Но такие... махания руками (в переносном смысле, а не буквально) не освобождают их от ответственности за ошибки, совершенные лично и совместно с другими. Архиереи (по крайней мере, некоторые) самовольно распоряжаются священством Христовым, разделяя его на два вида… и спешат с рукоположением, без каких-либо возражений с чьей бы то ни было стороны. Речь идет о женатых священниках, обычных батюшках, и о священниках-целибатах, которым в Греции присваивают звание архимандрита.
Некоторые кандидаты в священнослужители, не сумевшие найти девушку для женитьбы из-за пренебрежения к духовенству и служителям Церкви, царящему в обществе (необходимость носить облачение, особенный быт, зависимость от священноначалия), решают принять священный сан, не вступая в брак, чтобы получить звание архимандрита! Легкомыслие, тщеславие и авантюризм — это типичный список их «добродетелей» и результат «благоразумного» перехода в это неестественное состояние. «В то же самое время, живя в миру, в наших современных условиях, когда повсюду рекламируются плотские отношения, многие люди, принявшие священство в очень нежном возрасте, больше не могут его понести».[4]
Вскоре после рукоположения юноша становится архимандритом. Для иерея, живущего в миру, этот титул звучит просто нелепо… ведь «архимандрит» означает «старший над монашеской братией», а дословно: «главный над овчарней» (αρχιглавный, старший, μάνδραзагон, овчарня)… И где же эта «овчарня», где же эта братия?.. Как говорится в пословице: «Загон пуст, а кругом одни волки»… И при этом он пользуется величайшим почетом и всегда предстоятельствует на богослужениях! Если только там не окажется другого архимандрита, старшего по рукоположению. Это настоящая пародия на архимандрита, вернее настоящая трагедия! Почтенные священнослужители, украшенные сединами за годы служения Христу и братии... должны в установленном порядке (который является самым настоящим беспорядком) подчиняться несмысленному юнцу, который красуется в новой рясе. А архиереи, с высоты своего престола, взирают на это неуважение и грубость и отдают свои симпатии... новому поколению!
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5, 1-4).
Если священнослужитель не ждет самого последнего (четвертого) стиха из этой части послания, а именно встречи с Пастыреначальником Христом... то зачем вообще становиться священником?
Такие происшествия, как уход о. Андрея (24.08.2020), вызывают вопросы:
1. Как оценивает подобные случаи наше церковное руководство? Как предсказуемые потери в боях...? Как личную немощь перебежчика, который канул в небытие? Как то, до чего докатился неудачник? Как побочную и маловажную потерю?
2. Какая должна быть на это реакция? Виноватое молчание? Гнев, раздражительность и оскорбления? Проклятия и анафемы? Мстительные нападки в сторону того, кто навредил нашей репутации? Всего понемногу? Или все это в полном объеме? Что из этого списка выберете вы?
К сожалению, архиереи, которым нужна помощь в священнослужении, а также другие услуги по службе, и которые прекрасно знают, что такие услуги могут быть удобнее предоставлены человеком без семейных обязательств, поставляют и рукополагают людей духовно незрелых, слишком юных по уму и порой даже по возрасту, которые затем остаются... одинокими и брошенными, незащищенными от мирского окружения, ненасытно стремящегося ко грехам, и от своего голодного «я»...
Но, как говорится в Священном Писании: «Если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4, 10). Эти библейские слова имеют трагическую актуальность и для настоящего события, и для тех, что были в прошлом и, к сожалению, произойдут и в будущем. Так было всегда, и сегодня мы должны на своем опыте осознать нечто весьма болезненное, но и необходимое для душевного равновесия: «Священство — это поле битвы с силами зла, а не прибежище для тех, кто не сумел адаптироваться в обществе»[5].
Разумеющий поймет с полуслова.
Давайте прислушаемся к богомудрым словам епископа Гор Ливанских Георгия (Ходра), которые в высшей степени актуальны и сегодня. В своей работе, озаглавленной «Потрясённая Церковь», он приходит к заключению:
«Наша каждодневная задача — видеть нашу немощь и болезновать об этом душой; осознавать, что все не так хорошо и скорбеть об этом… Следует понимать, что осталось совсем немного тех, кто по-настоящему хочет измениться — это должно еще больше сокрушать наше сердце. Но это еще не самое страшное. Намного больнее бывает оттого, что падшие даже не обращают на это внимания. Неужели мы дошли до такого нечувствия к греху?
Только те, кто борется против всякой нечистоты, действительно трудятся над тем, чтобы Церковь присутствовала в нашей жизни как Тело Христово. Церковь является Телом Христовым по своей внутренней и глубинной сущности, и сие не зависит от нас, это Божий дар. Мы в ответе за то, чтобы являть Её как Тело Христово во всяком месте, чтобы представлять Её взору других во всем сиянии непорочной Невесты Христовой именно сегодня, а не когда-то в далёком будущем. Эта ответственность лежит на тех, кого избрал Бог, чтобы Церковь Его не стала «юдолью плача». Следует признать, что грешит каждый из нас… Тем не менее, грех ранит Его еще сильнее, когда он охватывает целое сообщество людей. Очень важно, чтобы Христос не стыдился за нас»[6].
Дорогой брат, который нас покинул! Мы хотим пожелать тебе от души (и стараемся молиться за это), чтобы и с тобой, и со всеми нами произошло то, о чем говорится в Евангелии от Луки, глава 15, стих 17… Спасения всем нам!

Источник:



@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации. 



[1] См. молитву иерея в «Синекдем», с. 140, изд-во «Ионас».
[2] Эта и другие фразы, выделенные жирным шрифтом, вставлены в статью из обращения о. Андрея Конаноса для удобства тех русскоязычных читателей, которые мало знакомы с его текстом, —прим. переводчика.
[3] Епископ Гор Ливанских Георгий (Ходр), «Вселенский кедр», «Письмо к Илии...», с. 21-25 изд-во «Паррисия»).
[4] Епископ Гор Ливанских Георгий (Ходр), там же, с. 45.
[5] Там же, с. 41.
[6] Там же, с. 62.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!