Выводы богословской конференции, организованной Центром патристических исследований в Афинах 01.02.2025 на тему: «Пасхалия как неизменное условие единства Православной Церкви»
В рамках решений Первого Вселенского Собора в Никее единство, достигнутое в вере, было скреплено решением об установлении общего празднования Пасхи среди православных. Церковь придавала первостепенное значение литургическому единству. Поэтому и соответствующее решение, как видно из первого правила Антиохийского Собора, было возведено до уровня соборного определения («Ороса»), равного по значению с Символом веры. Таким образом было определено, что православные Востока и Запада должны единовременно праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния весеннего равноденствия, заботясь о том, чтобы она не совпадала с иудейской Пасхой. Первый Вселенский Собор в качестве критерия для празднования Пасхи устанавливает раздельное празднование христианской Пасхи и иудейской. То, что мы не празднуем Пасху вместе с иудеями, и то, что все православные отмечают этот «святейший праздник в один и тот же день», обеспечивает, с одной стороны, несмешение и различение христианской Пасхи и иудейской, и является выражением нашей веры, а с другой стороны поддерживает литургическое единство Православных Поместных Церквей через общее празднование славного Воскресения Христова в один и тот же день.
По меткому замечанию архимандрита Епифания (Феодоропулоса), наша Церковь, заботясь
о своем единстве в Православной вере, «ни в коем случае не пыталась достигнуть
единообразия» с еретиками «в дате празднования Пасхи или какого-либо другого
праздника». Таким образом устраняется возможность для развития религиозного
синкретизма под предлогом совместного празднования. Все Отцы Церкви, вплоть до прп.
Никодима Святогорца, строго соблюдали «определение Святого и Великого собора о
святом празднике Пасхи», которое было принято на Первом Вселенском Соборе. Они
ориентировались прежде всего на согласие с догматами Церкви, невзирая на
астрономическую точность равноденствия. Как пишет прп. Никодим Святогорец,
«и Вселенские Соборы, проходившие после I-го, и прочие отцы видели, конечно, и
сами, ... как сильно сместилось равноденствие, однако они не пожелали перенести
его с 21 марта — даты, установленной I Вселенским Собором. Согласие Церкви и
единство они ценили более, чем точность в вычислении равноденствия» (Пидалион).
Как видно из материалов т. н. «Всеправославного совещания»,
проходившего в Константинополе в 1923 году, вместе с установленным
изменением календаря, чем нарушается богослужебно-эортологическое единство
православных, встал вопрос о совместном праздновании Пасхи с еретическими конфессиями.
Поэтому не следует недооценивать детальное определение даты Пасхи и говорить, что
это касается только расположения светил и календаря. Нарушение Пасхалии влечет
за собой двойное зло. Совместное празднование с еретиками и раскол церковного
тела.
Сегодня совместное
празднование Пасхи между православными и «западным христианством» представляется
Вселенским Патриархатом как свидетельство «любви Православной Церкви к каждому христианину».
Однако упускается из виду основное условие для совместного празднования: общая
вера. Совместное совершение богослужения выражает и формирует единство Церкви
и основывается на общей вере, на одинаковом мировоззрении верующих. Запад со своим
высокомерием создал богословие, основанное на рационализме и презрении к богооткровенному
богословию святых отцов. Так, например, наблюдается полное расхождение
между православными и папистами-протестантами по главному вопросу о спасении,
дарованному нам через Крест и Воскресение. Паписты и протестанты полагают, что падением
человека и его грехами было оскорблено Божественное правосудие, и поэтому, чтобы
человек получил прощение и оправдание, Сын Божий должен был умереть на Кресте —
для удовлетворения Божественного правосудия и искупления человеческой природы от
смерти. Эта логическая конструкция построена по аналогии с правосудием человеческим,
земным. Напротив, в православном учении Отцов, богословствовавших в Духе Святом,
истина о спасении открывается как дар божественной любви, как неизреченное таинство,
где человеческое естество, поврежденное грехом, через Крест и Воскресение исцеляется
и обновляется во Христе и Церкви. Эти два совершенно противоположные учения отчетливо
проявляются в изображениях событий Распятия и Воскресения православными и папистами.
Поэтому нам,
православным, невозможно праздновать Пасху совместно с еретическим Западом: мы соблюдаем
правило Ι Вселенского Собора. А папизм, движимый
рационализмом, исправил дату равноденствия с астрономической точки зрения и
теперь часто празднует Пасху в один день с иудеями, в то время как именно празднование
отдельно от иудеев было целью отцов, собравшихся тогда на Соборе.
В заключение
следует отметить, что Православная Церковь благоговейно соблюдает определение Ι Вселенского Собора с момента его принятия до сегодняшнего дня и поэтому не
может и не желает праздновать Пасху ни с иудеями, ни с инославными. Она также следует
определению VII Вселенского Собора, в котором говорится, что «мы неприкосновенно
сохраняем все церковные предания, утвержденные в письменном или не в письменном
виде». Как было сказано, «правило определения Пасхи никогда не может меняться, ибо
это будет хулой на Духа Святого и действием против богодухновенности Церкви».
Забота Церкви
— обеспечить литургическое единство и неразрывное общение всех Православных Церквей.
С другой стороны, доказательством любви Церкви к каждому человеку является исповедание
Истины, Православной веры, переданной нам Господом нашим Иисусом Христом через апостолов
и святых отцов. Чтобы добиться общего празднования Пасхи со множеством еретических
группировок, экуменисты заявляют, что раздельное празднование Пасхи т. н. «христианским
миром» является для некоторых «соблазном». В противовес этому заявлению скажем,
что, напротив, совместное празднование с еретиками станет настоящим соблазном для
православных. Ведь за неприемлемым совместным празднованием, как писал св. Филофей
Паросский (Зервакос), последуют «смятение, смута, раздоры, ссоры, распри, вражда,
ненависть и все прочие виды зла, через которые приходит гнев Божий».
Мы горячо желаем и надеемся, что при могучем вмешательстве Господа нашего Иисуса Христа и только со всеми Православными Церквами мы отпразднуем 1700-летие со дня созыва Первого Вселенского Собора, выразив благодарность и воздав истинную дань его Богоносным Отцам, которые сохранили православную веру и православное богослужение, даровав нам Пасхалию как звено, объединяющее Тело Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Прошу уточнить дату на 2025 г. православной Пасхи, которая явно не 20_го Апреля.
ОтветитьУдалитьhttp://diak.ortox.ru/kalendar/view/id/5007
УдалитьНапротив, в православном учении Отцов, богословствовавших в Духе Святом, истина о спасении открывается как дар Божественной любви.Стоит отметить, что в Искупительной Жертве и состоит дар Божественной любви, таково Православное учение, а не в отрицании Искупительной Жертве, чем пытаются привлекать к себе еретики.
ОтветитьУдалитьИн. 3:16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына
Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него,
не погиб, но имел жизнь вечную.
1Кор. 6:20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему
прославляйте Бога и в телах ваших и в душах
ваших, которые суть Божии
СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЭФЕССКИЙ ПОМОГАЙ НАМ!!!
ОтветитьУдалитьИз текста "Выводов конфиренции" нет однозначного ясного ответа как быть, одно ясно дали вводные с неясностями и не определенными выводами, а там сами определяться что и как вам делать. Цена ошибки при прочтение и неверно понятных выводов конференции погибель души.
ОтветитьУдалитьЧестно, от двоякости таких выводов доверия к таким "конфиренциям" не высок.
Простите, но как уж есть.
После Крита и Гаванны, доверять таким конференциям вообще не стоит.
ОтветитьУдалить