понедельник, 2 июня 2025 г.

От Вознесения до Пятидесятницы



Первосвященническая молитва Христа

В воскресенье святых отцов I Вселенского Собора на Божественной Литургии читается Евангелие с Первосвященнической молитвой Христа (Ин. 17, 1-13). В словах этой молитвы запечатлен весь Божественный замысел по спасению человека, ради которого Господь явился к нам во плоти (2Ин. 1, 7).

Перед Своим вознесением на небо Христос дал нам два обетования: 1) что Он не оставит нас сирыми, но пошлет нам «другого Утешителя» (Ин. 14, 16) и 2) что Он будет с нами «до скончания века» (Мф. 28, 20).

Однако необходимым условием для того, чтобы мы стали причастными жизни Господней, является правая вера, за сохранение которой так много боролись святые отцы. Именно от нее зависит готовность нашей души к принятию Утешителя.

Выражая особенное почтение к этим святым отцам, наша Церковь хочет напомнить, что и в нас обитает Божественная благодать. И что наше освящение происходит только тогда, когда мы имеем правую веру и неопустительно исполняем евангельские заповеди.

воскресенье, 1 июня 2025 г.

Встреча св. императора Константина с отцами I Вселенского Собора

Память святых отцов I Вселенского Собора

 

В 325 году по Р. Х. в городе Никее в Вифинии[1] римский император Константин Великий созвал I Вселенский Собор, чтобы восстановить церковный мир в Римской империи.

Феодорит Кирский, писатель V века, сообщает нам важную подробность о лицах, участвовавших в Соборе. Войдя в зал заседаний, император Константин начал приветствовать отцов, улыбаясь.

Но его улыбка быстро исчезла. Он не ожидал, что епископы будут выглядеть именно так. Многие отцы, прибывшие на Собор, носили на себе следы страшных пыток. У одного не было ушей, у другого — глаз, у третьего — носа. Кто-то поприветствовал его левой рукой, потому что на месте правой болтался пустой рукав. Некоторые не могли встать со своих мест: их ноги были парализованы.

Император был потрясен. Он спросил с изумлением: «Почему почти все епископы, прибывшие на Собор, имеют какие-то увечья?»

Один из архиереев ответил: «Царь, они претерпели много мучений. Здесь собрался целый сонм исповедников и мучеников».

Константин был тронут и прослезился. Он встал с места и подошел к израненным епископам. Преклонив колени, он целовал их парализованные ноги, пустые глазницы и изувеченные руки. Во время заседаний собора он сидел рядом с епископами на низком сиденье, а не на особом троне, который для него приготовили. Это произвело на всех большое впечатление. На вопрос, почему он так поступил, император ответил:

пятница, 30 мая 2025 г.

Электронная слежка. Как много ты знаешь о ней?


Исследование: «Электронная слежка»

Как много ты знаешь о ней? Есть ли способ избежать этого?

Один из самых обсуждаемых вопросов нашего поколения, который становится все более актуальным по мере того, как технологии все больше входят в нашу жизнь, — это так называемая «электронная слежка».

Этот термин означает сбор личной информации и данных в Интернете против нашей воли (или, по крайней мере, без нашего ведома).

Мы поискали и нашли много информации, и сегодня представим ее вам в виде вопросов и ответов.

Отметим, что полностью точные данные не могут быть представлены, поскольку то, что происходит за спиной каждой компании, является совершенно секретным, но то, что мы приведем ниже, — это фрагменты исследования, которые можно проверить даже с помощью простой логики.

Мы перечислим всех, кого сможем, в порядке убывания, начиная с того, кто имеет наибольший доступ к нашим данным.

Начнем с типов веб-сайтов и закончим примерами таких известных имен, как Google, Facebook и т. д.

четверг, 29 мая 2025 г.

С праздником Вознесения Господня!

Пресвятая Богородица после Рождения Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, в сороковой день принесла Его в Храм, чтобы посвятить, передать Его Богу и Отцу, согласно Божественному Порядку, данному пророку Моисею на Синае. Храм символизирует Небо, Царство Небесное.

И то событие Сретения Господня было, в том числе, прообразом и сегодняшнего события Вознесения Господня на Небеса, когда Он через сорок дней после Своего победного и славного Воскресения снова, как первые дни после Своего Рождения, сопровождается, провожается Пречистой Своею Материю на Небеса, чтобы вернуться туда, откуда пришёл и быть уже в человеческом естестве навсегда со Отцем Своим.

среда, 28 мая 2025 г.

Молитвой изгоняются все наши немощи и страсти

Герондисса Макрина (Вассопулу), слово к сестрам обители

Канун Вознесения Господня, 1980 г.

Когда наш ум пребывает не в Боге, а в праздных вопросах, типа: «Почему это?», «почему то?», тогда перед нами все становятся виноваты. Но виноваты только мы сами и никто другой. Наше духовное устроение не в порядке, причина недовольства кроется именно в этом. Но кто ревностно говорит Иисусову молитву, словно ищет некий клад с золотом, и использует для этого каждую минуту, тот все преодолевает, со всем соглашается и все претерпевает. В этом случае Бог и Богородица покрывают его. Такой человек блюдет себя от осуждения, преслушания и самочинных действий. Нужно смирение. Когда человек взирает только на себя, то все вокруг будет видеться ему хорошим. У кого в душе Бог, тот не станет произносить дурных слов на ближнего, и когда видит страдающего брата, то сочувствует и плачет вместе с ним, и молит Бога помиловать его.

Молитвой залечивается рана нашего брата и разрешается любая трудная ситуация. Когда человек понимает, что он просто ничто, тогда он не может злиться, злословить, обсуждать других, но только молится за них. Когда монах находится в монастыре и подвизается, стараясь отсекать свои страсти, он зрит Бога в своей душе, и постоянно чувствует, что живет в некоем уголке рая.

понедельник, 26 мая 2025 г.

Истинное учение нашей Церкви

Митрополит Морфский Неофит


Не может быть подлинного исцеления души вне Православной Церкви.

Не может быть настоящей связи с Христом вне истинного учения святых апостолов, отцов, исповедников, мучеников и святых нашей Православной веры.

Я подчеркиваю это потому, что в наши дни, как и в любое другое время, есть много лжеучителей, которые появляются отовсюду, в том числе — к сожалению — и из лона Православной Церкви. Они доходят до того, что ставят под сомнение дела и подвиги святых, слова отцов и, косвенно, слова Самого Господа нашего.

Положение и полномочия папы в Римо-католической церкви


Автор: Иерей Анастасий Гоцопулос


Заседание коллегии кардиналов для избрания нового папы Римского, назначенное на 7 мая 2025 г. и известное как конклав (от лат. cum clave, в переводе «с ключом»), побуждает нас опубликовать подборку базовых догматических и канонических документов Римо-католической церкви. В них говорится о положении и полномочиях папы согласно учению римо-католиков.

Тексты, представленные ниже, взяты из следующих источников:

а) догматические решения I Ватиканского собора 1870 г. (Pastor aeternus) и II Ватиканского собора 1962-1965 гг. (Lumen Gentium);

б) каноны из Кодекса канонического права 1983 г. (Codex Iuris Canonici), а также

в) официальный Катехизис Католической Церкви 1992 г.

Данные документы исключительно ясно определяют положение и полномочия папы Римского как главы всей Церкви Христовой (с точки зрения римо-католического богословия), поэтому я решил воздержаться от личных комментариев к этим важнейшим догматическим и каноническим тезисам. Я лишь выделил некоторые ключевые моменты жирным шрифтом.

Недавно на сайте eeod.gr[1] были повторно опубликованы выводы моей работы, где говорится о роли епископа Римского в актах и решениях Вселенских Соборов[2]. Полагаю, что она будет интересна для всех, кто желает понять, насколько сильно современное римо-католическое учение о положении папы Римского в его церкви (зафиксированное в приведенных ниже официальных документах) отличается от богословского и канонического учения первых веков христианства, когда Рим находился в общении с Церковью Христовой.

воскресенье, 25 мая 2025 г.

Неделя о слепом. Три основные момента Евангелия

Митрополит Гортинский Иеремия 

1. Дорогие мои христиане, я скажу вам всего несколько слов о Евангелии, которое читалось сегодня, потому что у меня нет сил для долгой проповеди. Сегодняшнее воскресенье, которое называется «Неделей о слепом», напоминает нам о Божестве Иисуса Христа. Так, исцеленный слепой исповедовал Христа и поклонился Ему как Сыну Божию, как Богу (Ин. 9, 38).

А кроме того, сегодняшнее Евангелие прославляет Иисуса Христа как Творца. И мы тоже, братья и сестры, всякий раз исповедуем эту истину, когда читаем в «Символе веры» слова «Имже вся быша», которые значат, что Им, Сыном Божиим, сотворено все существующее, видимый мир и невидимый. И евангелист Иоанн, чье Евангелие читалось во весь послепасхальный период, говорит в начале своего Евангелия о Господе нашем Иисусе Христе, что «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3).

пятница, 23 мая 2025 г.

Митрополит Тихик изгнан со своей кафедры за то, что он назвал папу «представителем сил тьмы»!

Десятью голосами против шести Священный Синод Кипрской Церкви принял решение «низвергнуть» его с митрополичьей кафедры Пафоса. Не потому, что он был обвинен в аморальном поведении, не потому, что он нарушил Священные Каноны или был замешан в административном скандале. Нет. Митрополит Пафосский Тихик был наказан за то, что он отказался преклонить колени перед экуменизмом.

четверг, 22 мая 2025 г.

За это злобные иудеи перепилили святого Исаию живым...


Память св. пророка Исаии — 22 мая.

Святитель Николай Сербский: «Исаия — это один из величайших пророков в истории человечества, ибо он предвозвестил величайшие события в Божественном деле спасения человека!

Предрёк он рождение Спасителя от Пречистой Девы, Его земное родословие из колена Иессея и из дома Давида, к которому принадлежали праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии, а также праведный Иосиф, Её защитник и покровитель.

Предсказал он пришествие Христова Предтечи, Иоанна Крестителя, как глас вопиющего в пустыне, как вестника, трубным звуком провозглашающего о пришествии Мессии и делающего ровными пути для Его стоп.

О смирении св. Николая



Что сказать о смирении святого Николая?

Если бы мы не ведали, что он преимущественно за свое смирение был избран в пастыри Мир Ликийской Церкви, что смирение отличало его между отцами Никейского Собора, который был Собором смирения, что смирение заставляло Николая сокрывать свои благодеяния и таить дарования духовные под видом простоты; если бы, говорю, нам ничего не было известно о сих подвигах его смирения, то слава небесная, коею Господь возвеличил Своего праведника, не долженствовала ли бы вразумить нас, что святой Николай был не токмо кроток, но и смирен сердцем?

Ибо, братие, каким вообще путем достигается высота небесной славы, как не путем смирения?

На земле высокие достоинства нередко приобретаются случаем, хитростью, ласкательством, даже наглостью; но на небесах этого не бывает… там чем кто смиреннее, тем выше и ближе к Престолу благодати, на коем восседит кроткий и смиренный сердцем Господь Иисус.

Св. Иннокентий Херсонский


Источник: https://radonezh.ru/analytics/svt-innokenty-khersonsky-slovo-na-den-svyatitelya-i-chudotvortsa-nikolaya-169779.html

Чудесная лодка

 

В 30-е годы, когда разрушали храмы и сажали духовенство, в селе Борисовка был дивный батюшка — отец Николай. Однажды во второй половине дня он подметал двор. На нем была широкополая шляпа и халат. Вдруг приходит группа каких-то людей и спрашивает его:

– Где батюшка? Дома?

понедельник, 19 мая 2025 г.

Чудо Святого Димитрия на острове Саламина



В воскресенье 19 мая 2013 года в таверне «Курулибиза» на острове Саламина прогремел сильный взрыв. Таверна находилась рядом с исторической церковью Святого Димитрия, которая была полна верующих, пришедших на воскресную Литургию.

Взрыв ощущался практически по всей Саламине и нанес огромный ущерб в радиусе примерно 100 метров. Были разбиты окна, уничтожены автомобили, снесены крыши, а также нанесен значительный ущерб близлежащим зданиям, домам и магазинам.

Церковь Святого Димитрия, которая находилась в двух шагах от места взрыва, не получила ни малейшего ущерба.

Источник: https://www.newsbomb.gr/ellada/story/1305767/maria-sideri-h-agiografos-poy-oneireytike-ton-agio-dimitrio

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Почему мы огорчаемся?

Христос пришел на землю, чтобы сделать нас неуязвимыми перед людьми и бесами. Если что-то нас ранит, то это происходит по нашей вине, потому что мы еще не победили свои страсти и даем бесам возможность действовать в нас.

Апостол Иаков говорит, чтобы мы не упрекали Бога в том, что Он нас искушает, ибо «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 14).

воскресенье, 18 мая 2025 г.

О времени и месте беседы Христа с самарянкой, а также почему Христос отослал учеников в город

Святитель Иоанн Златоуст:

«Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4, 6–9).

Здесь необходимо, возлюбленные, исследовать, почему евангелист указал и место, где это происходило, и час, и отсутствие учеников. Место — в словах: «сел у колодезя», час: «было около шестого часа», а отсутствие учеников — замечанием, что «ученики Его отлучились в город купить пищи».

Христос хочет, чтобы мы призывали Его (старица Макрина Вассопулу)


Слово к сестрам монастыря в Воскресение Самаряныни

У нас есть произволение молиться, но нерадение не дает нам преуспевать. Когда у нас есть трезвение, как сказано: «Бодр ум, целомудр помысл, сердце трезвящееся»[1], тогда движение ума будет быстрым, он не будет нерадеть, но станет порываться к Богу и приносить поклонение Христу. Потому что Христос ― Ревнитель, Он не хочет, чтобы наша любовь уклонялась к чему-либо другому. Он хочет, чтобы мы всем сердцем любили Его и поклонялись Ему всем своим существом. Наш ум не должен быть занят ни семьей, ни разными вещами, которые мешают нам, но только Богом.

У Самарянки было доброе произволение, и поэтому она удостоилась увидеть Христа. В ней имелось благое произволение, но она не находила человека, который мог бы направить ее к истине. И вот она обрела Самого Христа, Который ждал ее у колодца, и попросила у Него воду живую[2].

пятница, 16 мая 2025 г.

Золотое правило (святитель Лука Войно-Ясенецкий)

Слово на Евангелие от Луки, гл. 6, стихи 31–36

***

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Какие удивительно простые слова! Они так естественны, что когда человек впервые их слышит, ему становится даже неловко. Господи! Как же я сам не подумал раньше об этом! Все учение Христа чрезвычайно просто, как и все великое. Оно было обращено к людям с простодушными сердцами, его воспринимали бесхитростные галилейские рыбари, которые стали светочами всему миру.

Все Его учение как будто само собой понятно, и тем не менее, как далека наша жизнь от исполнения великих заповедей Христовых! Как редко мы поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы с нами поступали. Мы ждем от людей уважения, а сами их унижаем; мы хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами забываем о помощи ближним, когда благоденствуем. Почему так? Что нам мешает вести себя согласно заповедям? Наш эгоизм, ибо только себя мы любим, о себе заботимся, а людей окружающих часто обижаем и оскорбляем. Дальше Господь говорит: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6:32 35).

среда, 14 мая 2025 г.

Монах Моисей Святогорец: «Богатое научное познание стремится устранить Бога»

Мы живем в эпоху всеобщего возмущения, потрясений, кризиса, сомнений, крушения идей, принципов, морали и устоев.

Неискренность, стяжательство, отвращение к духовному, отчуждение господствуют в мире.

Сегодня мы наблюдаем всплеск властолюбия, самолюбия, славолюбия, сластолюбия, любостяжания и сребролюбия. Чудовищные техногенные катастрофы по всей планете изменяют жизнь людей.

Основные права человека часто применяются только по отношению к себе самому, без оглядки на наши обязанности к ближним. Всюду преобладает принцип «блаженнее получать, чем давать», противоположный евангельскому учению.

Оспариваются начала нравственности, основы разумного, устоявшиеся ценности. Выставляются напоказ болезненные странности и омерзительные пороки. Мы живем в то время, когда исполняется пророчество преподобного Антония Великого: «Придет время, когда безумцы будут называть разумных — безумцами и наоборот».

воскресенье, 11 мая 2025 г.

Крест болезней и удивительное терпение расслабленного


Автор: архимандрит Павел (Димитракопулос), св. митрополия Китиры и Андикитиры

 ***

Сегодня, дорогие братья и сестры, в четвертое воскресенье после Пасхи, Неделю о расслабленном, апостольское чтение — это отрывок из 9-й главы Деяний, а евангельское чтение — отрывок из 5-й главы Евангелия от Иоанна, где евангелист рассказывает нам о чудесном исцелении расслабленного.

Это чудо Господь совершил в Иерусалиме, у Овечьих ворот, в купальне, называемой по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало множество больных, которые терпеливо ждали исцеления, совершавшегося чудесным образом. Ведь, как отмечает евангелист, время от времени в купальню сходил Ангел Господень, который возмущал воду. Тот, кто первым спускался в купальню, выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью.

У купальни, среди множества больных, лежал человек, который был парализован («расслаблен») 38 лет. Он тоже терпеливо ждал, когда Ангел всколыхнет воды в купальне, чтобы первым опуститься в нее и получить исцеление. Но, к сожалению, некому было помочь ему сойти в воду, и поэтому другие погружались прежде него. К сожалению, среди тех, кто был исцелен, и среди родственников исцеленных не нашлось никого, кто сжалился бы над ним и помог ему обрести столь желанное избавление от болезни.

Этот парализованный человек был похож на непогребенного мертвеца. И все же он не отчаивался, не терял терпения, хотя его страдания длились так долго. Он не только не отчаивался и с удивительным терпением нес тяжелый крест своей болезни, но, более того, на протяжении всего повествования не видно, чтобы он возмущался или впадал в осуждение, видя жестокость и бесчеловечность окружавших его людей. Он никогда не роптал ни на Бога, ни на людей.

суббота, 10 мая 2025 г.

Сжалься над землей, которую восхотел Ты прославить

 Преподобный Ефрем Сирин

Господи, Ты знаешь, что сотворенный Тобой человек создан из земли, естество его слабо, силы легко истощаются. Если не будет спать по ночам, выбьется из сил; если не поест только день, изнеможет. Зимой он дрожит от холода, летом опаляется от зноя; в сумерках он не видит, ночью боится выйти на улицу. Если походит, то устает; если остается в бездействии — голова идет кругом; если сидит взаперти — унывает; если говорит — утомляется; если принужден лежать, то страдает; если долго стоит — приходит в изнеможение.

И Ты желаешь, Владыка, чтобы такое немощное естество скоро одержало верх над грехом?

вторник, 6 мая 2025 г.

Беседа о святом великомученике Георгии


Автор: архимандрит Георгий (Капсанис), проигумен афонского монастыря Григориат

 ***

Святой Георгий является ярким примером возрожденного человека Божия, который ради Христа пожертвовал всей своей благополучной жизнью. Его мученичество было проявлением Креста и Воскресения Христова точно так же, как и вся его жизнь была проявлением Креста и Воскресения Господня. Поэтому Церковь установила, что когда его память совпадает со Святой и Великой Четыредесятницей, его праздник переносится и всегда отмечается в пасхальный период. «Вместе с Воскресением Господним, — говорят некоторые песнопения, — память Великомученика празднуем». И теперь, вместе с весной материальной, расцветом природы, пришла к нам и весна духовная, Воскресение Христово и память святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Каждый святой и святой Георгий тоже является подтверждением Христова Воскресения. Ибо, если бы Христос не воскрес из мертвых, святые мученики не презрели бы смерти. Силой воскресшего Господа они пренебрегли не только смертью, но и невыразимыми мучениями, теми ужасными пытками, которые мы не можем даже представить, когда читаем или слышим о них. Но они терпеливо перенесли все это.

понедельник, 5 мая 2025 г.

Что такое «хранилища» и «воскрилия»?

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23, 5)

 ***

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова Спасителя:

«Здесь Он снова обращает наше внимание на то, насколько порочным было поведение фарисеев. Он не говорит, что в одних случаях они поступают так, а в других — иначе; но во всем действуют одинаково, со тщеславием. Да и тщеславятся они не какими-то важными и нужными делами (никаких истинно добрых дел они не имели), но пустыми и ничтожными, которые обнаруживали только их нечестие. «Расширяют, — говорит Он, — хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих».

Какие же это хранилища и воскрылия?

воскресенье, 4 мая 2025 г.

Неделя Жен Мироносиц — С любовью и преданностью


1. Любовь, обладающая смелостью

Воскресенье Жен Мироносиц посвящено тем людям, которые с большой любовью и благоговением позаботились о снятии с креста непорочного Тела Господня и Его погребении. Речь идет об Иосифе Аримафейском, Никодиме, тайном ученике Спасителя, и о Женах Мироносицах.

Любовь Иосифа и Никодима ко Господу проявилась в их героизме и самоотречении. Иосиф, «благообразен советник», то есть уважаемый и официальный член иудейского синедриона, был тем, кто осмелился (греч. τόλμησε) явиться к Пилату и просить святое Тело Господне, чтобы похоронить Его.

Осмелился! Не раздумывая о противодействии иудеев и возможном отказе. Осмелился! Хоть и знал, что это ставит под угрозу его должность, имущество, саму его жизнь!

Эту смелость призваны обрести и мы. Смелость исповедовать свою веру, даже если мы подвергаемся насмешкам за это; смелость положить душу свою за други своя; оставаться верными воле Божией, чего бы это ни стоило.

Особенно в наше время нужна смелость, чтобы быть истинным учеником Господа. Потому что, как подчеркивает апостол Павел, Бог дал нам не «духа страха, но силы» (2 Тим. 1, 7).

пятница, 2 мая 2025 г.

12 СВИДЕТЕЛЬСТВ О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ (митрополит Августин Кантиотис)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Наша вера, наша Церковь, мои возлюбленные, — это древо, насажденное десницей Всевышнего. Точно так же, как всякое дерево имеет корни, так и это древо, называемое Православием, произрастает от корней. Что это за корни? Всего два слова: «Христос воскресе». Воскресение Христа — это историческое событие, величайшее из всех, что случались в истории. Событие, осиявающее собою весь мир. Событие, которое потрясло даже ад. Событие вселенского значения.

Но кто-то может сказать: «Это всего лишь слова, нам нужны доказательства». Доказательства? Их так много, что нельзя перечесть, как невозможно сосчитать, например, лучи солнца.

Давайте сегодня устроим суд. И посадим в судейское кресло историю. Ту историю, которую не убеждают мифы и сказки, а которой нужны факты, доказательства и свидетельства. История всегда ищет свидетелей Воскресения. Есть ли они? Конечно. Ни одно другое событие не имеет столько свидетелей, как воскресение Христа. Даже жизнь такого известного полководца как Александр Македонский не столь достоверна: о некоторых ее фактах свидетельствуют четыре или пять историков, все остальное покрыто молчанием. А у Воскресения есть масса свидетелей. Из них мы выбираем в качестве примера четыре триады, то есть всего 12 свидетельств.

понедельник, 28 апреля 2025 г.

Мой исход из римо-католицизма и мое обращение в Православие (епископ Назианский Павел)


Епископ Павел (в миру Франциско де Байестер-и-Конвалиа) родился в каталонско-арагонской семье в Барселоне 3 июня 1927 года. Его отец был банкиром, а мать — хирургом. Первоначальное богословское образование получил в монастырской школе при обители капуцинов де Саррья. Затем перешел в качестве послушника в монастырь того же ордена. Занимаясь исследованиями в области истории Церкви, обнаружил значительные расхождения римо-католицизма со Священным Писанием. В итоге ушел из католического монастыря и объявил о своем выходе из Католической церкви. После духовных поисков в протестантских кругах, познакомился с Православием и понял, что его позиция совпадает православным учением. Некоторое время спустя переехал в Грецию, где перешел в Православие. Поступил на богословский факультет Афинского университета. Принял монашеский постриг с наречением имени в честь первоверховного апостола Павла. В 1953 году был рукоположен в Афинах во диакона, а в 1954 году — во священника. В 1970 году принял рукоположение во епископа и получил титул епископа Назианзского (Константинопольский Патриархат). Служил в Архиепископии Северной и Южной Америки с резиденцией в Мехико. По свидетельствам современников, епископ Павел исполнял свои пастырские обязанности с исключительной ревностью и постоянством. Был талантливым университетским преподавателем и писателем. Кроме родного испанского и каталонского языка, владел греческим, французским, итальянским, английским, латинским и португальским языками. На лекциях и в письменных работах многократно разоблачал ереси и заблуждения римо-католицизма. 31 января 1984 года после совершения Божественной Литургии был застрелен в возрасте 56 лет отставным 70-летним офицером Рафаэлем Мондраго. В настоящее время мощи священномученика Павла находятся в городе Наукальпан, в храме Святой Софии, ктитором которого он был.

Статья епископа Павла, текст которой приводится ниже, была написана им в то время, когда он служил иеродиаконом, и дважды опубликована в греческом журнале «Кивот» (в июле и в декабре 1953 года) под названием «Почему я отказался от папизма». Греческий текст статьи представляет собой сокращенную версию книги «Мой исход из римо-католицизма» и при переводе был дополнен на основании первоначальной версии.

воскресенье, 27 апреля 2025 г.

Об испытании и уверении св. апостола Фомы (святитель Кирилл Ту́ровский)


…Взойдем и мы сегодня, братия, мысленно в Сионскую горницу. Ибо там собрались апостолы. Там Сам Господь Иисус Христос проходит сквозь затворенные двери и говорит: «Мир вам!», наполняя их души радостью. Возрадовались ученики, увидев Господа, и всю печаль плотскую и страх сердечный отвергли. Души их обрели духовное дерзновение, когда они узнали своего Владыку, ибо Он обнажил перед всеми Свои ребра и показал на руках и ногах язвы от гвоздей.

Фома не видел Господа вместе с другими учениками в первое Его пришествие. Услышав о Его воскресении, он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Он сказал так не потому, что считал услышанное от апостолов ложным, но желал увидеть Христа, чтобы самому увериться в Его воскресении.

Потому и Господь не упрекает Фому, но говорит ему так:

суббота, 19 апреля 2025 г.

Воскресший Иисус — наша надежда


Архимандрит Георгий Капсанис, проигумен Афонского монастыря Григориат

В святую и славную ночь Воскресения Христова на утрени и Божественной Литургии все наполняется сиянием и светом, источником которого является наш Воскресший Господь. Этот свет озаряет и радует христиан и все творение, видимое и невидимое, «небо и землю, и преисподнюю».

Воскресший Господь являет Себя среди верующих и исполняет Свое обещание: «Печаль ваша в радость будет... и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:20, 22). Радость воскресения неотъемлема от человека. Это единственная истинная радость. Великий богослов нашей Церкви, святитель Григорий Палама, объясняет, что Господь стал человеком, «чтобы стать Начальником и Удостоверителем Воскресения и вечной жизни, истребив безнадежие; чтобы став Сыном Человеческим и участником смертности, возвести людей в достоинство сынов Божиих, соделав их общниками Божественного бессмертия».

Таким образом, наш Господь Иисус Христос является главой и залогом нашего воскресения и вечности. Он стал человеком и восприял нашу смертность, чтобы сделать нас сынами Божьими, причастниками Божественного бессмертия. Таким образом Он избавил нас от отчаяния.

Ведь что бы ни делал человек, неосвобожденный смерти, в конце концов его ожидает отчаяние, ибо все «подвержено тлению». Все рано или поздно исчезнет и будет забыто.

Но человек, соединенный с Воскресшим Иисусом, — сколько бы страданий, испытаний, болезней, гонений, смертей он ни пережил — в глубине души испытывает радость, потому что знает, что, участвуя в Кресте Господа, он участвует в Его Воскресении и вечной жизни.

четверг, 17 апреля 2025 г.

Крестная жертва Христа (старец Ефрем Аризонский)

Каждую Страстную седмицу Православная Церковь напоминает нам о Святых страданиях Христовых, представляет все священные образы Его Крестной Жертвы и помогает душам христиан, слушающих святые слова Евангелия, понимать и переживать их как можно сильнее, и таким образом погружаться в смысл таинства Его Распятия.

Жизнь Господа нашего Иисуса Христа от Рождества до самого Его Воскресения была одним постоянным мученичеством. Он родился в яслях бессловесных животных столь смиренно, столь тихо, столь безмятежно, что никто не знал об этом (ср. Лк.2:6-7). После Своего Рождества Он, преследуемый, бежал в Египет и затем возвратился оттуда (ср. Мф.2:13, 2:19-23). Прожив на земле тридцать три года, Он оставил нам неповторимый пример святости, учение о том, как подобает жить каждому христианину. Когда пришло время Его общественного служения, Он начал проходить по всей Иудее и проповедовать Евангелие покаяния и обращения, творя чудеса.

Все эти чудеса, вся эта слава, которую воздавали Ему люди за Его чудотворную благодать, стали причиной возникновения зависти и злобы у первосвященников, книжников и фарисеев, которые думали и замышляли, как Его схватить, как Его уничтожить, потому что ослепленный завистью человек не может видеть, что ему полезно.

вторник, 15 апреля 2025 г.

Выводы богословской конференции об определении празднования Пасхи (Пасхалии)


Выводы богословской конференции, организованной Центром патристических исследований в Афинах 01.02.2025 на тему: «Пасхалия как неизменное условие единства Православной Церкви»

В рамках решений Первого Вселенского Собора в Никее единство, достигнутое в вере, было скреплено решением об установлении общего празднования Пасхи среди православных. Церковь придавала первостепенное значение литургическому единству. Поэтому и соответствующее решение, как видно из первого правила Антиохийского Собора, было возведено до уровня соборного определения («Ороса»), равного по значению с Символом веры. Таким образом было определено, что православные Востока и Запада должны единовременно праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния весеннего равноденствия, заботясь о том, чтобы она не совпадала с иудейской Пасхой. Первый Вселенский Собор в качестве критерия для празднования Пасхи устанавливает раздельное празднование христианской Пасхи и иудейской. То, что мы не празднуем Пасху вместе с иудеями, и то, что все православные отмечают этот «святейший праздник в один и тот же день», обеспечивает, с одной стороны, несмешение и различение христианской Пасхи и иудейской, и является выражением нашей веры, а с другой стороны поддерживает литургическое единство Православных Поместных Церквей через общее празднование славного Воскресения Христова в один и тот же день.

воскресенье, 13 апреля 2025 г.

Облекись в новую одежду (митрополит Августин Кантиотис)

«Множество же народа постилали свои одежды по дороге» (Мф. 21, 8)

* * *

Мы подошли, дорогие мои, к концу Великого поста и вступаем в Страстную седмицу. Сегодня последнее воскресенье перед Пасхой.

Сегодня Христос в последний раз восходит в Иерусалим. Он въезжает верхом на молодом осленке. Множество людей собралось в святом городе на Пасху, чтобы увидеть Христа — и не только Христа, но и Лазаря, которого Христос воскресил накануне (см. Ин. 12, 9). Множество людей, иудеи со всех концов земли, толпа, сотни тысяч душ. На улицах собрался простой народ, а не книжники и архиереи, грамотные и ученые, которые стремятся распять Его. Это те, кто, как губка, впитывает Его слова, кто видел Его чудеса, кто слышал о Нем. Именно они приветствуют Христа, в то время как фарисеи пытаются затворить уста, восклицающие: «Осанна сыну Давидову; благословен грядый во имя Господне...» (Мф. 21, 9). Враждебно настроены ко Христу фарисеи, с любовью относится ко Христу простой народ.

Как бы вы, фарисеи, ни хотели заглушить голос простых людей, их уста не перестанут говорить «осанна». И если человеческие уста замолчат, — говорит Христос, — то тогда «камни возопиют» (Лк. 19, 40). Это слова столь же актуальны сегодня, как прежде: если наступят злополучные и страшные времена, когда закроются храмы и оледенеют сердца, то даже безжизненные здания будут взывать о Христе.

Должен ли я объяснять, братья мои, что означает «осанна» толпы, «благословен грядый» и другие высокие смыслы нынешнего Евангелия? Для этого потребуется много часов и самое пристальное внимание, чтобы не упустить ни одну деталь. С таким вниманием некоторые смотрят кино, не отрывая взгляд от экрана.

Но кроме мирского кино, есть и другой, духовный «экран», который находится в церкви и переносит нас туда, где разыгрываются трагические события, описанные в Евангелии (Я не могу понять, как некоторые христиане умудряются совмещать мирские зрелища и церковь; такие компромиссы недопустимы для христиан. Но пока отложим этот разговор в сторону).И если некоторые смотрят кино с огромным вниманием, то насколько же больше внимания нам нужно, чтобы вникнуть в высокие евангельские смыслы? Но поскольку у меня нет сейчас ни расположения, ни времени, ни сил, чтобы сделать подробный анализ, я обращу ваше внимание только на одну деталь, поскольку я верю, что даже одно слово может сподвигнуть человека уверовать и спастись.

суббота, 12 апреля 2025 г.

От Вифлеемских яслей до Голгофы (и до врат ада)

Автор: Архимандрит Марк (Манолис)

I

Завершается, по милости Господней, пост Великой Четыредесятницы. Вот что говорит тропарь, который мы слышим в последнюю пятницу поста:

«Душеполезно совершившее Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающее: Господи, слава Тебе».

Вот-вот начнется Великая (Страстная) седмица. Великой она называется потому, что — как говорит свт. Иоанн Златоуст, — «в эту седмицу Господь совершил для нас великие и невыразимые благодеяния». Хорошо посвятить это время размышлению о страданиях и крестной смерти нашего Господа, которые Он добровольно претерпел ради нашего спасения.