суббота, 14 января 2023 г.

Св. Василий Великий арианствующему епарху Модесту: «Ты, наверное, никогда не встречал настоящего епископа?»

 

В 371 году император Валент, сторонник арианства, сделал все, чтобы распространить и упрочить ересь Ария на всей подвластной ему территории. Большинство его подданных под угрозой гонений, конфискации имущества, пыток и смерти подчинились его воле. Единственным  непокорным был епископ Кесарии, св. Василий Великий. Валент послал к нему епарха Модеста, чтобы тот урезонил его.

– Как смеешь ты, Василий, — свирепо говорит ему Модест, — противиться царским приказам? Как смеешь ты презирать императора? Только ты противишься его повелениям! Кем ты себя возомнил?

Св. Василий: В чем ты обвиняешь меня, епарх?

Модест: В том, что ты не следуешь вере царя!

Св. Василий: У царя  нет правильной веры! Он думает, что Сын Божий — это творение, создание, вымысел Божий, а не истинный Бог, которому я поклоняюсь.

Модест. А тогда мы, последователи веры императора, кто мы такие?

Св. Василий: Еретики!

Модест: Почему ты говоришь так, Василий? Не лучше ли тебе быть с нами? Разве не предпочтительнее было бы тебе иметь нас в своих друзьях?

Св. Василий: Как христианин, я предпочитаю иметь друзей, которые прежде всего являются христианами. Есть ли у них чины или нет, мне все равно.

Модест: И ты не боишься моей власти?

Св. Василий: Чего мне бояться? Конфискации имущества? У меня нет ничего, что принадлежит мне. Изгнания? «Господня земля и что наполняет ее». Мучений? Мое больное тело не долго будет страдать. Смерти? Ее  жажду и я, чтобы поскорее соединиться со своим Богом!

Модест: Никто и никогда, Василий, не говорил со мной с такой отвагой.

Св. Василий: Ты, наверное, никогда не встречал настоящего епископа!

«Ваше величество, мы побеждены!» позже признался Валенту епарх Модест.

Профессор богословия, протопресвитер Феодор Зисис комментирует вышеприведенный диалог так: «Св. Василий Великий сохранял это бескомпромиссное отношение к ереси и ее сторонникам даже перед лицом тогдашнего планетарного лидера, императора Валента, который отправил епарха Модеста, чтобы склонить к послушанию мужественного и непреклонного епископа. Все отступили: и патриархи, и епископы, и единственным непокорным был св. Василий Великий. Наверняка, те, кто тогда отрекся от веры, говорили то же самое, что можно услышать и в наши дни: разве может такое быть, чтобы он один сохранил веру неповрежденной? Ведь на нашей стороне — большинство». 

ИСТОЧНИК: Стилиан Г. Пападопулос, Житие одного Великого (Василия Кесарийского), Издательство Апостолики Диакониа, 1979 г., с. 309–320, отрывки / Στυλιανού Γ. Παπαδόπουλου, Η ζωή ενός Μεγάλου (Βασίλειος Καισαρείας), Έκδοσις Αποστολικής Διακονίας 1979, σ. 309–320, αποσπάσματα.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

  1. Богу- Божие. Кесарю - кесарево.. .. Эти слова Господа говорят что ни какими усилиями и хитростью несоеденимое - соеденится... Слова Сына Божиего- закон для Христиан . Нет выше по значимости закона от человеческого ума, чем от Всевышнего Творца начала начал.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!